Сертификация – защита от контрафакта
Сертификация транспортных средств – один из рубежей защиты потребителя от контрафактной продукции
Потери бизнеса от посягательств на его интеллектуальную собственность колоссальны. По оценке Международной торговой палаты, страны «большой двадцатки» ежегодно тратят около $20 млрд. на компенсацию ущерба, нанесенного контрафактными товарами, налоговые потери составляют около $90 млрд. При этом 80% потребителей во всех странах сталкиваются с контрафактными товарами, опасными для здоровья. Более 50% контрафактных товаров экспортируется по легальным торговым каналам.
В конце ноября в Москве прошла международная конференция «Интеллектуальная собственность и внешнеэкономическая деятельность: перспективы, риски и возможности». В частности, на конференции обсуждались методы защиты интеллектуальной собственности.
Однако самыми эффективными средствами признаются надзор за рынком, внешний контроль качества и инспектирование. Для этого все международные экспертные сообщества прибегают к стандартизации и сертификации. Стандартизация позволяет внедрить одинаковые для всех требования к технологиям по борьбе с пиратством (например, микропечать, RFID-метки, водяные знаки, идентификационные коды, голограммы, нанометки, магнитные полосы, химические и биологические маркеры, люминесцентные датчики и т. д.); стандартные правила оценки соответствия в части борьбы с контрафактом (надзор, контроль качества, подтверждение соответствия, инспектирование); наилучшие практики по борьбе с контрафактом; а также одинаковые для всех методы исследований (испытаний) для выявления контрафактной продукции.
Только введение одного института «представителей изготовителей» позволило значительно сократить количество «серых» импортеров транспортных средств, что особенно актуально для рынка мототехники, когда кто-то привозил партию мотоциклов, продавал их через розничную сеть и пропадал, а потребитель не мог найти ни продавца, ни организацию, отвечающую за гарантийное обслуживание. Вторым серьезным инструментом по защите потребителя от некачественной и контрафактной продукции являются надзор и контроль. Первый этап – это контроль, осуществляемый органом по сертификации за выпускаемой продукцией непосредственно на предприятии перед выдачей сертификата, и потом периодический контроль в период действия сертификата. Второй этап – государственный контроль за соблюдением требований технического регламента.
Пока результаты такой деятельности не столь очевидны. Так, в 2011 г. на государственные средства был куплен ряд комплектующих транспортных средств, которые были испытаны в аккредитованной лаборатории. По результатам предприняты меры по отзыву несоответствующей продукции из розничной сети, изъятию ее со склада изготовителя и вынесению административных штрафов как в отношении юридического лица, так и в отношении должностных лиц предприятий, допустивших выпуск несоответствующей продукции. В качестве примера можно привести удерживающие устройства для детей, где из 12 образцов несоответствующими признаны 10, а в случае тормозных накладок из 20 образцов несоответствующим признан только 1 образец. К сожалению, пока у этих механизмов очень много недостатков, но движение началось, и можно рассчитывать, что оно будет продолжаться. * * *Непосредственно перед выходом журнала ОАО «КАМАЗ» в своем пресс-релизе опубликовало информацию о том, что КАМАЗ выиграл судебное дело в отношении изготовителя ряда комплектующих, на которые наносился логотип КАМАЗа без ведома последнего. Это еще один маленький положительный шаг в построении цивилизованного рынка и защиты потребителей от некачественной контрафактной продукции. |