Состояние и прогноз развития российского рынка

Р. Кулапин, канд. экон. наук

Автобусы

Эта подотрасль автомобилестроения наиболее успешно преодолела прошлогодний кризис. Спрос на микроавтобусы и автобусы малой вместимости для внутрирайонных перевозок продолжает расти. Автобусы многоместные для городских перевозок составляют очень незначительную долю в общем выпуске и специализирующиеся на их производстве заводы продолжают испытывать все те же трудности, что и в прошлые годы. Парк этих автобусов в основном продолжает пополняться за счет импорта подержанных автобусов.

Доля микроавтобусов (в дальнейшем мы будем к ним относить и маломестные автобусы) занимает с каждым годом все больший удельный вес в общем выпуске: 1997 – 93,6%, 1998 – 95,4, 1999 – 96,2% (по оценке). Спрос на них высок, и закупаются они не только коммерческими фирмами для организации внутригородских перевозок, но и муниципальными автопредприятиями, поскольку провоз пенсионеров на льготных условиях в них запрещен, а стоимость проезда выше, чем в городских автобусах общего пользования. Поэтому окупаемость затрат на их приобретение очень высокая.

В 1997 г. производство выросло на 21,6%, в 98-м по известным причинам произошел некоторый спад (на 0,65 %), в первом полугодии 1999 г. объемы производства превысили объемы соответствующего периода прошлого года более чем на 20%. Годовой выпуск автобусов возрастет, по оценке, относительно прошлого года на 21 – 22%.

Объем продаж отечественной продукции на рынках России возрастет почти до 90% против 82,3% в 1996 г. Спрос будет превышать предложение отечественных изготовителей на 11,9% (в 1998 г. на 11,2%).

Постоянно возрастает экспорт: если в 1996 г. его доля составляла около 5% от отечественного производства, в 97-м – около 4%, то уже в прошлом году она составила 7,2%. В этом году экспорт еще больше увеличится и достигнет 11,5 – 12%, что в условиях насыщения отечественного рынка очень существенно для изготовителей.

Глядя на динамику показателей на графиках можно сделать вывод, что рост курса доллара увеличил спрос на отечественную продукцию, по крайней мере это относится к рынку автобусов. Из-за снижения импорта и увеличения конкурентоспособности по цене на западных и азиатских рынках возрос спрос на них как внутри страны, так и за рубежом.

При ожидаемом росте курса доллара эти тенденции усилятся и за пределами 1999 г., так что увеличение производства и сбыта отечественных микроавтобусов с большой вероятностью будет продолжаться и дальше. Разумеется, если не возникнут экстремальные ситуации типа августа прошлого года. Даже ожидаемое повышение тарифов на электроэнергию незначительно повлияет на изменение этих тенденций ввиду относительно малой металло- и материалоемкости микроавтобусов. Конечно, рост цен неизбежен. За первое полугодие текущего года средняя стоимость автобусов увеличилась примерно на 16% при более чем 30%-ном росте цен в целом по машиностроению. Данное обстоятельство может сократить внутренний спрос, но экспортные возможности останутся достаточно высокими.

Особенно высоким будет спрос на машины и соответственно рост производства на АО «Ульяновский автомобильный завод» ввиду их низкой по сравнению с другими цены. Хотя в Москве и некоторых других областных центрах Центрального региона сохраняется большой спрос на микроавтобусы Нижегородского автозавода, в регионах к югу и востоку от центра спрос на микроавтобусы УАЗ будет сохраняться высоким.

Рост экспорта микроавтобусов очень значителен и в дальнейшем будет еще больше. Основные экспортеры российской продукции (в порядке убывания): Украина, Казахстан, Польша, Монголия, Китай, Азербайджан, Латвия.

Доля импорта на рынках продолжает уменьшаться, но по сравнению с отечественным производством все еще составляет значительную величину (в 1999 г., по оценке, около 10%). Это в основном большие городские автобусы. Традиционный их поставщик в Россию, Венгрия, все больше сокращает объемы поставок. На первое место выходит Германия, откуда в основном приходят бывшие в использовании машины.

В порядке убывания объемов поставок основные импортеры автобусов в Россию: Украина, Япония, Германия, Венгрия, Чехия, Корея, Франция.

Заключая обзор рынка автобусов, мы хотим подчеркнуть, что столь радужная картина его развития касается лишь микроавтобусов и автобусов для внутрирайонных перевозок. Автобусы городские, большой вместимости все более дефицитны и даже не потому, что нет заводов, которые могут выпускать их в необходимом количестве, а потому, что постоянно растущая стоимость материалов и комплектующих, делает практически невозможной их закупку государственными автопредприятиями, а у муниципалитетов нет средств для их поддержки. Коммерческим же автопредприятиям закупка больших автобусов не приносит быстрой прибыли и окупаемости. Поэтому ситуация на рынке больших автобусов будет и в дальнейшем ухудшаться.

Тракторы

Спад производства и платежеспособного спроса на тракторы продолжается в России уже длительное время. К началу этого года производство сократилось от уровня 1995 г. на 50,5 %. В текущем году появилась положительная динамика: рост производства, по нашей оценке, составит около 14%. Эта тенденция сохранится в первом полугодии 2000 г., по прогнозу, рост производства по сравнению с первым полугодием 1998 г. составит 18 – 19%.

Это объясняется преодолением спада производства на Липецком и Владимирском тракторных заводах, долгое время снижавших объемы выпуска продукции. Несколько сдает позиции лидер российского тракторостроения – Волгоградский тракторный завод, но по итогам текущего года мы ожидаем изменения ситуации на нем и, по крайней мере, выпуск тракторов не будет меньше объемов 1998 г.

Спрос стал расти за счет снижения импорта, доля которого уменьшится относительно объемов отечественного производства с 63,8 % в 1996 г. до 43 –44% в 1999 г. Отмечается также рост экспорта в относительных показателях (на 18 – 19% в 1999 г. по сравнению с 1998 г.), хотя по абсолютной величине увеличение экспорта выглядит скромнее: в 1998 г. экспортировано 3,3 тыс., а в 1999 г., по оценке, – 3,9 тыс. машин.

Особенно высоким будет в текущем году рост производства и спроса на трелевочные тракторы (на 76 – 77%), хотя в дальнейшем спрос на них стабилизируется на уровне этого года.

Объем продаж в России в относительных показателях (к объему производства) постоянно увеличивается и стабилизируется на уровне 12 – 13 тыс. штук.

В структуре выпуска наибольший удельный вес сохранится за пропашными тракторами и увеличится в текущем году относительно 1996 г. более чем на 4 %. Их доля в общем производстве составляла в 1996 г. – 60,3 %, в 1999 г. составит 64,6 %, значительно возрастет доля трелевочных тракторов – с 7,6 % в 1996 г. до 20 % в 1999 г. Продолжается сокращение платежеспособного спроса на тракторы общего назначения, что связано в первую очередь с падением спроса на них в дорожно-строительном машиностроении и в строительстве в целом, а также низкой конкурентоспособностью на рынках Запада.

Все больше объем продаж в России покрывается за счет отечественного производства.

Если в 1996 г. за счет импорта платежеспособный спрос был почти 4,0 тыс. тракторов, то в 1999 г., по оценке, этот показатель уменьшится до 1,0 тыс. машин.

Рост цен очень значителен: за первое полугодие текущего года он составил более 40 %, особенно сильно подорожали трелевочные тракторы, что в дальнейшем будет отрицательно влиять на объемы их продаж.

Доля основных стран экспортеров тракторов из России и импортеров в Россию приведена на диаграмме. Основные экспортеры Литва, Венгрия, Украина. На рынки развитых стран Европы поставляется незначительное количество. Объем экспорта от отечественного производства за последние годы стабилизировался в пределах 34 – 35 %. Средние цены на экспортируемые из России тракторы в страны дальнего зарубежья в 3 – 4 раза ниже цен на тракторы, завозимые из этих стран. Поэтому в дальнейшем за пределами 1999 г. в связи с ожидаемым ростом курса доллара, более выгодным станет реализовывать тракторы внутри страны, что несколько снизит объемы экспорта за счет увеличения продаж в России.

Импорт становится все более невыг
одным, что будет повышать конкурентоспособность отечественной продукции в России. Основные импортеры – Украина (42 % от общего импорта), Германия (18 %), Швеция (15 %). Они поставляют в основном тяжелые тракторы общепромышленного назначения. Отмечается ежегодное падение импорта, и в 1999 г. он уменьшится относительно прошлогоднего почти на 20 %.

В связи с неблагоприятной ситуацией в текущем году в агропромышленном комплексе и значительным износом тракторного парка (наличие исправных тракторов в 1999 г. относительно 1996 г. сократится примерно на 30 %) федеральные органы будут вынуждены выделять больше кредитов на закупку пропашных тракторов, что, по оценке, приведет к увеличению их производства и спроса.

Металлорежущие станки

Несмотря на износ действующего парка, составляющий 38 – 40%, спрос на металлорежущие станки в России продолжает сокращаться. Все заводы-изготовители испытывают трудности со сбытом, что ведет к постоянному снижению объемов производства. В нынешнем году, по нашей оценке, они уменьшатся по сравнению с прошлогодними на 10 – 11%, а относительно 1996 г. – на 48 – 49%.

Определенную роль в этом сыграла ориентация экспорта на дальнее зарубежье, где рынок перенасыщен собственной продукцией. Основным покупателем отечественных станков была и остается Германия и сокращение ею закупок сразу резко снизило экспортные возможности России, так как доля других западных покупателей оставалась и остается очень незначительной. К тому же многие страны с большой потенциальной возможностью закупок станков, такие, как Индия, Иран, Китай, Монголия, Египет и Турция, фактически остаются вне поля зрения отечественных производителей.

Страны СНГ все более ориентируются на западных и азиатских изготовителей, несмотря на то, что российская продукция в 2 – 3 раза дешевле аналогичной западной и японской. И даже девальвация рубля не внесла в развитие экспорта позитивных изменений. Отечественные же покупатели при вечной нехватке оборотных средств и растущей кредиторской задолженности не считают замену изношенных станков первоочередной задачей.

Анализ состояния рынка приводит к следующим оценкам его развития в ближайшей перспективе. Спад производства будет продолжаться, хотя его темпы в текущем году несколько замедлятся: если в 1998 г. объем производства сократился более чем на 25%, то в текущем году, по оценке, он уменьшится на 11 – 12%, хотя относительно 1996 г. объем производства сократится почти наполовину.

Экспорт также сокращается, причины этого рассмотрены выше, объем его относительно 1996 г. сократится почти на 2/3. В текущем году сокращение экспорта пройдет несколько меньшими темпами и доля его относительно отечественного производства сохранится на прошлогоднем уровне (17,5 – 17,8 %).

Импорт в условиях роста курса доллара США и постоянного снижения платежеспособного спроса в России сокращается очень значительно и составит относительно 1996 г. почти одну десятую часть. Очень существенно, что импорт не только сокращается, но и становится все менее значительным относительно экспорта, даже в условиях постоянного спада отечественного производства. Если в 1996 г. экспорт превышал импорт всего на 27%, то в текущем году импорт относительно экспорта составит лишь 27 – 28%. Основной импортер станков в Россию – Украина, на долю которой приходится почти половина всего импорта.

В условиях постоянного спада производства, экспорта и импорта естественен спад объемов продаж – как общего, так и отечественной продукции. При этом объем продаж российской продукции в России все более замещает импорт. Доля отечественной продукции на рынках России с 79% в 1996 г. увеличится до 94 – 95% в 99-м. За пределами нашего прогноза эта тенденция еще более усилится, что позволяет предположить увеличение объемов продаж отечественной продукции в России и некоторого роста производства, особенно если цены на готовую продукцию сохранятся на приемлемом для покупателей уровне.

В первом полугодии текущего года темпы роста цен на металлорежущие станки были несколько ниже роста цен в целом по станкостроению и инструментальной промышленности (соответственно 16 и 25% от уровня декабря 1998 г.)

В структуре выпуска станков продолжают сокращаться и объемы производства специальных, специализированных, агрегатных станков и станков с ЧПУ.

Основная причина спада производства этих станков – слишком дороги для России и неконкурентоспособны для развитых стран Европы и Японии.

В заключение можно сделать вывод, исходя из рассмотренных тенденций и динамики, что трудности станкостроительных заводов со сбытом готовой продукции в текущем году еще более усугубятся и вряд ли будут преодолены к началу следующего тысячелетия (в 2000 г.).





НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin