Состояние мировых рынков сельскохозяйственных тракторов
Case IH Magnum
Резиноармированные гусеницы для Challenger МТ 700В
Claas
Deutz-Fahr Agrotron
Claas Axion 810C-Matic
John Deere 9630
John Deere 8330
«Точное земледелие»
Valtra
John Deere
|
Мировые рынки тракторов для аграриев (далее – с.-х. тракторов) являются одними из наиболее динамично развивающихся с ежегодным приростом объемов продаж до 30%. В настоящее время мировое производство с.-х. тракторов поделено между доминирующими на мировом рынке тремя транснациональными корпорациями: СNH, объединяющей фирмы Case IH, New Holland (США) и Steyr (Австрия); AGCO, объединяющей фирмы Fendt (Германия), Massey Ferguson, Challenger (США) и Valtra (Финляндия); SDF, объединяющей фирмы Same, Lamborghini (Италия), Hu..erlimann (Швейцария) и Deutz-Fahr (Германия), а также двумя крупнейшими компаниями John Deere и Claas. Ежегодно эти корпорации и компании поставляют на мировой рынок почти 400 тыс. тракторов, а это более 80% всего мирового выпуска тракторной техники. Парк тракторов распределен по континентам и странам неравномерно. Наибольшим парком тракторов располагают в порядке убывания США, Япония, Италия, Индия, Франция, Польша, Германия, Испания, Китай и др., причем в парках Японии, Индии и Китая значительную долю составляют с.-х. тракторы небольшой мощности. Большие парки тракторов также у Бразилии, Турции, Аргентины. Из стран СНГ наибольший парк тракторов в России, далее следуют Украина, Белоруссия и Казахстан. Как свидетельствуют данные розничных продаж, наиболее крупными рынками тракторов являются североамериканский (США и Канада), а также составляющий от него почти 65% суммарный рынок стран Западной Европы. Видно, что рынок тракторов Западной Европы в 2008 г. по сравнению с 2007 г. за счет наиболее крупных стран – Франции, Германии, Италии, Великобритании увеличился и составляет суммарно почти 70% всего европейского машиностроения, тогда как за счет более мелких стран (не показаны) сократился, но в результате общее количество тракторов на нем все же возросло. По объемам производства с.-х. техники среди стран ЕС с большим отрывом лидирует Германия, поскольку в этой стране много крупных тракторных заводов.
Во Франции наиболее продаваемыми в 2008 г. были тракторы мощностью от 80 до 149 л.с. (24 161 ед.), при этом доля тракторов мощностью более 180 л.с. с 2007-го по 2008 г. почти удвоилась. Объемы продаж тракторов мощностью более 100 л.с. также увеличились и достигли 62% всего рынка тракторов. В целом в тот год во Франции продано тракторов на 15% больше, чем в 2007 г., причем на тракторы только с задним ведущим мостом (4К2) в отличие от полноприводных (4К4а) спроса практически не было (0,4% всех стандартных тракторов). В настоящее время наиболее крупными странами – экспортерами тракторов являются Германия, Италия и Япония (по малогабаритным тракторам). На рынках Франции, Германии, Италии, Испании в 2008 г. по сравнению с 2007 г. заметно возросли продажи тракторов фирм, входящих в число ведущих мировых производителей. В Западной Европе самыми покупаемыми тракторами являются тракторы CNH, за ними с небольшим отрывом следуют тракторы John Deere, AGCO, SDF, Claas.
В 2008 г. в США и Канаде доля тракторов мощностью свыше 100 л.с. по сравнению с 2007 г. возросла на 30%, а мощных тракторов с шарнирно-сочлененной рамой – на 31%, при этом доля тракторов небольшой мощности от 40 до 100 л.с. сократилась на 8%. В связи с кризисом в большинстве развитых стран, начиная с 2008 г., продажи тракторов снизились. Так, в США и Канаде по сравнению с 2007 г. их общие продажи в 2008 г. уменьшились на 4,3%. Основными требованиями фермеров к продаваемой тракторной технике являются повышение мощности, снижение количества вредных веществ в отработавших газах, снижение уровня шума, внедрение почвосберегающих технологий, сокращение расхода топлива. На увеличение продаж тракторов оказывают влияние имидж моделей и фирм, внедрение новых технических решений, представляющих интерес для фермеров, качество работы дилеров, доступная цена. Экономические показатели наиболее крупного производителя аграрной техники – корпорации John Deere приведены в таблицах.
В последние годы объем продаж с.-х. продукции John Deere, в том числе тракторов, в разных странах мира устойчиво возрастал при практически ежегодном увеличении затрат на НИОКР, при этом в 2008 г. существенно выросли продажи с.-х. тракторов мощностью более 100 л.с. и мощных колесных тракторов с шарнирно-сочлененной рамой (на 31%), причем доля гусеничных тракторов (получивших наибольшее распространение в Северной Америке) в общем объеме всей тракторной техники была доведена почти до 10%. В России John Deere работает более 10 лет, лидируя в настоящее время по продажам с.-х. тракторов: за январь–июль 2009 г. на рынке России продано 183 трактора, что сопоставимо с поставками за тот же период времени, например, тракторов ХТЗ (158 ед.). На 2009 г. прогнозировалось снижение объема продаж примерно на 19%, при этом объем чистой прибыли, по-видимому, не превысит $1,1 млрд. Прогнозировалось и незначительное снижение продаж с.-х. техники не только в США, но и Канаде при одновременном росте продаж полноприводных тракторов, в Западной Европе ожидали снижения продаж на 10…15%, в Центральной Европе и странах СНГ – резкого снижения, а в Южной Америке – их падение на 20…30%.
John Deere крупнейший производитель сельхозтехники в Западной Европе, в частности в Германии: на его немецких предприятиях в настоящее время занято свыше 6100 чел., годовой оборот основного производителя тракторов – завода в Мангейме возрос до 2,9 млн. евро, там в 2008 г. изготовлено рекордное число тракторов мощностью от 60 до 200 л.с. – 45 700 ед. Эти успехи John Deere объясняются отчасти бесперебойной поставкой запчастей через отлично налаженную разветвленную сеть официальных дилеров и снижением трудоемкости техобслуживания тракторов John Deere. В последнее время John Deere интенсивно развивает системы и оборудование для ведения «точного земледелия» (precision agriculture technology): системы автоматического, в том числе параллельного, вождения, электронной документации обрабатываемых угодий, управления орудиями посредством системы ISO BUS и др. Отметим, что при продажах, в том числе в России, большим спросом пользуется трактор модели 8330, оснащенный этими системами. Являющаяся вторым мировым производителем тракторов корпорация CNH (Case–New Holland) реализует свою продукцию и запчасти к ней через более чем 11 тыс. дилеров, дистрибьюторов, агентов и собственные фирмы в 160 странах мира, причем корпорация ориентирует дилеров на комплексную поставку сельхозтехники (тракторов вместе с наборами машин для возделывания разных культур). В течение последних лет объемы продаж техники для аграриев, прибыль, затраты на НИОКР корпорации John Deere из года в год постоянно возрастают. В продажах с.-х. техники CNH на тракторы приходится примерно до 50%, на комбайны – до 20%, остальное – сельхозмашины (сено- и кормоуборочные, посевные и почвообрабатывающие, пропашная техника и опрыскиватели). В 2009 г. на мировом рынке ожидалось снижение продаж тракторов CNH мощностью более 40 л.с. (примерно на 20%), главным образом в Восточной Европе. В настоящее время корпорация активно продвигает на рынки новинки – мощные тракторы Case IH модели Magnum 310 и New Holland модели Т8050, оснащенные практически всеми современными техническими новинками.
Корпорация AGCO занимает третье место в мире по производству и продажам с.-х. оборудования и продает его более чем в 140 стран мира с использованием широкой распределительной сети из почти 3900 независимых дилеров. Известно, что, например, в 2007 г. чистые объемы продаж тракторов AGCO оставили $4643 млн., или более 68% чистого объема продаж всей производимой с.-х. техники (вместе с комбайнами, другими сельхозмашинами), составляющего $6828 млн. На 2009 г. прогнозировалось общее сокращение рынков: заметное в Северной Америке, в частности по тракторам малой и средней мощности, и более значительное в Южной Америке и Европе, особенно в Центральной, Восточной и в России. По прогнозам, чистый объем продаж должен был снизиться до $6,5…6,8 млрд.
Деятельность корпорации AGCO характеризуется инновационной направленностью: в 2008 г. на рынки поставлено свыше ста изделий, в том числе современных двигателей Sisu из Финляндии мощностью до 350 л.с., признанных во всем мире благодаря их высокому техническому уровню. Ими оснащают технику таких производителей, как Massey Ferguson, Valtra, Challenger и др. Симптоматично, что к этим двигателям проявила интерес и Россия, в связи с чем на ВМТЗ (г. Владимир) создано и функционирует совместное предприятие по производству этих двигателей для комплектации российской, особенно новой тракторной и другой техники.
Продолжают пользоваться популярностью и большим спросом в Западной Европе, несмотря на высокую стоимость, наиболее совершенные в мире тракторы Fendt серий Vario, оснащенные бесступенчатой трансмиссией. В странах Скандинавии наиболее продаваемыми остаются самые легкие в своих классах тракторы Valtra за счет внедренных на них инновационных технологий по двигателю, коробке передач, другим узлам и агрегатам. Все более популярными в Западной Европе становятся гусеничные тракторы с резиноармированными гусеницами Challenger cерий МТ 700В и МТ 800В.
Компания (объединение) Same-Deutz-Fahr (SDF) является четвертым мировым производителем тракторов. Наиболее продаваемыми тракторами SDF являются типоразмеры мощностью свыше 50 до 100 л.с. Тракторы составляют до 83% от общего объема продаж всей продукции, включая также комбайны, сельхозмашины, двигатели, запчасти и проч., причем на рынках мира в 2007 и 2008 гг. продано соответственно 33 628 и 33 196 ед. с.-х. тракторов, а наибольший рост их продаж отмечался в группе мощности свыше 150 до 200 л.с.
Наибольший интерес для покупателей представляла новая модель Agrotron M620 фирмы Deutz-Fahr, ставшая бестселлером, при этом основными потребителями тракторов SDF в 2007–2008 гг. были Германия и Италия. Наибольшие перспективы компания SDF связывает с ростом продаж на рынках Китая, Индии, Бразилии и стран СНГ.
В последние годы в группу ведущих выдвинулась также и компания Claas, которая в 2003 г. приобрела производство тракторов у фирмы Renault.
С.-х. тракторы пока занимают в продажах Claas второе место после комбайнов, поскольку ранее фирма сформировалась как производитель в первую очередь сельхозмашин – комбайнов, косилок и проч. В Восточной Европе деятельность Claas ориентирована преимущественно на рынок России, где действует завод компании в Краснодаре.
В числе достижений Claas можно отметить расширение финансирования инновационной и исследовательской деятельности, модернизацию и создание новой тракторной техники. В частности, в последние годы освоено производство многофункциональных интегральных тракторов Xerion, нового семейства Axion мощностью 163…260 л.с., впервые полностью разработанного компанией, в том числе серии тракторов Axion CMATIC с бесступенчатой трансмиссией, насыщенных множеством систем для автоматического регулирования и управления их основными узлами и агрегатами. |