План – закон, выполнение – долг, перевыполнение – честь!
Задачи дорожной отрасли на 2015–2022 гг.

18 марта 2015 г. прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Федеральное дорожное агентство: итоги 2014 г., задачи и перспективы 2015–2017 гг.». В рамках конференции были анонсированы планы развития дорожной отрасли.
Руководитель Федерального  дорожного агентства Роман Старовойт

Финансирование дорожной отрасли в 2015 г. увеличат на 20% по сравнению с прошлым сезоном, таким образом, бюджет Росавтодора превысит 500 млрд. руб. Для сравнения: в 2014 г. финансирование агентства составило 430 млрд. руб. Будет выделено 54 млрд. руб. в 2015 г. на начальную стадию строительства транспортного перехода через Керченский пролив, 10 млрд. руб. выделят в качестве субсидий регионам для подготовки к чемпионату мира по футболу.

До 2018 г. на развитие дорожной отрасли из федерального бюджета планируется направить более 1,5 трлн. руб. Вместе с наращиванием финансирования растут и задачи: необходимо к 2018 г. привести в нормативное состояние всю сеть федеральных автомобильных дорог, к 2022 г. удвоить объемы строительства, ввести в эксплуатацию крупнейший в истории дорожного хозяйства транспортный переход через Керченский пролив, подготовить инфраструктуру к чемпионату мира по футболу.

Почти половина годового бюджета Федерального дорожного агентства (219 млрд. руб.) будет направлена на ремонт и содержание дорог, и к концу дорожного сезона общая протяженность федеральных трасс в нормативном состоянии увеличится до 62% (31 000 км). Сокращения расходов на приведение дорог в нормативное состояние не будет, невзирая на экономическую ситуацию. К 2017 г. в соответствие с нормативами должно быть приведено 80% федеральных дорог в России (40 000 км).

В 2015 г. на строительство дорог планируется выделить 92 млрд. руб. По итогам дорожного сезона будут введены в эксплуатацию 324 новых километра федеральных трасс. Кроме того, в ближайшие годы Росавтодор будет создавать новые технические заделы для дорожного строительства (начнется активное проектирование, подготовка документации и т. д.). В связи с этим объемы строительства и реконструкции дорог будут нарастать более плавно. В 2016 г. планируется ввести в эксплуатацию 360 км, в 2017-м – 384 км. В последующие годы данные показатели планируется увеличивать быстрее, до 750–1000 км за сезон. Указанные темпы и объ­емы дорожного строительства на федеральных трассах соответствуют выполнению поручения Президента РФ об удвоении темпов дорожного строительства к 2022 г. по сравнению с предыдущим десятилетием.

На первом месте среди приоритетных объектов это проектирование и строительство транспортного перехода через Керченский пролив (контракт с ООО «Стройгазмонтаж»). К приоритетным объектам 2015 г. относится проект реконструкции участков автомобильной дороги Новороссийск–Керченский пролив, включая транспортные подходы к мостовому переходу через пролив.

Большой объем строительных и ремонтных работ намечен на федеральных дорогах Сибири, Дальнего Востока и Северного Кавказа: трассы М29 «Кавказ», М51, 53, 55 «Байкал», М56 «Лена», М60 «Уссури». Продолжится активное развитие дорог, соединяющих Москву с регионами России и соседними государствами: М5 «Урал» (Москва–Челябинск), М9 «Балтия» (Москва–Рига), М8 «Холмогоры» (Москва–Архангельск), М7 «Волга» (Москва–Казань). На Северо-Западе к приоритетным объектам 2015 г. отнесены трассы А181 «Скандинавия» (Петербург–Хельсинки), Р21 «Кола» (Санкт-Петербург–Мурманск), А180 «Нарва» (Санкт-Петербург–Таллин), А121 «Сортавала» (Петербург–Петрозаводск).

Особое внимание также будет уделено финансовой поддержке региональных отраслевых мероприятий. На сегодняшний день в законодательстве о бюджете объем трансфертов составляет около 160 млрд. руб. (сумма будет уточнена по итогам корректировки федерального бюджета на 2015 г.). Среди наиболее значимых направлений финансирования: программы поддержки Дальнего Востока и Забайкальского региона (10 млрд. руб.), развитие Калининградской области (2 млрд. руб.), развитие Курильских островов (320 млн. руб.). Кроме того, на восстановление дорог, поврежденных при наводнениях и паводках на территориях Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, планируется направить 2,2 млрд. руб.

Благодаря субсидиям Рос­автодора реконструируют около 183 км региональных и местных дорог в Красноярском крае, Санкт-Петербурге, Московской, Калининградской, Кемеровской, Ленинградской, Орловской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Омской областях. В частности, за счет федеральных субсидий будет проводиться строительство моста через реку Енисей в Красноярске, моста через канал в городе Балаково Саратовской области, десяти путепроводов через железнодорожные пути в Подмосковье и т. д.

Подписано постановление Правительства РФ о предоставлении регионам 69 млрд. руб. на поддержку региональных программ субъектов Российской Федерации. Эти средства должны быть направлены на 80% на региональные программы по удвоению объемов строительства дорог во всех регионах и на 20% на строительство крупных объектов, наиболее важных для развития регионов.

Финансирование в части строительства приоритетных региональных объектов направят в 18 субъектов. Приоритетные объекты определены поручениями Президента РФ и Правительства РФ. К ним относятся в основном обходы крупных городов и стратегически значимые мосты, например: обход Нижнего Новгорода, обход Оренбурга, обход Калуги и др.

Предельная проектная стоимость работ по Керченскому мосту составляет 212,5 млрд. руб. в ценах 2015 г., прописана в государственном контракте и подлежит ежегодной индексации. В ценах соответствующих лет она составит 228,3 млрд. руб. Предельная стоимость определена на основе разработанного ГК «Автодор» ТЭО. В данную сумму включены общие расходы на проектирование и строительство. В дальнейшем стоимость работ по государственному контракту уточнят после разработки проекта и получения им положительного заключения «Главгосэкпертизы».

18 декабря 2018 г. – дата открытия автомобильного движения в рабочем режиме и начала временной эксплуатации построенной железнодорожной линии на объекте.

В период с 18 декабря 2018 г. по 30 июня 2019 г. предполагается выполнить пусконаладочные работы, работы по благо­устройству территории, в составе которых предполагаются планировка и озеленение земельных участков, нанесение дорожной разметки и подобные работы.

Срок службы подобных объектов рассчитывается на 100-летнюю перспективу. Гарантийные обязательства исполнителя по контракту, исходя из практической осуществимости, составляют 8 лет. Генподрядчик обязан за счет собственных средств устранять дефекты и неполадки, возникающие на объекте, поэтому в его интересах обеспечить качественное выполнение работ по проекту.

В настоящее время в рамках проектно-изыскательских работ ведется комплекс инженерных изысканий, разрабатывается документация по планировке территории, выполняется работа по получению исходно-разрешительной документации. Подрядной организацией проводятся мобилизационные работы: ведется обустройство временных городков и организация строительных площадок, подъездных путей.

 

Таковы основные задачи, поставленные перед дорожной отраслью на ближайшие годы. Дорожная отрасль способна, как палочка-выручалочка, вытащить экономику из кризиса. Будем надеяться, что дорожники совершат это экономическое чудо. Главное, чтобы все шло по плану.