Перевозки негабаритных тяжеловесных грузов: требования современности
Ситуация на рынке перевозок негабаритных тяжеловесных грузов становится все сложнее. На перевозчиков давят законодательные инновации, рынок грузоперевозок сокращается, обостряя конкуренцию между участниками, долю перевозок отбирает РЖД. В этих условиях меняются требования перевозчиков к технике. Как они меняются, в каком направлении, что сегодня важнее – этот круг вопросов обсуждают специалисты отрасли.
В беседе приняли участие: Николай Глинкин, главный инженер ООО «СВ Транс»; Сергей Овсиенко, генеральный директор компании «Белуга Проджектс Лоджистик»; Дмитрий Палиенко, генеральный директор ООО «Негабаритика»; Вячеслав Попов, генеральный директор ГК «Эверест».
Что для вас важнее: надежность, функциональность или стоимость техники?
Н. Глинкин, «СВ Транс»: Безусловно, важным показателем для нас является надежность техники. При том весе и габаритах, с которыми мы работаем, функциональность уступает надежности, потому что с функциональностью можно что-то придумать, выполнить какие-то дополнительные работы, найти объезд, подобрать нужный маршрут, позволяющий использовать существующую функциональность техники, но если под грузом лопнет колесо, то это создаст нам определенные трудности, задержку и отставание от графика. Как вы знаете, график есть продукт согласования со многими инстанциями, и отклонения чреваты значительными непредвиденными расходами. Поэтому из предложенных вами трех компонентов успеха мы выбираем надежность.
Что касается цены, то на фоне стоимости груза, например химического реактора или трансформатора и других промышленных агрегатов, стоимость транспортного средства отходит на третий план.
С. Овсиенко, «Белуга Проджектс Лоджистик»: Раздам каждой сестре по серьге – для нас важен комплекс качеств: надежность, функциональность и минимальная общая стоимость владения, которые нам обеспечивает техника Faymonville. Мы нашли оптимальное для наших задач, для наших требований решение и придерживаемся его.
Д. Палиенко, «Негабаритика»: Для меня важна надежность за минимальную стоимость, но для нашего рынка это не совсем актуально. Я, как покупатель техники, не готов платить за функциональность, превышающую потребность, не используя технику в полную мощь. При нынешней экономической ситуации в стране, где перевозки тяжеловесных грузов сейчас не очень востребованы, выбор будет в пользу надежности.
В. Попов, «Эверест»: Безусловно, все три составляющие являются определяющими при выборе техники для нашей организации. Но определенно самым важным критерием является надежность. Несмотря на кризис и дефицит финансов как у покупателей-транспортников, так и у наших клиентов, основным в доставке тяжеловесных и негабаритных грузов является уверенность в том, что транспортное средство справится с возложенной на него задачей и не подведет в пути. В этой связи мы предпочитаем конкретные проверенные нашими сотрудниками и временем марки, несмотря на наличие предложений более доступных аналогов.
Повышенная грузоподъемность – это повышенный запас прочности или трата лишних средств?
Н. Глинкин, «СВ Транс»: Повышенный запас прочности – это опять же аспект надежности. Чем больше запас прочности, чем бóльшие нагрузки может выдержать конструкция, тем она надежнее и тем мы более уверены в технике. Можно добавить, что стоимость страховки – это функция, обратно пропорциональная уверенности в себе.
Кроме того, мы эксплуатируем технику в различных регионах, где зимой нередки сильные морозы, сопровождающиеся сильным ветром, а летом стоит изнуряющая жара. В таких условиях важна подготовка техники как к северным условиям эксплуатации, так и с учетом жарких погодных условий. Подготовка включает специальные смазки и жидкости, термоизоляцию силовых установок и проч. Это дополнительные расходы, которые обеспечивают надежную эксплуатацию и выполнение транспортной задачи. В нашем деле затраты на надежность и повышенный запас прочности техники лишними не бывают.
С. Овсиенко, «Белуга Проджектс Лоджистик»: Запас прочности никогда не помешает, особенно в таком деле, как наше. Повышенный запас прочности гарантирует успешное выполнение нами транспортных задач. На этом фоне вопрос траты лишних средств не возникает.
Д. Палиенко, «Негабаритика»: На данный момент повышенная грузоподъемность – это трата лишних средств, так как к с 1 июля 2015 г. перевозчики работают по новым ставкам возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденным 9 января 2014 г. Постановлением Правительства РФ № 12. Новая методика расчета ущерба во много раз увеличила выплаты, тем самым повлекла использование полуприцепов с меньшей грузоподъемностью, а также большое количество грузов перешло на доставку ОАО «РЖД».
В. Попов, «Эверест»: Компании, специализирующиеся на перевозке сверхтяжелых грузов, – это элита перевозчиков. Для организации подобных перевозок необходима совокупность целого ряда факторов: специализированная дорогостоящая техника, штат опытных сотрудников, опыт в организации логистических проектов. С развитием экономики и ростом потребностей рынка актуальными становятся задачи увеличения максимального предела безопасных возможностей техники. Перевозчики готовы платить за каждую дополнительную тонну нагрузки на оси тралов и модульных систем, потому как это дает возможность предложить клиенту то, что не могут конкуренты. Соответственно и цена на такие услуги будет выше.
Кроме того, «негабаритчики», как правило, идейные люди, и нам важно быть в авангарде.
Что более актуально для России: простые системы подвески с меньшей грузоподъемностьюп или современные?
Н. Глинкин, «СВ Транс»: Технический прогресс дошел до такого уровня совершенства и надежности, что сложные конструкции вполне могут эксплуатироваться на всей территории России независимо от погодных условий. Боязнь эксплуатировать в России сложные современные системы не имеет под собой оснований и скорее основывается на невежестве, чем на реальных предпосылках. Как показывает опыт, даже пневматические подвески успешно работают в условиях Крайнего Севера.
С. Овсиенко, «Белуга Проджектс Лоджистик»: Раньше перевозчики ориентировались на стоимость прицепов, которую определяли как вторичный европейский рынок, так и простота техники. Кроме того, из-за жесткой конкуренции производители техники шли на уступки в цене, невзирая на насыщенную комплектацию или сложности в производстве современной техники. Порой современная техника по цене не отличалась от более устаревших вариантов. Для продаж главным был маркетинг производителя.
Сегодня мы возвращаемся к ситуации выбора между надежностью и стоимостью. Можно сказать, что победит сильнейший, и именно тот, у кого в руках будет инструмент оптимизации расходов и соответственно инструмент влияния на стоимость оборудования. Так, к примеру, компания Faymonville наладила сборку своих прицепов в России, а это тот самый инструмент, который позволит им быть ближе к потребителю и его проблемам.
Д. Палиенко, «Негабаритика»: Однозначного ответа нет, потому как в России используют и простые подвески с меньшей грузоподъемностью, и современные, все зависит от маршрута следования и характера груза. Отечественные производители техники все чаще используют современные импортные комплектующие: пневматические подвески, тормозные системы последнего поколения. Безопасность движения, как и экономия средств (используя подвески меньшей грузоподъемности), важна.
В. Попов, «Эверест»: Считаю данный вопрос неуместным по отношению к перевозчикам негабаритных грузов, современная подвеска – это обязательное условие работы современной техники.
Нужно ли жертвовать долговечностью и грузоподъемностью в угоду низкому собственному весу трала?
Н. Глинкин, «СВ Транс»: Мы работаем в таком сегменте, где собственная масса транспортного средства особого значения не имеет. Для перевозок по технологическим дорогам это вообще не важно, а для движения по дорогам общего пользования мы разрабатываем проекты, оформляем разрешения и несем полную ответственность в момент перевозок.
С. Овсиенко, «Белуга Проджектс Лоджистик»: Этот вопрос имеет смысл, если мы говорим об автомобильных полуприцепах, собственная масса которых в общей массе автопоезда существенна. Здесь выбор в пользу того или иного решения будет зависеть от продолжительности задач и от целей компании.
Д. Палиенко, «Негабаритика»: Угода низкому собственному весу трала сейчас экономически выгодна для ООО «Негабаритика» в ответ на требование объективной действительности, связанной с Постановлением Правительства РФ № 12 от 09.01.2014 г. Но стоит ли считать это жертвой долговечности? Не совсем соглашусь. У современных производителей техники подготовлена масса вариантов моделей с использованием новейших конструктивных решений и применением в производстве высокопрочных сталей при изготовлении, при этом максимально снизивших собственную массу прицепа.
В. Попов, «Эверест»: Собственный низкий вес трала должен достигаться за счет прочных легкосплавных материалов, но ни в коем случае не в ущерб долговечности и надежности транспортного средства. Чем легче трал, тем меньше суммы выплаты ущерба собственникам дорог, это безусловно плюс, но все же не стоит забывать, что надежность техники всегда стоит на первом месте и для перевозчиков, и для заказчиков.
Расскажите о пендульной (маятниковой) подвеске: все «за» и «против».
Н. Глинкин, «СВ Транс»: Для транспортных средств, которые перевозят тяжелые и сверхтяжелые грузы, маятниковая подвеска, вообще, безальтернативный вариант. Она выдерживает огромные нагрузки и при этом обеспечивает большой ход подвески и широкий угол поворота, позволяет регулировать высоту платформы.
С. Овсиенко, «Белуга Проджектс Лоджистик»: Мы с ними не работаем, но считаем, что такой тип подвески, особенно производства Faymonville, позволяет иметь более широкий спектр применения и лучшее управление при движении, и особенно в стесненных условиях.
Д. Палиенко, «Негабаритика»: Маятниковая подвеска предусмотрена для особо трудных дорожных и внедорожных условий. Этот тип подвески отличается впечатляющим общим ходом подвески – 600 мм, а также невероятно большим углом поворота осей – более 60°. Благодаря маятниковым движениям подвеска оптимально распределяет нагрузку по осям при движении по неровным участкам. Минусом маятниковой подвески возможно считать значительную собственную массу и более высокую ценовую категорию.