Производство и рынок сельскохозяйственных тракторов в России в 2014 г.
В результате в 2014 г. в целом на всех тракторных заводах России было произведено всего 6361 ед. тракторов, что оказалось на 16,2% меньше, чем за аналогичный период 2013 г. (7593 ед.).
В общем количестве произведенных тракторов доли отечественных моделей составили 13,2%, тракторов сборки МТЗ – 50%, сборки ХТЗ – 13%, сборки ПТЗ – 0,6%, сборки моделей иностранных марок (Versatile, John Deere, New Holland, Deutz-Fahr, Claas, Мс Соrmick) – 23,2%.
Наряду с изготовлением тракторов на предприятиях России осуществлялось их производство и в других странах СНГ.
Если рассматривать тракторостроение наиболее развитой в этом отношении Республики Беларусь, то видно, что, как и в предыдущие годы, объемы производства тракторов МТЗ, в частности, в 2014 г., существенно (в 6,7 раза) превышали объемы производства тракторов в России.
Вследствие сложной экономической ситуации в России и снижения в связи с этим объемов производства тракторов на ее внутреннем рынке уменьшились объемы их поставок в 2014 г.
В частности, рынок тракторов в России в 2014 г. по сравнению с 2013 г. снизился на 3, 8%.
При этом общий объем продаж тракторов за январь–декабрь 2014 г. составил 43 850 ед., из которых только 1316 тракторов были российских марок (доля на рынке всего 3,1%).
В 2014 г. в структуре рынка тракторов произошло увеличение доли импорта новых моделей тракторов зарубежных фирм, которая с 2013 г. возросла с 26,1 до 39%, тогда как импорт подержанных тракторов вырос на 36%, с 15,2 до 20,7 тыс. ед.
Что касается импорта новых тракторов из Республики Беларусь, то он упал на 26,8% (с 23,2 до 17 тыс. ед.), причем их доля на рынке сократилась с 51 до 38,8%. В результате общая доля новых импортных тракторов, включая импорт белорусских тракторов, изменилась незначительно, с 77,1 до 77,8%.
При этом соответственно сократились на 16% (с 2683 до 2254 ед.) совокупные продажи собранных в России тракторов иностранных марок (John Deere, Claas, Case New Holland, Versatile и др.), а также тракторов ХТЗ, причем рыночная доля иномарок сузилась с 5,9 до 5,1%, а на 27,8% (до 2555 ед.) уменьшились продажи белорусских тракторов российской сборки, доля которых сузилась с 7,8 до 5,8%.
Видно, что по состоянию на 2014 г. рынок тракторной техники России характеризовался наибольшими поставками по импорту как новых иномарок (без Республики Беларусь) (39%), так и тракторов, импортированных из Республики Беларусь (38,8%), тогда как отечественные тракторы традиционных заводов на собственном рынке составляли наименьший объем поставок (всего 3,1%).
В свою очередь объем поставок на рынок России импортных подержанных иномарок выглядит скромнее указанных максимальных показателей, достигая 8,2%, а показатели поставок иномарок российской сборки и тракторов МТЗ тоже российской сборки являются практически близкими – соответственно 5,1 и 5,8%.
Как и в предыдущие годы, в 2014 г. продолжались закупки за рубежом большого количества импортных тракторов, причем наибольшими поставками, особенно новых моделей, отличались такие страны, как Китай (11 079 ед. компаний Shandong Shifeng group, Xingtai и др.), Япония (3394 ед. компаний Kubota Yanmar, Iseki и др.), Украина (916 ед., ХТЗ), США (613 ед. компаний John Deere, Case New Holland, AGCO и др,), Германия (264 ед. компаний Сlaas, Deutz-Fahr ), Корея (225 ед. компании Kioti и др.), всего 28 стран (без учета тракторов из стран Таможенного союза: Беларусь и др.).
По существу, уменьшение долей поставок тракторов, импортированных из Республики Беларусь, а также тракторов МТЗ российской сборки было компенсировано по большей части увеличением объемов закупки из дальнего зарубежья импортных тракторов.
Таким образом, Китай и Япония с 2014 г. становятся лидерами продаж на рынке России, в основном небольших тракторов тяговых классов 0,2–0,9, тогда как Республика Беларусь – тракторов средней и частично высокой мощности тяговых классов 1,4–3, отсутствующих в достаточных объемах на отечественном рынке.
Объемы производства тракторов предприятиями России в 2014 г., ед. | |||
Предприятие-изготовитель | 2014 г. | 2013 г. | 2014/ 2013 гг., % |
Всего | 6361 | 7593 | 83,8 |
ООО «ВМТЗ» | – | 1 | – |
ОАО «ТК «ВгТЗ» | 13 | 15 | 86,7 |
ОАО «Промтрактор», г. Чебоксары | 3 | – | – |
ЗАО «ПетТЗ» | 652 | 327 | 199,4 |
ЗАО «Агротехмаш» | 147 | 83 | 177,1 |
OOO «Спецстроймаш», г. Тихвин | 1 | 5 | 20,0 |
ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец», г. Санкт-Петербург | 15 | 11 | 136,4 |
ОАО «Ярославский завод «Стройтехника» | 8 | 47 | 17,0 |
Сборка белорусских тракторов | |||
ОАО «ПО «Елабужский автозавод» | 1026 | 791 | 129,7 |
Торговый дом «МТЗ-ЕлАЗ» | 928 | 2238 | 41,5 |
ОАО «Нижнеломовский электромеханический завод» | – | 1 | – |
ФГУП ПО «Старт им. М.В. Проценко» | 7 | 9 | 77,8 |
ООО «Тракторный центр «Подшипникмаш», Краснодарский край | 62 | 61 | 101,6 |
ОАО «САРЭКС» | 379 | 323 | 117,3 |
ООО «Тульский механический завод» | – | 154 | – |
ОАО «Смолспецтех» | – | 220 | – |
ООО «Смолтра» | 7 | 4 | 175,0 |
ОАО «Бузулукский механический завод» | 436 | 177 | 246,3 |
ОАО «Череповецкий литейно-механический завод» |
271 | 137 | 197,8 |
ЗАО «Агротехснаб» | 25 | 16 | 156,3 |
ЗАО «Шимановский машзавод «Кранспецбурмаш» | 37 | 29 | 127,6 |
Сборка тракторов ХТЗ | |||
ОАО «Брянский арсенал» | – | 175 | – |
Торговый дом «ХТЗ», г. Белгород | 828 | 942 | 91,1 |
Сборка тракторов ПТЗ | |||
ООО «АСМ-Алтай» | 43 | 34 | 126,5 |
Сборка тракторов иностранных компаний | |||
ООО «СиЭнЭйч-КАМАЗ-Индустрия» | 170 | 273 | 62,3 |
ООО «Клаас» | 238 | 289 | 82,4 |
ООО «Ростсельмаш» | 262 | 236 | 111,0 |
ООО «Самэ Дойц-Фар Руссиа Агрикалчерел Машинери» | – | 5 | – |
ООО «Джон Дир» | 680 | 893 | 77,0 |
ОАО «Камский тракторный завод» | 123 | 147 | 83,7 |
Источник: материалы ОАО «АСМ-холдинг», 2015 г. |
Объемы производства тракторов других стран СНГ, ед. | |||||
Страна СНГ | Изготовлено | Изменение объемов производства по сравнению с 2013 г., % |
Отгружено всего | Отгружено на экспорт | |
всего | в том числе в Россию | ||||
Республика Беларусь (МТЗ) | 42 769 | 19,5 (снижение) | 41 814 | 37 906 | 18 116 |
Украина (ХТЗ) | 1631 | 20,5 (увеличение) | 1455 | 971 | 830 |
Казахстан (тракторы «Беларус») | 1285 | 2,7 (снижение) | н.д. | н.д. | н.д. |
Узбекистан (ТТЗ) | 1007 | 46,9 (снижение) | 1280 | н.д. | н.д. |
Азербайджан (тракторы «Беларус») | 1296 | В 1,7 раза (увеличение) | 1296 | н.д. | н.д. |
Источник: материалы ОАО «АСМ-холдинг», 2015 г. |
Импорт новых и б/у тракторов в 2013–2014 гг. по странам, ед. (при поставках более 100 ед.) | ||||
Страна | 2014 г. | 2013 г. | Изменение, % | Доля на рынке, % |
Китай | 11 079 | 8997 | 23,1 | 63,79 |
Япония | 3394 | 3076 | 10,3 | 19,54 |
Украина | 916 | 826 | 10,9 | 5,27 |
США | 613 | 397 | 54,4 | 3,53 |
Германия | 264 | 356 | –25,8 | 1,52 |
Корея | 225 | 582 | –61,3 | 1,3 |
Венгрия | 186 | 0 | – | – |
Турция | 134 | 185 | –27,6 | 0,77 |
Италия | 129 | 55 | 134,5 | 0,74 |
Всего | 17 368 | 14 811 | 17,3 | 100 |
Источник: материалы ОАО «АСМ-холдинг», 2015 г. |
Структура продаж тракторов на российском рынке в 2013–2014 гг. | ||||
Наименование | 2013 г. | 2014 г. | ||
ед. | % | ед. | % | |
Отечественные тракторы | 934 | 2,1 | 1316 | 3,1 |
Иномарки российской сборки | 2683 | 5,9 | 2254 | 5,1 |
Тракторы МТЗ российской сборки | 3539 | 7,8 | 2555 | 5,8 |
Иномарки импортные новые (без учета Республики Беларусь) | 11 913 | 26,1 | 17 116 | 39,0 |
Тракторы импортные б/у | 3244 | 7,1 | 3590 | 8,2 |
Тракторы импортные из Республики Беларусь | 23 246 | 51,0 | 17 019 | 38,8 |
Всего | 45 559 | 100 | 43 850 | 100 (–3,8) |
Источник: материалы ОАО «АСМ-холдинг», 2015 г |