Пассажиры Нового Уренгоя проходят на посадку по телескопическому трапу

NAIS 2023: санкциям вопреки

В соответствии с планами и предначертаниями в МВЦ «Крокус Экспо» прошла X Выставка инфраструктуры гражданской авиации NAIS. Главный итог выставки: отрасль развивается невзирая на проблемы и трудности, возникшие во многом благодаря прозорливому управлению.

На 4,5 тысячах квадратных метров выставочной экспозиции около сотни компаний из России, Беларуси и Китая представляли свои услуги, инфраструктуру, аппаратуру и технику в области строительства, проектирования и модернизации аэропортовой инфраструктуры, управления воздушным движением, цифровых технологий, авиастроения, наземного обслуживания, светотехнического обеспечения и систем безопасности. Выставка подивила и порадовала многолюдностью, давно не было такого стечения народа на выставочных мероприятиях. Деловые мероприятия также не могли пожаловаться на пустующие аудитории.

Основные темы, которые проходили сквозь все мероприятия и экспозиции, – импортозамещение и продление ресурса уже эксплуатируемых объектов. Запретный импорт замещается продукцией как российского производства, так и из дружественных стран. Тема сложная, емкая, на годы вперед. Как выяснилось, слабым местом стали трансмиссии транспортных и специальных средств: механические, гидромеханические и гидравлические. Проявились недостатки моторной линейки, особенно в верхней и нижней части шкалы мощности.

«На российском рынке мы делаем упор на обслуживание техники, помогаем клиентам поддерживать их парки в работоспособном состоянии», – рассказывает Владимир Бурмистров, руководитель отдела сервиса компании «АэроТрансТехника». Парк аэродромных тягачей Goldhofer и SCHOPF в стране насчитывает сотни единиц, некоторые из которых в эксплуатации более 30 лет, и этот парк необходимо обеспечить запасными частями, сервисом, ремонтом, в том числе капитальным и восстановительным. «Если клиент хочет, чтобы техника как можно дольше пребывала в работоспособном состоянии, мы готовы предложить программы восстановительного ремонта, включая внеплановый срочный, восстановительный ремонт отдельных компонентов, капитальный ремонт, – продолжает Владимир Бурмистров. – Также мы готовы помочь клиенту оптимизировать парк в связи с сокращением пассажиропотока, выкупив излишки техники для ее восстановления и дальнейшей продажи на рынке. На нашей производственной базе в Санкт-Петербурге мы выполняем широкий спектр ремонтных и восстановительных работ. Для выполнения специфических работ привлекаем проверенных партнеров. При необходимости ремонта на территории заказчика оперативно организовываем выездную бригаду наших специалистов. Для обеспечения запасными частями сформирован собственный склад на основе анализа постоянного спроса, налажены поставки запасных частей под заказ».

Уход подавляющего большинства западных компаний с российского рынка освободил обширное рыночное пространство, о котором менее именитые зарубежные производители и не мечтали. Так, бренд Nestro из Боснии и Герцеговины, которую в России представляет компания «Феникс Смазочные материалы», г. Москва, воспользовался возможностью и полгода назад вышел на российский рынок. На выставке бренд Nestro был представлен на стенде партнера – компании «АэроТрансТехника».

Смазочные материалы Nestro

«Линейка смазочных материалов Nestro достаточно широка и позволит покрыть потребности и европейской, и американской, и отечественной техники – моторные, трансмиссионные, индустриальные, судовые, турбинные масла, рабочие жидкости, консистентные смазки, всего более 200 различных продуктов. Мы можем полностью обеспечить потребности в смазочных материалах легковых и грузовых автопарков, горных предприятий и строительных компаний, – рассказывает Николай Тимофеев, представитель компании «Феникс Смазочные материалы». – Завод по производству масел «Модрича», который производит смазочные материалы Nestro, входит в крупную промышленную группу, в составе которой также компании АО «НПЗ Брод» и сеть заправочных станций «Петрол». Продукцию поставляют в различной таре – от 1 литра до бочек».

Уход западных поставщиков смазочных материалов сопровождался исчезновением с рынка импортных присадок, что создало проблемы уже для российских производителей масел и смазок. Потому приветствуется появление на рынке зарубежных производителей, которые имеют доступ ко всему спектру присадок, обеспечивают качество своей продукции и поставляют полную линейку смазочных материалов.

Если с замещением смазочных материалов не все просто, то с новой техникой еще сложнее, и проблема не только и не столько в поставках. «Сегодня клиенты готовы скорее ремонтировать свою старую европейскую технику, чем покупать новую, будь то китайская, турецкая или белорусская, – поясняет Геннадий Иванов. – Та техника, которая у них в эксплуатации, хорошо им знакома, под нее создана сервисная инфраструктура, склады запчастей, обучены механики. Подготовить инфраструктуру и обучить механиков работе с новой для них маркой гораздо сложнее, чем обучить операторов, требует времени и усилий».

Внутри аэровокзал Нового Уренгоя соответствует всем современным требованиям к комфорту и безопасности

Ожидать плотной конкуренции со стороны белорусского производителя тяжелой техники «БЕЛАЗ» раньше следующего года не приходится. «Мы предполагали, что новый водильный БЕЛАЗ-54010 для воздушных судов взлетной массой до 150 т, который прошел испытания еще летом 2021 г., станет основной моделью для региональных аэропортов России, Республики Беларусь и всего СНГ, – рассказывает Анатолий Урбанович, начальник бюро Управления главного конструктора Научно-технического центра (УГК НТЦ) ОАО «БЕЛАЗ». – Этот тягач продали в аэропорт Новокузнецка, где его ввели в эксплуатацию летом прошлого года. Мир слухом полнится, и теперь многие аэропорты выстроились к нам в очередь за этой моделью. Спрос есть, и если бы не проблемы с комплектацией, мы давно запустили бы его в серию. А в комплектацию входит двигатель Deutz, гидромеханическая трансмиссия ZF, мосты NAF. Вопрос с двигателем мы практически решили – будет ярославский 4-цилиндровый двигатель 54-й серии, также возможны варианты с белорусскими и китайскими аналогами. Главные затруднения возникли с агрегатами трансмиссии. Нашли подобные на «АМКОДОРе». Они нам не очень подходят, но мы их переработаем под нашу специфику и в следующем году представим промышленный образец тягача. Таким путем проблема самого востребованного тягача будет решена.

Аналогичная ситуация по комплектации с багажным тягачом БЕЛАЗ-34010 и тягачом для СНО БЕЛАЗ-34020 с полным приводом и управлением колесами переднего и заднего мостов. Без полного привода надеемся достаточно быстро спроектировать и запустить в производство модификации данных тягачей.

Новый аэровокзал Нового Уренгоя выполнен в оригинальном дизайне

Большой водильный тягач серии БЕЛАЗ-7427 для транспортировки воздушных судов взлетной массой до 600 т оснащен двигателем Deutz, остальные агрегаты собственного производства. Таким образом, при необходимости возможно заместить двигатель, установив китайский или российский. Но в связи с сокращением рейсов крупных воздушных судов тягачи этой серии могут быть невостребованными.

Наш серийный тягач БЕЛАЗ-74212 для буксировки воздушных судов взлетной массой до 260 т остается востребованным. Он изначально полностью импортозамещен, выпускается с тутаевским двигателем и комплектующими собственного производства.

Как видите, все решаемо – вопрос времени. Я думаю, что в 2024–2025 гг., в крайнем случае в 2026 г. мы возобновим серийное производство тягачей».

Универсальный мобильный подогреватель воздушного судна с дизельным приводом «Завода специальной техники»

Полным ходом импортозамещение идет в сегментах техники для обслуживания воздушных судов, аэродромов и пассажиров. «Для нас 2023-й – год новых возможностей, мы сейчас активно работаем над импортозамещением, разрабатываем большое количество техники, которая заместит иностранные поставки, – рассказывает Иван Могилин, генеральный директор «Завода специальной техники». – Работаем с большим количеством российских поставщиков, подбираем необходимые изделия по характеристикам и размерам и, в принципе, в России находим, тем более, что много промышленных предприятий встало на путь импортозамещения. По желанию клиента мы также можем использовать агрегаты из Турции и Китая.

У нас уже есть решения нашей собственной разработки и изготовленные полностью из российских материалов и комплектующих, например, трапы самоходные и подкатные. Здесь, на выставке, мы представляем универсальный мобильный подогреватель воздушного судна с приводом от дизельного двигателя, который подает в салон воздушного судна подогретый воздух, таким образом экономится авиационное топливо и ресурс авиационных двигателей».

Стенд компании «Бродвей Регион Сервис»

Питерская компания «Бродвей Регион Сервис» представляла на выставке щетки и ножи отвалов своего производства для подметально-уборочных машин всех распространенных зарубежных и российских марок. Материал ворса щеток – полипропилен и стальная пружинная проволока.

«Опытный завод № 31 Гражданской авиации» показал аэродромную тормозную тележку АТТ-3 с блоком регистрации РКС, предназначенную для измерения значений коэффициента сцепления колес воздушных судов на взлетно-посадочных полосах с твердым покрытием. Модель АТТ-3 представляет собой развитие тележки АТТ-2, получившей распространение в российских аэропортах.

Несмотря на проблемы с импортом модернизация аэродромной инфраструктуры в 2022  г. не останавливалась. Так, ФКП «Аэропорты Севера» в декабре завершило строительно-монтажные работы в аэропортах Белая Гора, Депутатский, Хатанга и Сангар. Модернизация призвана повысить уровень комфорта и безопасности пассажиров. Основанное в 2007 г. предприятие «Аэропорты Севера» сего­дня управляет 30-ю аэропортами и тремя посадочными площадками в Республике Саха и Магаданской области.

Тормозная тележка АТТ-3 «Опытного завода № 31 Гражданской авиации»

Впервые в Арктической зоне полностью реконструирован аэродром и построен аэровокзальный комплекс Нового Уренгоя (входит в УК «Аэропорты Регионов»). Все пассажирские рейсы с 26 декабря переведены в новый аэровокзал с пропускной способностью 840 пассажиров в час, который стал самым крупным на Ямале. В терминале оборудованы 12 стоек регистрации и 5 выходов на посадку. Для посадки в воздушное судно предусмотрены телескопические трапы, для посадки и высадки из перронных автобусов в самом терминале построен теплый бас-гейт – специальный тоннель для автобусов. Не оставит равнодушным оригинальный дизайн аэровокзала, который составлен из конусов, выполненных в виде стилизованного ненецкого жилища.

Стенд ФКП «Аэропорты  Севера»
 

Таким образом, российские и белорусские предприятия активно работают над импортозамещением. Эта длительная и сложная работа не была свое­временно начата в более благоприятных условиях, а теперь приходится наверстывать в авральном порядке, и в лучших условиях оказались предприятия, которые и раньше использовали отечественные материалы и компоненты.