![](/article/28666-nais-2024/000.jpg)
NAIS 2024
В этом году в выставке принимали участие более 120 производителей и поставщиков из 13 регионов России, а также из Белоруссии, Китая и Ирана. Выставку посетили более 5500 специалистов из России, Азербайджана, Республики Беларусь, Венесуэлы, Египта, Израиля, Казахстана, Катара, Китая, Монголии, ОАЭ, Саудовской Аравии, Сирии, Турции, Узбекистана, Эфиопии и Южной Кореи. Кроме того, 1150 человек посетили 13 конференций и круглых столов с участием представителей авиационных властей, авиапредприятий, научных институтов, разработчиков и поставщиков решений.
![Восстановленный до состояния нового аэродромный тягач Schopf F59](/article/28666-nais-2024/06.jpg)
В этом году перед отраслью стоят амбициозные задачи с целью достижения технологического суверенитета гражданской авиации: увеличение парка за счет новых отечественных воздушных судов, развитие беспилотной авиации, внедрение цифровых технологий и сервисов на базе отечественных программных продуктов. Первый заместитель председателя Правительства РФ Андрей Белоусов отметил, что с начала текущего десятилетия российская гражданская авиация проходит одно из самых тяжелых испытаний за всю свою столетнюю историю, что во многом благодаря самоотверженному труду и высокой самоотдаче работников гражданской авиации удалось в кратчайшие сроки перестроиться на работу в новых условиях, обеспечить перевозку более 105 млн пассажиров, сохранить парк авиатехники и коллективы авиационных предприятий.
Итак, предоставим небо птицам, как говаривали классики, тем более, что на выставке «живьем» ни одной не показали, а сами обратимся к наземной технике.
![Многофункциональная комбинированная дорожная машина Çeksan Sweepers на шасси МАЗ-35350](/article/28666-nais-2024/08.jpg)
Компания «АэроТрансТехника» продемонстрировала восстановленный до состояния нового немецкий аэродромный тягач SСHOPF F59, предназначенный для буксировки воздушных судов взлетной массой до 50т. После длительной эксплуатации в грузовом терминале данный тягач был списан с наработкой 16 0000 моточасов. Компания «АэроТрансТехника» выкупила этот тягач и еще два других с целью восстановления и последующей перепродажи и попутно для демонстрации ремонтно-восстановительных возможностей своей производственной базы в Санкт-Петербурге. «АэроТрансТехника» на рынке уже много лет, и проекты восстановительного ремонта техники являются одним из основных направлений деятельности компании.
«Работы начали осенью прошлого года сразу на трех тягачах. Разобрали до последнего винтика, продефектовали все узлы и агрегаты, – рассказывает сервис-менеджер Денис Слуцкий. – Выполнен кузовной ремонт с заменой элементов с сильной коррозией – пол и арки кабины. Корпус тягача не нуждался в восстановлении геометрии или особых сварочных работах, только подготовительные и покрасочные, но как раз эти и заняли больше всего времени.
![Сервис-менеджер компании «АэроТрансТехника» Денис Слуцкий](/article/28666-nais-2024/07.jpg)
В специализированном сервисном центре продефектовали на стенде двигатель, сняли все технические параметры, замерили компрессию, проверили работу топливной аппаратуры. К двигателю был применен превентивный ремонт: заменили уплотнения, ремень ГРМ, все форсунки, промыли воздушно-масляное охлаждение, промыли радиатор, заменили турбокомпрессор. Также разбирали мосты, меняли подшипники, шкворни, рулевые тяги. Коробка передач была в хорошем состоянии, и ее только обслужили. Выполнена инспекция электрооборудования, осуществлен ремонт электропроводки, а также замена приборов наружного освещения и специальной сигнализации. Стоить отметить, что аэродромный тягая был оснащен системой кондиционирования».
Теперь восстановленный тягач можно полноценно эксплуатировать еще 7–10 лет до следующего восстановления.
![Перронный автобус МАЗ-271047](/article/28666-nais-2024/11.jpg)
Компания «Автобау», специализирующаяся на уборочной технике, предложила вниманию гостей выставки многофункциональную комбинированную дорожную машину с вакуумной подметально-уборочной надстройкой производства турецкой компании Çeksan Sweepers из г. Измир. Надстройка установлена на шасси МАЗ-35350. Предусмотрена возможность навески фронтального снегоуборочного оборудования или рампы высокого давления. Машина предназначена для круглогодичной эксплуатации: в теплые сезоны для уборки территории от пыли с увлажнением подметаемой поверхности, а также очистки лотковых зон и сточных канав. Зимой для уборки территории от противообледенительной жидкости (далее ПОЖ) после обработки самолетов при температуре окружающей среды до –25 °С. Благодаря щеточному оборудованию машина также работает в сложных условиях – в снегопад, по накату, собирая в бункер, выполненный из нержавеющей стали, пропитанный ПОЖ снег и накат. Так как снег с ПОЖ не прилипает к металлическим поверхностям, бункер прекрасно разгружается самосвальным способом.
![Салон автобуса МАЗ-271047](/article/28666-nais-2024/10.jpg)
Турбину, гидравлическую и пневматическую систему надстройки приводит двигатель JCB 444T2, который может быть заменен на Cummins российского производства. Отработанный воздух выбрасывается не вверх, а под шасси в районе всасывающих сопел, что позволяет частично регенерировать этот воздух. Оператор может адаптировать машину под разный смёт и осаживать его в бункере, регулируя количество подаваемой воды, силу всасывания, скорость вращения щеток.
В системе орошения использован плунжерный насос, способный обеспечить высоким давлением рампу и ручной пистолет. На задней крышке бункера установлен 5-метровый рукав для ручной сборки мусора.
![Рабочее место водителя автобуса МАЗ-271047](/article/28666-nais-2024/09f.jpg)
Машина на российском рынке уже несколько лет и успешно эксплуатируется в аэропортах «Жуковский», «Хибины», «Надым». Как отмечают представители компании, российская комплектация надстройки значительно отличается от тех, которые продают на внутреннем турецком рынке. В течение всех этих лет ее адаптировали к российским условиям эксплуатации, как климатическим, так и организационным, с тем, чтобы ее могли обслуживать и ремонтировать специалисты средней квалификации и ниже.
Минский Автомобильный Завод показал обновленную модель второго поколения перронных автобусов МАЗ 271047 в комплектации с дизельным двигателем БМВК мощностью 240 л.с. и 6-диапазонной АКП FastGear. Автобус длиной 14,5 м рассчитан на перевозку 99 или 90 пассажиров в зависимости от числа сидячих мест: 8 или 14. Вход-выход пассажиров через три дверных проема по обоим бортам автобуса.
![«Газель City» и «Соболь NN»](/article/28666-nais-2024/Sovrem-Trans-Tekh-1.jpg)
Предусмотрена таже электрическая модификация автобуса с элетродвигателем мощностью 180 кВт и литий-фосфатным аккумулятором, который обеспечивает запас хода 80 км. Возможна установка батареи увеличенной емкости и соответственно больший запас хода.
«Опытный завод № 31 Гражданской авиации», поставляющий комплексные решения по оснащению и модернизации аэропортов, помимо ставшей уже традиционной аэродромной тормозной тележки АТТ-3, показал сетевую электрическую распределительную колонку СК-100М, которая предназначена для питания электроэнергией потребителей на стоянках воздушных судов и на прилегающих территориях, а также U-образный аэродромный отвал ОАУ-5.0 «Буран» и заднюю щетку ЩЗА-3.0 «Метель».
![Задняя щетка ЩЗА-3.0 «Метель»](/article/28666-nais-2024/02.jpg)
Сетевая колонка СК-100М представляет собой обновленную колонку СК-100 с электронным оснащением. Добавлены контроль чередования фаз и защита при отсутствии одной или двух фаз на входе. Колонка позволяет одновременно подключать девять потребителей 3-фазного питания с суммарным номинальным током до 400 А.
Трехсекционный отвал «Буран» оснащен боковыми секциями с возможностью поворота на 90° вперед и назад с помощью гидроцилиндров независимо друг от друга, что позволяет придавать отвалу самую прихотливую геометрическую форму. Завод предлагает две модели «Бурана» с рабочей шириной 5 и 7 м, предназначенные для навески на фронтальные погрузчики достаточной массы и мощности.
![U-образный аэродромный отвал ОАУ-5.0 «Буран»](/article/28666-nais-2024/01.jpg)
Задняя щетка «Метель» с рабочей шириной 3000 и 4000 мм и двумя опорными колесами навешивается на трактор и обеспечивает достаточно скоростную уборку после прохождения «Бурана». Щетка диаметром 750 мм приводится через цепную передачу от ВОМ трактора.
Торговый дом коммерческой и пассажирской техники «ГК «Современные транспортные технологии», поражавший на осенней выставке COMTRANS 2023 широким выбором разнообразного коммерческого транспорта, на выставку NAIS привез микроавтобус «Соболь NN» VIP-комплектации и «Газель City» бизнес-класса.
![«Газель City» VIP](/article/28666-nais-2024/Sovrem-Trans-Tekh-2.jpg)
«Газель City» построена специально для приема и обслуживания посетителей VIP-залов аэропортов. Двойная широкая дверь с низким входом обеспечивает быструю и легкую посадку. За комфорт пассажиров отвечают удобные кресла, места для багажа и тонировка стекол со светопропускаемостью 5%. Большая площадь остекления позволяет пассажирам осматривать достопримечательности во время движения. Количество посадочных мест и планировка салона, цветовые решения и выбор материалов определяются заказчиком.
«Соболь NN» VIP-комплектации, рассчитанный на перевозку четырех пассажиров с сиденьями повышенной комфортности и отделкой из экокожи отличается компактностью и маневренностью, сравнимой с легковым автомобилем, тем более, что для управления достаточно прав категории В. Специально расширенный список оснащения данной модификации «Соболь NN» включает консоли с интегрированной беспроводной зарядкой, а также розетками USB и Type-C.
![Многофункциональная вакуумная подметально-уборочная машина RG-8240](/article/28666-nais-2024/03.jpg)
Питерская компания «Бродвей Регион Сервис», которая на выставке обычно показывает щетки и наборы запасной щетины для подметальной-уборочных машин, в этот раз привезла электрический багажный тягач QE-25 китайского производства. Тягач способен тащить максимум до 32 т багажных тележек (номинальная масса буксировки – 30 т). В движение тягач приводит электродвигатель мощностью 60 кВт, питаемый литий-железо-фосфатной батареей емкостью 173 А.ч.
Второй экспонат: многофункциональная вакуумная подметально-уборочная машина RG-8240 от «Дэвиа», питерской компании, которая занимается дистрибуцией коммунального, складского и оборудования для профессионального клининга. Машина RG-8240 предназначена для круглогодичной уборки городских дорог и прилегающих территорий. Машина проходимая и маневренная благодаря полному приводу и шарнирно-сочлененной раме и способна преодолевать поребрики высотой до 11 см. С помощью машины можно убирать пыль, мусор, пух, листву, собирать крупный мусор – бутылки, банки, мыть водяным пистолетом под высоким давлением, убирать снег и проводить антигололедную обработку.
![Сетевая электрическая распределительная колонка СК-100М](/article/28666-nais-2024/05f.jpg)
Главный итог выставки: сегмент наземной авиационной техники развивается, но в значительной степени за счет китайской, турецкой и белорусской продукции. Основной сдерживающий фактор – недостаток мощностей для производства автомобильных шасси, двигателей и другой промышленной продукции, а также недостаток кадров в промышленном производстве. Причина проблемы заключается в приоритете экспорта углеводородов и другого сырья, который отодвигает промышленное производство на дальний план.
![Багажный тягач QE-25](/article/28666-nais-2024/04.jpg)