![](/article/27867-sfera-obrashcheniya-s-othodami-chetyre-goda-reformy/000.jpg)
Сфера обращения с отходами: четыре года реформы
Именуемая в народе «мусорной», реформа имеет официальное наименование: Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Закон был принят еще в 1998 г. и затем многократно редактировался и дополнялся. Так, в 2014 г. внесли такие важные поправки, как сокращение полигонного захоронения и увеличение объема переработки отходов во вторсырье. Тогда же переквалифицировали твердые бытовые отходы в твердые коммунальные.
![](/article/27867-sfera-obrashcheniya-s-othodami-chetyre-goda-reformy/Landfill.jpg)
К концу 2016 г. регионы должны были разработать территориальные схемы обращения с отходами и назначить для работы с ТКО своих операторов, но так как не все регионы выполнили это требование, то Правительством РФ было принято решение перенести этот этап реформы на 1 января 2019 г., и с этого дня считается активная фаза «мусорной» реформы, сопровождаемая нацпроектом «Экология».
В 2018 г. перед отраслью обращения с отходами была поставлена цель достичь 36% утилизации ТКО к 2024 г. В следующем, 2019 г., видя, что чудес от переработки не ожидается, а целевого показателя достичь нужно, законодатель пошел по пути наименьшего сопротивления и расширил саму трактовку «утилизация отходов», формулировку «использование отходов для производства товаров», дополнив «а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии» и открыв таким образом дорогу мусоросжигательным заводам.
![Мусоровоз для раздельного вывоза двух перерабатываемых фракций](/article/27867-sfera-obrashcheniya-s-othodami-chetyre-goda-reformy/MLL_081002.jpg)
Положительные сдвиги
Согласно статистике, которая знает всё, ежегодно на территории страны образуется более 40 млн т ТКО, или примерно 130 млн м3, что в пересчете на жителя дает 250–300 кг, если население действительно 140 млн человек. К концу 2020 г. в среднем по стране перерабатывали всего 3% ТКО, а 97% ехало на полигон.
И вот в начале декабря 2022 г. вице-премьер Виктория Абрамченко сообщила, что объем мощностей по сортировке мусора в России превысил 19 млн т в год, или 53% от всего объема ТКО, а объем перерабатываемых отходов вырос почти до 5,5 млн т, или примерно 14%. Рост сортировки и переработки достигнут благодаря строительству с начала реформы 192 объектов по обращению с отходами. По словам вице-премьера, до 2025 г. в рамках запущенных правительством инвестпроектов планируют построить и реконструировать еще 65 предприятий в 31 регионе.
Положительные сдвиги есть, и они впечатляют. Но пока из общей массы ТКО в переработку идут 10–15%, а 80–85% по-прежнему едут на полигон, при этом объем сортировки в среднем по стране достиг 50%. Обработка, или сортировка, представляет собой подготовительный этап к последующей переработке и утилизации или захоронению. При сортировке отделяют фракции, пригодные для переработки и повторного использования. Плюс сортировка перед захоронением позволяет разместить отходы на полигоне более компактно и экологично.
![Разгрузка мусоровоза на сортировочном пункте в Санкт-Петербурге](/article/27867-sfera-obrashcheniya-s-othodami-chetyre-goda-reformy/29CI8598.jpg)
Ситуация с сортировкой ТКО разнится от региона к региону. За прошедший год двум третям регионов, а именно 56, удалось улучшить свои показатели по сортировке ТКО. Лучшую динамику показывают Камчатский край, Москва, Тюменская область, Ингушетия, Мурманская область, Ростовская область, Приморье, Севастополь, Челябинская и Брянская области.
Ухудшили свои показатели по сортировке в пятой части регионов, а именно в 16, в том числе в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Пензенской, Псковской, Омской, Тульской, Ульяновской, Воронежской областях, в Бурятии и Калининградской области. А в таких регионах, как Карелия, Коми, Кировская область, Чечня, Дагестан, Республика Алтай, Якутия, Хакасия, Тыва, Магаданская область и Еврейская автономная область, практически весь объем ТКО едет на полигон, как в прежние времена.
![Разноцветные контейнеры для раздельного сбора перерабатываемых фракций](/article/27867-sfera-obrashcheniya-s-othodami-chetyre-goda-reformy/MLL_078844.jpg)
Явления раздельного сбора
Раздельный сбор создает задел для производительной сортировки. Основной смысл раздельного сбора в отделении «чистого» мусора, то есть не контактировавшего с органикой и пригодного для переработки. Иными словами, в самом начале технологической цепочки переработки решается проблема коробки от пиццы – отделение чистой нижней половины коробки от верхней, к которой пицца прилипла. Для этого необходимо и достаточно обеспечить контейнерные площадки контейнерами двух типов: для перерабатываемых отходов и для всего остального. Как показала практика, увеличение числа разноцветных контейнеров незначительно увеличивает эффективность сбора, всего на 2–5%, но существенно повышает расходы на их обслуживание и соответственно сборы с жильцов.
Второй важный компонент раздельного сбора – раздельный вывоз, то есть отдельный мусоровоз для перерабатываемых фракций. Чистые, не контактировавшие с органикой отходы не должны перевозиться мусоровозом для всего остального, иначе они превращаются в неперабатываемые. И для перерабатываемых отходов чем меньше коэффициент уплотнения мусоровоза, тем лучше.
Третий важный компонент раздельного сбора – раздельный вывоз перерабатываемых отходов на сортировочный пункт, а не на полигон ТКО. Когда жители будут уверены в том, что они не зря старались, разделяя свои отходы, то и реформа пойдет на лад. В реальной жизни нередко можно наблюдать, как управляющие компании халатно относятся не только к реформе, но и к своим обязанностям в целом, а исправно только оброк с жильцов собирают. Так, в Воронеже почти треть УК отказались обустраивать контейнерные площадки, а как только система раздельного сбора станет обязательной, им придется оплачивать новые контейнеры из своего кармана, то есть опять за счет жильцов.
![Урна для раздельного сбора перерабатываемых фракций](/article/27867-sfera-obrashcheniya-s-othodami-chetyre-goda-reformy/MLL_078848.jpg)
Уже сегодня раздельный сбор дает результаты. Так, на четырех подмосковных комплексах по переработке отходов компании «РТ-Инвест»: «Север» в Сергиево-Посадском округе, «Юг» в Коломенском районе, «Дон» в городском округе Кашира и «Храброво» в Можайском округе, с момента их запуска три года назад отсортировали 35 тыс. т металла, 39 тыс. т макулатуры, 60 тыс. т стекла и 116 тыс. т пластика. В настоящее время компания строит собственное предприятие по переработке полимеров мощностью более 108 тыс. т в год на территории особой экономической зоны «Кашира». Предприятие будет выпускать «зеленые» ПЭТ-гранулы, по качеству соответствующие пищевому пластику.
Год назад «РТ-Инвест» начала устанавливать в Подмосковье уличные фандоматы для сбора пластиковых бутылок и алюминиевых банок. К сегодняшнему дню количество фандоматов выросло до 155, а количество собранной тары превысило 1,2 млн штук. Фандоматы изготавливает собственное производство компании в Климовске.
![](/article/27867-sfera-obrashcheniya-s-othodami-chetyre-goda-reformy/waste-management.jpg)
Сжигание ТКО
Тема мусоросжигательных заводов не один год будоражит общественность. Пока заинтересованные лица расписывают достоинства и пользу современных мусоросжигательных технологий, общественность, памятуя «хотели как лучше, а получилось как всегда», не особо им верит.
Теоретически технологии термической переработки отходов, как классические – на подвижной решетке и в кипящем (псевдосжиженном) слое, так и прогрессивные – пиролиз в бескислородной среде и плазменная газификация с последующей многоступенчатой системой фильтрации дымовых газов, обеспечивают приемлемую безопасность окружающей среде. Выброс в атмосферу ядовитых веществ – диоксинов, фуранов и тяжелых металлов – напрямую зависит от совершенства технологий фильтрации. Сегодня тон в этом направлении задают швейцарские и японские разработчики. Ухудшение отношений с этими странами ставит под угрозу технологическое оснащение и модернизацию существующих мусоросжигательных заводов. Но что более всего беспокоит общественность, так это стоящий перед предпринимателем соблазн сэкономить, отключив весьма затратную систему фильтрации.
![Современная автоматическая линия сортировки ТКО](/article/27867-sfera-obrashcheniya-s-othodami-chetyre-goda-reformy/Automating-waste-collection.jpg)
В Подмосковье идет строительство четырех пилотных мусоросжигательных заводов швейцарско-японского консорциума Hitachi Zosen Inova AG (HZI) и одного завода под Казанью. Они будут сжигать 3,35 млн т ТКО в год с выработкой электроэнергии суммарной мощностью 355 МВт. Ответственность за реализацию проекта была возложена на «РТ-Инвест», дочернюю компанию «Ростеха». Эти предприятия должны были заработать в конце 2022 г. «РТ-Инвест» предлагала перенести запуск на конец 2023 г., объясняя это пандемией и задержками с поставкой оборудования. В апреле 2022 г. появились сообщения, что технологии швейцарско-японского консорциума HZI инвестором не получены и «ищутся варианты, как выходить из этой ситуации». В «РТ-Инвест» утверждают, что введенные ЕС против «Ростеха» санкции не повлияют на проект, так как удалось достичь высокого уровня локализации оборудования, до 70%, и компания прорабатывает возможность повышения глубины локализации до 85%.
В октябре 2022 г. «РТ-Инвест» объявила о планах по созданию комплексной системы обращения с отходами в Краснодарском крае, которая включает мощности по сортировке и переработке, а также два мусоросжигательных завода общей мощностью 1,6 млн т в год.
Если все замыслы реализуются, а это возможно при достаточно жестком регулировании отрасли Правительством РФ, то к 2030 г. порядка 40% отходов будет перерабатываться во вторичные материальные ресурсы, еще 15–20% в электроэнергию. Оставшиеся 40% – это все равно пока полигонные захоронения. Но это хороший результат и задел на будущее.
Перед российским обществом и бизнесом стоит масштабная задача утилизации шин, начиная от колесиков для садовых тележек до шин диаметром 63 дюйма для карьерных самосвалов и погрузчиков. Задача до сих пор фактически не решалась, и на российских просторах скопились целые техногенные месторождения шин. При этом шина представляет собой ценное вторсырье, перерабатывается полностью, технология переработки хорошо автоматизирована и не требует применения высокоинтеллектуальных технологий, все процессы отработаны и легко масштабируются.
![](/article/27867-sfera-obrashcheniya-s-othodami-chetyre-goda-reformy/GP-1.jpg)
Для переработки свежих поступлений шин и старых залежей компания ООО «Глобал плант» из Новокузнецка Кемеровской области разрабатывает и производит линейку заводов под собственным брендом Global Plant производительностью от 300 до 1000 кг/час резиновой крошки. Флагманский завод Auto Tire Recycling King (ATR-KING) способен перерабатывать крупногабаритные 63-дюймовые шины. Заводы строят по модульному принципу, что позволяет комбинировать оборудование под конкретные условия и при необходимости наращивать производительность того или иного участка или всего комплекса в целом. Весомым преимуществом в сегодняшних условиях является то, что завод Global Plant строится полностью из отечественных материалов и компонентов, при этом 90% деталей собственного производства компании «Глобал плант». Электрические агрегаты, электрооборудование, редукторы поставляют предприятия г. Барнаула.
Для ответственных и нагруженных элементов оборудования компания «Глобал плант» использует горячекатаные износостойкие стали, в том числе серии Magstrong производства «Северстали», которые стали важной частью импортозамещения. Также важна технология обработки таких сталей, чтобы не допустить сопровождающего нагрев отпуска.
![](/article/27867-sfera-obrashcheniya-s-othodami-chetyre-goda-reformy/GP-3.jpg)
Рабработку и производство оборудования отличает индустриальный подход, заложенный еще в советское время Сибирским государственным индустриальным университетом. Основа перерабатывающего завода – мощный шредер, измельчающий шину без нагревания и выделения пыли и паров в атмосферу. Перед измельчением шин размером 22,5 дюйма и больше рекомендуется извлекать бортовые кольца при помощи специального гидравлического станка и разрезать шину на части гидравлическими ножницами, тогда производительность шредера значительно увеличивается. Перед разделкой шину можно не мыть, то есть не нужна оборотная вода и система ее очистки. В подготовительных операциях самая большая доля ручного труда, последующие процессы – измельчение резины, отделение корда, сортировка крошки на фракции – автоматизированы, и человек выполняет только функцию грузчика.
При подготовке товарной резиновой крошки особое внимание обращают на ее чистоту – предусмотрено до шести степеней очистки от металлических включений магнитами, последний из которых установлен на вибросите-классификаторе, который разделяет товарную крошку по фракциям. В процессе переработки крошки также отделяются и удаляются текстильные волокна, пыль и грязь с помощью двух циклонных пылеуловителей и текстильного вибросита, которое работает по гравитационному принципу.
![](/article/27867-sfera-obrashcheniya-s-othodami-chetyre-goda-reformy/GP-4.jpg)
Продукция перерабатывающего завода Global Plant – товарная резиновая крошка пяти фракций: 1–0,6 мм; 6–1 мм; 1–3 мм; 3–5 мм; 5–6 мм, а также металлолом и текстильные отходы, которые отправляют для дальнейшей переработки.
Резиновая крошка идет в производство новых шин, ее добавляют в асфальтобетонную смесь, изготавливают напольные покрытия различного назначения, в том числе травмобезопасные покрытия для детских и спортивных площадок.
![Мультилифт полной массой 20,5 т на шасси МАЗ-5340 с крюком KROMANN M14S.42.6-HC г/п 14 т](/article/27867-sfera-obrashcheniya-s-othodami-chetyre-goda-reformy/G1.jpg)
Сегодня, когда поток западного импорта иссяк, на первое место выходят российские поставщики.
Максимально широкую линейку крюковых погрузчиков под собственной торговой маркой KROMANN поставляет на российский рынок торговая и инжиниринговая компания ООО «Грузавтомаркет». Эта марка погрузчиков представлена в России с 2012 г. и хорошо зарекомендовала себя у заказчиков не только в сфере транспортировки твердых коммунальных отходов, но и в других различных областях народного хозяйства, таких как мясопереработка, сельское хозяйство, строительство. Крюковые системы KROMANN спроектированы специально для российского рынка в тесном сотрудничестве со специалистами ведущих польских, итальянских и китайских производителей оборудования по техническим заданиям конструкторской группы KROMANN.
![Компактный трехосный мультилифт на шасси КАМАЗ-65115 с крюком KROMANN M15S.45.6-HC г/п 15 т](/article/27867-sfera-obrashcheniya-s-othodami-chetyre-goda-reformy/G3.jpg)
В условиях экономических санкций коллективного Запада, удорожания себестоимости производства и логистики и повышения цен оборудования в европейском секторе экономики компания сконцентрировалась на долгосрочном партнерстве с Китайской Народной Республикой. В соответствии с техническими заданиями ООО «Грузавтомаркет» линейку крюковых установок грузоподъемностью 1,5, 3, 6, 10, 14, 15, 18, 20, 22, 26, 30 т с рабочей длиной от 2000 до 7800 мм изготавливает один из крупнейших китайских производителей. Производственные подразделения «Монтажный Центр КРОМАНН Сервис» в г. Бор Нижегородской области и в г. Набережные Челны, входящие в группу KROMANN, монтируют крюковые погрузчики на российские, белорусские и китайские автомобильные шасси, обеспечивают их сервис, а также комплектуют изготовленные мультилифты прицепами-бункеровозами, сменными кузовами и другими сменными надстройками. Линейка крюковых погрузчиков KROMANN проектируется с учетом их монтажа на доступные в России автомобильные шасси.
![Легкий мультилифт на шасси JAC N90 с крюком KROMANN S6S.36.1-HC г/п 6 т](/article/27867-sfera-obrashcheniya-s-othodami-chetyre-goda-reformy/G2.jpg)
Так, например, специально для монтажа на шасси «ГАЗель» полной массой 4,5 т поставляется крюк KROMANN C3S.27.1-HC максимальной грузоподъемностью 3 т; для шасси «Валдай Next» спроектирован пятитонный крюк S5S.32.3-HC с высотой башни 1200 мм. Крюковой погрузчик KROMANN S6S.36.1(3)-HC грузоподъемностью 6 т доступен с высотой башни 900/ 930/ 1200 мм и предназначен для монтажа шасси «ГАЗон Next», КОМПАС-9, JACN90. Для КОМПАС-12 предназначен крюк модели MS10.S.40.3-HC грузоподъемностью 10 т.
Новая ниша, которую развивает KROMANN, это мультилифты 4х2 полной массой 15–20 т на шасси КАМАЗ-43253, -53605, МАЗ-5340, JAC N160/ 180/ 200. Для этих мультилифтов предназначены крюки KROMANN средней серии грузоподъемностью 10, 14, 15 т.
![Мультилифт полной массой 20,5 т на шасси МАЗ-5340 с крюком KROMANN M14S.42.6-HC г/п 14 т](/article/27867-sfera-obrashcheniya-s-othodami-chetyre-goda-reformy/G4.jpg)
Специальная серия крюков KROMANN ML18S.52.6-HC оптимально сочетается с шасси полной массы 25–26,5 т (КАМАЗ-65115, МАЗ- 6310). Для более тяжелых шасси 6х4 КАМАЗ-6520, МАЗ-6312, МАЗ-6501, JAC N350, HONGYAN Е908, FAW-CA3250 полной массой 31,5–35 т предназначены крюковые погрузчики тяжелой серии KROMANN L22S-HC с рабочей длиной от 5500 до 6200 мм. Для установки на четырехосные шасси КАМАЗ-65201, -6560, МАЗ-6516, SHACMAN SX3318, SX3358, HONGYAN CQ3406, FAW CA3310 предназначены крюки супертяжелой серии XL26S, XL26A, XL30S грузоподъемностью 26 или 30 т с рабочей длиной от 5500 до 6400 мм.
![Четырехосный мультилифт на шасси Hongyan 8х4 с крюком KROMANN XL26A.62.6-HC супертяжелой серии](/article/27867-sfera-obrashcheniya-s-othodami-chetyre-goda-reformy/G6.jpg)
Также в арсенале KROMANN целая линейка мультилифтов повышенной проходимости на шасси 6х6 и 8х8. Например, мультилифты с колесной формулой 6х6 на шасси КАМАЗ-6522, МАЗ-6317, с колесной формулой 8х8 КАМАЗ-6560 основательно «прописались» на полигонах ТБО, созданных на базе комплексов по переработке твердых коммунальных отходов.
![Мультилифт КАМАЗ-6520 с крюком KROMANN L22S.57.6 и контейнером V32 Ubox – стандартное решение для транспортировки ТБО](/article/27867-sfera-obrashcheniya-s-othodami-chetyre-goda-reformy/G5.jpg)
В число сменных кузовов, предлагаемых ГК KROMANN, входят, например, герметизированные контейнеры длиной 6 м и объемом 15–20 м3 для транспортировки биологических отходов c животноводческих ферм, скотобоен, птицефабрик, предприятий мясопереработки. К такого рода контейнерам предъявляют повышенные требования из-за их текучести и агрессивности. Для лучшей устойчивости автомобиля при перевозках контейнеров с жидким грузом 3-осные и 4-осные шасси оснащают системой стабилизации, так называемым «блокиратором рессор задней оси», а на 2-осные мультилифты устанавливают задний опорный ролик. Для ликвидации стихийных свалок используют сменные установки KROMANN с кузовом и гидравлическим манипулятором, а для раздельного сбора отходов, например, стеклобоя из специальных накопительных контейнеров типа «колокол» используют аналогичные сменные установки с КМУ и специальным рабочим органом – «открывалкой контейнеров».
![Сменная ломовозная надстройка KROMANN для мультилифта – кузов Ubox объемом 27 м[sup]3[/sup] с гидравлическим манипулятором МАЙМАН 110S](/article/27867-sfera-obrashcheniya-s-othodami-chetyre-goda-reformy/G7.jpg)
Сегодня Турция остается надежным партнером для российских импортеров. Многие турецкие производства выпускают технику, способную конкурировать с европейскими аналогами по техническим и эксплуатационным характеристикам. Плюс турецкие компании имеют возможность оснащать свою продукцию востребованными европейскими комплектующими, прямой ввоз которых на территорию РФ затруднен или вообще закрыт. Таким образом, российским пользователям становится доступна техника с европейской комплектацией.
Турецкая марка Koluman работает на российском рынке с 2015 г. Группа Koluman Holding A.S. создала в Набережных Челнах дочернюю компанию ООО «Колуман Рус» и сборочное производство, а в Москве филиал по продажам и сервису строительной, коммунальной, аэродромной и полуприцепной техники.
Koluman выпускает много видов техники, как полуприцепной, так и надстроек для автомобильных шасси, в том числе мусоровозы с задней загрузкой. Компактный сегмент представляет мусоровоз EFE с кузовом объемом 8 м3 на шасси FUSU Canter или аналогичном: Hyundai, Isuzu, КАМАЗ «Компас». Компактный мусоровоз удобен в плотной городской застройке, при этом он оснащен кантователем, способным работать со всеми контейнерами, используемыми в России.
![Средний мусоровоз Koluman EFE с кузовом объемом 16 м[sup]3[/sup]](/article/27867-sfera-obrashcheniya-s-othodami-chetyre-goda-reformy/Kol-02.jpg)
Средний мусоровоз EFE с кузовом объемом 16 м3 монтируют на 2-осные шасси Ford DC, кстати, турецкого производства, и аналогичные, в том числе на КАМАЗ. Для 3-осных шасси компания предлагает мусоровоз EFE с 22-кубовым кузовом. Все кузова выполнены по современной технологии с формованными (выгнутыми) бортами и приемными бункерами, сделанными из износостойкой стали Hardox. Компоненты гидравлики заднего борта защищены кожухами. Большие мусоровозы могут оснащать портальным краном для разгрузки 8-кубовых контейнеров.
Компания также выпускает полуприцепные транспортные мусоровозы с кузовами объемом от 50 до 58 м3, предназначенными для вывоза «хвостов» с сортировочных пунктов на полигон. Кузов выполнен из конструкционной стали St 52 с прямыми бортами, усиленными поперечными профилями коробчатого сечения. Кузов загружается сверху, система прессования обеспечивает коэффициент уплотнения 4. Разгружается кузов при помощи гидравлической шторы или подвижного пола.
![Компактный мусоровоз Koluman EFE с кузовом объемом 8 м[sup]3[/sup] на шасси Hyndai Mighty](/article/27867-sfera-obrashcheniya-s-othodami-chetyre-goda-reformy/MLL_082198.jpg)