Dometic Waeco

Создатели комфортного микроклимата

Климатическое оборудование для коммерческого автотранспорта и спецтехники

Кому-то может показаться, что говорить о климатических системах в самый разгар зимы несвоевременно. В нашей статье мы поговорим о некоторых вопросах эксплуатации и обслуживания климатического оборудования и увидим, что системы нормализации микроклимата актуальны зимой не менее, чем летом.

Разница между кондиционером и климат-контролем

Прежде всего разберемся, чем отличаются кондиционер и система климат-контроля в транспортном средстве. В популярной околотехнической литературе можно найти множество мнений разных авторов по этому поводу, но мы обратимся к документам.

Согласно действующему ГОСТ 30593 «Автомобильные транспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования» п. 3.5 Кондиционирование – это обеспечение регулируемого снижения температуры воздуха в обитаемом помещении транспортного средства до температуры внешней среды и ниже и ее, а также поддержание температуры воздуха на заданном уровне при температурах внешней среды от +17 °С и выше.

Eberspächer – сплит-система Vetronic (6 или 9 кВт)
Группа компаний Eberspächer (Германия) – один из мировых лидеров в разработке и производстве климатических систем для всех видов техники, которые включают как отопительные системы, так и системы кондиционирования. Это делает Eberspächer единым поставщиком всей климатической системы.

Российское представительство – АО «ЭКСР» – поставляет на российский рынок два вида кондиционеров: Vetronic – системы кондиционирования собственной сборки на базе подразделения в Нижнем Новгороде, и Kalori – кондиционеры и HVAC системы производства французской компании Kalori, которая в 2018 г. стала частью Eberspächer.

В модельном ряду Vetronic представлены сплит-системы мощностью 6 и 9 кВт, а также моноблок 13 кВт. Системы устанавливаются на LCV.

Eberspächer – моноблок Vetronic 13 кВт

Продукция Kalori, поставляемая на российский рынок, это дополнительные отопители, в том числе и электрические, распределители воздуха, а также системы кондиционирования. В линейке присутствуют кондиционеры и комплектующие для разных типов техники: от спецтехники до кабин грузовиков и небольших автобусов. Модели RK и Kanada (RK 4 Klim – 3,5 кВт, Kanada 2 Klim – 6 кВт, RK12 Klim – 11,5 кВт, RK14 Klim – 13,5 кВт)  – это моноблоки, требующие установки компрессора. Конденсор со встроенным компрессором идет в модели Power K мощностью 3,5 кВт.

Eberspächer Kalori –кондиционер Electrik

Наибольшую популярность приобрел полностью электрический кондиционер Electrik (3,5 кВт). Он идеально подходит для охлаждения кабин небольших транспортных средств или транспортных средств, где невозможна или нецелесообразна установка компрессора. Его главные особенности – компактность, легкость (всего 25 кг) и простота монтажа, возможность применения на электро- и гибридном транспорте. Electrik можно использовать при заглушенном двигателе, но включенном зажигании, что создаст в салоне комфортные условия. Пыле- и влагозащищенность делают его пригодным для применения в спецтехнике.

То есть правы те, кто считает, что кондиционер служит для охлаждения воздуха в кабине (или другом помещении) грузовика/ спецтехники. Кроме того, если нужно «поддерживать температуру на заданном уровне», кондиционер может работать одновременно с отопителем. В этом случае в потоке, который направляется в кабину общим вентилятором, горячий воздух из отопителя и холодный воздух из кондиционера смешиваются.

ООО «Климат и К». Моноблок CLM 30

ООО «Климат и К» (г. Нижний Новгород) выпускает под брендами «КлиматиК» и Climate-K обширную линейку автокондиционеров. В ассортименте имеются сплит-системы и моноблочные, накрышные системы для строительной и прочей спецтехники транспорта мощностью от 4 до 30 кВт. Встраиваемые системы кондиционирования для специальной техники и коммерческих автомобилей имеют мощность от 4 до 12 кВт.

ООО «Климат и К». Электрический моноблок CLE 1

Автономные стояночные кондиционеры серии «КлиматиК» CLE мощностью 1,6 кВт создают в кабине оптимальную температуру и влажность, работают при выключенном двигателе от аккумулятора автомобиля, не нуждаются в техобслуживании, а для работы им не нужна вода (в отличие от водяных увлажнителей). Кондиционер управляется с электронной панели. В кондиционере предусмотрена многоступенчатая защита от полного разряда аккумулятора. Водитель может спокойно отдыхать ночью, не переживая о том, что наутро грузовик не заведется.

ООО «Климат и К». Моноблок CLM 5

У компании имеется производственная база, квалифицированные инженерно-конструкторские кадры, благодаря которым ежегодно выпускается более 6000 разнообразных климатических систем и автокондиционеров. «Климат и К» принимает заказы на любые специальные исполнения климатического оборудования по ТЗ клиентов.

ООО «Климат и К». Моноблок CLM12

Помимо охлаждения кондиционер выполняет также функцию осушения воздуха, поступающего в кабину (что предотвращает запотевание стекол): при прохождении через холодный теплообменник из воздуха конденсируется влага, которая затем стекает через дренаж. Но если наружная температура ниже 0 °С, вода будет замерзать на теплообменнике. В этом случае кондиционер нужно поставить на режим рециркуляции теплого воздуха в кабине, его влажность будет снижаться, а температура повышаться и, таким образом, будет предотвращаться запотевание стекол.

Про то, как должен управляться кондиционер – автоматически или вручную водителем, в ГОСТе не говорится, но принято считать, что кондиционер имеет простое ручное управление, а интенсивность его работы регулируется скоростью вращения вентилятора. Чем больше скорость вращения вентилятора, тем сильнее охлаждается воздух в кабине.

Autoclima S.p.A.
Итальянская компания Autoclima S.p.A. хорошо известна в нашей стране по своему бренду AUTOCLIMA. Компания выпускает широчайший ассортимент кондиционеров в форме накрышных моноблоков и сплит-систем MODULA для кабин грузовых автомобилей и специальной техники.

Кондиционеры для строительной и прочей спецтехники, моноблочные и сплит-системы имеют мощность 3–4 кВт. Системы кондиционирования для кабин грузовиков развивают мощность до 6,5 кВт.

Автономные кондиционеры серии Fresco мощностью 0,95–1,8 кВт не нуждаются в тех­обслуживании. Располагаются на крыше или задней стенке кабины. В некоторых случаях возможность установки компонентов на задней стенке имеет большое значение, т.к. позволяет не увеличивать высоту кабины. Кондиционеры Fresco поддерживают здоровый микроклимат в кабине и работают как осушитель воздуха. Управление может быть ручным (с панели цифрового управления) и дистанционным. Для многих моделей предлагается опция – отопление.

Autoclima S.p.A.

По ГОСТу 30593 п. 3.6: Система кондиционирования транспортного средства – это совокупность устройств, предназначенных для кондиционирования обитаемого помещения ТС (т.е. кондиционер, отопитель и система вентиляции).

В ГОСТе есть также понятия п. 3.7: Климатическая установка – это узел (блок), в котором конструктивно совмещены устройства, предназначенные для нагрева и охлаждения воздуха, а также его принудительного перемещения.

П. 3.9: Система нормализации микроклимата (СНК) – это совокупность систем отопления, вентиляции и кондиционирования.

То есть система кондиционирования, климатическая установка и СНК – это одно и то же. И напоследок еще гостовское определение:

П. 3.10: Система климат-контроля – это СНК с устройствами для поддержания заданных тепловых условий в обитаемом помещении в автоматическом режиме.

Indel B S.p.A.
Весьма разнообразна продукция компании Indel B S.p.A. (Италия): автокондиционеры и автономные стояночные кондиционеры серии Sleeping Well («спим хорошо») для грузовых автомобилей и специальной техники. Также в производственной линейке компании накрышные кондиционеры, это эффективная альтернатива штатным кондиционерам, позволяющая экономить топливо.

Производственные мощности компании Indel B находятся в Италии и в Китае. Компания сотрудничает с международным концерном Danfoss (с 2010 г. Secop): используются блоки управления и компрессоры этой фирмы.

Автономные кондиционеры серии Sleeping Well работают при выключенном двигателе от аккумулятора автомобиля, не нуждаются в техобслуживании, а для работы им не нужна вода (в отличие от водяных увлажнителей). Кондиционер управляется с электронной панели или дистанционного пульта. Есть экономичный режим работы и турборежим максимальной производительности. В Sleeping Well предусмотрена многоступенчатая защита от полного разряда аккумулятора.

Indel B S.p.A.

Таким образом, по сравнению с кондиционером система климат-контроля имеет интеллектуальное управление и значительно более широкий функционал. Климат-контроль предотвращает запотевание стекол, может иметь дополнительные угольные фильтры для очистки воздуха и функции ионизации и озонирования воздуха (последние актуальны для дорогих легковых либо специальных/ медицинских автомобилей).

И зимой, и летом водителю достаточно настроить параметры работы устройства с помощью электронного блока управления. Зафиксировав температуру в различных местах кабины, климат-контроль начнет нагревать или охлаждать воздух в зонах головы и ног водителя и пассажира, а также регулировать влажность воздуха до тех пор, пока не будут достигнуты заданные параметры. Затем система будет периодически включаться для поддержания заданных характеристик.

ЗАО «Элинж-НН» (входит в производственный холдинг «Элинж», г. Нижний Новгород) – еще один из отечественных производителей кондиционеров для коммерческой и специальной техники. Предприятие производит широкий модельный ряд установок мощностью от 3 до 20 кВт. В производстве частично используются импортные комплектующие, которые «Элинж-НН» получает по прямым контрактам от надежных, проверенных производителей. Часть моделей кондиционеров имеет привод от двигателя шасси, другие модели оснащаются электрическим приводом.

Завод «ЭЛЬМАШ», оснащенный самым современным оборудованием, осуществляет полный цикл производства изделий из металла и пластмасс. Предприятие обладает конструкторским бюро с испытательными стендами и полноразмерной термокамерой для испытаний опытных образцов новых кондиционеров.

ЗАО «Элинж-НН»

Если плохо работает климатическое оборудование

Однако не всегда климатическое оборудование радует водителя коммерческого грузовика или оператора специальной техники безупречной работой. Перечислим наиболее вероятные причины неисправностей климатических систем.

Возможно, по какой-то причине плохо работает или совсем не работает компрессор. Обычно в компрессорах изнашиваются пары поршень–цилиндр, а в системе накапливаются металлические продукты износа. Нередко из-за эрозии обмоток выходит из строя электромагнитная муфта компрессора. Водитель или оператор могут самостоятельно проверить работоспособность компрессора, для этого достаточно посмотреть: если трубки, соединяющие компрессор с конденсатором, покрыты конденсатом («испариной»), значит компрессор работает.

Dometic

Шведская компания Dometic Holding AB выпускает широкий ассортимент кондиционеров и систем климат-контроля для грузовых автомобилей и спецтехники. Ранее системы кондиционирования предлагались под брендом WAECO. Но недавно произошел ребрендинг, и теперь вся продукция копании выпускается под брендом Dometic.  Dometic предлагает парковочные кондиционеры линейки CoolAir, способные работать с питанием от АКБ транспортного средства до 10 часов при заглушенном двигателе. Автокондиционер CoolAir RTX 2000 работает от бортовой сети 24 В, создает мощность охлаждения 2 кВт, также может работать от сети 12 В при применении конвертора напряжения. Моноблок встраивается вместо стандартного люка грузовика. Управление кондиционером осуществляется при помощи салонной панели на самом кондиционере и пульта дистанционного управления.

H-Thermo
Южнокорейская компания Hwasung Thermo Co., Ltd выпускает различное автомобильное климатическое оборудование под брендом H-Thermo, и в том числе серию автономных электрических кондиционеров Parking cooler с питанием от аккумуляторов. В составе серии две сплит-системы и один моноблок, представляющие собой решения для грузовиков с избыточной высотой, или с небольшим пространством между кабиной и фургоном, или для экономии места внутри кабины (например, для спального места). Все три модели работают от напряжения питания 24 В при токе 23–35 А и развивают мощность охлаждения 3,6 кВт.

Также Hwasung Thermo выпускает холодильные установки, которые обеспечивают температурный режим от +12 до –20 °C при толщине стенок фургона 80 мм и коэффициенте теплопроводности 0,4 Вт/(м2 x °C).

H-Thermo

В системе может быть недостаточное количество хладагента. Дело в том, что даже полностью исправная система за год теряет в среднем 10% объема хладагента. А чем меньше становится в системе хладагента, тем чаще включается компрессор и его износ еще больше ускоряется. Поэтому рекомендуется 1 раз в 1–3 года производить заправку системы кондиционирования. Причем делать это нужно у квалифицированных специалистов с соответствующим оборудованием и технологией. Из системы откачивается хладагент, взвешивается, затем в систему закачивается положенное по спецификации количество хладагента. Потеря хладагента за время, прошедшее с прошлой заправки, не должна превышать 30%. Если потери превышают указанный предел, следует искать и устранять причину утечек. Это могут быть, например, микротрещины в уплотнениях трубопроводов, по которым циркулирует хлад­агент. Небольшие утечки (не более 1% от общего количества потерь) возможны через золотник заправочного порта.

В результате внешнего загрязнения теплообменников может существенно уменьшиться производительность кондиционера. Поэтому рекомендуется весной, перед началом сезона наиболее интенсивной эксплуатации кондиционера, промыть теплообменники. Лучше, если сначала сервисный специалист оценит степень их загрязнения и предложит методику очистки: без разборки либо с частичным или полным демонтажом радиаторов. Промывка также должна выполняться квалифицированно: трубки и ребра радиаторов выполнены из тонкого и мягкого цветного металла, который легко может повредить слишком сильная струя воды.

«Завод кондиционеров «Август
ООО «Август», или «Завод кондиционеров «Август» (г. Тольятти, Самарская обл.) выпускает системы кондиционирования и отопители для различной мобильной техники: тракторов, строительно-дорожных и сельскохозяйственных машин, коммерческих автомобилей и т.д. мощностью от 5 до 32 кВт (в основном серия ЗБС). Системы работают от двигателей мобильной техники и рассчитаны на работу с хладагентом R134a. Предприятие имеет собственное производство полного цикла и КБ.
«Завод кондиционеров «Август

Среди распространенных причин неисправностей – повреждения в результате вибрации и коррозии трубопроводов системы кондиционирования. Возможно механическое либо коррозионное повреждение теплообменника/ радиатора. Всем известно, что кондиционеры нуждаются в антибактериальной обработке. Какую именно процедуру по удалению грибка следует провести, должен определить специалист: ионизацию или антибактериальную обработку.

Выполнять обслуживание рекомендуется на официальной дилерской станции, где производятся все положенные по технологии изготовителя системы кондиционирования замены фильтров и компонентов, без «экономии». Иначе в ближайшем будущем такая «экономия» на незамененных вовремя компонентах и расходных материалах (или замененных, но неоригинальных) выльется для владельца техники в полную замену системы кондиционирования.

Впрочем, иногда засоренный салонный фильтр просто не пропускает достаточного количества охлажденного воздуха в кабину. В этом случае замену может выполнить и сам водитель, без обращения на СТО.

KONVEKTA AG
В ассортименте климатического оборудования немецкой компании KONVEKTA AG имеется Техническая платформа MACS – Модульная система кондиционирования воздуха для кабин строительных машин, коммерческих грузовиков и прочей спецтехники. Это серия нагревателей-испарителей, позволяющая создавать комплексные решения, учитывающие индивидуальные особенности кабины и широкий спектр требований – кондиционирование воздуха, обогрев и регулирование подачи свежего воздуха, фильтрацию, с использованием электронных регуляторов и т.д. Возможные характеристики систем: холодопроизводительность 4–9 кВт, мощность нагрева 6–12 кВт, воздушный поток, при свободном продуве 540–1,385 м3/ч, напряжение питания 12 и 24 В, потребляемый ток при 12 В: 14,6–49,1 А. Используется хлад­агент R 134a.
KONVEKTA AG

Масла PAG и POE

Вопрос использования масел для смазки компрессоров автокондиционеров широко освещается в околотехнической литературе, разных мнений множество, что говорит о сложности и неоднозначности этой темы. Самые распространенные масла для смазки современных автокондиционеров: PAG – масло на основе полиалкиленгликоля и POE – масло на основе полиолэфиров. Оба масла синтетические, но отличаются по степени склонности к гидролизу, т.е. к разложению при попадании в масло воды. PAG гораздо устойчивее к гидролизу, чем POE.

ООО «Завод ТерраФриго»
ООО «Завод ТерраФриго» (г. Ростов-на-Дону), российское предприятие с полным циклом производства, выпускает широкий модельный ряд кондиционеров для коммерческого транспорта и спецтехники (в т.ч. сельскохозяйственной) мощностью 3,6–15 кВт под торговой маркой TerraFrigo.

Теплообменники для кондиционеров производятся с применением технологии SFT: мягкая фиксация трубок обеспечивает повышенный уровень прочности соединений кондиционера, защищая его от поломок, придавая дополнительную надежность. Медно-алюминиевые теплообменники собственного производства «ТерраФриго» не подвержены воздействию солей, реагентов и агрессивной среды.

Благодаря мощным вентиляторам кондиционеры развивают высокую производительность при пиковых нагрузках, а встроенный диффузор помогает быстро осуществлять отвод воздуха, тем самым снимая дополнительную нагрузку с вентиляторов и обеспечивая стабильную долговременную работу конденсатора.

Кондиционеры TerraFrigo имеют три варианта исполнения. «Подкапотный», при котором конденсатор устанавливается перед штатным радиатором и габаритные размеры техники не изменяются. «Накрышный» вариант удобен тем, что кондиционер не занимает место под капотом. «Подвесной» вариант – когда конденсаторный блок монтируется за кабиной. Кондиционеры TerraFrigo способны работать при температурах окружающего воздуха до +50 °С.

ООО «Завод ТерраФриго»

Но масло POE дешевле, поэтому его любят использовать вместо масла POG или смешивать с последним. В сети и автосервисах можно прочесть и услышать множество свидетельств из практики типа «я заправил POE, смешал с PAG – и всё прекрасно».

Однако технические специалисты не рекомендуют доверять такому опыту из практики. К тому же качество масел может быть разным в зависимости от производителя, даже если по «этикетке» масла одинаковые. Кто-то заправил нерекомендованное масло, и всё обошлось, а у вас может и не обойтись и выльется в замену компрессора и полную чистку всей системы. Следите, чтобы при обслуживании заправляли в кондиционер именно то масло, которое рекомендует изготовитель компрессора. При необходимости можно обратиться за консультацией на официальную сервисную станцию или напрямую в представительство производителя системы кондиционирования.

Webasto
Компания Webasto (Германия) широко известна своими климатическими системами. В ассортименте кондиционеров Webasto имеются накрышные конструкции для строительной и прочей спецтехники и коммерческого транспорта мощностью от 3,5 до 6,2 кВт, а также автономные стояночные решения мощностью 1,6 кВт, работающие от аккумуляторов. Встраиваемые системы кондиционирования для специальной техники и грузовиков имеют мощность от 4 до 11,9 кВт.

Выпускается водяной испарительный охладитель Nite Cool TTC 100, потребляющий мало энергии, эффективное средство охлаждения воздуха в кабине автомобиля при длительной стоянке. Nite Cool TTC 100 – самый плоский в классе, высота накрышного блока составляет всего 125 мм. Испарительный охладитель данной модели позволяет достичь более высокой производительности в сравнении с имеющимися на рынке аналогами других производителей, так как содержит эксклюзивную патентованную камеру предварительного охлаждения.

Все кондиционеры могут оснащаться системами управления как ручными, так и автоматическими, в состав которых входят датчики температуры в кабине и снаружи, а также датчик обледенения.

Webasto

Водяные охладители

Существует более бюджетный и упрощенный вариант кондиционера – водяной охладитель, их еще называют «безфреонными» или «водяными» кондиционерами. В конструкции таких установок отсутствует компрессор: в теплообменнике электрические форсунки периодически подают воду на материал с большой поверхностью, поток воздуха проходит через увлажненный материал и за счет испарения воды охлаждается.

Бак для воды обычно устанавливается на задней стенке кабины. В него заливается обычная водопроводная вода. При ее испарении выпадающие соли могут быстро вывести испаритель из строя. Чтобы этого не произошло, в комплект входят сменные химически активные вставки и специальные добавки в бак. Они не только смягчают воду, но и обладают бактерицидными свойствами, препятствуя размножению в стоячей воде различной микрофлоры и водорослей. В систему подачи воды встроен сетчатый фильтр, предотвращающий засорение системы. В зависимости от расхода воды и емкости водяного бака при максимальной мощности и сухом воздухе одной заправки даже при непрерывной работе на максимальной мощности может хватит практически на сутки. Существуют версии водяных охладителей с дополнительной системой фильтрации, предназначенные для работы в тяжелых условиях эксплуатации с повышенной запыленностью воздуха (на экскаваторах, комбайнах, строительной технике и т. п.).

Эффективность работы водяного кондиционера напрямую связана с влажностью воздуха: чем он суше, тем выше эффективность охлаждения. Производительность такого агрегата ниже, чем у обычного кондиционера. Зато он потребляет гораздо меньше энергии, работает практически бесшумно и может функционировать как во время движения автомобиля (экономя энергию, если не нужно включать основной кондиционер), так и на стоянке от аккумуляторных батарей. Как уже говорилось, водяной охладитель стòит дешевле кондиционера, проще и дешевле в обслуживании. Монтаж водяных охладителей на транспортное средство прост, поэтому возможна даже самостоятельная установка. Зимой, когда вода из охладителя сливается, его можно использовать просто для вентиляции кабины.

Итальянская компания Olmo Giuseppe SpA выпускает линейку водяных автономных автокондиционеров-охладителей испарительного типа под брендом OLMO. Предлагаются компактные модели для установки на крышу кабины грузовика, с внутренним баком – для установки в фургоне и автокемпинге, экстраплоские с внутренним баком и специальное решение для сельскохозяйственной и строительной техники с третьим дополнительным фильтром, обеспечивающим оператору в кабине чистый и свежий воздух при любой запыленности, с увеличенным воздухозаборником, защищающим оператора от болезней дыхательных путей.Установки работают от напряжения 12 или 24 В, воздушный поток – 400 м3, емкость внешнего бака для воды – 30 л, внутреннего – 14–15 л, средний потребляемый ток 3,55/ 2,65 A.
Olmo Giuseppe SpA

Ряд производителей предлагают устанавливать водяные охладители на дальнемагистральные коммерческие грузовики в качестве дополнительного второго кондиционера прямо на заводе либо у дилеров. Установка занимает всего 3–4 часа.

Однако не следует ожидать чудес: в очень жаркую погоду где-нибудь на «югах» водяной охладитель не справится, и если вы работаете в жарком климате, вам следует выбрать настоящий мощный кондиционер, а еще лучше климатическую систему.

 

Итак, современные климатические системы – оборудование, несомненно, круглогодичного, а не сезонного использования, необходимый элемент удобства и комфорта, и российский рынок предлагает потребителю широкий выбор систем нормализации микроклимата.