В стужу согреет, в зной охладит (часть 1)
Все разнообразие климатического оборудования для автомобилей и спецтехники
Кондиционеры и системы климат-контроля
Системы кондиционирования постепенно превращаются из предмета роскоши в обыденное оборудование. Сегодня их устанавливают не только на лимузинах премиум-класса, но и на магистральных грузовиках, и на дорожно-строительных машинах. Производительность труда водителя и оператора, работающих при комфортной температуре свежего, очищенного от пыли воздуха нормальной влажности, будет гораздо выше, и руководители компаний это понимают.
В частности, «Климат и К» производит и предлагает к установке следующие варианты электрических моноблочных систем для грузовиков, спецмашин, строительной и сельскохозяйственной техники.
На длительной стоянке или ночевке в жаркую погоду водителя выручит CLE-1 – стояночный электрический автокондиционер-моноблок мощностью от 0,9 до 1,2 кВт. Благодаря малому потреблению тока 12–15 А CLE-1 можно использовать автономно в течение 5–6 ч с питанием от аккумулятора машины, не опасаясь его разрядить. Но может подключаться и к сети 220 В через опционный трансформатор. Компрессор данного автономного кондиционера электрический, установлен внутри корпуса моноблока и не требует привода от двигателя. Конденсаторный блок устанавливается в проем люка кабины без сверления отверстий, что позволяет не нарушать герметичность крыши. Высота крышного конденсаторного блока (обтекателя) – 220 мм. Испарительный блок монтируется под крышей, на потолке кабины. Пульт управления и дефлекторы для вывода охлажденного воздуха расположены над головой водителя.
Кондиционер CLE-2 имеет аналогичную моноблочную конструкцию, но более высокую мощность – 2,7 кВт. Потребление энергии у него больше, поэтому CLE-2 в основном предназначен для использования во время движения. Однако опционально возможно подключение системы к сети с напряжением 220 В и использование ее при выключенном двигателе на стоянке. Эта модель сравнительно дешева, просто устанавливается и эксплуатируется, поэтому пользуется популярностью и спросом у владельцев строительной и сельскохозяйственной техники.
На автокондиционеры и комплектующие компания «Климат и К» дает 12-месячную гарантию.
У компании есть производственная база, квалифицированные инженерно-конструкторские кадры, благодаря которым ежегодно выпускается более 6000 разнообразных климатических систем и автокондиционеров. «Климат и К» принимает заказы на любые специальные исполнения климатического оборудования по ТЗ клиентов.
Конечно, существует масса разновидностей этих климатических агрегатов, отличающихся и по функционалу, и по цене. Прежде всего напомним, что системы климат-контроля отличаются от кондиционеров наличием развитой интеллектуальной системы автоматического управления (водителю не нужно отвлекаться от работы на то, чтобы подправить настройки кондиционера) и намного бóльшим количеством датчиков и функций (борьба с запотеванием стекол, контроль заданных температур воздуха в зонах ног и головы водителя и пассажиров и пр.). Климатические системы не только охлаждают воздух в кабине, но могут и подогреть его при необходимости. Современные системы климат-контроля, в отличие от кондиционеров прежних поколений, работают и зимой, поддерживая в кабине комфортную температуру, проветривая ее и не допуская конденсации влаги на стеклах. Конечно, системы климат-контроля дороже простых кондиционеров при покупке и в обслуживании. Однако есть и хорошие новости: по мере развития совершенствуется работа климатических систем и даже снижается их стоимость, появляются «массовые» варианты.
И все же в эксплуатации находится еще множество обычных кондиционеров, которые зимой не используются. Их рекомендуется ненадолго включать раз в 2–3 недели, чтобы поддерживать смазку поверхностей трущихся деталей.
Следует также сообщить, что в мире происходит постепенный переход с использования в кондиционерах хладагента R-134а на новый, конечно же более экологичный, R-1234yf. Начали с дорогих легковых автомобилей, и в России это пока не массовое явление, но постепенно переведут на новый хладон кондиционеры всей техники.
R-1234yf намного дороже предшественника. Обладает более высокой воспламеняемостью в смеси с воздухом и маслом. Но многочисленные исследования все же показали, что опасность возгорания при эксплуатации R-1234yf очень низка. Тем не менее откачку R-1234yf производят при помощи новых, взрывозащищенных установок. Существует ряд правил противопожарной безопасности при работе с R-1234yf. Некоторые запчасти, а также специнструмент, фитинги и резьба для систем кондиционирования с R-1234yf не взаимозаменяемы с теми, что используются для R-134а. Зато масла для заправки систем с R-1234yf аналогичны применяемым в системах с R-134а.
По некоторым сведениям, имеется положительный опыт замены в системах кондиционирования некоторыми владельцами дорогого R-1234yf на R-134а, пока он еще широко применяется и не подорожал.
Так, кондиционер Август 2ЗБС К730 для трактора работает от напряжения 24 В, развивает холодопроизводительность 5,6 кВт, теплопроизводительность 5,5 кВт, расход воздуха 620±20 м3/ч. Кондиционер Август TVEX WX200/ TX210 для экскаваторов работает от напряжения 24 В, ток 7 А, развивает холодопроизводительность 5,5 кВт и теплопроизводительность 5,6 кВт. Хладагент R-134a.
Предприятие имеет собственное производство полного цикла и КБ.
Предпусковые подогреватели
Несмотря на то, что климат в нашей стране стал теплее, на родных просторах осталось еще достаточно мест, где зимой, как сказал поэт, «слезы замерзают на лету» и завести автомобиль после морозной ночи очень непросто. Поэтому различные системы подогрева, помогающие запустить промерзший двигатель и согреть воздух в кабине, у нас по-прежнему весьма актуальны. Кроме того, подобные системы подогрева могут применяться в качестве догревателя, в сильный мороз могут повышать температуру двигателя и воздуха в кабине, если они не прогреваются. Чем экономичнее двигатель, тем меньше он нагревается, и в сильный мороз это качество может сыграть отрицательную роль.
Прежде всего речь идет об автономных предпусковых подогревателях, встроенных в системы автомобиля: топливную, жидкостного охлаждения, электрическую и вентиляции. Следует сразу заметить, что в автомобили, находящиеся на гарантии, подогреватели должны устанавливаться либо на заводе, либо у авторизованного дилера.
Жидкостные. Автономные жидкостные подогреватели вырабатывают тепло, сжигая топливо автомобиля (дизтопливо либо бензин), а их насосы, системы зажигания и вентиляторы питаются от аккумуляторов автомобиля. Они нагревают двигатель, а затем и воздух в кабине машины. Следует подчеркнуть, что эти устройства эффективны именно для подготовки холодной машины к пуску двигателя и началу работы. В качестве автономного отопителя, который мог бы на стоянке всю ночь подогревать кабину грузовика со спящим водителем, подобные системы неудобны: большая часть выработанного тепла рассеивается в системе охлаждения двигателя, для прогрева воздуха в кабине остается лишь малая часть энергии, горелка создает достаточно много шума, а насос и вентилятор потребляют довольно много электроэнергии аккумулятора. Для автономного отопления существуют воздушные системы, о которых мы поговорим позже. Управляются современные предпусковые агрегаты таймером и даже дистанционно – с помощью радиопульта или смартфона через GPS.
Воздушные. Отечественная промышленность предлагает и воздушные предпусковые подогреватели, основное достоинство которых в том, что их не нужно встраивать в системы машины и можно использовать для разной техники: сегодня для подогрева одной машины, а завтра – другой.
«Адверс» осуществляет разработку и производство предпусковых подогревателей для автомобильных двигателей под марками «Теплостар» и «Бинар», а также автономных воздушных отопителей салона под маркой «Планар».
Электрические. Существуют также электрические предпусковые подогреватели, по типу они бывают встраиваемыми, внешними (расположены под капотом, с двигателем соединяются патрубками) или накладными.
Так, электрический предпусковой подогреватель двигателя Defa Safestart 412824 питается от сети 220 В и обеспечивает время прогрева двигателя до рабочей температуры от 30 мин (при t от +10 до 0 °С) и до трех и более часов (при t –20 °С и ниже).
Наиболее распространенные – встраиваемые подогреватели, они представляют собой ТЭН, встроенный в систему охлаждения двигателя и работающий от сети 220 В. Для питания ему требуется розетка бытовой электросети. Такая система способна подогреть двигатель до температуры уверенного пуска примерно за полчаса. В составе системы может быть электронасос для принудительной циркуляции жидкости. Более сложные системы осуществляют также подогрев воздуха в кабине и даже подзаряжают аккумулятор.
Компания выпустила новую линейку усовершенствованных предпусковых подогревателей двигателя «Северс+ Премиум», которые встраиваются в систему охлаждения и снабжены мощным ТЭНом и насосом для принудительной циркуляции жидкости. Мощность нагревателей – от 1 до 3 кВт. Напряжение тока питания 220 В. Температура жидкости на выходе подогревателя не более 80 °С. Постоянно поддерживается температура ОЖ в диапазоне 50–70 °С. Рекомендуемое время прогрева составляет всего около 30 минут. Предприятие дает гарантию на подогреватели на 2 года.
Существуют и электроподогреватели моторного масла, но они мало распространены, так как даже несмотря на встроенную регулировку температуры нагрева масло при контакте с ТЭНом в какой-то степени горит, разлагается, что негативно сказывается и на качестве смазки, и на сроке службы масла. Лучше для масла накладные подогреватели – они греют стенку масляного поддона, но эффективность использования энергии у них, что очевидно, ниже.
Встраиваемые подогреватели, как правило, маломощны – 300–600 Вт, но при этом они достаточно эффективны, поскольку нагревательный элемент непосредственно контактирует с охлаждающей жидкостью.
Главное достоинство электрических подогревателей от сети – более низкая по сравнению с дизельными/ бензиновыми агрегатами цена, но для работы им нужна электросеть. Достаточно мощное электрооборудование пожароопасно по определению, поэтому устанавливать такие подогреватели и осуществлять периодический контроль исправности должны только квалифицированные специалисты.
Подогреватели топлива. Зимняя беда дизельных двигателей – выпадение парафина в топливе летнего сорта, которое могут продавать и в холод. Для борьбы с этим злом используют электроподогреватели дизельного топлива, которые работают от аккумулятора и от генератора двигателя и бывают проточными (врезаются в систему питания), бандажными (устанавливаются на фильтры тонкой очистки) и в виде насадки на штатный топливозаборник в баке. Подогревают открытые участки топливопроводов ленточные подогреватели (ЭНГЛ). Как любое электрооборудование, к тому же связанное с топливом, такие электроподогреватели должны устанавливаться и регулярно проверяться квалифицированными специалистами.
Тепловые аккумуляторы. Довольно экзотические подогреватели – это тепловые аккумуляторы, в которых сохраняется охлаждающая жидкость, нагревшаяся во время работы двигателя. Перед пуском холодного двигателя встроенный насос подаст теплую жидкость в блок двигателя и поможет запуститься. Конечно, аккумулятор (т.е. фактически термос) не сможет долго сохранять жидкость горячей, особенно в сильный мороз.
Судя по сведениям из интернета, выпускают их какие-то умельцы под крышей МАДИ, а также вездесущие китайцы, но сколько-нибудь известные и надежные фирмы таким производством не занимаются.