Логистика в ветроэнергетике
В круглом столе приняли участие:
Анна Федосеева, руководитель отдела транспортной логистики и таможенного оформления в ООО «Вестас Рус» и ООО «ВестасМэньюфекчуринг Рус» (г. Москва); Евгений Дёмин, генеральный директор ООО «ТрансЛифтТехника», официальный представитель Goldhofer AG в России (г. Санкт-Петербург); Альбин Радке, генеральный директор ООО «ТИИС» – дочерней компании TII Group (Scheuerle, Nicolas, Kamag) в странах СНГ (г. Москва); Олеся Гоммерс, Nooteboom-Trailers B.V. (Нидерланды); Александр Фёдоров, руководитель отдела сбыта ЗАО «Новтрак» (г. Великий Новгород); Вадим Пушкарёв, начальник отдела маркетинга ООО ПКФ «Политранс» (г. Челябинск); Сергей Олексеенко, генеральный директор ООО «АвтоТранс-Сибирь» г. (Тюмень).
А. Федосеева, ООО «Вестас Рус»: Основной проблемой при отгрузке продукции является ненадлежащее планирование и отсутствие интеграции процессов в соответствии с требованиями каждого отдельно взятого ветропарка. Проекты не похожи друг на друга, везде свои требования, приходится учитывать множество нюансов как транспортной составляющей, так и таможенного оформления. Также важную роль играет наличие специальной техники и транспортного оборудования для реализации проектов. В прошлом году мы заменили часть транспортного оборудования для минимизации затрат на транспортную составляющую.
Погрузочно-разгрузочные работы, а также транспортировка могут лишь частично отличаться от модели к модели ВЭУ, но в целом принцип одинаков, и конструкция наших изделий не зависит от условий погрузки или транспортировки, которые, в свою очередь, отличаются от европейских – мы часто сталкиваемся с несоблюдением стандартов, необходимых в нашей работе. По своему опыту могу сказать, что многие порты требуют значительной модернизации и изменения инфраструктуры, не каждую площадку мы можем использовать для хранения, они просто не рассчитаны на вес наших грузов, приходится организовывать временные зоны таможенного контроля для проведения экспортно-импортных операций. Многозадачность и комплексность работы в РФ – одно из главных отличий от Европы.
У России есть все шансы занять лидирующие позиции в ветроэнергетике в мире. Наша страна – это «спящий ветроэнергетический великан». Сейчас РФ далеко не на первом месте по установленной электрической мощности ветропарков, но по мнению экспертов, Россия обладает самым большим в мире ветропотенциалом. Сейчас, на начальном этапе, данная сфера развивается постепенно, двигаясь по-иному, отличному от европейского, сценарию в силу пространств, специфики ландшафта, погодных условий, расселения людей.
Е. Дёмин, ООО «ТрансЛифтТехника»: Компания Goldhofer поддерживает партнерские отношения с фирмой Vestas, более того, мы являемся вендорными партнерами по отношению друг к другу. Фирма Goldhofer поставляет полный комплекс оборудования, необходимого для перевозки всех компонентов ВЭУ – секций башни, гондолы и лопасти, которые представляют собой наиболее длинномерный груз. Мы самостоятельно разрабатываем и производим полный комплекс техники и оборудования для транспортировки ВЭУ, как базируясь на наших серийных продуктах, так и разрабатывая специальные решения. Для перевозок секций башни фирма Goldhofer разработала «башенные» адаптеры RA, которые устанавливаются либо на прицепы, либо на стандартные модули THP/SL. Адаптеры захватывают с двух сторон секцию башни, поднимают ее и таким образом транспортируют.
Также сегодня для Европы, особенно для Центральной Европы, где доступ на возвышенности, то есть на лучшие места для установки ВЭУ, сопряжен с прохождением небольших старинных городков, маленьких мостов, изобилует серпантинами, фирма Goldhofer выпустила специальный адаптер FTP, который позволяет захватывать с торцевой стороны лопасть ветрогенератора и поднимать ее вверх до 90°, таким образом уменьшая ее габаритную длину, что позволяет проходить стесненные городские или заводские участки, серпантины с поворотами более чем на 90°, которые невозможно пройти на стандартном лопастевозе.
И конечно же мы производим специальные полуприцепы для перевозки лопастей. Это основные востребованные сегодня продукты. К ним относятся полуприцепы SPZ-GL 3 и SPZ-GL 4. Наша основная модель – SPZ-GL 4 с платформами длиной 50–55 м при тройном телескопировании. Конечно, есть лопасти длиннее – 70 или 75 м. Для них тоже разработаны специальные полуприцепы с 5-кратным раздвижением, которое обеспечивает длину платформы более 80 м.
Поэтому, учитывая колоссальный объем усилий и вложений в разработку, во внедрение новых инженерно-конструкторских решений, фирме Goldhofer эта область очень интересна, и мы являемся на этом поле законодателями инновационных решений для перевозок компонентов ВЭУ. Goldhofer также является одним из старейших производителей техники и специальных решений для перевозок ВЭУ. Также хотелось напомнить о легендарном качестве и надежности техники Goldhofer, которая пребывает с заказчиками во всех индустриях и направлениях, включая и перевозку компонентов ВЭУ.
А. Радке, «Торговый Дом ТИИС»: Группа TII имеет палету транспортных средств для перевозок оборудования для ветроэнергетики как офшорной, так и оншорной. Группа TII специализируется на тяжелых и очень тяжелых объектах, то есть на больших и мощных генераторах. В этом секторе работает компания Vestas, и последняя разработка была создана специально для нее – это транспортная система RotorBladeTransportSystem (RBTS) для сверхдлинных лопастей, способная перевозить лопасть любой длины. Длина ограничивается только геометрией возможного маршрута, но не конструкцией трала. Это совместная разработка с Vestas, которая была представлена в числе прочих на выставке BAUMA 2019 и сегодня успешно применяется для перевозки особо длинных лопастей. Как вы знаете, в Европе сейчас идет замена ВЭУ первого поколения на более мощные, с диаметром ветроколеса до 158 м на суше и до 164 м на море.
Система RBTS предназначена прежде всего для очень длинных лопастей офшорных ВЭУ, а так как ее разработали совместно с компанией Vestas, то у той есть определенный эксклюзив на этот продукт.
Предусмотрены разные переходники для разных посадочных диаметров лопастей и прицеп, на котором лежит опорно-поворотный стол для поддержки конца лопасти. Переходник специфичен для каждой лопасти, его изготавливает сам производитель лопасти. У системы RBTS стандартная пневматическая, а не гидравлическая подвеска, что уникально для Scheuerle. Есть возможность подсоединения тележки-долли для увеличения грузоподъемности.
Есть более экономичная линейка, но она локализована для индийского и азиатского рынков – это телескопические полуприцепы для перевозок лопастей малой и средней длины. Это простейшие тралы с двух- и трехкратным раздвиждением с 3- или 4-осной ходовой частью.
На базе модульного транспортного средства мы поставляем систему с адаптером, или манипулятором, к которому крепится лопасть. Эта система применяется в горных регионах, где плохой доступ к месту монтажа ветрогенератора и использование стандартных транспортных систем невозможно. Эта система давно разработана для определенной длины лопастей и доступна в различных комбинациях. Уникальность ее в том, что контргруз перемещается в зависимости от требований к перевозке, чтобы обеспечить оптимальную устойчивость транспортного средства.
О. Гоммерс, Nooteboom-Trailers B.V.: Наша компания Nooteboom активно участвует в разработке и производстве транспортных решений для перевозки компонентов ВЭУ с момента зарождения ветроэнергетики в 1990 г. С того времени Nooteboom представила множество инновационных и экономичных транспортных концепций для перевозки компонентов ВЭУ таких производителей, как Vestas, Enercon, Siemens и DegMicon.
Ярким примером является съемная платформа со вставными адаптерами для транспортировки гондол на низкорамных полуприцепах и модульных прицепах. Данное решение позволяет загружать и выгружать груз без использования крана. То же самое относится и к адаптерам башенных секций, которые могут перевозить элементы башни ВЭУ различных диаметров без использования погрузочной платформы.
Нашими особыми транспортными решениями для перевозки элементов ВЭУ являются MegaWindmillTranspoter MWT – транспортное решение для гондол и частей башни, а также лопастевоз SuperWingCarrier для лопастей длиной до 70 м.
MegaWindmillTransporter состоит из двух гидравлических подъемных адаптеров, которые могут использоваться на различных типах транспортных средств. Во время транспортировки груз зажимается между подъемными адаптерами, поэтому платформа не требуется. Спереди подъемный адаптер обычно соединяется через поворотный стол с 3- или 4-осной подкатной тележкой. Задний подъемный адаптер обычно соединяется через поворотный стол с 7-осной гидравлически управляемой тележкой Nooteboom NLD. MWT не имеет себе равных в маневренности. Поворот груза относительно тележек до 80° позволяет преодолевать самые сложные повороты.
Используя подъемные адаптеры, груз можно поднять гидравлически примерно на 1,5 м над поверхностью земли, чтобы преодолеть, например, дорожный защитный барьер, канаву или кольцевую развязку. Поскольку платформа отсутствует, MegaWindmillTransporter также может оптимально использоваться с необходимым дорожным просветом, что позволяет выбирать наиболее эффективные транспортные маршруты. Это экономит много времени на транспортировку и ожидание и способствует сокращению эксплуатационных расходов.
Super Wing Carrier– это не просто раздвижной полуприцеп. Когда лопасти становятся длиннее, они также становятся шире и даже имеют немного другую форму. Это означает, что центр тяжести больше не будет находиться прямо над центральной балкой полуприцепа. Поэтому Super Wing Carrier не только длиннее, но и прочнее. Превосходная жесткость на кручение конструкции, изготовленной из высококачественной стали, гарантирует, что прицеп не перевернется во время транспортировки из-за смещения центра тяжести груза или ветра. Super Wing Carrier оснащен маятниковыми осями, обеспечивающими угол поворота до 60°. Маятниковые оси также обеспечивают исключительную устойчивость полуприцепа, особенно на максимальных углах поворота. Это связано с тем, что ширина колеи осей никогда не меняется в отличие от обычных раздвижных полуприцепов. Кроме того, благодаря большому ходу подвески в 600 мм можно создать дополнительный дорожный просвет для преодоления препятствий.
Super Wing Carrier оснащен специальным гусаком, регулируемым по высоте с ходом 820 мм для создания дополнительного дорожного просвета в передней части полуприцепа. Благодаря этой продуманной конструкции можно регулировать высоту гусака во время транспортировки, даже когда на него опирается груз. ССУ автоматически останется в горизонтальном положении, чтобы можно было нормально передвигаться с гусаком, установленным на любой выбранной высоте.
В. Пушкарёв, ООО ПКФ «Политранс»: Такие специализированные полуприцепы – это новый вид техники для российского рынка. И тот, кто предложит интересные, востребованные варианты, сможет стать лидером и занять определенную долю рынка. Соответственно от единичных моделей полуприцепов для перевозки компонентов ВЭУ можно переходить к серийному выпуску, тогда производство такой техники будет иметь экономический смысл.
Сегодня, когда возникает потребность в такого рода перевозке, используют подходящие серийные модели полуприцепов российских производителей. Например, в модельном ряду тралов «Политранс» есть полуприцепы с раздвижной рамой – раздвижение до 20 м – для перевозки длинномерных элементов или с пониженной погрузочной высотой для перевозки грузов высотой 3,5 и более метров. Если перевозка будет проходить по местам с плохим дорожным покрытием или по бездорожью, у «Политранса» есть полуприцепы повышенной проходимости, в том числе с раздвижной рамой. Таким образом, мы можем предложить варианты полуприцепов для перевозок лопастей, гондол и башен.
Как правило, на полуприцепы устанавливают пневматическую подвеску, которая обеспечивает плавность хода, а также регулировку высоты полуприцепа, что особенно важно при перевозке высоких грузов. Такие полуприцепы снабжены всем необходимым оснащением для безопасной перевозки. На погрузочной платформе есть специальные утопленные в нее петли для крепления груза или съемные вертикальные стойки. Для лучшего маневрирования в стесненных условиях, таких как горные дороги, улицы городов и т. п., в ходовой части используют поворотные самоустанавливающиеся и подъемные оси. Для многоосных моделей такие оси могут быть первой и двумя последними.
Кроме этого для повышения безопасности перевозок на такие полуприцепы устанавливают системы помощи при трогании в гору TractionHelp от WABCO.
Конечно, если характеристики базовых моделей не соответствуют требуемым параметрам перевозки, наша компания готова спроектировать и изготовить нужный полуприцеп.
А. Фёдоров, ЗАО «Новтрак»: Мы видим, что ветроэнергетика перспективна, ей уделяется большое внимание и поддержка со стороны Правительства РФ, и проходить мимо активно развивающейся отрасли было бы недальновидно, тем более что нам поступают запросы от перевозчиков на специальные транспортные средства для перевозок компонентов ВЭУ. Сегодня мы ведем разработку специального полуприцепа и уже в ближайшее время планируем вывести его на рынок. Мы уверены, что наш новый продукт будет интересен перевозчикам.
Е. Дёмин, ООО «ТрансЛифтТехника»: На территории РФ многие заказчики приобретали у нас лопастевозы, и эти полуприцепы успешно эксплуатируются, своим примером демонстрируя легендарную надежность Goldhofer. На территории РФ наша техника применяется повсеместно, от полуострова Ямал до Краснодарского края, и мы поставляем весь комплекс техники и оборудования для перевозок компонентов ВЭУ, за исключением адаптеров RA, которые предназначены для дорог Центральной Европы, и мы их не поставляем в Россию. А для перевозок секций башен заказчики используют грузовые платформы для емкостей, на которые можно установить секции башни, и за счет того, что платформа сама играет роль нагружаемого транспорта, она воспринимает нагрузки и обеспечивает сохранность секции башни. А для перевозок гондол используют либо обычную низкорамную платформу, либо устанавливают сверху на модульное транспортное средство и таким порядком перевозят.
Стабильный спрос на эту технику присутствовал на российском рынке. Он, конечно, далеко не такой, как в Западной Европе, но наше государство старается идти в ногу со временем, внедрять эффективные «зеленые» технологии, нарабатывать опыт применения этих технологий в наших условиях. Планы по строительству ветропарков большие, и мы надеемся, что они будут реализовываться и нашим заказчикам понадобятся транспортные средства. В связи со стабильным спросом на подобную технику в Европе, фирма Goldhofer поддерживает ее запас на складе. Это уникальная позиция, которую Goldhofer держит на складе, вся остальная техника производится под заказ, завод загружен на полгода вперед.
Мы с уверенностью смотрим в завтрашний день в надежде, что пандемия скоро закончится.
А. Радке, «Торговый Дом ТИИС»: Для российского рынка пока хватает серийной, хорошо отработанной и доступной транспортной техники. В этом сегменте работают многие иностранные компании. Группа TII начинает заниматься такого рода системами, когда речь заходит об очень длинных лопастях. В России сейчас строят ВЭУ второго поколения, а сфера наших интересов сегодня – это ВЭУ нового, третьего поколения. То, что в России есть, перевозят с использованием наших серийных транспортных решений.
О. Гоммерс, Nooteboom-Trailers B.V.: Сейчас наша компания поставляет на российский рынок для перевозки элементов ВЭУ полуприцепы стандартной спецификации. Это надежные, проверенные временем лопастевозы, низкорамные и полунизкорамные полуприцепы Nooteboom. Однако в скором будущем для ветроиндустрии в РФ также потребуются специальные реш ения, такие как MegaWindmillTransporter и SuperWingCarrier, которые уже значительное время успешно эксплуатируются клиентами Nooteboom в Европе.
В. Пушкарёв, ООО ПКФ «Политранс»: Ветроэнергетика в нашей стране пока только развивается, и ветропарков не так много. Поэтому особого спроса на разработку специализированных полуприцепов для перевозки элементов ветряных установок мы не наблюдаем. Однако в схеме территориального планирования РФ в области энергетики до 2030 г. запланированы постройка и запуск нескольких ВЭС. Возможно, при благоприятном развитии ситуации появится необходимость в массовом обеспечении такого рода перевозок специализированными полуприцепами.
С. Олексеенко, ООО «АвтоТранс-Сибирь»: Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов является специфическим видом транспортной деятельности, при которой основная ценность для заказчиков таких перевозок заключается в том, чтобы их груз был доставлен в целости и сохранности до пункта назначения в оговоренный срок. Для перевозок ветроэнергетических установок нашей компанией использовался специальный полуприцеп Goldhofer STZ-DL 4 AAA, который благодаря выдвижной телескопической грузовой платформе оптимален для особо длинных грузов.
В прошлом году наша компания проводила перевозку и монтаж ветроустановок на одной из крупных площадок. Высота башни с ротором диаметром 100 м составляла около 150 м, мощность каждой ветроустановки – 2,5 МВт. Стометровая башня состоит из 8 модульных секций. На монтаже каждой ветроэнергетической установки были задействованы 34 специалиста-вышкомонтажника, 4 крана и вспомогательная техника. Для наиболее сложных монтажных операций использовали гусеничный кран Liebherr LR-1500 грузоподъемностью до 500 т на высоте до 120 м. С его помощью производили монтаж гондолы, генератора и ступицы с установленными заранее, на земле, лопастями.
Монтаж ветрогенератора состоит из работ по сборке мачты и генератора и их последующего подъема. Затем система подключается к щиту управления. Эти работы необходимо проводить в безветренный день. Кабель укладывается внутри опоры, а генератор с лопастями крепится болтами к ее верхнему фланцу. Нижний фланец опоры устанавливается на основание фундамента и фиксируется гайками. Все работы требуют квалифицированных монтажников с опытом работы с ветряками.
Большое внимание уделяли отладке процессов сборки, монтажа и логистики. Все эти процессы реализовывались в абсолютно новой для страны отрасли. Наша группа компаний – «Автокран-Тюмень»-«АвтоТранс-Сибирь» – стала первой отечественной компанией, которая производила монтаж ветроэнергетических установок на территории РФ. Самое сложное в ветроэнергетике – это люди, владеющие всеми компетенциями, так как все новые знания фиксируются только людьми.
В настоящее время наша группа компаний выиграла новый тендер на перевозку и монтаж 84 ветрогенераторов общей мощностью 210 МВт в рамках следующего крупного проекта, для реализации которого мобилизовано около 50 единиц техники и 400 специалистов.