Переоборудование из мусоровоза КАМАЗ-65115 в мультилифт с увеличением колесной базы

Переоборудование автомобилей

Минимизация рисков при обновлении парка техники
С. Метелев, технический директор
группы компаний KROMANN

С конца прошлого года продажи новых грузовых автомобилей и спецтехники резко сократились. Предприятиям, занимающимся транспортными перевозками, приходится выживать в условиях прекращения субсидий и отсутствия «денежных» заказчиков. Приходится экономить на покупке новой техники и искать альтернативные варианты. Похожая ситуация была в 2009–2010 и 2014–2015 гг.

Переоборудование – это изменение или расширение функционального назначения грузового или специального автомобиля, когда вместо старой специальной надстройки устанавливается другое специальное оборудование с отличным от первоначального назначением. Старая надстройка может быть демонтирована и вместо нее установлена другая, или производится перекомпоновка автомобиля, и в дополнение к старой надстройке устанавливается новая, расширяющая функционал автомобиля.

Бывают ситуации, особенно в малом бизнесе, когда налаженный бизнес-процесс под влиянием неблагоприятных внешних факторов приходится быстро изменять, исходя из имеющихся активов и денежных средств. Автомобили и спецтехника для каждого бизнеса являются значимым и ценным активом.

Как же быстро изменить или приспособить свой автопарк для выполнения новых задач? На приобретение новой техники, как всегда, на первых порах не хватает средств. «Сливать» по бросовым ценам свой верой и правдой служивший проверенный и надежный автопарк не хочется. При этом есть проверенный и эффективный способ решить задачу – переоборудование, то есть замена ставших невостребованными спецнадстроек имеющегося автопарка на актуальные, соответствующие новым задачам.

Переоборудование из бортового МАЗ-6303 в  комбимашину с  КМУ и МПР-2

Многофункциональной и универсальной спецнадстройкой можно считать систему крюкового захвата типа «мультилифт», в частности KROMANN, которую часто используют для переоборудования. Она расширяет возможности автомобиля и в зависимости от типа сменного кузова или платформы может заменить кран, самосвал, бортовую машину, автоцистерну и другие надстройки.

Подобрать новые надстройки к автомобилям, чтобы максимально использовать их возможности и чтобы переоборудованная спецтехника работала с полной отдачей, лучше поручить опытным специалистам группы компаний KROMANN. Они отлично с этим справятся.

Наряду с изготовлением новой спецтехники с надстройками KROMANN фирменный «Монтажный Центр КРОМАНН Сервис» в г. Бор (это спутник Нижнего Новгорода) осуществляет текущий и восстановительный ремонт крюковых систем всех марок, производит переоборудование автомобилей заказчиков в «мультилифты» с использованием новых и восстановленных крюковых погрузчиков, комплектует переоборудованные автомобили различными сменными кузовами.

Опыт изготовления новой спецтехники позволяет специалистам «МЦ КРОМАНН Сервис» осуществлять сложные проекты переоборудования. На начальном этапе изучается имеющийся автопарк заказчика на предмет использования его для выполнения новых задач, подбираются новые надстройки и сменные кузова, осуществляется компоновка автомобиля, производятся расчеты распределения осевых нагрузок и управляемости с полной массой, проверяется устойчивость во всех рабочих режимах.

Переоборудование из бортового КАМАЗ-65117 в мультилифт

Компания «Грузавтомаркет» – торговая структура ГК KROMANN – разработала программу Trade-In. Она заключается в следующем. Потенциальному покупателю новых мультилифтов, изготовленных «МЦ КРОМАНН Сервис», предлагается возможность реализации или выкупа их старой техники (мультилифтов, мусоровозов, портальников-бункеровозов, прицепов) в зачет стоимости новой техники. Если есть в списке крюковые погрузчики, то мы их обязательно рассматриваем и выкупаем с дальнейшим капитальным ремонтом. Восстанавливали практически все имеющиеся на рынке крюки популярных марок – HYVA, PALFINGER, KROMANN, VDL, Succi, МПР. Какие-то б/у автомобили выкупаются или предлагаются нашим клиентам в качестве шасси под переоборудование. В общем, мы пытаемся всячески помочь нашим клиентам быстро и с минимальными затратами ввести в работу а-ля новую технику.

Немногие заказчики готовы устанавливать новые надстройки на свои автомобили при переоборудовании, особенно если он старше трех лет. Скорее всего, наоборот, надстройка живет дольше, чем шасси. Поэтому часто для таких машин заказчики подбирают демонтированные с аварийных или списанных автомобилей бывшие в употреблении надстройки с привлекательной низкой ценой. Вот здесь их и подстерегает опасность купить «металлолом», ведь крюковая установка – это сложная гидравлическая система, и проверить ее работоспособность можно только на автомобиле или с помощью специального оборудования. Хорошо, если есть возможность получить достоверную информацию от предыдущего владельца. Но такая вероятность ничтожно мала. Без помощи специалистов невозможно диагностировать и корректно оценить техническое состояние крюковой установки, а также определить, подходит ли она для установки на автомобиль заказчика и сможет ли выполнять поставленные задачи.

Перед покупкой б/у крюкового погрузчика специалисты «МЦ КРОМАНН Сервис» производят тщательный осмотр технического состояния его узлов и систем, проверяют геометрию рам и составляют предварительную «дефектную» ведомость для проведения восстановительного ремонта. Далее весь крюк разбирается по узлам, производится деффектовка элементов силовой конструкции, ремонт, усиление, замена втулок и подшипников шарнирных соединений, восстановление или замена пальцев, осей шкворней, промывка, чистка и необходимая замена гидравлических компонентов, проверяются и при необходимости заменяются гидравлические стальные трубопроводы и гибкие РВД. Стальные элементы конструкции подвергаются пескоструйной обработке, грунтуются и окрашиваются в камере. После этого крюковая система собирается, устанавливается на автомобиль, и уже после этого производится ее настройка и проверка кинематики работы. На любом из этапов может «выскочить» ранее не выявленный дефект, который также устраняется.

Переоборудование из самосвала Scania P380 в мультилифт KROMANN

Подобрать оптимальный вариант крюкового погрузчика к автомобилю для проведения переоборудования, спроектировать компоновку, провести необходимые расчеты также под силу только специалистам. Дилетантский подход может привести, мягко говоря, к неэффективным инвестициям.

Популярные варианты автомобилей для переоборудования в мультилифты – это самосвалы-«сельхозники», зерновозы с боковой разгрузкой, а также мусоровозы с боковой и задней загрузкой на короткобазных шасси КАМАЗ-65115 или МАЗ-6303, -6312. Для этого на них приходится увеличивать колесную базу путем переноса балансирной тележки назад и изменения карданной передачи. Зато на доработанное таким образом шасси может быть установлен крюк под самый популярный 6-метровый сменный контейнер.

Также популярным вариантом может быть переоборудование бортового автомобиля МАЗ-6303, -6312 или КАМАЗ-65117 в мультилифт или комбинированный автомобиль. Эти автомобили имеют достаточно большую колесную базу для установки крюка грузоподъемностью 18–20 т с рабочей длиной не менее 5600 мм и смогут работать с 7-метровыми бункерами объемом до 38 м3. Особенно это актуально для перевозки опилок, щепы и прочих легких, но объемных отходов.

Тем, кто перевозит тяжелые грузы и боится штрафов за перегруз, понравится переоборудование 4-осных самосвалов КАМАЗ-65201, МАЗ-6516, Scania, Iveco, китайских самосвалов, имеющих подходящую колесную базу, в мультилифты с крюками грузоподъемностью 24–30 т. Правда такие б/у крюковые погрузчики редкость на рынке. Но если у вас еще «свежий» автомобиль, то можно установить и новый крюк.

Для любителей малых коммерческих автомобилей полной массой 7,5–12 т можно рекомендовать переоборудование специальных фургонов или бортовых машин в мультилифты с крюками грузоподъемностью 5–8 т. Опять же оговорюсь, что такие б/у крюки на рынке редкость и лучше подбирать «свежие» автомобили ГАЗ, Isusu, Hyundai, Hino для установки новых крюков KROMANN.

Переоборудование из ломовоза Iveco Traker в мультилифт с крюком 26 т

Конечно, нужно отдавать себе отчет, что возраст и техническое состояние исходного автомобиля и устанавливаемой надстройки должны соответствовать друг другу, чтобы при вторичной продаже цена машины была конкурентной.

И еще, скорее всего, не имеет смысла переоборудовать машины Euro 3 и ниже, старше 2010 года, так как их эксплуатация в больших городах может быть запрещена.

Кроме непосредственного проведения работ по восстановительному ремонту б/у надстройки, доработке и подготовки шасси, монтажа надстройки важным этапом переоборудования является подготовка проекта, согласованного аккредитованным сертификационным органом. Этот проект еще до начала работ станет основой предварительного заключения о возможности переоборудования и после проведения переоборудования будет подтвержден протоколом технической экспертизы. Также ответственным этапом является работа с техническим отделом подразделений ГИБДД по получению свидетельства о соответствии ТС с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

Вот такой опыт имеется и успешно реализуется специалистами нашего производственного подразделения ООО «МЦ КРОМАНН Сервис» в г. Бор.