Опциональное оборудование для тяжеловозов
Максимальную вариативность предлагают модульные транспортные средства и модульные полуприцепы, в самой основе которых лежит идея сборки транспортного средства из модулей в зависимости от массы, ее распределения, размеров и несущей способности груза, особенно когда речь идет о сверхтяжелых грузах. Основу сборки составляют колесные тележки большой грузоподъемности с количеством осевых линий от 1 до 6 и к ним целая программа оснастки: гидравлический гусак, дышло, опорно-поворотные столы, вставки для стыковки, адаптеры для перевозки башенных секций ветрогенератора, «постели» (площадки) различного назначения, балочные фермы, стыковочные комплекты, силовые блоки и гидростанции для привода хода, рулевого управления и исполнительной гидравлики, пульты управления дистанционные и стационарные.
Таким путем из отдельных совместимых элементов собирают транспортное средство или комплекс из двух, трех и более транспортных средств, или комбинацию для перевозки распределенного неделимого груза. Элементы различных модельных серий могут стыковаться с помощью стыковочных комплектов. Более того, умельцы изготавливают переходники для стыковки элементов различных производителей.
Такое оборудование, как балочную ферму, или girder bridge, поставщики относят к опциональному оборудованию, хотя своими размерами оно никак не похоже на опцию. Балочная ферма идет в составе целой транспортной системы для перевозок концентрированных грузов массой до 1000 т. По всему миру таких систем наберется порядка двух десятков. Это узкоспециальное оборудование, потребность в котором возникает при индустриализации и модернизации существующей индустрии. Спрос на такого рода оборудование скорее ожидать от Китая и Индии, России в обозримом будущем эта опция точно не грозит.
Не считаются опциональным оборудованием или дополнительной оснасткой такие системы, как как »ADDrive«, DRA (Double Rotating Axles) и электрогидравлический привод, поскольку модули с такими системами представляют собой отдельные, самостоятельные модели. То же можно сказать о модулях шириной вполовину стандартного и модулях с ножничным и телескопическим механизмом для раздвижения в ширину.
Что касается автомобильных полуприцепов-тяжеловозов, то их мир намного многочисленнее, но проще, обыденнее. Транспортные средства «заточены» под определенный тип, размер и массу груза, и шагов влево-вправо не так много. На полуприцепах-тяжеловесах перевозят неделимые грузы: самоходную технику, промышленное оборудование, строительные конструкции, контейнеры, сортамент. Каждый перевозчик заказывает опциональное оборудование исходя из специфики своего сегодняшнего бизнеса и перспектив. Чем короче горизонт планирования, тем короче и список опций.
Для полуприцепов с задним заездом основные опции включают задние трапы или аппарели различного исполнения и опоры к ним, маленькие трапы для заезда на гусак, самоподруливающие оси и оси с принудительным управлением, подкатные тележки различного исполнения, уширители платформы, коники для перевозки сортамента, контейнерные замки, а также крепежные, противоскользящие элементы, борта на гусачную часть, запасное колесо, инструментальные ящики, дополнительный топливный бак, лебедку.
Несколько лет назад в связи с вводом ограничений нагрузок на оси стала востребованной такая опция, как система контроля давления по осям. Она помогает не только правильно распределять груз по платформе, но и контролировать его положение на остановках на маршруте.
Что касается механизма раздвижения грузовой платформы, то полуприцеп с таким механизмом можно считать отдельной моделью, так как он становится неотъемлемой частью полуприцепа. Опциональной тут может быть кратность раздвижения.
Для полуприцепов с фронтальным заездом наиболее важная опция – это сменная «постель», если конструкцией предусмотрена отстыковка «постели» от задней тележки. Основные виды «постелей» – это двухбалочная раздвижная и нераздвижная, экскаваторная «под брюхо», сплошная ровная «постель» и периметральная «постель». К опциям также относят нишу под экскаваторную рукоять на задней тележке: трапы для заезда на заднюю тележку небольших машин, настилы, коники для сортамента и контейнерные замки. Как и в случае с задним заездом, на выбор заказчика самоподруливающие и управляемые оси. В самых богатых комплектациях все оси управляемые на гидравлической или гидропневматической подвеске. В самой простой оси фиксированные, в лучшем случае задняя ось самоподруливающая. Как правило, полуприцеп покупается в комплекте: гидравлический гусак, «постель», задняя тележка, и так эксплуатируется до утилизации.
Компания Goldhofer поставляет на международный рынок исчерпывающий модельный ряд модульных транспортных средств, а также полную программу дополнительной оснастки к ним. Для модульных транспортных средств опции начинаются с гидравлических гусаков – универсального и комбинированного, полностью совпадающих по размерам и отличающихся стыковочными узлами. Альтернатива гусаку – дышло и дополнительные аксессуары для стыковки с комбинацией модулей в 1,5 и в 2 линии. Под 1,5-ной линией подразумевается, что сбоку к модулю стыкуется «половинка», то есть модуль вполовину ширины стандартного, под 2 линиями – когда два стандартных модуля стыкуются бок о бок.
Выбор «постелей» включает низкорамные ровные широкие платформы, периметральные и экскаваторные «постели» в нескольких вариантах каждая. Плюс к «постелям» вставки, которые представляют собой рамы 4-осных модулей. Для удобства стыковки вставки оснащены опорами.
Опорно-поворотные столы представлены двумя комплектами грузоподъемностью 100–200 т и 300–400 т. Комплект включает стол с механизмом руления для передней тележки плюс стол без руления для задней. Гидравлика задней колесной тележки приводится собственной гидростанцией, на переднюю тележку ставят гидростанцию или силовой блок, если речь идет о самоходном модуле. Рулевое управление и подвеска обоих тележек проводами подключаются к бортовому компьютеру, который согласовывает их движения. При маневрировании в тесных условиях задней тележкой управляет оператор помощи дистанционного пульта.
Самоходные модульные транспортные средства приводятся в движение силовым блоком из дизельного двигателя и насосного агрегата, скомпонованных в компактном корпусе. Корпуса выполнены по ширине модулей 2400 мм и 3000 мм. Перечень силовых блоков включает следующие варианты:
- 155 кВт/ 210 л.с., ширина 2400 мм, двигатель Deutz Tier 3;
- 190 кВт/ 260 л.с., ширина 3000 мм, двигатель Cummins Tier 3;
- 207 кВт/ 280 л.с., ширина 2400 мм, двигатель Cummins Tier 4f;
- 207 кВт/ 280 л.с., ширина 3000 мм, двигатель Cummins Tier 4f;
- 360 кВт/ 490 л.с., ширина 2400 мм, двигатель Deutz Tier 3;
- 390 кВт/530 л.с., ширина 3000 мм, двигатель Cummins Tier 4f;
- 390 кВт/ 530 л.с., ширина 3000 мм, двигатель Deutz Tier 4f.
Системы управления включают пульты дистанционного управления – проводной и беспроводной, стационарный пост управления, выполненный в виде открытого рабочего места и в виде полноценной кабины, которые устанавливают на силовой блок на предусмотренные для этого посадочные места.
Промышленная группа TII Group предлагает полную гамму модульных транспортных средств и автомобильных полуприцепов-тяжеловозов, большинство которых построены по модульному принципу, а также программу опционального оборудования, которая начинается с гидравлического гусака, дышла и дополнительных компонентов к дышлу для стыковки с двух-, трех- и четырехлинейной комбинацией модулей. Для гусака нагрузка на седло тягача регулируется ступенчато с помощью механических настроек, также есть опция бесступенчатой регулировки. Ширина гусака 2500 мм позволяет перевозить его на обычном полуприцепе.
Линейка «постелей» включает экскаваторные, плоские, периметральные «постели» без раздвижения, с однократным и более раздвижением. Стандартизация и модуляризация «постелей» и новейшие сварочные технологии обеспечивают быстрый производственный процесс и короткий срок поставки.
«Постели» дополняют вставки длиной от 2,8 до 8,4 м для стыковки модулей.
Опорно-поворотные столы включают комплекты из поворотного стола с функцией руления и гидравлического стола без руления для перевозок тяжеловесных длинномерных грузов, таких как стальные и железобетонные строительные конструкции, сегменты башен ветрогенераторов.
Поворотные столы с функцией подъема в комбинации с гидравлическим поворотным столом могут приподнимать груз на 400 мм, что может оказаться полезным на маршруте. Однако грузоподъемность такого стола ограничена 100 т.
Особый аксессуар, доступный для модулей и модульных полуприцепов, это адаптеры для перевозки башенных секций ветрогенераторов. Адаптер представляет собой более развитый опорно-поворотный стол с гидравлическим устройством, фиксирующим конец трубы большого диаметра. С помощью двух таких адаптеров на передней и задней колесных тележках секция приподнимается и транспортируется. Гидравлика позволяет регулировать дорожный просвет под грузом при прохождении маршрута.
И совсем особая тема – это «постели» на опорно-поворотных столах, они же балочные фермы (girder bridge). Компания поставила такого рода «постели» различных конструкций грузоподъемностью 230, 300, 350, 550 и 620–1000 т. Назначение такой «постели» в распределении массы концентрированного груза, такого как трансформатор, на большое количество осей, что позволит перевезти груз по дорогам общего пользования.
Стыковочные комплекты позволяют стыковать модули различных серий, например системы с электронным и механическим рулением, помогая таким образом перевозчику рационально использовать свой парк техники. Стыковочный комплект предполагает две части: физическое устройство, через которое модули стыкуют непосредственно друг с другом, и аппаратно-программное обеспечение, которое подключается к модулям через стандартизованный интерфейс и принимает управление на себя. Задача программного обеспечения – обеспечить согласованное рулевое управление разных систем, при этом угол поворота колес определяется по системе с наименьшим показателем. Стыковочные комплекты разрабатывают сразу при выводе на рынок новых транспортных систем, чтобы сразу была возможность стыковать их со старыми системами.
Исполнительные гидравлические механизмы транспортных систем приводятся силовыми блоками и гидростанциями. Перечень силовых блоков включает следующие варианты:
- 150 кВт, двигатель Deutz Tier 3a;
- 290 кВт, двигатель CAT Tier 3a;
- 390 кВт, двигатель MTU Tier 4f.
Силовой блок обычно размещают спереди транспортного средства или комбинации, но также могут располагать сзади или сбоку модуля. Силовой блок может быть доукомплектован воздушным компрессором.
Управляются транспортные системы с помощью пультов дистанционного управления проводного и беспроводного и стационарной панели управления. Рабочее место с панелью управления может быть открытым, а может быть закрыто легкой кабиной.
Завершает перечень опционального оборудования система автоматической смазки. Инсталляция системы смазки на транспортную систему сама по себе является нетривиальным проектом.
Компания Nooteboom выпускает широкую гамму тяжеловозов, от самых простых с задним заездом, где «все свое вожу с собой», до модульных большой грузоподъемности с широким выбором опций.
В качестве опций для полуприцепов небольшой грузоподъемности с задним заездом компания предлагает одно- или двухкратное раздвижение платформы, оси с нагрузкой 9 или 10 т, из которых одна или две самоустанавливающиеся, шины размером 235/75 R17.5 или 245/70 R17.5, трапы одинарного или двойного сложения, инструментальные ящики, лебедку.
Для более серьезной техники с фронтальным заездом свои характерные опции: самоподруливающие оси или с принудительным управлением на гидропневматической или маятниковой подвеске, несколько вариантов гусаков в зависимости от параметров тягача, а также одно-, двух- или трехкратное раздвижение грузовой платформы.
На следующем уровне – полуприцепов модульного типа – добавляется выбор сменных «постелей» различного назначения и конфигураций, подъемные оси, передние колесные тележки с числом осей от 1 до 3, а также подкатные тележки «интердолли» и «джипдолли».
Для сегодняшнего топового семейства полуприцепов Manoovr компания предлагает исполнения колесных тележек с габаритной шириной 2520 или 2740 мм с числом осевых линий от 3 до 10 на пневмогидравлической подвеске с гидравлическим рулевым управлением и межосевым расстоянием 1360 или 1510 мм. Используются осевые агрегаты SAF или BPW. Колесные тележки могут стыковаться друг с другом вплотную, а могут через вставки различной длины, а также телескопическим механизмом с одно-, двух- или трехкратным раздвижением, для чего в тележках предусмотрены стыковочные ниши. Для заднего заезда предлагают трапы различной конфигурации. «Постели» пристыковываются к тележкам, а также к гусаку, гусак предлагают в исполнении без регулировок под определенные параметры тягача, а также гидравлически регулируемый под любой тягач.
Для всех полуприцепов Nooteboom доступна такая фирменная опция, как ниша для экскаваторной рукояти, на которую компания смогла даже получить патент.
Компания Kässbohrer поставляет низкорамные тралы: нераздвижные, раздвижные с гидравлическим управлением (с одинарным раздвижением) и низкорамные тралы с передним заездом. Для многоосных низкорамных полуприцепов с задним заездом доступны такие опции, как телескопический механизм с одно- и двукратным раздвижением, подъемные оси, самоподруливающие оси и оси с принудительным управлением, а также 7 вариантов трапов и ниша в задней части для экскаваторной рукояти, также небольшие трапы для заезда компактной машины на гусачную часть. На гусаке устанавливают алюминиевые борта, кронштейн запасного колеса, инструментальные ящики. Для раздвижных платформ с колесными нишами предусмотрена возможность закрывать ниши специальными вставками, получая таким образом ровную платформу. Ширину платформы полуприцепов с задним заездом можно нарастить с помощью механических уширителей.
Для 2-, 3- и 4-осных полуприцепов с фронтальным заездом возможно исполнение с нераздвижной платформой и с раздвижением на 5,5 м. Ниша для экскаваторной рукояти на колесной тележке может закрываться, а на тележку с платформы может заехать компактная машина по дополнительным небольшим трапам, для фиксации груза на тележке предусмотрены все необходимые крепежные элементы.
Низкорамные тралы Kässbohrer разработаны по последнему слову техники и обеспечивают высокую производительность в транспортировке тяжелых грузов.
Kässbohrer устанавливает новые стандарты в перевозках крупногабаритных грузов. Низкорамные полуприцепы Kässbohrer с передним заездом предлагают новые возможности и самые высокие эксплуатационные характеристики для транспортировки тяжеловесных грузов. Низкорамные полуприцепы Kässbohrer обеспечивают максимальную мобильность работы в самых различных условиях эксплуатации.
Компания «Уралавтоприцеп» оперирует на российском рынке с момента его появления и накопила немалый опыт в комплектации техники. У компании очень обширная программа полуприцепов с задним заездом, и опции начинаются с осевых агрегатов собственного производства или импортных – SAF, BPW, Gigant. Для ряда моделей доступен выбор между ставшей стандартной пневматической и рессорно-балансирной подвеской, фактически ставшей сегодня «нишевым» предложением.
Для полуприцепов с числом осей больше трех доступны подъемные оси, самоподруливающие и оси с принудительным рулевым управлением.
Полуприцепы сопровождает программа дополнительного оборудования: механические и гидравлические трапы однократного и двойного сложения и опоры к ним, механические уширители платформы, коники для сортамента, контейнерные замки, упоры для техники, отбойные брусья, планки противоскольжения, борта и кронштейн для запасного колеса для гусачной части, дополнительный топливный бак и лебедка. Передняя часть платформы может быть снабжена небольшими откидными трапами для заезда на гусачную часть компактной машины.
«Тверьстроймаш» поставляет на российский рынок развитую гамму полуприцепов с задним заездом с числом осей до 7, а также 3- и 4-осные модели с фронтальным заездом. Компания исповедует принцип комплектовать полуприцепы только необходимым заказчику оборудованием, ничего лишнего. Это в том числе позволяет снизить собственный вес тралов. Опционный комплект постоянно актуализируют, учитывая опыт работы клиентов.
Если говорить о ходовой части, к выбору доступны подъемные оси, самоподруливающие и оси с принудительным управлением. Для профессиональных перевозчиков производитель предлагает системы принудительного поворота колес с дистанционным управлением. Чтобы сделать более удобным и безопасным процесс загрузки/ разгрузки транспортного средства, в комплектацию включают трапы: механические, гидравлические или аппарели. Большой популярностью пользуются приставные легкосплавные трапы. Их используют при погрузке, а в транспортном положении располагают в специальных отсеках. Таким образом можно избежать парусности в движении и в конечном итоге сэкономить топливо.
Несколько лет назад компания «Тверьстроймаш» стала инициатором внедрения системы контроля нагрузки по осям. Эксперимент оказался удачным – манометры пошли «в народ».
В конструкции грузовой платформы тоже есть возможности для выбора. Механизм раздвижения, дополнительные опоры для груза, ниши для колес перевозимой техники, стойки-коники для надежной фиксации груза и многое другое. Ширина платформы наращивается уширителями. Их конструкция не так давно была пересмотрена производителем для повышения надежности. Компактная техника может частично или полностью заехать на гусак благодаря его изогнутой форме.
У полуприцепов с отстегивающимся гусаком и минимальной высотой погрузки в качестве полезной грузовой площади может использоваться колесная тележка. На ней же предусмотрена ниша для стрелы экскаватора. В целом эту серию полуприцепов сейчас активно обновляют. В моделях последнего поколения есть, к примеру, дополнительное освещение, возможность установки знаков «Негабаритный груз» в нескольких положениях и замены грузовой платформы.
«Тверьстроймаш» внимателен к потребностям оператора. Опции размещаются именно там, где с ними удобно будет работать. Активно используют гусачную часть: как правило, на ней устанавливаются инструментальный ящик для сохранности инструмента, запасное колесо и лебедка для его подъема, дополнительные топливные баки.
Компания «Политранс» выпускает линейку низкорамных прицепов и полуприцепов высокой проходимости с количеством осей от 2 до 7 и грузоподъемностью до 120 т.
Для низкорамных полуприцепов доступны три вида трапов: уголковые, трапы одинарного сложения с механическим и гидравлическим приводом и трапы двойного сложения с гидравлическим приводом, а также приставные алюминиевые аппарели для заезда на трал и небольшие приставные трапы для заезда на гусачную часть.
Многоосные полуприцепы могут комплектоваться подъемными и самоподруливающими осями на пневматической подвеске в конфигурации, согласованной с заказчиком. Также есть вариант с разнесенными осями, т. е. с увеличенным межосевым расстоянием. Для контроля нагрузок предлагают манометры.
Компания также применяет системы помощи при трогании TractionHelp и помощи при маневрировании Optiturn от WABCO. Первая система незаменима при трогании с места в горку. Тройное нажатие на тормоз поднимает ось, нагрузка увеличивается на седло тягача, улучшается сцепление шин с дорогой, и трогание происходит без пробуксовок и других неприятных эффектов. А система помощи при маневрировании также поднимает ось при движении в повороте со скоростью до 30 км/ч, что уменьшает износ шин и улучшает маневренность.
В модельном ряду низкорамных полуприцепов есть полуприцепы с «ломаной» рамой для перевозки сельхозтехники. На грузовой платформе предусмотрены легкосъемные отбойные брусья, комбинированный настил (сталь+бук), механические уширители несущего типа, вертикальные стойки, увязочные петли для крепления груза.
Для раздвижных полуприцепов предлагают такой аксессуар, как передвижной элемент, – промежуточную опорную раму для более точного распределения нагрузки и алюминиевые промежуточные трапы.
Компания «Meusburger Новтрак» к своим полуприцепам с задним и фронтальным заездом предлагает практически такой же набор опций, что и другие поставщики. Для заднего заезда это трапы одинарного или двойного сложения с механическим и гидравлическим приводом и опорами для кормовой части полуприцепа. Приставные аппарели доступны моделям, у которых предусмотрены места для их хранения. При необходимости ширина грузовой платформы увеличивается механическими уширителями. Для перевозки сортамента полуприцепы комплектуют кониками и защитной передней стенкой. Для перевозки колесной техники доступно исполнение полуприцепа с нишей между гусаком и передней осью глубиной около 320 мм. Ниша накрывается алюминиевыми крышками. Гусачную часть оснащают бортами, инструментальным ящиком на всю ширину гусака с доступом сверху и сбоку.
Многоосные полуприцепы – с числом осей более трех – могут оснащать подъемными, самоподруливающими и осями с принудительным управлением. Осевые агрегаты усиленного исполнения для жестких дорожных условий. Компания также предлагает систему контроля нагрузок с манометрами на каждой оси.
Предложение компании для полуприцепов с фронтальным заездом отличается 1-осными подкатными тележками «долли» для снижения нагрузки на ССУ тягача, а также задними пристяжными 1-осными тележками. С помощью такой тележки 3-осный полуприцеп превращается в 4-осный, а 4-осный в 5-осный. Груз, требующий бережного обращения или скрытности, может быть закрыт тентом. Тенты предлагают для грузовой платформы и для гусачной части.
При взгляде на общую картину перечень опций кажется единообразным, стандартизированным. Но есть отличия в предложениях европейских поставщиков и российских, что связано прежде всего с национальными регламентами и ограничениями. Внутри ЕС законодательство в отношении транспортных средств не было и не будет гармонизировано, а гармонизация между РФ и ЕС вообще из области фантастики.