Автобетононасосы на «СТТ-2015»

С. Красовский, фото автора

Одну из самых многочисленных групп техники, выставленной на стендах «СТТ-2015», представляли бетононасосы различных видов и классов. Рассмотрим экспонаты подробнее.

Международная специализированная выставка «Строительная Техника и Технологии/СТТ-2015», в 16-й раз прошедшая в июне месяце в Москве на территории МВЦ «Крокус Экспо», показала, что интерес к спецтехнике строительного назначения весьма неплох. Несмотря на непростую экономическую ситуацию, строительные и эксплуатирующие организации присматривали на стендах новые машины взамен изношенных. Особое оживление наблюдалось у стендов с техникой, работающей с бетоном, и в частности автобетононасосами. Мы прошлись по всем площадкам, где была выставлена данная спецтехника.

Среди продукции немецких производителей специальной техники особое место занимал обновленный автобетононасос Liebherr 43 R4 XXT, который имеет ряд конструктивных особенностей. Так, конструкция 4-секционной распределительной мачты с R-кинематикой складывания (складывание «улиткой») отличается большой стабильностью и плавным ходом. Бетоноводы расположены поочередно с правой и с левой стороны распределительной мачты, что способствует более равномерному распределению веса. Поворотные части бетоновода имеют радиус 275 мм, за счет чего сокращается потеря давления в ходе подачи бетона. Для уменьшения числа различных быстроизнашивающихся деталей в автобетононасосах Liebherr преимущественно используются однотипные поворотные части бетоновода.

Машина, представленная на «СТТ-2015», также была оснащена высокопроизводительной насосной группой типа 140H, обеспечивающей максимальный объем подачи бетона до 138 м3/ч. Опционально автобетононасос может быть оснащен еще более производительной насосной группой типа 170HL с цилиндрами длиной 2400 мм. В этом исполнении автобетононасос обеспечивает объемы подачи до 163 м3/ч. Интересным техническим решением в автобетононасосе является система опор типа XXT. Передние аутригеры системы крепятся непосредственно к основе опорно-поворотного устройства распределительной мачты, благодаря чему все нагрузки передаются напрямую в аутригеры, минуя стальную конструкцию шасси. Шарнирно-поворотное крепление аутригеров позволяет гибко адаптировать опорную базу автобетононасоса с учетом особенностей той или иной рабочей площадки. Вместе с тем даже при установке автобетононасоса на «узкую» опорную базу будет гарантирована большая рабочая зона распределительной мачты. Это является большим преимуществом при работе на строительных объектах с ограниченным пространством.

Интересный вариант автобетононасоса Cifa K41C на четырехосном шасси грузовика Mercedes-Benz Actros также привлекал внимание посетителей выставки и специалистов строительных компаний и эксплуатирующих организаций. Спецмашина имеет независимую несущую раму с защитой от деформации кручения. Раздаточная стрела B5RZ 41/36 состоит из пяти секций. Внутренний диаметр бетоновода составляет 125 мм. Максимальная высота подачи равна 40,1 м, а максимальный горизонтальный вылет – 35,8 м. Передние выносные опоры с Х-образным выдвижением позволяют оперативно развернуть опорный контур даже в условиях ограниченного пространства. Одной из особенностей машины является применение насосного узла PU с открытым гидравлическим контуром, который обеспечивает мягкую, ровную и непрерывную подачу бетона, что важно для обеспечения высокого качества заливки. Примененная в установке модель насоса PU1506 имеет максимальную техническую производительность, равную 150 м3/ч.

Среди спецмашин, собранных на шасси отечественных грузовиков, внимание привлекал автобетононасос Schwing S36X, который был смонтирован на трехосном КамАЗе. Как показывает практика, такие спецмашины отличаются более привлекательной ценой, так как стоимость шасси существенно отличается от цены, которую просят за аналогичные модели от европейских автопроизводителей. При этом специальная установка производства одного из лидеров отрасли обеспечивает высокие эксплуатационные характеристики и обладает отменным ресурсом. Благодаря комбинации передних Х-образных и задних Н-образных опорных стоек автобетононасосы обходятся без привычных для данного класса машин поворотных опор. Данное техническое решение позволяет разворачивать опорный контур в условиях ограниченного пространства. Примечательно, что все опорные цилиндры заключены в защитные трубы, которые предохраняют цилиндры и их штоки от механических повреждений.

Еще одним важным достоинством рабочей установки является ее поворотная башня, которая заимствована из класса 40-метровых машин. Примечательно, что трубопровод меняет стороны расположения на распределительной мачте, и это снижает нагрузку на ее сегменты. Установка обладает хорошими техническими характеристиками по подаче материала. Так, высота подачи для распределительной мачты 36 R составляет 35,3 м, а рабочий радиус от оси поворота равен 31,3 м.

Рядом с автобетононасосом Schwing S36X был выставлен и компактный агрегат – бетононасос для строительных площадок SP 1800. Среди отличительных технических характеристик данной модели насоса отметим, что его максимальная производительность, равная 73 м3/ч достигается при 24 ходах в минуту. Это гарантирует больший ресурс исполнительных механизмов, и в частности трущихся частей в шиберной заслонке. Как и все другие насосы компании, SP 1800 оснащен гидравлическим насосом с регулировкой мощности, который обеспечивает оптимальный режим работы приводного двигателя и защищает его от перегрузок.

Хороший способ заявить о себе потенциальным клиентам – это предъявить технику, которая работала на значимых и известных объектах. Так поступил крупный турецкий производитель стационарных и мобильных бетононасосов компания Betonstar. Представителям эксплуатирующих и строительных организаций компания показала три вида своей продукции, на двух их них – распределительной стреле и бетононасосе BSS 2190-D были прикреплены информационные таблички с надписью: «Этот насос работал в «Москва-Сити». Какая может быть еще более весомая аргументация в пользу продукции данного бренда. Примечательно, что все установки собирают из проверенных деталей и агрегатов, имеющих не только хорошие технические характеристики, но и обладающих завидным ресурсом и надежностью. Так, в качестве приводного агрегата бетононасоса BSS 2190-D применен шестицилиндровый дизельный двигатель Ford Ecotork мощностью 280 кВт (380 л.с). А насосная система состоит из агрегатов Rexroth A 4 VG 180, Rexroth A 10 VO 28, Bosch 14 cc, основной насос, насос с системой S-клапана и насос мешалки соответственно. Максимальная теоретическая подача бетона составляет 90 м3/ч, а давление – 92 бар. Объем бетонораздаточного бункера равен 650 л. Полная масса насоса составляет 6,5 т. Данное значение необходимо учитывать при подборе тягача, который будет транспортировать насос к месту его работы.

В качестве примера выпускаемых фирмой автобетононасосов был взят BST 43.21 XSW-RZ5 на шасси четырехосного грузовика Mercedes-Benz Axor. Примечательно, что в качестве шасси могут применяться и грузовики других марок, имеющие аналогичные технические характеристики. Это позволит эксплуатирующим организациям соблюдать принцип одномарочности парка техники и существенно сократить расходы на ее обслуживание. Установка укомплектована пятисекционной стрелой с R- или Z-раскрытием. Максимальная высота подачи составляет 42,3 м, а горизонтальный вылет – 38,2 м. Максимальная производительность примененного в спецмашине бетононасоса BST 43-5 составляет 140 м3/ч, а давление 70 бар. Примечательно, что 230-миллиметровые гильзы цилиндров имеют хромовое покрытие, существенно повышающее их долговечность. Установка имеет современную систему смазки – автоматическую Lincoln для насосной группы и Allfett для бункерной части. Насосная система состоит из основного насоса Rexroth A4VG180 с системой S-клапана, Rexroth A7VO28 (стрела) и Bosch R14 CMi – насоса мешалки. Опорный контур задается передними и задними опорами. Расстояние между первыми составляет 7,9 м, а вторыми – 9,0 м соответственно.

Кстати, весьма важным преимуществом компании является то, что она имеет очень приличный по номенклатуре и объемам склад запасных частей, расположенный в Лыткарино (Московская обл.). Наличие склада в точке пересечения логистических путей России, а именно таковой является Московская область, позволяет оперативно доставлять клиентам запасные части и расходные материалы, существенно сокращая время простоя спецтехники.

Среди интересных вариантов спецмашин отметим симбиоз из установки DongYang DMC43X-5RZ и шасси грузовика Daewoo Novus SE. Как следует из технической документации, возможности пятисекционной стрелы, башня которой вращается на 365°, достаточно для того, чтобы подавать рабочий материал на высоту до 41,5 м. При этом дальность подачи бетона равна 37,5 м. Устойчивость машины в рабочем положении обеспечивают две пары аутригеров. Расстояние между передними и задними опорами в разложенном состоянии составляет 8,3 и 9,37 м соответственно. Примечательно, что в линейку бетононасосов компании DongYang входят модели с самой разной длиной стрел от 26 до 52 м, а значит, строительная компания или эксплуатирующая организация имеет возможность подобрать спецмашину с максимально выгодными для себя характеристиками.

Еще одной спецмашиной, созданной на шасси корейского грузовика марки Daewoo, стал бетононасос с установкой Elephant 4R40, которая имеет сорокаметровую стрелу с R-образной системой складывания. Максимальная высота подачи бетона, по данным производителя, составляет 39,2 м, а радиус подачи равен 35,5 м. Управление работой насоса может вестись как по проводному (на расстоянии 40  м), так и беспроводному каналу (HBC Radiomatic), что существенно облегчает работу оператора и повышает точность раскладки смеси, уменьшая ее потери. Отметим, что в установке материализован ряд современных тенденций, и в том числе смонтирована автоматическая централизованная система смазки насосной системы и бункера, в данном случае собранная на агрегатах и компонентах компании Lincoln. Компании, работающие в холодных регионах России, оценят систему утепленных бетоноводов.

Одним из самых богатых по количеству выставленных образцов техники стал стенд компании Putzmeister. На нем были выставлены как автобетононасосы, собранные на шасси различных моделей грузовиков, так и иные бетононасосы, в частности изготовленные в виде прицепов. Так, потенциальные клиенты проявляли неподдельный интерес к модели M 42-5 (BSF 42-5.16 H). Благодаря небольшой массе в 30 010 кг спецмашина не требует получения спецразрешения для передвижения по дорогам общего пользования, что не только экономит время строительной компании при переброске спецтехеники с одного объекта на другой, но и деньги, которые теряются от вынужденного простоя машины. Благодаря пятисекционной стреле с RZ-образным типом раскладывания обеспечивается высота подачи рабочего материала на высоту 41,6 м. При этом дальность подачи составляет 37,6 м, а глубина – 30,7 м. Из ключевых характеристик установки также отметим объем подачи 160 м3/ч и давление 85 бар. Тем, кому нужны машины с лучшими техническими характеристиками, способные решать задачи более широкого спектра, специалисты рекомендовали модели 49-5 и 56-5, высота и дальность подачи бетона которых составляет 48,4/ 44,5 и 55,1/ 49,9 м соответственно.

Из спецмашин, созданных на самоходном шасси, внимание привлекли бетононасосы со стрелой Atabey Scorpion. Данное техническое решение совмещает в себе мощные, надежные стационарные бетононасосы и агрегатированные с ними бетонораспределительные стрелы. При этом, несмотря на отсутствие автомобильного шасси, «скорпионы» имеют возможность самостоятельно передвигаться в пределах строительной площадки, что позволяет исключить затраты на дежурный тягач (грузовик, который буксирует технику к месту работы). Из отличительных технических характеристик и конструктивных особенностей машины отметим трехсекционную стрелу, позволяющую подавать бетон на высоту 20 м. Внимания также заслуживает оригинальная гидростатическая трансмиссия самоходной системы передвижения с колесной формулой 4х4. Максимальная фракция бетона, с которой может работать машина, составляет 32 мм.

Еще один интересный образец интересующей нас спецтехники в мобильном сегменте – растворонасос Morte Meister 5200 со скипом. Благодаря применению в конструкции современных узлов и агрегатов, и в частности двигателя Deutz  2011 мощностью 31,5 кВт, а также компрессора Atlas Copco (77 л/с при 7 бар), насос способен подавать материал на высоту 90 м и длину 180 м.