Автобетоносмесители на выставке «СТТ-2014» (ч.1)

Сергей Красовский
Строительство объектов различного назначения требует привлечения высокоэффективных машин для перевозки бетона. Именно такую технику показали на своих стендах участники московской выставки «СТТ».
 
 
 
 
 
 
 
 

Потребности в перевозке бетона меняются в зависимости от объекта, который обслуживает автоколонна. Так, при возведении коттеджного поселка, точечной застройке или при проведении ремонтных работ внутри города в большинстве случаев можно обойтись автобетоносмесителями (АБС) с емкостями, имеющими рабочий объем 5–8 м3. При этом установки будут смонтированы на 2- или 3-осных шасси грузовиков строительного назначения или в ряде случаев их дорожных версий. Разумеется, бетоносмесители минимального объема, как-то пятикубовые версии, будут монтироваться на двухосники, а с ростом полезного объема барабанов количество осей шасси вырастет на одну или две.

Примечательно, что на раму 4-осных грузовиков большинство производителей спецмашин монтирует барабаны геометрической вместимостью около 15 м3 (10 м3 на выходе готовой смеси), что не позволяет использовать по максимуму грузоподъемность шасси. Чем это объясняется? Самый вразумительный ответ звучал так: запас необходим для того, чтобы не допустить перегруза при перевозке бетонных смесей большой плотности. Что ж, вполне разумный ход. А вообще, учитывая запас прочности четырехосников, пару кубов полезного объема к десятикубовой «бочке» можно было бы добавить смело.

Теперь, собственно, о том, чем порадовали производители специальной техники на выставке «СТТ». На стенде лидера отечественного коммерческого автостроения – завода «КАМАЗ» были представлены сразу два автобетоносмесителя, созданных в партнерстве с ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов». Первая машина с индексом 58145W имела смесительный барабан вместимостью на выходе готовой смеси 5 м3 и базировалась на шасси КамАЗ-53605 с колесной формулой 4х2. Вторая, 10-кубовая, с индексом 58140W смонтирована на шасси КамАЗ-65201 с колесной формулой 8х4.

Примечательно, что в обоих вариантах привод смесительного барабана осуществляется от двигателя шасси с отбором мощности через КОМ. Данная схема уже давно и успешно применяется многими иностранными производителями спецмашин, так как позволяет не только снизить расходы на горючее, но и сократить издержки на обслуживание техники. Судите сами, в случае использования отдельного двигателя для привода барабана придется производить полноценное обслуживание данного ДВС, что влечет за собой дополнительные затраты средств и времени. И это не считая расходных материалов, как-то: фильтры, масло, охлаждающая жидкость. Автономный двигатель увеличивает уровень шума, идущего от спецмашины, а это не очень хорошо для техники, обслуживающей объекты в городе. Как показала практика, мощности дизеля шасси, а в нашем случае это моторы Cummins (Euro 4) мощностью 219 и 287 кВт для машин мод. 58145W и 58140W соответственно, для уверенного передвижения грузовиков и привода спецоборудования вполне достаточно.

Для того чтобы обеспечить высокую надежность рабочего оборудования, производитель применил в системе гидравлического привода компоненты от ведущих европейских и российских производителей. Так, планетарный редуктор, имеющий существенный запас по передаваемому крутящему моменту, может быть производства ZF (Германия) или PMP (Италия). Не менее ответственный узел – маслоохладитель со встроенным электровентилятором и масляным фильтром также импортного производства. На сборочный конвейер поступает продукция компаний AKG Thermotechnik International GmbH & Co. KG (Германия) или Oesse S.r.l (Италия). В приводе гидравлического насоса 10-кубовой «бочки» может применяться эластичная муфта-демпфер производства немецкой компании Centa.

Из российских предприятий – производителей гидроагрегатов было выбрано PSM-Hydraulics, которое поставляет гидростатическую трансмиссию ГСТ-90. Примечательно, что приводы установок обеих машин могут комплектоваться и системой электронного управления, которая будет поддерживать постоянную скорость вращения барабана смесителя независимо от оборотов коленчатого вала двигателя. Среди опций, за которые стоит отдать дополнительные деньги, внимания заслуживает система централизованной смазки опорных роликов. Такая система не просто продлевает этим ответственным и высоконагруженным узлам жизнь, но и сокращает затраты на обслуживание автобетоносмесителя.

Если машину планируется использовать в городе, и особенно на объектах, имеющих ограниченное пространство для маневра техники, то контролировать подачу машины к месту разгрузки бетонных смесей поможет система видеонаблюдения. Подобные опции характерны для различной специальной техники, коммунальных машин, и автобетоносмесители не исключение. Внимание эксплуатирующих организаций непременно привлечет также «зимний» вариант технологического оборудования. С ним техника может работать и при низких температурах окружающего воздуха. Данная опция будет востребована не только на Севере, но и в средней полосе России.

Свой вариант автобетоно­смесителя представила и компания Scania. Спецмашина Scania P400 CB6х4ESZ комплектуется установками производства компании Liebherr (HTM 804 или HTM 1004). Рабочая емкость смесительного барабана составляет 8, а фактическая – 9,1 м3. Среди особенностей отметим крестовое усиление рамы смесителя и спирали, изготовленных из высокопрочной стали, хорошо сопротивляющейся абразивному износу. Разгрузочный лоток, также имеющий защиту от износа, регулируется по горизонтали на 180° и по вертикали на 30°. В комплект входят два удлинителя разгрузочного лотка длиной по 1200 мм каждый. Емкость водяного бака составляет 500 л. Разгрузка осуществляется под давлением воздуха. Частота вращения смесителя регулируется бесступенчато в пределах от 0 до 12 об/мин в обе стороны. Крутящий момент на гидравлический насос передается от КОМ (максимальный крутящий момент 2000 Н.м). Привод от маховика дизеля шасси. Последний «выдает» 294 кВт и развивает крутящий момент 2100 Н.м при 1000–1300 об/ мин. Мотор агрегатирован с механической, 9-ступенчатой (8+1) коробкой передач GR905, которая предназначена для тяжелых условий эксплуатации. Подвес­ка всех осей рессорная. Именно она лучше всего выдерживает перегруз и эксплуатацию на плохих дорогах, а также не боится в отличие от пневматики проколов и низких температур. Учитывая относительно небольшое плечо работы машины, алюминиевого топливного бака объемом 400 л будет вполне достаточно. Автобетоносмеситель комплектуется шинами размерностью 385/65 R22,5 (передний мост) и 315/80 R22,5 (задняя тележка).

На стенде компании Zoom­lion был представлен автобетоносмеситель на шасси грузовика Shacman SX5256GJBDR384 с колесной формулой 6х4 и смесительным барабаном рабочей емкостью 10 м3. Геометрическая емкость смесительного барабана – 17,3 м3. Установка комплектуется водяным баком емкостью 450 л. Шасси комплектуется рядным 6-цилиндровым дизелем Weichai рабочим объемом 9,7 л экологического стандарта Euro 4. Максимальная снимаемая мощность равна 247 кВт при оборотах коленчатого вала 1900 об/ мин, а крутящий момент 1500 Н.м при 1200–1500 об/ мин. Тормозные механизмы всех осей шасси барабанного типа, как и положено строительному грузовику, имеют закрытую конструкцию и хорошо работают в условиях строительных площадок, часто не имеющих обустроенных подъездных путей.

Своя модель автобетоносмесителя была представлена и компанией Ford. «Миксер» Ford Cargo 4136M DC с колесной формулой 8х4 оснащен барабаном номинальной емкостью 12 м3. Геометрическая емкость составляет 19,628 м3. Для его изготовления инженеры применили износостойкую сталь 30MnB5 твердостью HB 200/220 Н/мм2, с толщиной листа 4 мм. Частота вращения смесительного барабана регулируется в диапазоне 0–14 об/мин. Бак для воды в установке емкостью 650 л имеет указатель уровня. Подача жидкости осуществляется насосом LTI30 (450 л/мин при 4 бар) с приводом от КОМ на КП. Привод гидравлического насоса PMP P110 (110 см3/об) осуществляется от КОМ. Крутящий момент отбирается от ДВС. Последний – Ford Ecotorg, рядная «шестерка» рабочим объемом 9 л, с которых снимается 265 кВт при 2200 об/ мин, и крутящий момент 1400 Н.м (при 1200–1700 об/мин).

Примечательно, что дизель соответствует экологическому классу Euro 5 при том, что в России пока действует Euro 4. Дизель агрегатирован с механической коробкой передач ZF (16+2 передач). Машина укомплектована шинами размерностью 315/80 R22,5. Стального топливного бака емкостью 315 л вполне достаточно для спецмашины, работающей на коротком плече. Бак под мочевину имеет емкость 55 л.

Интересный автобетоносмеситель с самозагрузкой Dieci L 4700 (Италия) представила на своем стенде компания «Техногрэйд». Спецмашина базируется на специальном шасси, сердцем которой является дизель Iveco-NEF мощностью 74 кВт. Спецтехника способна перемещаться по объекту, на котором ведутся строительные работы, со скоростью до 27 км/ч. Емкость смонтированного на шасси смесителя составляет 4,7 м3, а объем выхода бетонной смеси – 3,5 м3. Загрузочный ковш емкостью 0,6 м3 имеет специальный нож для вскрытия цементных мешков, что существенно облегчает работу оператора и автоматизирует процесс работы машины. Производители спецмашины позаботились об условиях труда оператора, обеспечив кабину с большой площадью остекления (для лучшего обзора) отоплением. При эксплуатационной массе 6700 кг автобетоносмеситель компактен, его размеры (длина х ширина х высота по кабину) 5520х2400х2940 мм соответственно. Среди важных опций, входящих в комплектацию Dieci L 4700, можно отметить электронную систему взвешивания, моечный насос высокого давления и принтер для электронной системы взвешивания.

(Продолжение следует)