Траншейных дел мастера
Мини-экскаваторы
Растущее предложение мини-экскаваторов (к ним обычно относят экскаваторы массой 5000 кг и менее, но некоторые включают в этот термин и машины до 8000 кг) позволяет различным категориям потребителей – подрядчикам, арендным компаниям и даже частным лицам – выбрать подходящую модель. Внедренные за последние годы технические усовершенствования привели к существенному повышению их надежности, комфорта и экономичности, кроме того, машины стали проще и в эксплуатации, и в обслуживании.
Наибольший прогресс коснулся гидравлической системы, а также конструкции платформы. В результате уменьшения радиуса поворота, который позволяет многим современным мини-экскаваторам при повороте вписываться в ширину гусениц (так называемый «нулевой вынос», который обычно обозначается дополнительным индексом ZTS или ZHS), облегчается их работа в условиях ограниченного пространства, то есть там, где они по замыслу своих создателей и должны в основном применяться. Из-за больших габаритов и массы использование обычных экскаваторов невозможно на маленьких участках и затруднено на слабых грунтах. В таких случаях единственная альтернатива ручному труду – это мини-экскаватор.
В 1970-х гг. компакт-класс прочно закрепился на японском и европейском рынках, а в начале 80-х пробил дорогу в США. Новинкой тогда заинтересовалась компания Bobcat, занимающая лидирующее положение на рынке погрузчиков с бортовым поворотом. Покупателям стали предлагать сразу две компактные машины, экскаватор и погрузчик по цене одного экскаватора-погрузчика. Такая стратегия принесла плоды и была впоследствии использована другими производителями. Кроме того, машина оказалась востребована арендными компаниями, которые в те времена переживали период бурного развития и спешили пополнить свои парки популярной новинкой.
Сегодня в мире насчитывается около 50 производителей мини-экскаваторов. Главным рынком для этой техники остается Европа, где каждая третья проданная единица строительной техники – это именно мини-экскаватор (ежегодный объем продаж превышает 30 000 шт.). Для сравнения: доля ежегодно продаваемых там экскаваторов-погрузчиков в 4 раза меньше. Европу догоняет Китай с его огромным внутренним рынком. В России такую машину можно встретить намного реже. В 2014 г. из-за рубежа к нам ввезено примерно 800 ед. экскаваторов класса «компакт», в основном японского производства.
На первый взгляд преимуществ по сравнению с экскаватором-погрузчиком у такой техники не очень много, а недостаток существенный: она не может быстро перемещаться на большие расстояния. Но тот, кто «распробовал» эту машину, не согласится с таким утверждением. Мини-экскаватор, например, позволяет выкопать траншею под фундамент коттеджа с виртуозной точностью всего за одну рабочую смену. В процессе работы он легко преодолевает выкопанную им же траншею и даже препятствия высотой до 1 м. Если необходимо обкопать существующий дом, чтобы сделать новый фундамент, здесь компактной машине тоже не будет равных (и это при расходе топлива 1,5–4 л/ч). Как выясняется, перевозка мини-экскаватора не приводит к существенному увеличению затрат: для этих целей обычно используют прицеп, эвакуатор или небольшой грузовик. Резинометаллические гусеницы, которыми комплектуется сейчас большинство «мини», не разрушают верхний слой почвы.
Мини-машина может копать там, где не способен разместиться большой экскаватор. При этом благодаря высокой маневренности и скорости по своей производительности он вполне сопоставим с более тяжелыми моделями. Выкопанная под бассейн яма сложной формы после «мини» не потребует ручного выравнивания с помощью лопаты. Планировка на склоне до 45° для него тоже не проблема. Плавное и точное управление позволяет мастерски выполнять разнообразные работы даже оператору с небольшим опытом. Может показаться, что большой котлован – это не для мини-экскаватора. Но его можно опустить туда с помощью крана, и он выполнит свою работу на «отлично». Кроме рытья траншей под газ, воду, кабельные трассы и связь эта машина способна аккуратно заливать раствор при строительстве фундамента, долбить бетонные стены, загружать самосвалы, а можно, например, зацепить с помощью подъемного крюка на ковше и опустить в септик канализационные кольца. Самые маленькие модели настолько компактны, что способны проехать через стандартный дверной проем. С помощью устройства для быстрой смены оборудования рабочие функции мини-экскаватора могут быть значительно расширены. Вместо обычного ковша есть возможность использовать грейфер, шнек, молот, рыхлитель, зажим, виброплиту, траншеекопатель, сортировочные и траншейные ковши. Задний отвал позволяет по окончании работ провести рекультивацию рабочей площадки.
Рассмотрим новшества и особенности машин массой до 3 т как наиболее характерных представителей данного класса.
Bobcat
Модели последнего поколения экскаваторов этого бренда – Е17, E19 и E20 – недавно увидели свет. Новая линейка, на создание которой ушло почти три года, производится на чешском заводе и оборудована малошумными трехцилиндровыми двигателями Kubota. Во главу угла разработчики поставили комфорт оператора при максимальной компактности. Машины получили объемные кабины с улучшенным обзором и немного прибавили в весе. Bobcat Е20 выполнен с нулевым выносом платформы. Эта компактная машина легко справится с тяжелой работой в самых узких местах, возле заборов и зданий. Специальный переключатель на консоли оператора задает режим, при котором навесное оборудование, например шнек или молот, может работать самостоятельно – оператору не требуется постоянно держать палец на кнопке. Функция расширения-сужения колеи также активируется переключателем в левой части панели управления. Здесь же расположен переключатель для управления отвалом.
Case
Модельный ряд мини-экскаваторов Case массой до 3 т включает 5 моделей: CX15B, CX17B ZTS, CX18B, CX26B ZTS и CX30B ZTS. Полуторатонная машина Case CX15B Series 2 оборудована двумя поршневыми насосами переменной производительности, которые создают гидравлический поток в точном соответствии с текущей потребностью, что позволяет снизить расход топлива и повысить эксплуатационные характеристики. Все старшие модели оснащаются дополнительным третьим шестеренным насосом, который питает контур поворота платформы и отвал. При необходимости поток от этого насоса направляется на ковш и рукоять для оптимизации мощности копания. В правый рычаг управления ходом встроен селектор выбора скоростей движения. На машинах CX15B, CX17B, CX18B используется новый двигатель Mitsubishi мощностью 11,3 кВт. Все старшие модели оснащаются двигателями Yanmar мощностью от 17 кВт (для моделей CX26B и CX30B) и выше. На выбор предлагаются машины с навесом или с кабиной, причем в любом варианте безопасность оператора гарантирована по стандартам FOPS/ TOPS, а для моделей CX26B и старше также и по стандарту ROPS. Навес с тремя стойками обеспечивает очень простой доступ к рабочему месту. Новая кабина оснащается сиденьем на подвеске и мощной отопительной системой. Три модели с нулевым выносом – CX17B, CX26B и CX30B – имеют рабочий вес от 1,75 до 2,87 т и глубину копания от 2,37 до 2,79 м. Машины CX17B и CX18B комплектуются ходовой частью с гидравлически изменяемой шириной колеи для обеспечения необходимой широкой опоры при копании и обеспечения беспрепятственного прохода через узкие проемы. На эти модели устанавливается складной отвал, ширина которого изменяется в зависимости от размера колеи без применения каких-либо инструментов. Открываемые на шарнирах боковые панели, свободный доступ к аккумулятору и ко всем точкам обслуживания с уровня земли – все это в итоге сокращает время на обслуживание и увеличивает производительность.
Caterpillar
Линейка включает семь моделей мини-экскаваторов c рабочей массой от 0,63 до 2,67 т (300.9D, 301.4C, 301.7D, 301.7DCR, 302.2D, 302.4D, 302.7DCR), которые производятся австрийской компанией Wacker Neuson под брендом Caterpillar. Эти небольшие экскаваторы обладают многими чертами своих «старших братьев», в том числе просторной кабиной и сложной гидравлической системой. Для большинства моделей в качестве опции предусмотрена удлиненная рукоять. Одной из самых популярных моделей в линейке считается 301.7D с массой около 2 т. Гидравлическая линия гидромолота и вспомогательная линия с двунаправленным потоком обеспечивают возможность управления различным оборудованием, например шнековым буром. Дополнительная гидравлическая функция управляется пропорциональным регулятором на левом джойстике, который позволяет оператору изменять расход гидравлического масла вспомогательной гидросистемы в соответствии с потребностями конкретного навесного оборудования. Бысросъемные соединения оснащаются гидроаккумулятором, который ускоряет смену оборудования. В стандартной комплектации машина оборудована раздвижным шасси и складным бульдозерным отвалом с шириной во втянутом положении 990 мм. При выдвижении на полную рабочую ширину 1300 мм ходовая часть более устойчива, за счет чего увеличивается усилие копания и производительность погрузки.
Doosan
Мощный DX27z массой 2,79 т обеспечивает глубину копания 2,775 м. Удобная конструкция сиденья и место для отдыха руки наряду с большим рабочим пространством минимизируют утомляемость оператора. Объединение центральной консоли джойстика с монитором гарантирует комфортную работу. Усовершенствованная гидравлическая система совместно с мощным двигателем обеспечивает высокую производительность в сочетании с хорошим усилием отрыва и тяговым усилием.
Hanix
Три модели серии D включают «микро» H09 и «мини» H17 и H27. Модель Hanix H09D является одной из самых маленьких моделей экскаваторов семейства. Модель идеально подходит для мест, где рабочее пространство сильно ограничено. Сочетание экономичного двигателя Kubota и гидравлического насоса переменной производительности обеспечивает высокую экономичность и мощность машины, достаточные для выполнения всех видов основных задач. Управление мини-экскаватором осуществляется джойстиками, которые обеспечивают точный контроль и удобство работы оператора. Для большей устойчивости возможно гидравлическое расширение гусениц и увеличение отвала до 950 мм, а малая рабочая масса, которая составляет всего 980 кг, позволяет легко транспортировать H09D и работать с минимальным давлением на грунт. Мини-экскаватор Hanix H09D оборудован дугой безопасности, которую можно сложить во время транспортировки при необходимости. Новая модель мини-экскаватора Hanix H27DR подходит для объектов, где необходимо провести землеройные работы в ограниченном пространстве. Чтобы не повредить покрытие, применяются резиновые гусеницы. Стандартная рукоять обеспечивает глубину копания 2,58 м, а удлиненная – 2,86 м.
Hitachi
Линейка мини-экскаваторов Hitachi эксплуатационной массой до 3 т представлена двумя моделями с нулевым выносом – Zaxis ZX10U-2 и ZX17U-2, которые оборудованы раздвижным шасси и складным бульдозерным отвалом, обеспечивающими сужение ходовой части при необходимости работы в стесненных условиях до 910 и 980 мм соответственно. Для более эффективного перемещения на рабочей площадке мини-экскаваторы Hitachi имеют две скорости движения. Кроме того, их можно использовать с различным навесным рабочим оборудованием. ZX10U-2 поставляется с 3-цилиндровым двигателем мощностью 9,5 кВт и имеет массу 1110 кг. Машина очень компактна, сиденье оператора можно откинуть, а кожух капота открывается целиком, обеспечивая полный доступ к двигателю. Из особенностей ZX17U-2 с двигателем 11 кВт можно отметить внешнюю рамку из D-образного профиля, которая защищает от повреждений корпус экскаватора, усиленный палец сочленения стрелы с опорной рамой, втулки для всех пальцевых соединений и отвала с интервалом смазки, увеличенным до 500 ч. Гидравлическая система машины включает три насоса. Для удобства обслуживания задняя панель капота двигателя сдвигается наверх и полностью открывается боковая крышка. Уровень топлива можно отслеживать по наружному указателю на баке. Для защиты от повреждений гидравлические линии проведены внутри рукояти.
Hyundai
Эта корейская компания предлагает три модели мини-экскаваторов. R16-9, R25Z-9A и R27Z-9, две из которых с нулевым выносом. Масса машин варьируется от 1,65 до 2,88 т, а силовая установка включает двигатели Mitsubishi мощностью от 12 до 18 кВт.
Ihimer
Эта итальянская компания выпускает шесть моделей экскаваторов, начиная с 9VXE массой около 1 т с двигателем Yanmar 7,3 кВт и заканчивая новинкой 27V4, первой машиной новой серии V4, которая производится в Италии. В данной серии соблюдены все современные приоритеты: высокая экономичность, комфорт оператора, малошумная высокоэффективная гидравлическая система и низкий выброс вредных веществ. Педали управления ходом и джойстики входят в стандартную комплектацию.
JCB
Две модели микрокласса 8008CTS (875 кг) и 8010CTS (1,04 т) способны пройти через стандартный дверной проем шириной 762 мм. Мини-экскаваторы JCB 8014, 8016, 8020, 8025, а также 8026 и 8018 (новые модели) обеспечивают точность управления, удобное техническое обслуживание и отличные условия для оператора. Все модели компактны, поэтому легко транспортируются и подходят для работы на тесных площадках.
Мини-экскаватор JCB 8014 CTS весит 1564 кг и представляет собой модель с минимальной конфигурацией, разработанную с использованием множества новаторских конструктивных решений и обладающую значительно уменьшенным выносом задней платформы. Он имеет фиксированную ходовую часть и оснащается таким же 1,1-литровым двигателем Perkins мощностью 14,7 кВт, как и другие машины серии 801 CTS.
Литая поворотная рама машины обеспечивает высокую прочность конструкции. Эта особенность мини-экскаваторов JCB позволила разработчикам переместить двигатель и баки назад, устранив необходимость в лишнем противовесе.
Мини-экскаватор JCB 8014 CTS – это легкая, устойчивая машина, совместимая с широким набором навесного оборудования и ковшей.
Новый мини-экскаватор 8026 CTS с транспортной массой 2,7 т во многом аналогичен модели 8025. Он оснащается двигателем Perkins серии 400 мощностью 18,4 кВт, который соответствует стандарту Tier 3a и обеспечивает крутящий момент 96 кН при 1800 об/мин. Вынос задней платформы экскаватора на 470 мм больше, чем у модели 8025 ZTS. Глубина его копания – 2,74 м, вылет – 4,7 м, высота выгрузки – 3,22 м. Ходовая часть оснащена тремя нижними роликами, одним верхним роликом, усиленными направляющими натяжных роликов гусениц, гидравлической системой для регулировки натяжения и гусеницами Bridgestone шириной 250 мм с малым шагом. Скорость движения увеличилась на 11% по сравнению с моделью 8025. Ход клапанов гидрораспределителя стал больше на 17%.
Kobelco
Новые модели бренда Kobelco включают модели SK27SR массой 2,49 т с тентом, SK10SR весом немного более тонны и SK17SR (1,65 т). На SK27SR устанавливается экономичный двигатель Yanmar мощностью 16,6 кВт, реализована функция смещения плоскости копания и применен новый отвал с защитой от пересыпания. Глубина копания машины составляет 2,32 м, а высота выгрузки – 3,2 м. Для обеспечения точности подачи рабочей жидкости при копании и во время движения используется встроенный гидронасос.
Komatsu
В линейку массой до тонны входят две «микромодели» PC01-1 и PC09-1 (мощность двигателя – 2,6 и 6,2 кВт соответственно, а глубина копания – 1 и 1,5 м). В линейке массой от 1 до 3 т представлены пять моделей (мощность двигателя – от 11,6 до 15,7 кВт, с глубиной копания от 2,25 и 2,72 м). Особенностями этих моделей являются минимальный радиус поворота и наличие гидролинии для дополнительного навесного оборудования. Стоит отметить также новую панель приборов, джойстики пропорционального управления, низкий уровень шума и хороший обзор с рабочего места.
Kubota
В 2014 г. Kubota наладила производство компактного мини-экскаватора U27-4 с нулевым выносом, который, по заявлению производителя, оборудован самой большой и комфортабельной кабиной в классе. Еще три модели серии U и пять моделей традиционной серии KX массой от 1 до 2,79 т дополняют линейку Kubota. Все экскаваторы оборудованы одноименными двигателями мощностью от 7,4 до 20,5 кВт. Особо можно отметить 2,5-тонную U27-4 c глубиной копания 2,82 м. В случае, если требуется одновременная работа стрелы, рукояти, ковша и поворотного устройства, два насоса переменной производительности распределяют точный объем рабочей жидкости для каждого привода пропорционально движению рычага управления.
New Holland
Модельный ряд мини-экскаваторов New Holland включает машины с рабочим весом от 1,14 до 2,84 т. Среди особенностей машин можно отметить X-образную раму. Кроме того, стрела, рукоять и кронштейн разворота изготовлены из толстой листовой стали, а узел сочленения разворота стрелы литой. Дополнительный контур гидравлики и бульдозерный отвал особого, «катящего», профиля входят в стандартную комплектацию.
Takeuchi
Шесть микро- и мини-моделей Takeuchi составляют ряд с рабочим весом от 1 до 2,9 т. Новая модель TB216 создана с ориентиром на арендные компании, имеет улучшенное расположение рукавов гидравлики и комплектуется дизелем Yanmar 3TNV74 мощностью 11,2 кВт (Tier 4). Рама машины раздвигается по ширине (980–1300 мм) с помощью гидравлического механизма. Для работы в стесненных условиях подойдет суперкомпактный TB215R с нулевым выносом массой 1,5 т, также с раздвижной рамой. Он обеспечивает глубину копания 2,19 м и высоту выгрузки 2,4 м.
Terex
Семь моделей составляют линейку компании, начиная от TC10 (1,16 т) и заканчивая TC29 (2,9 т). Компания использует двигатели Yanmar для малых моделей и Mitsubishi для больших моделей мощностью от 7,6 кВт до 17,5 кВт при глубине копания от 2,19 м до 2,8 м. Версия Twin Drive TC16 оборудована и дизельным, и электрическим двигателями, которые располагаются под одним капотом. В работе данная версия ничем не отличается от обычного TC16. Дизельный двигатель используется, когда экскаватору необходимо двигаться. Электродвигатель позволяет использовать машину в закрытых помещениях, в этом случае экскаватор работает почти бесшумно и без вибрации.
Volvo
Ряд компактных экскаваторов Volvo серии C включает модели EC15C, EC17C, EC18C, EC20C и EC27C. На всех машинах, кроме последней, установлен трехцилиндровый двигатель Volvo D1.1DCAE4 мощностью 12,3 кВт. Масса варьируется от 1,54 до 2,66 т. На правом джойстике есть переключатель, который позволяет манипулировать одновременно и поворотом платформы, и стрелой. Управление дополнительным оборудованием также перенесено на джойстик.
Wacker Neuson
Восемь мини-экскаваторов, два из которых с нулевым выносом, вписываются в категорию от 1 до 2,75 т. Модели серии ET предлагаются с удлиненной или обычной стрелой. Микроэкскаватор 803 позволяет вместо встроенного дизельного двигателя в качестве привода использовать электродвигатель с помощью подключаемого в режиме автоконфигурации электрогидравлического устройства этого же производителя. Для удобства транспортировки устройство подвешивается прямо к отвалу экскаватора. Функция наклона поворотной платформы позволяет осуществлять точное вертикальное копание на наклонных поверхностях.
Yanmar
Новые модели Yanmar SV16, SV18, SV22 и SV26 оборудованы экономичными двигателями Yanmar (система автоматического перехода двигателя на холостой ход предлагается как опция). Реализованная в новой линейке гидравлическая 3-насосная система VIPPS (ViO Progressive 3-Pumps System) позволяет производить три движения одновременно, что, по заявлению компании, обеспечивает отличную производительность, ускоренный цикл и плавность управления рабочей группой. Всего Yanmar выпускает 10 моделей в классе до 3 т.
Как показывает статистика, объемы продаж мини-экскаваторов даже в период рецессии падают незначительно. Главный конкурент этой машины сегодня – человек с лопатой, а точнее говоря, бригада землекопов. Простой расчет демонстрирует, что стоимость работ с применением мини-машины оказывается ниже, а скорость копания выше. Кроме того, плотный каменистый грунт может стать непреодолимым препятствием для лопаты, но не для мини-экскаватора. Результаты работы этой машины зачастую вызывают искреннее удивление у тех, кто сталкивается с ней впервые. К плюсам можно отнести небольшие затраты на эксплуатацию, обслуживание (частники «с руками» ремонтируют эту технику самостоятельно) и большой ассортимент навесного оборудования. Анализируя объемы реализации мини-экскаваторов на китайском и индийском рынках, нельзя не отметить явную тенденцию к увеличению доли данного класса машин в общем объеме продаж строительной техники. Учитывая относительно низкую стоимость ручного труда в этих странах, можно утверждать, что российский рынок мини-экскаваторов еще очень далек от насыщения.