Смешение жанров
Обзор автобетоносмесителей
После самосвалов автобетоносмеситель (далее – АБС) – самая востребованная строительная машина на автомобильном шасси. К чести отечественного машиностроения, ему принадлежит львиная доля рынка АБС. Оправившись после комы 2009 г., отрасль быстро двигалась в гору: в 2010 г. российское машиностроение поставило на рынок 601 автобетоносмеситель, в 2011 г. почти в три раза больше – 1650 ед., в 2012 г. – 2356 ед., в 2013 г. – 3108 ед. Тут стоит заметить, что основные отечественные производители – «КОМЗ-Экспорт» и ТЗА – в лучшие годы выпускали по 3000 автобетоносмесителей, то есть в пиковый 2013 г. они работали вполсилы.
За 9 месяцев 2014 г. отечественные заводы выпустили 1177 автобетоносмесителей, что на 48% меньше, чем за аналогичный период 2013 г. Цифры за последний квартал 2014 г. будут еще более впечатляющими, и не нужно ходить к гадалке для понимания того, что производство января текущего года приблизится к нулю. Будет ли рост, и если будет, то когда начнется, сказать трудно, поскольку это уравнение со слишком многими неизвестными. Есть мнение, что на преодоление текущего кризиса уйдет два года.
В сегменте импортных автобетоносмесителей сильны позиции бывших в эксплуатации машин, поскольку цена решает. На дорогах можно встретить АБС всех производителей, хотя организованные поставщики б/у техники стремятся к специализации на определенных, наиболее «раскрученных» марках – Liebherr, SCHWING-Stetter, Imer. Новых европейских АБС в их изначальном, дистилированном виде, как, например, Liebherr на упоительно дорогих европейских шасси, и в лучшие годы поставляли немного для строителей, особо приближенных к бюджетам, а сейчас и подавно. Тем более, что редеют ряды европейских производителей. Итальянскую компанию Cifa в 2008 г. купила китайская мегакорпорация Zoomlion. В 2012 г. SCHWING GmbH куплена другой китайской мегакорпорацией Xuzhou Construction Machinery Group (XCMG). Вполне возможно, именно этому приобретению XCMG обязана взлетом с самых низов в первую «десятку» китайских производителей АБС. К России SCHWING-Stetter совершенно охладела, рынки Китая и Индии ей более интересны, а металлоконструкции для ее европейского производства изготавливают в Сербии, получается дешевле, чем в России.
Китайские автобетоносмесители не пользуются таким успехом, как самосвалы, ибо соотношение цены и качества оказалось не настолько заманчивым. Специфичность китайского предложения еще и в том, что автобетоносмеситель идентифицируется по шасси. «Миксеры» в Китае производит почти сотня заводов, начиная с таких крупных предприятий, как Zoomlion, Sany, XCMG, и какой смеситель смонтирован на конкретном шасси, нужно разбираться. Исключение составляет, пожалуй, компания XCMG, которая ставит свои смесители на свои же шасси. Российские заводы также освоили китайские шасси под монтаж своих смесителей, и такое сочетание представляется весьма интересным.
Какие еще перемены произошли на российском рынке автобетоносмесителей? Прежде всего случилось смешение жанров. Если раньше отечественные «бочки» шли на отечественных шасси, европейские на европейских, китайские на китайских, то сегодня все перемешалось. Российские смесители монтируют на российские, европейские, корейские, китайские, турецкие (Ford Cargo) шасси. Точно так же с европейскими, особенно с итальяно-китайскими смесителями Cifa. Пока что китайские «бочки» идут в комплекте с китайским же шасси, их не ввозят отдельно.
Сегодня все автобетоносмесители поставляют с гидравлическим приводом барабана, времена механического привода ушли безвозвратно. Пока сохраняется преимущество АБС с автономным двигателем перед установками с отбором мощности, но доля отбора мощности постепенно растет и уже в скором времени обгонит автономный привод. Преимущество автономных двигателей объясняется недостатками шасси: недостатками механизмов отбора мощности и слабостью двигателей, разработанных в прошлом веке, а в нынешнем «задушенных» экологическими нормами. Отобрать мощность у такого двигателя все равно, что «подписать ему приговор», ухудшив до неприемлемого уровня ходовые качества автомобиля, сократив в разы ресурс двигателя, одновременно увеличив расход топлива. Поэтому автономный двигатель был и остается неизбежным «злом» для шасси с двигателями недостаточной мощности либо для шасси с неудачным для АБС отбором мощности. И на АБС с автономным двигателем сохраняется преимущественный спрос, потому что большинство шасси пока не располагают избыточной мощностью. Изначально в качестве автономных двигателей использовали владимирский Д-144 с воздушным охлаждением, но со временем появилась возможность перейти на несравнимо более надежные агрегаты Deutz и Hatz. Повышение цены компенсировалось экономией на простоях и ремонте.
Доля отбора мощности постепенно растет, и это связано с распространением шасси «КамАЗ» с мощными двигателями Cummins, а также двигателями «КамАЗ» Euro 4 с усовершенствованным отбором мощности.
Помимо цены, мощности и ее отбора перед производителями АБС стоит еще такая проблема, как нагрузка на ось. Особенно эта проблема актуальна для наиболее востребованных АБС на 3-осных шасси. Переход на 4-осные шасси решает одну проблему и порождает другие: проблемы цены, расходов на эксплуатацию, маневренности.
Компания «КОМЗ-Экспорт» (Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский) разрабатывает, производит и поставляет на рынок автобетоносмесители и другую продукцию под маркой Tigarbo. В течение нескольких лет Tigarbo остается признанным лидером рынка АБС. Модельный ряд АБС Tigarbo включает девять типоразмеров с барабанами номинальной вместимостью 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12 м3 бетонной смеси. Буквами ДА (DA) обозначается привод смесительного барабана от автономного дизельного двигателя, ДО (DO) – привод от двигателя шасси. Оборудование бетоносмесителя монтируют на российские, белорусские, европейские, корейские и китайские шасси «КамАЗ», МАЗ, МЗКТ, MAN, Volvo, Scania, Mercedes-Benz, MAN, Iveco, Nissan, Hyundai, CAMC и др. Кроме того, бетоносмесители устанавливают на шасси полуприцепов 994500 («Инток»), 964812 («Сеспель»), 9905 (СЗАП). Всего насчитывается более 100 моделей и модификаций АБС Tigarbo. Основные модификации касаются различных автономных двигателей, гидравлических трансмиссий, водяных баков различного объема, трех типов смесительных барабанов, нескольких вариантов брызговиков, различных систем управления, вариантов систем подачи воды. В качестве автономных двигателей используют агрегаты Hatz и Минского моторного завода.
Главный соперник Tigarbo – Туймазинский завод автобетоновозов (марка ТЗА) – приблизился к нему вплотную. Сегодня ТЗА выпускает современный, конкурентоспособный модельный ряд АБС на шасси своего патрона ОАО «КАМАЗ». Модельный ряд включает смесители с барабанами вместимостью 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 12 м3 на шасси «КамАЗ» экологического класса Euro 4. Все АБС оснащены гидроприводом барабана с приводом от автономного двигателя (А) либо с отбором мощности от двигателя шасси (К). Гидропривод строится на импортной аппаратуре, в качестве автономных двигателей используют агрегаты Минского завода Д-242, Д-243, Д-245, а также немецкие Hatz и Deutz. В качестве опций завод предлагает комплексный привод ZF-ECOMIX типа PLM фирмы ZF. Компактный привод оригинального дизайна позволяет минимизировать затраты при монтаже и обслуживании изделия, снижает уровень шума, увеличивает ресурс работы привода. Также по заказу могут установить гидростатическую трансмиссию ГСТ-90 с электроуправлением Bosch, способную поддерживать заданную скорость вращения барабана независимо от оборотов двигателя. Барабан запускается, останавливается, скорость его вращения регулируется бесступенчато из кабины водителя.
Новое поколение АБС, представленное в 2013 г., отличается улучшенными рабочими и ходовыми характеристиками. Так, оптимизирована геометрия барабана и винтовой лопасти, что гарантировало равномерное перемешивание и ускоренную выгрузку. Винтовую лопасть изготавливают из высокопрочной стали толщиной 4,5–5 мм, новое расположение спиралей уменьшило металлоемкость и массу барабана. Барабан увеличился в объеме примерно на 10%, сниженный центр тяжести положительно сказывается на ходовых качествах автомобиля. Новая конструкция задней опоры позволяет плотно подходить к месту выгрузки.
Осенью 2014 г. туймазинский завод совместно с ООО «ИВЕКО-АМТ» (г. Миасс) представил новый автобетоносмеситель 98149V на шасси Iveco-AMT Trakker AD380T41WH 6х4 с барабаном вместимостью 9 м3. Главная особенность новинки в том, что 9-кубовый смеситель установлен на трехосном шасси с высокой грузоподъемностью и хорошей проходимостью. Нагрузка распределяется: 8 т на переднюю ось (применена ось с номинальной нагрузкой 8 т) и 26 т на заднюю тележку. Гидравлика смесителя приводится от двигателя шасси, который соответствует экологическому классу Euro 5. Модель запущена в серию, известно, что АБС на Iveco-AMT под номером 2 экспортирован в Казахстан.
Пушкинский машиностроительный завод (марка ПРМЗ) прошел непростой путь. Окончательно разойдясь с фирмой SCHWING-Stetter, причем по инициативе последней, Пушкинский завод продолжил поставки на российский рынок АБС собственной марки на шасси «КамАЗ», МАЗ, Volvo, Scania, MB и др. При этом завод старается сохранить и развить преимущества немецких технологий. Так, барабан сваривают из стали 17ГС, винтовую лопасть из 10ХСНД. Барабаны несколько больше по объему, винтовая более крутая, чем у конкурирующих конструкций, за счет этого меньше время выгрузки. Все АБС оснащают гидравлическим приводом преимущественно с автономным двигателем, а если мощность шасси позволяет, то с отбором мощности от двигателя шасси. Гидропривод строят с использованием аппаратуры российского и зарубежного производства, как пожелает заказчик. Автономный привод строят на базе минских и немецких дизелей.
Итальяно-китайская компания Cifa с успехом продолжает выпуск автобетоносмесителей. Помимо штаб-квартиры недалеко от Милана компания располагает отделениями в Германии, Франции, Бразилии и Мексике, которые занимаются сборкой, дистрибуцией и обслуживанием продукции Cifa. Наиболее развитую линейку АБС с барабанами вместимостью 7, 8, 9, 10 и 12 м3 с приводом от шасси или от автономного двигателя компания поставляет на европейский рынок. Довольно ограниченная номенклатура предназначена для экспорта за пределы Евросоюза, а для Италии у Cifa совершенно отдельный модельный ряд.
В 2011 г. российская компания «Коминвест-АКМТ» получила у Cifa права дилера. «Коминвест-АКМТ» монтирует наиболее востребованные модели и комплектации смесителей Cifa на шасси «КамАЗ», Volvo, Scania, Iveco, MAN, Mercedes-Benz, Renault. В номенклатуру входит:
- 7-кубовый АБС HDA-7 с автономным двигателем на шасси КамАЗ-65115 с двигателем Cummins. Этот АБС и открыл линейку Cifa в номенклатуре «Коминвест-АКМТ»;
- 7-кубовый HD-7 на шасси Iveco Trakker 6х4 с отбором мощности от шасси;
- 8-кубовый HD-8 на шасси Renault 6х4 с отбором мощности от шасси;
- 8-кубовый HDA-8 на шасси Iveco Astra 6х4 с автономным двигателем;
- 9-кубовый HD-9 на шасси MAN 8х4 с отбором мощности от шасси;
- 10-кубовый HD-10 на шасси MAN 8х4 с отбором мощности от шасси;
- 10-кубовый HD-10 на шасси Mercedes-Benz Actros 8х4 с отбором мощности от шасси;
- 10-кубовый HD-10 на шасси Volvo 8х4 с отбором мощности от шасси.
Возможно, что в ближайшее время номенклатура изменится в связи как с кризисными явлениями, так и с обновлением линейки АБС Cifa.
АБС премиум-класса представляет компания Liebherr. Рядовому покупателю эта семейная компания известна прежде всего своими холодильниками, которые в конце 2014 г. оказались весьма востребованным продуктом. Вместе с тем Liebherr входит в число крупнейших мировых производителей строительной техники. В этом сегменте компания также сохраняет сильные позиции, во многом благодаря большой диверсификации производства и стабильности в управлении.
Liebherr с неизменным успехом продолжает выпуск АБС в различных комплектациях с барабанами вместимостью от 5 до 12 м3 на шасси, как утверждает сама компания, любого производителя, т. е. из «большой семерки». Бетоносмеситель может быть также смонтирован на полуприцепе. В этом случае объем барабана варьирует от 9 до 15 м3. Для всех моделей привод барабана смесителя может быть выполнен как от двигателя шасси, так и от автономного мотора. Среди преимуществ своих АБС компания называет большой ресурс барабана, низкий центр тяжести и сравнительно небольшую высоту, что улучшает ходовые качества АБС. Также компания отмечает большой запас мощности привода барабана и наличие наваренного износостойкого слоя на винтовой.
FAW, крупнейший государственный автозавод в Китае, с 2013 г. поставляет грузовики нового поколения с рестайлинговой кабиной J6 и усовершенствованной агрегатной базой. В предложение FAW входит и автобетоносмеситель на шасси FAW CA5250 6х4. Это 8-кубовый смеситель производства завода LONGDI. Привод барабана гидростатический с закрытым контуром через планетарный редуктор РМР (Италия), мощность снимается с КП шасси. Гидросистема включает регулируемый аксиально-поршневой насос Sauer (США) с рабочим объемом 100 cм3 с управлением подачи и направления, гидромотор Sauer (США) с рабочим объемом 100 cм3, маслобак с фильтром, рукава высокого и низкого давления, маслоохладитель AKG (Германия). База автобетоносмесителя – шасси FAW CA5250 для тяжелых условий с усиленной рамой и рессорной подвеской. Силовая установка – 6-цилиндровый рядный дизель СА6DL2-37E4 с турбонаддувом, рабочим объемом 8,6 л, мощностью 276 кВт и крутящим моментом 1500 Н.м. Двигатель соответствует экологическим нормам Euro 4.
Немецкая компания Putzmeister, ныне контролируемая SANY, предлагает широкий ассортимент оборудования: бетононасосы, бетоноводы и распределительные стрелы, растворосмесительные насосы, штукатурные станции, торкрет установки, шахтное и тоннельное оборудование, телескопические ленточные транспортеры, шламовые насосы, а также АБС и бетонные заводы. Широкий модельный ряд АБС появился у Putzmeister в 2012 г. с присоединением к ней немецкой компании Intermix, производителя АБС премиум-класса с 30-летней историей.
В заключение хотелось бы отметить, что в принципе текущий кризис можно считать развитием мелких неурядиц 2008 г. Надеемся, что 2008–2009 гг. послужили уроком, предприниматели подготовились, и в 2015 г. мы не увидим стоянок, полных нераспроданной, уныло ржавеющей техники. Хотя о чем я говорю – конечно, увидим.