Автобетоносмесители-2019
Массовость автобетоносмесителей для России (далее АБС) условна. Объем поставок новых АБС в 2019 г. можно оценить в 730 единиц. Это уровень 2010 г., когда экономика только начала оправляться после падения 2009 г., в последующие 2011–2013 гг. объем вырос в 5-6 раз, а затем вновь пошел вниз. Производители АБС прилагают все силы, чтобы вписаться в экономические условия, меняющиеся со скоростью падающего домкрата, но они полностью зависят от ситуации в строительной отрасли, будут стройки – будет производство АБС. Кроме того, сохраняется зависимость от импорта комплектующих.
В течение 2019 г. ПАО «Туймазинский завод автобетоновозов» выпустил 528 автобетоносмесителей, еще раз подтвердив титул безусловного лидера отрасли.
Завод серийно выпускает автобетоносмесители с барабанами вместимостью от 5 до 12 м3 на 2-, 3- и 4-осных шасси КАМАЗ, а также на шасси УРАЛ, МАЗ, IVECO-АМТ, Ford Cargo. Привод барабана может быть как от автономного двигателя, так и от двигателя шасси через КОМ. В число шасси входят вездеходные КАМАЗ-43118 и УРАЛ-55571, на которые монтируют надстройки с барабанами 6 и 5 м3.
В 2019 г. предприятие реализовало первую партию АБС с барабанами вместимостью 5 м3 на шасси КАМАЗ-65115 с двигателем КАМАЗ-740 и КП КАМАЗ-154 с приводом барабана от КОМ. Подобное техническое решение реализовано впервые. Ранее в АБС 5814Y5 применяли двигатель Cummins, агрегатированный с КП ZF. Применение нового КОМ позволило существенно снизить себестоимость готового изделия. Сейчас эти АБС успешно эксплуатируют в Новосибирской области и в Республике Казахстан. На предприятии считают, что в сложной экономической ситуации, отягощенной дефицитом импортных комплектующих, подобное решение будет особенно актуальным.
Что касается автобетоно–смесителя 5814Y9-К12 с ленточным конвейером, то модель продолжает развиваться, сейчас идет разработка ленточного конвейера-манипулятора К-19 с дальностью подачи 19 м по горизонтали.
Разработаны АБС с барабаном вместимостью 7 м3 на шасси КАМАЗ с газобаллонным оборудованием и собственная бетонораспределительная стрела с высотой подачи 38 м для автобетононасоса с цилиндропоршневой группой Liebherr THP-110. Стрелу можно будет применять и в производстве пожарных пеноподъемников.
Завод работает над адаптацией смесительных установок к шасси КАМАЗ нового модельного ряда – КАМАЗ-65201, -6520, -6580, что даст возможность ПАО «ТЗА» войти в так называемый премиум-сегмент.
В связи с ужесточением весового контроля и учитывая потребности заказчиков в поставке большого объема бетона – свыше 10 м3 применили опыт производства прицепов и полуприцепов и разработали 4-осный полуприцепной автобетоносмеситель 588515 с автономным приводом. Объем смесительного барабана составляет 12 м3, что позволяет перевозить без перегруза даже тяжелый бетон плотностью 2,4 т/м3. Максимальная грузоподъемность по бетонной смеси – 29 000 кг, снаряженная масса полуприцепа – 9000 кг, нагрузка на ССУ – 10 500 кг, габаритные размеры 9520х2500х3735 мм. Бетоносмеситель оснащен современным планетарным редуктором PMP-7 и маслоохладителем OESSE со встроенным электровентилятором и масляным фильтром итальянского производства. В задней части расположена лестница с площадкой. Барабан приводится от автономного двигателя Д-244 (Д-245) через гидромеханическую передачу. Ходовая часть включает 4 оси SAF с барабанными тормозными механизмами с EBS. Четыре оси эффективно распределяют массу надстройки и груза – нагрузка не превышает 8 т на ось. Хорошие ходовые качества полуприцепа достигнуты благодаря очень жесткой на кручение раме с низким центром тяжести.
В течение 2019 г. Туймазинский завод обновлял производство. Модернизация коснулась листогибочного и сварочного оборудования, станков с ЧПУ и оснастки, которые сейчас используются для выпуска новых продуктов. Специалисты завода, отвечающие за безопасность колесных транспортных средств, проходили сертифицированное обучение в компаниях Wabco и Knorr-Bremse.
ЗАО «КОМЗ-Экспорт» утратило былые позиции в сегменте автобетоносмесителей и старается компенсировать потери за счет других направлений деятельности, включая почвообрабатывающую технику, что вполне логично, учитывая местоположение завода. Тем не менее спрос на автобетоносмесители марки TIGARBO есть, и завод продолжает выпуск АБС с барабанами вместимостью от 4 до 12 м3 на 2-, 3-, и 4-осных шасси самых разных марок, так как в отличие от ТЗА не связан с какой-то определенной маркой. В наименовании АБС буквами ДА (DA) обозначается привод смесительного барабана от автономного дизельного двигателя, ДО (DO) – привод от двигателя шасси.
Около 100 АБС поставила в Россию компания Liebherr. Самой востребованной моделью смесителя стала НТМ 1004 с барабаном вместимостью 10 м3 для шасси с колесной формулой 8х4. Разработаны исполнения надстройки для шасси всех участников «большой европейской семерки». Кроме того, компания готова проработать и выполнить монтаж на любое подходящее шасси, включая российские, если такой заказ поступит.
Есть успешный опыт по монтажу на шасси КАМАЗ как автобетоносмесителей, так и автобетононасосов. С каждым производителем шасси компания прорабатывает наиболее оптимальную конструкцию комплектного транспортного средства с учетом как технических данных шасси, так и местного законодательства, особенно в части осевых нагрузок и ограничений по общей массе транспортного средства. Каждый автобетоносмеситель выпускается индивидуально под конкретное шасси с учетом всех его технических и компоновочных решений.
Компания Liebherr находится в постоянном развитии своих продуктов по самым различным направлениям, включая оптимизацию собственной массы изделия, увеличение срока службы, увеличение межсервисных интервалов, улучшение эргономики, не остаются без внимания и экологические аспекты. Так, разработали электронную систему управления, которая существенно экономит топливо, а на выставке BAUMA 2019 представляли автобетоносмесители с полностью электрическим приводом.
Компания Stetter ежегодно поставляет в Россию несколько десятков новых АБС. За последние годы сложилось так, что комплектные АБС на шасси завозить в страны Таможенного союза стало экономически невыгодно из-за высокой таможенной пошлины и других обязательных платежей, связанных с таможенной очисткой этого вида техники. Поэтому ввозят надстройки, которые монтируют на шасси в фирменном сервисном центре «Швинг-Штеттер» на территории РФ.
Stetter выпускает полную линейку смесителей от 6 до 15 м3 для шасси всех европейских производителей. В свое время был приобретен завод в Сербии, который теперь производит для Stetter металлоконструкции, включая барабаны АБС. В России наиболее востребованы смесители AM 10 с барабаном вместимостью 10 м3 и AM 12 с барабаном 12 м3.
Компания также ввозит в Россию полуприцепные АБС Stetter. В Европе полуприцепные АБС достаточно популярны, поскольку позволяют собственнику быть более гибким и извлекать максимальную выгоду из каждого рейса. Такие АБС компания оснащает барабанами вместимостью от 10 до 18 м3 и либо автономным двигателем, либо приводом от шасси.
Как родоначальник автобетоносмесителей, фирма Stetter занимает более 50% немецкого рынка благодаря надежности и экономичности, в основе которых лежат запатентованные решения, работа над которыми не прекращается. О том свидетельствует появление на каждой выставке BAUMA в Мюнхене новых революционных разработок. На последней выставке Stetter представила АБС AM 10 EDrive из новой линейки EDrive Line. Эта модель оснащена барабаном с геометрическим объемом 17 м3 и номинальной вместимостью по бетону 10 м3. Автобетоносмеситель способен работать полностью автономно от собственного электропривода в течение 6 ч, что делает его незаменимым при работе в закрытых помещениях и ангарах, а также в целях экономии топлива. Аккумуляторы электропривода заряжаются от бытовой сети 220 В.
Компания также ведет работу по снижению собственной массы надстройки и осевых нагрузок. За последние годы облегченная модель UltraEco стала самой популярной в Германии моделью АБС Stetter. Наибольшую актуальность эта разработка получила с введением в Европе экологических норм Euro 6, повлекших увеличение массы шасси. Для АБС это означает уменьшение полезной загрузки и меньшую экономическую эффективность. Инженеры Stetter разработали совершенно новый, оптимальный по массе смеситель и улучшили износостойкость, применив закаленную сталь повышенной прочности, компонентов из алюминия и облегченных агрегатов без снижения качества и надежности. Новая модель UltraEco, в сочетании с также оптимизированным по весу шасси 8х4 Euro 6, способна перевозить 8 м3 бетона, оставаясь при этом в рамках допустимых осевых нагрузок.
Итальянская компания Cifa, принадлежащая ныне Zoomlion, китайскому производителю строительной техники и санитарно-технического оборудования, присутствует в России давно, но поставляет небольшие объемы. Ввозят надстройки, которые здесь монтируют на шасси, в том числе на российские. В 2019 г. ввезли около десятка смесителей с барабанами вместимостью 10 м3, которые монтировали на шасси Scania 8х4.
Компания Putzmeister выпускает серию Р стандартных автобетоносмесителей с барабанами вместимостью от 7 до 12 м3, выполненных из легированной стали, аналогичную серию облегченных автобетоносместителей P Ultra Light, выполненных из стали Hardox 400 или 450, а также специальные исполнения: облегченное P Light и усиленное P Heavy. Плюс к этому полуприцепные АБС с барабанами вместимостью 10 и 12 м3.'
Итак, 2019 г. демонстрировал не только снижение объемов поставок, но и повышенный интерес к бюджетным решениям. Пятикубовый АБС Туймазинского завода на наиболее доступном шасси КАМАЗ-65115 с двигателем КАМАЗ-740 и приводом барабана от двигателя шасси – самое бюджетное из бюджетных решений. Дешевле будет только бывший в эксплуатации отечественный АБС.
Четко обрисовался небольшой, порядка 120 единиц, но элегантный премиум-сегмент: европейские смесители с барабаном вместимостью 10 м3 на европейских шасси 8х4. Меньше – будет не так эффективно, больше – не позволяют нагрузки на оси. Аналогичное четкое выделение мы видим в сегменте самосвалов на шасси 8х4.