![](/article/24350-obzor-betonosmesiteley-i-betononasosov-sovershenniy-instrument/000.jpg)
Совершенный инструмент
Обзор бетоносмесителей и бетононасосов
Первый патент на бетононасос был выдан в США еще в 1913 г., но первый опытный образец был создан в Германии только в 1927 г. Именно тогда инженеры Гелл и Гисе на строительстве Военно-морского мемориала в немецком Лабё решили подавать бетон от бетономешалки напрямую к месту укладки. Смесь бетона, гравия и каменистого материала подавалась на высоту до 38 м, а дальность подачи составляла 120 м. Оригинальная идея позволила в разы ускорить темпы стройки, а меньшее содержание воды в бетоне положительно влияло на скорость твердения материала. Интересно, что на просторах нашей страны первые бетононасосы появились еще в 1930-х гг., однако повсеместное распространение они нашли намного позднее, по окончании Второй мировой войны.
![Автобетононасос Schwing. 1966 г.](/article/24350-obzor-betonosmesiteley-i-betononasosov-sovershenniy-instrument/02.jpg)
Бетононасосы, выпускаемые компанией Liebherr, одни из самых надежных в мире, они просты в эксплуатации и отвечают всем современным требованиям строительства. Компания, ведущая свою историю с 1949 г., в наши дни предлагает 9 моделей автобетононасосов и 8 вариантов стационарных.
У российских потребителей в почете бетононасос на автомобильном шасси Liebherr 43 R4 XXT. Аутригеры с каждой стороны машины крепятся на одной оси и на шарнирах (запатентованная конструкция Liebherr), такое конструктивное решение позволяет автобетононасосу размещаться и работать с опорами на узких площадках. К тому же данная конструкция легче традиционной при сохранении прочности. Гидравлический механизм состоит из двух независимых друг от друга контуров с собственным баком и гидронасосом. Работа гидросистем разделена, первая система – это насосная группа и гидроцилиндры поворота, вторая отвечает за раскладывание опор, поворот и раскладывание стрелы. Такая схема повышает срок эксплуатации гидроцилиндров и гидромоторов. Сама стрела 4-секционная со спиральной R-образной кинематикой складывания, отличается высокопрочной конструкцией и приспособлена к тяжелым условиям эксплуатации. Максимальная производительность составляет 163 м3/ч, подача бетонной смеси по горизонтали может осуществляться до 38 м, а по вертикали до 42 м.
![Liebherr 110-D](/article/24350-obzor-betonosmesiteley-i-betononasosov-sovershenniy-instrument/Liebherr-110-D.jpg)
Из стационарных моделей любовью строителей пользуется бетононасос марки 110 D, одинаково хорошо зарекомендовавший себя в строительстве как наземных, так и подземных сооружений. Установленный на прицепе, он отличается прочной конструкцией, наличием стальной рамы и может транспортироваться по строительной площадке со скоростью до 6 км/ч. Привод бетононасоса – дизельный двигатель с водяным охлаждением Deutz мощностью 197 л. с. Приемный бункер рассчитан на 600 л. Большое давление и большой объем подачи бетона обеспечивают высокую производительность до 110 м3/ч, доставляя смесь на высоту до 160 м.
![Liebherr 43 R4 XXT](/article/24350-obzor-betonosmesiteley-i-betononasosov-sovershenniy-instrument/Liebherr-43-R4-XXT.jpg)
Итальянская компания Mecbo выпускает бетононасосы разного вида с 1972 г. Она была первой в мире, внедрившей так называемые S-шиберы – технологию, когда бетон из цилиндров выходит в бетоновод. Среди современного оборудования, предлагаемого компанией для строительства, бетононасосы на гусеничном ходу и колесном ходу, бетонораспределительные стрелы, а также бетононасосы с миксером. Технику для бетона компания оснащает своей запатентованной системой PULSAR, обеспечивающей непрерывную подачу бетона, большую производительность и уменьшение расходов на техобслуживание.
Автомобильный бетононасос Mecbo aut 51 устанавливается на 4-осное шасси общей массой до 41 т, оснащается 5-секционной стрелой высотой 51 м и насосным агрегатом производительностью до 180 м3/ч. Бетонная смесь постоянно поддерживается в нужной консистенции и подается точно в нужную точку непрерывным потоком. Благодаря компактным размерам эта модель отличается высокой маневренностью и позволяет проводить работы по бетонированию в труднодоступных местах. По сравнению с обычными автобетоносмесителями Mecbo aut 51 со стрелой XRZ требуется значительно меньше места для развертывания.
![Mecbo на гусеничном шасси](/article/24350-obzor-betonosmesiteley-i-betononasosov-sovershenniy-instrument/9_Mecbo.jpg)
Бетононасосы Mecbo на гусеничном ходу применяются на специальных работах, например, для устройства буронабивных свай или при строительстве в тоннелях. По названиям моделей можно определить, какие гусеницы используются: если в названии есть CARTRACK, то на машине установлены металлические гусеницы, а версия CINGOLO оснащается резиновыми гусеницами. На российский рынок бетононасосы Mecbo поставляются адаптированными под наши условия. Все комплектующие гидравлического оборудования рассчитаны на работу при температуре до –30 °С, масла со специальными полимерными присадками, позволяющими использовать их без замены в течение всего года. Простой и надежный двигатель Iveco с жидкостным охлаждением, наличие мощной двухконтурной гидросистемы, а также отсутствие микропроцессорного управления положительно сказываются на сроке эксплуатации бетонораспределительного оборудования от Mecbo.
![Mecbo aut 51](/article/24350-obzor-betonosmesiteley-i-betononasosov-sovershenniy-instrument/8_Mecbo-aut-51.jpg)
Одинокий янычар
Несмотря на обилие брендов машин для подачи бетона, хочется отдельно упомянуть одного из ярких представителей современного машиностроения – фирму Koluman. Редко кому из турецких компаний так удалось «попасть в тему», но именно вдумчивая стратегия этого производителя позволила занять достойное место на рынке, потеснив многих более именитых конкурентов.
Популярности бетонного оборудования Koluman способствует решение изготовителя применять дорогое шасси Mercedes и надстройку JUNJIN, сделанную в Корее, что в итоге благоприятно сказалось на стоимости машины. К тому же открытие производства непосредственно в России позволило получить качественную отечественную технику с отличными техническими характеристиками, проверенным шасси и средней ценой. Российский завод «Колуман Рус», основанный в Набережных Челнах в 2013 г., выпускает уже пять моделей автобетононасосов с высотой подачи бетонной смеси до 56,2 м, причем дальность подачи достигает 51,2 м. Производительность автобетононасосов Koluman составляет от 16 до 177 м3/час. Распределительная стрела на всех моделях Z-образного складывания, передние опоры с Х-образным выдвижением и вертикальным у задних опор или поворотным у многоосных моделей. S-образные шиберы, прокачивающие стандартные марки бетона, отличаются высокой надежностью в работе.
![Koluman JXZ 52-5](/article/24350-obzor-betonosmesiteley-i-betononasosov-sovershenniy-instrument/Koluman-JXZ-52-5.jpg)
Большую часть узлов и деталей бетононасоса Koluman изготавливает на собственном производстве в Турции с использованием компонентов от ведущих мировых поставщиков, так, например, главный гидравлический насос фирмы Rexroth hydromatik. В базовой комплектации автоматическая система смазки и центробежный водяной насос, выполненный из нержавеющей стали, а также беспроводной пропорциональный пульт управления, только вибратор поставляется как опция. Бетонная стрела надстройки от JUNJIN проста в управлении, минимальное количество электронных компонентов, а также комплектующие, проверенные многочисленными испытаниями и годами реальной эксплуатации, положительно сказываются на сроке работы оборудования.
![Schwing S 58](/article/24350-obzor-betonosmesiteley-i-betononasosov-sovershenniy-instrument/2_Schwingf.jpg)
Славная европейская тройка. Или китайская?
Не секрет, что пионером в создании бетононасосов была компания Schwing, выпустившая в 1957 г. свой первый масляно-гидравлический бетонный насос. В следующем году был представлен прицепной бетононасос на колесном шасси, еще через три года он уже комплектовался распределительной мачтой. С 1973 г. компания наладила серийный выпуск автобетононасоса с 45-метровой распределительной мачтой. В начале 1980-х гг. состоялось слияние с фирмой Stetter, и обновленная компания стала крупнейшим производителем автобетоносмесителей. В наши дни контрольный пакет акций компании принадлежит китайскому концерну XCMG, но техника по подаче бетона по-прежнему выпускается под именем Schwing-Stetter и на тех же производственных мощностях.
Среди большого количества моделей есть и оборудование для подачи бетона в условиях ограниченного пространства и даже при наличии препятствий. Именно таким является автобетононасос марки S 38 SX Reptor, который может устанавливаться на шасси нескольких типов. При монтаже на шасси с колесной формулой 6х4 полезная масса сокращается до 26 т, сохраняя высокую подвижность и маневренность. Если требуется сократить расходы, монтаж бетононасоса рекомендуется на шасси 8х4 с длинной колесной базой, на котором смонтирована насосная батарея P2525 с подъемными цилиндрами 2,5 м. Такая конструкция позволяет сократить количество ходов на 20%. Для примера: при производительности 60 м3/ч насосная батарея делает всего 8 ходов в минуту.
![Schwing SP 1800](/article/24350-obzor-betonosmesiteley-i-betononasosov-sovershenniy-instrument/3_Schwing-SP-1800.jpg)
Износостойкий шибер в форме юбки, такой же, как на остальных моделях Schwing, создает малое сопротивление трения потоку бетонной смеси, а благодаря простой форме он легче чистится. Шибер открывает доступ к трубе нагнетательного цилиндра и нагнетательному поршню, благодаря чему насосную батарею можно очистить всего за два хода, а значит, быстрее подготовить автобетононасос к работе, причем без лишнего расхода воды. Экономичный режим работы двигателя ниже 1000 об/мин в сочетании с гидравлической системой с открытым центром обеспечивает высокую производительность и значительно сокращает износ оборудования. Устойчивости в сложных рабочих условиях добавляет система опор Easyflex. Для безопасной работы у оператора в наличии интуитивно-понятная панель управления Vector или пульт дистанционного управления с запасом заряда на 8 часов работы, для точного наведения стрелы автобетононасоса.
![](/article/24350-obzor-betonosmesiteley-i-betononasosov-sovershenniy-instrument/03.jpg)
Из стационарных бетононасосов Schwing мод. SP 1800 – одна из самых популярных у строителей из-за своей высокой надежности и хороших эксплуатационных характеристик. Мощность гидронасоса регулируется, оператор в процессе работы может в ручном режиме указать желаемое число ходов и производительность подачи, что защищает приводной двигатель от перегрузок. Для достижения максимальной производительности в 73 м3/ч бетононасосу требуется всего 24 хода в минуту, что на 15% меньше, чем у техники других производителей. Оборудование легко транспортируется по строительной площадке на одноосном прицепе. Сердце бетононасоса – дизельный двигатель мощностью, в зависимости от модификации, до 152 л. с. Рабочее давление при подаче бетонного раствора достигает значений от 56 до 101 бар. Это дает возможность подавать раствор на высоту до 180 м и по горизонтали до 500 м, что делает Schwing SP 1800 особенно подходящим для многоэтажного строительства.
Компания CIFA в 1958 г. первая в Италии выпустила бетоносмеситель, а первый бетононасос в 1965 г. К 1975 г. был разработан первый в мире автобетононасос со смесителем Magnum, что сразу вывело компанию в мировые лидеры. В 1998 г. компания выпустила самый большой автобетононасос с подъемом стрелы на 52 м. В 2008 г. CIFA была приобретена глобальным китайским концерном Zoomlion. Сегодня компания предлагает технику для транспортировки бетона под маркой ZOOMLION-CIFA. В линейке оборудования стационарные и автомобильные бетононасосы.
![СIFA K47H](/article/24350-obzor-betonosmesiteley-i-betononasosov-sovershenniy-instrument/4_СIFA-K47H.jpg)
К 90-летию компании была выпущена специальная версия бетононасоса на автомобильном шасси – мод. K47H. Машины лимитированной серии отличаются трехцветной раскраской: матовым серым, оранжевым и черным цветом, а также табличкой с заводским номером и логотипом компании, посвященным 90-летию. Смонтированный на шасси 8х4, этот насос относится к серии Carbotech, в котором две последние секции стрелы выполнены из углеродного волокна. Максимальная производительность равна 140 м3/ч, распределяющая стрела пятисекционная длиной 47 м.
Система управления машиной Smartronic GOLD с улучшенным контролем устойчивости для повышения безопасности работ, что особенно важно, когда аутригеры не могут быть полностью выдвинуты. Полностью съемная насосная группа обеспечивает эффективную подачу различных видов бетона с заполнителями любого размера, сокращая количество циклов в минуту при одинаковой полезной нагрузке, обеспечивая незначительный износ и длительный срок службы машины.
Из стационарных моделей PC 307 наименьшая в линейке, но отлично себя зарекомендовавшая на стройках по всему миру. Оборудование смонтировано на одноосном прицепе с дышлом, с четырьмя регулируемыми опорами. Двигатель дизельный от Deutz или Perkins, возможна также установка и электромотора. Главный насос аксиально-поршневого типа переменной производительности и постоянной мощности. Насосная станция создает плавный, непрерывный поток и гарантирует эффективную перекачку различных типов бетона с заполнителями всех размеров, с меньшим количеством циклов в минуту при сохранении той же скорости потока. Такое решение гарантирует меньший износ и продлевает срок службы бетононасоса. Производительность составляет 30 м3/ч, емкость бункера равна 300 л. Подача бетонной смеси возможна на 500 м по горизонтали и до 120 м в высоту. Низкий уровень шума позволяет работать в условиях плотной городской застройки.
![СIFA PC 307](/article/24350-obzor-betonosmesiteley-i-betononasosov-sovershenniy-instrument/5_СIFA-PC-307.jpg)
В 1968 г. под маркой Putzmeister был выпущен первый автобетононасос этой компании, а всего через год их доля рынка автобетононасосов уже составила 45%. Модельный ряд включал в себя насосы с длиной стрелы от 11 до 25 м, а производительность бетононасосной установки достигала 125 м3/ч. В наши дни Putzmeister насчитывает более 3000 сотрудников в 20 подразделениях по всему миру с развитой дилерской сетью в 154 странах. С 2012 г. компания стала частью китайской Sany, но, как и много лет назад, под брендом Putzmeister заказчикам предлагается широкий спектр техники для подачи бетона.
Подтверждением неизменного качества и постоянных инновационных разработок служит новый автобетононасос BSF 42-5.16H. Описать новинку можно всего несколькими словами: легкий, производительный, со стрелой выше 36 м. Современный бетононасос на автомобильном шасси выгодно отличается габаритами, не превышающими действующие нормативы по размерам, массе и нагрузкам на оси для передвижения по дорогам общего пользования. Общая масса насоса Putzmeister BSF 42-5.16H равна 29 260 кг, нагрузка на ось – до 10 т, производительность составляет 160 м3/ч.
![Putzmeister BSA 1409 D](/article/24350-obzor-betonosmesiteley-i-betononasosov-sovershenniy-instrument/7_Putzmeister-BSA-1409-D.jpg)
Оптимально подобранное соотношение геометрии подающих цилиндров, поршней, производительности и давления на смесь уменьшает потребление топлива и повышает экологичность и безопасность работ. В наличии целая россыпь электронных систем управления, в том числе система контроля прокачки EPS и система контроля переключения шибера SN. Графический дисплей EGD с функцией самодиагностики предупреждает оператора о возможных неисправностях, система PushOver предотвращает возникновение пиков давления, влияющих на интенсивность износа, благодаря чему бетононасос служит дольше при меньшем износе, а значит, дешевле в обслуживании и выгодней в работе.
Стрела изготовлена из высокопрочной стали, ее конструкция в сочетании с опорами и системой OSS для помощи в установке насоса в стесненных условиях позволяет с легкостью располагать насос даже на узких городских улицах. Кабина шасси со спальным местом придется по душе оператору, как и автономный отопитель двигателя и кабины от Webasto. «Вишенкой на торте» станут двухслойный бетоновод, мойка высокого давления и зимний гидроаккумулятор, поставляемые в базовой комплектации.
![Putzmeister BSF 42-5](/article/24350-obzor-betonosmesiteley-i-betononasosov-sovershenniy-instrument/Putzmeister-BSF-42-5.jpg)
Среди наиболее продаваемых стационарных бетононасосов от Putzmeister мод. BSA 1409 D. Работа оборудования обеспечивается мощным дизельным двигателем Deutz мощностью 190 л. с. Помощь в прокачке бетонной смеси обеспечивает прямоточная гидравлическая система. Питающий гидронасос, развивающий давление на смесь до 106 бар, позволяет принимать и подавать бетон по горизонтали от 400 до 950 м в зависимости от подвижности смеси. В высоту такой насос способен подать бетон на уровень 30-го этажа. В минуту он может перекачать до 50 л смеси. BSA 1409 D оснащается не менее мощным поршневым насосом с падающими цилиндрами. Между приводными и падающими цилиндрами расположен резервуар для воды. В функции резервуара входит очистка поршней и охлаждение тяг. Встроенная электронная система контроля позволяет следить за качеством работы насосного агрегата, выводя информацию на дисплей, расположенный на корпусе устройства.
![Putzmeister BSF 42-5](/article/24350-obzor-betonosmesiteley-i-betononasosov-sovershenniy-instrument/6_Putzmeister-BSF-42-5.jpg)
Российский участник рынка
Из отечественных производителей бетононасосов лидерство принадлежит ПАО «Туймазинский завод автобетоновозов». Модельный ряд автобетононасосов отечественного производителя включают в себя модели TZA с распределительными стрелами малой длины до 32 м и технику совместной разработки TZA-LIEBHERR с распределительными стрелами большей длины, до 47 м.
Популярная туймазинская модель на автомобильном шасси – АБН-37 укомплектована насосом фирмы Liebherr, который обеспечивает безотказную работу всего рабочего оборудования в целом, а также увеличивает ресурс работы гидравлической системы. Такие же блоки насосов устанавливаются на автобетононасосы ведущих европейских компаний, производительность по сравнению с обычными насосами TZA увеличена до 120 м3/ч. Автобетононасос имеет компактные размеры, обладает высокой маневренностью, прост в эксплуатации и обслуживании. К тому же АБН при своей небольшой массе проходит посты весового контроля без проблем, так как имеет нагрузку менее 8 т на ось. Управление осуществляется со стационарного пульта, установленного на автобетононасосе, предусмотрен также выносной дистанционный пульт. Бетонная смесь подается по прямолинейному подвижному бетонопроводу: по горизонтали на расстояние до 450 м, по вертикали на высоту 60–95 м. Автобетононасос АБН-37 может работать при температуре окружающего воздуха до –15 °C.
![Стационарный бетононасос TZА](/article/24350-obzor-betonosmesiteley-i-betononasosov-sovershenniy-instrument/11_TZА.jpg)
Линейка стационарных бетононасосов от TZA представлена двумя сериями с электрическим и дизельным приводом производительностью от 20 до 70 м3/ч. Отличить их можно по индексу в названии модели, буква Е указывает на электрогидравлический тип привода от сети в 380 В, а литера D обозначает гидромеханический привод от автономного двигателя марки Д-242. Стационарные бетононасосы производительностью 20 м3/ч имеют объем загрузочной воронки 0,45 м3. Бетонная смесь подается по горизонтали на расстояние до 340 м, а по вертикали до 40 м. Гидросистема комплектуется гидроаккумуляторами и бетонотранспортными гильзами европейского производства. Бетононасосная группа оснащена S-шибером для подачи бетонной смеси. В стандартной комплектации есть звенья бетоноводов длиной 2600 мм, общей длиной 125 м, с 48 муфтами, пятью коленами на 90° и одним концевым гибким рукавом длиной 4 м.
![TZA-Liebherr АБН-37](/article/24350-obzor-betonosmesiteley-i-betononasosov-sovershenniy-instrument/10_TZA-LIEBHERR--АБН-37.jpg)
Уже больше половины столетия бетононасосы, соединив в себе все самое лучшее от других способов транспортировки бетонной смеси, являются незаменимыми помощниками на строительной площадке. Транспортировка бетона с помощью бетононасосов имеет много преимуществ по сравнению со старым методом доставки бетона, например, краном. Бетононасос способен поднимать смеси намного быстрее, а также поддерживать непрерывную подачу смесей наверх. Бетоноводы могут быть зафиксированы в нужных местах, поэтому бетон можно заливать туда, куда нужно, минуя дополнительные приспособления. Способность транспортировать бетон в больших количествах на нужные дистанции и с минимальными затратами труда позволяет бетононасосам быть экономически востребованными в самых разнообразных строительных проектах. Бетоноводы могут быть достаточно длинными, что позволяет бетононасосу находиться далеко от места заливки и осуществлять подачу смеси на десятки метров в высоту и в длину. Это делает бетононасос совершенным инструментом в работе по строительству зданий и высотных конструкций.
![](/article/24350-obzor-betonosmesiteley-i-betononasosov-sovershenniy-instrument/01.jpg)