Перевозка дорожно-строительной техники
Речь идет о таких дорожно-строительных машинах, как асфальтоукладчики, дорожные катки, самоходные холодные фрезы, гусеничные перегружатели асфальта, а также дробилки, грохоты и рециклеры на гусеничном ходу, которые применяют в производстве и переработке строительных материалов.
Конструкция асфальтоукладчиков, а также холодных фрез, дробилок, грохотов, рециклеров на гусеничном ходу, когда мы грузим их на полуприцеп с задним заездом, предполагает длинные трапы двойного сложения или длинные приставные аппарели, обеспечивающие угол въезда в пределах 6–10°. Стоит также учитывать итоговые габариты автопоезда, так как тяжелые фрезы, дробилки, грохоты, рециклеры на гусеничном ходу – машины сами по себе высокие и широкие. Большие асфальтоукладчики, такие как Vögele Super 1900 или Volvo ABG9820, тоже превышают разрешенный транспортный габарит по ширине.
Для безопасной и беспроблемной погрузки асфальтовых катков также предпочтительны длинные трапы и аппарели, так как каткам сложно преодолевать подъем. Практически идеальный вариант – это полуприцеп-тяжеловоз с фронтальным заездом. На него и заехать несложно, и высокая машина может вместиться в габарит по высоте благодаря низкой грузовой платформе.
Модульные транспортные средства серии THP-SL от компании Goldhofer представляют собой универсальное решение для перевозок любого крупногабаритного тяжеловесного груза. Напомним, что модули THP-SL представляют собой несамоходные колесные тележки шириной 3000 мм с гидравлической маятниковой подвеской с двускатной ошиновкой – 8 колес на каждой осевой линии. Использование автопоезда в составе колесной тележки серии THP-SL, низкорамной грузовой площадки и гидравлического гусака оправдано в случае перевозки тяжелой машины, заведомо превышающей разрешенные дорожные габариты.
Более демократичный вариант от Goldhofer – автомобильные полуприцепы, например, представленная на выставке IAA-2018 в Ганновере усовершенствованная модель STZ-PK или »Arcus« PK.
»Arcus« PK – это тяжелый полуприцеп с задней разгрузкой, с механизмом раздвижения и отстегивающимся гусаком, с гидравлической маятниковой подвеской по 4 колеса на осевой линии. Полуприцеп сочетает ход гидравлической подвески ±300 мм с низкой для такого типа полуприцепов погрузочной высотой 785 мм на шинах 245/70 R17.5. На выбор покупателя отстегивающиеся гидравлические гусаки с нагрузкой на ССУ тягача от 26 до 35 т. Количество осевых линий может варьироваться от 6 до 11, при этом на задней тележке 6 осевых линий. В конфигурации 6+2, то есть 6 осевых линий на задней тележке и 2 на передней, грузоподъемность полуприцепа составляет 122 т при собственной массе 27,8 т.
С увеличением количества осевых линий растет грузоподъемность. Предусмотрен одно- или двухкратный механизм раздвижения. Передняя тележка легко отстыковывается и пристыковывается.
Низкая собственная масса полуприцепа достигнута благодаря использованию передовых средств проектирования, моделирования и прототипирования и тесного сотрудничества конструкторов и производственников, что позволило снизить массу целого ряда компонентов рамы и подвески.
Промышленная группа TII Group поставляет на рынок широкую гамму транспортных средств, многие из которых отлично подойдут для перевозки дорожно-строительной техники. Так, из модульных элементов Scheuerle-Nicolas EuroCompact составляют транспортное средство, оптимальное по размерам и грузоподъемности для конкретного груза. Набор элементов включает колесные тележки с числом осевых линий от 1 до 6, тележки оснащены гидравлической маятниковой подвеской с 4 колесами на каждой осевой линии. Такая ходовая часть обеспечивает высокую грузоподъемность транспортного средства, а также проходимость благодаря большому ходу подвески.
Колесные тележки стыкуются с грузовыми площадками и гидравлическими гусаками. Грузоподъемность полуприцепа в конфигурации «гидравлический гусак – низкорамная платформа – колесная тележка» с 3 осевыми линиями составит 40,9 т, чего будет достаточно для перевозки большей части дорожно-строительной техники: любые катки, любые асфальтоукладчики и фрезы. Для заезда машины платформу укладывают на землю и отстыковывают гусак точно так же, как на немодульных полуприцепах с фронтальным заездом. Отличие в том, что платформа может полностью укладываться на землю, а затем подниматься благодаря большому ходу – 650 мм – и мощности гидравлической подвески. Другое важное отличие – маневренность благодаря повороту колес на 60°, у немодульных полуприцепов с осями и механическим и даже гидравлическим рулевым механизмом колеса поворачиваются примерно на 40°.
Для перевозки более тяжелых машин, например, дробилок и грохотов наращивают число осевых линий – вставляют тележку с 1–4 осевыми линиями между гусаком и платформой, а сзади стыкуют тележку с 4–6 осевыми линиями. В максимальной конфигурации 4+6 грузоподъемность полуприцепа достигает 105,7 т. Чтобы машина могла заехать на платформу, ее укладывают на землю и отстыковывают переднюю тележку. Когда машина будет погружена и закреплена, тягач с передней тележкой возвращается на исходную позицию, платформу стыкуют с тележкой, поднимают ее гидравлической подвеской и начинают движение. На передних тележках колеса поворачиваются на еще больший угол – 65°, при этом поворот колес передней и задней тележки согласовывается, чтобы они шли след в след, что позволяет аккуратно вписываться в поворот.
Особенность и преимущество полуприцепов модульного типа в том, что первоначальный комплект компонентов можно со временем наращивать.
Практически всю гамму полуприцепов-тяжеловозов Nooteboom, кроме специальных исполнений, можно использовать для перевозки дорожно-строительной техники.
Так, на низкорамном 3-осном полуприцепе EURO-54-03 с фронтальным заездом суммарной грузоподъемностью 44 т (при скорости 60 км/ч) можно перевозить большую часть строительной, землеройной и транспортной техники, используемой в дорожном строительстве, разве что кроме тяжелых дробилок и грохотов. Грузовая площадка раздвижная, длиной 8000 мм в сдвинутом положении и почти вдвое длиннее в раздвинутом, ширина 2540 мм – в пределах дорожного габарита.
Полуприцеп обладает целым рядом достоинств: с ним можно сцеплять 3- и 4-осные тягачи с высотой ССУ 1200–1350 мм, погрузочная высота составляет 525 мм, все три оси принудительно управляются, и угол поворота колес до 40°, гидравлика гусака позволяет поднимать переднюю часть платформы на высоту до 800 мм для преодоления препятствий на маршруте, задняя часть поднимается и опускается пневматической подвеской осей. Использованы оси SAF с двускатной ошиновкой шинами размером 245/70 R17.5. Система рулевого управления двухконтурная и включает два гидроцилиндра двухстороннего действия на гусаке и два на колесной тележке, соединенных в замкнутую систему.
Другой вариант – 4-осный полуприцеп с задним заездом Multitrailer OSDS-58-04 грузоподъемностью 51,3 т (при скорости 60 км/ч). Погрузочная высота платформы – 885 мм, под нагрузкой платформа снижается до 860 мм. Груз размещается на платформе длиной 9000 мм, которая может раздвигаться на 6800 мм. В задней части предусмотрен скос для съезда. Для заезда дорожно-строительных машин используют длинные приставные аппарели. На полуприцепе использованы оси SAF на пневматической подвеске, две задние оси подруливающие с принудительной блокировкой для движения задним ходом.
Kässbohrer стремительно обновляет и наращивает модельный ряд тяжеловозов-полуприцепов с задним заездом, с передним заездом, платформ. Выбор средств для перевозки дорожно-строительной техники становится все шире.
Раздвижные тралы с задним заездом серии K.SLA с 3, 4 и 5 осями и грузоподъемностью от 30 до 50 т помогут в перевозке всей гаммы дорожно-строительной техники и большинства дробильного оборудования, причем можно перевозить по две машины сразу, так как погрузочная платформа раздвигается до 15 240 мм. Заезд на платформу осуществляется по трапам двойного сложения или по приставным аппарелям. Все электрическое и пневматическое оборудование полуприцепов выполнено в соответствии с директивами ЕС, благодаря чему они не уступают другим европейским маркам полуприцепов в функциональности и надежности.
Двух- и трехосные полуприцепы с фронтальным заездом K.SLL 2/2H-18/20 и K.SLL 3/3H-24/30 – отличное решение для перевозки машин высотой до 3600 мм, так как высота погрузочной платформы в транспортном положении всего 400 мм. Предельно допустимая нагрузка на ССУ у 2-осного полуприцепа – 18 000 кг, на тележку – 24 000 кг, полная масса полуприцепа – 42 000 кг. У 3-осного полуприцепа предельная нагрузка на на ССУ – 24 000 кг, на тележку – 30 000 кг, полная масса – 54 000 кг. Несущие металлоконструкции изготовлены из высокопрочной стали S700MC с высоким пределом текучести.
Обе модели оснащены осевыми агрегатами BPW грузоподъемностью 12 т с двускатной ошиновкой размером 245/70 R17.5, с барабанными тормозами и гидравлическим рулевым управлением.
Компания «Уралавтоприцеп» выпускает обширную номенклатуру полуприцепов-тяжеловозов с задним заездом, на большинстве которых можно успешно перевозить дорожно-строительную технику. Главное, чтобы была возможность техники заехать на платформу, т. е. чтобы полуприцеп был оснащен одноступенчатыми или двухступенчатыми трапами. Когда часть грузовой платформы скошена и оснащена одноступенчатыми трапами, угол заезда около 13°, что может оказаться многовато для асфальтоукладчика.
Так, 3-осный полуприцеп ЧМЗАП-99064-042-02-ВУ3ПП4 может оснащаться различными заездными устройствами, такими как одноступенчатые трапы, двухступенчатые трапы и трапы с гидравлическим приводом двойного сложения. На этом довольно компактном и простом полуприцепе можно перевозить технику, а также иные крупногабаритные, тяжеловесные грузы весом до 39,5 т. Платформа нераздвижная, длина ее ровной части составляет 11 000 мм, полная длина со скосом – 11 800 мм.
Другой вариант перевозки дорожно-строительных машин – полуприцеп-тяжеловоз с отсоединяемым гусаком модели ЧМЗАП 93371-020 суммарной грузоподъемностью 50 т по дорогам 1–3 категории.
Особенностью данного полуприцепа является наличие низкорамной платформы (погрузочная высота составляет 600 мм) и отсоединяемого гусака, позволяющего осуществлять фронтальный заезд тяжелой техники. Малая погрузочная высота позволяет перевозить крупногабаритную технику по дорогам общего пользования.
Полуприцепы с отсоединяемым гусаком пользуются все большей популярностью в России и за рубежом. На такие полуприцепы безопасно и удобно загонять перевозимую технику. Крайне мал угол заезда, а передний край грузовой платформы полуприцепа при заезде техники лежит на земле, что полностью исключает вероятность падения техники, существующую при заднем заезде по трапам.
Хочется отметить, что машина оснащена современным механизмом стыковки (расстыковки) гусака и гидрооборудованием, пневмоподвеской фирмы BPW и тормозной системой с аппаратами фирмы WABCO, платформой, имеющей предварительный обратный прогиб, изготовленный из стали 09Г2С.
Полуприцеп имеет сцепной шкворень 88,9 мм (3,5 дюйма) и предназначен для эксплуатации с гидрофицированными седельными тягачами, имеющими присоединительные размеры по ГОСТ 12105 для допускаемой нагрузки на седло не менее 30 т и полную массу буксируемого полуприцепа не менее 66 000 кг, пневмо- и электроприводы по ГОСТ 9200.
Рекомендуемыми тягачами являются седельные тягачи Volvo FM12 6x6, Tatra 815-24EN34, МАЗ-MAN 642268.
Недавно компания «Тверьстроймаш» представила низкорамный 3-осный полуприцеп 99393F-31E с отстегивающимся гусаком, в котором реализованы новые решения по повышению маневренности, удобства работы и снижению собственного веса.
Полуприцеп общей грузоподъемностью 31 т оснащен раздвижной двухбалочной платформой длиной 7800–13 000 мм, задняя часть которой шарнирно пристыкована к колесной тележке, то есть платформу при необходимости можно заменить. В пространстве между балками платформы устроены отделения, в которых хранятся механические уширители. Передняя часть платформы стыкуется с гидравлическим периметральным гусаком с нагрузкой на ССУ 18 т. Высота погрузки всего 425 мм. Колесная тележка оснащена тремя осевыми агрегатами на пневматической подвеске с дистанционным управлением поворота всех пар колес. К особенностям полуприцепа относится также комплектация двумя электрогидравлическими агрегатами: более мощным для привода гидравлики гусака и стандартным для управления колесами.
Среди многочисленных современных вариантов тралов с задним заездом выделяется 4-осная модель 99394E-S46 грузоподъемностью 46 т. На платформе, которая раздвигается с 8700 до 14 700 мм, можно с комфортом разместить минимум две дорожно-строительные машины. При этом ширина платформы – 2530 мм, а высота 860 мм. Машины могут заезжать на платформу по аппарелям. Плавность хода автопоезда на маршруте обеспечит пневматическая подвеска четырех осевых агрегатов SAF, из которых последний подруливающий. Такие модели благодаря сниженному весу и специальному инженерному решению могут эксплуатироваться и в Европе, так как соответствуют требованиям европейского законодательства о перевозках.
Компания «Политранс» не оставила без внимания такой важный сегмент, как перевозка дорожно-строительной техники, и предлагает полуприцепы, соответствующие этой транспортной задаче. Так, 3-осный полуприцеп с задним заездом ТСП 94183-000030-5Ж00 оснащен приставными алюминиевыми аппарелями с углом въезда 16°. Для хранения аппарелей предусмотрен специальный отсек под рамой. Дополнительные малые алюминиевые трапы позволяют размещать груз и на гусачной части.
Погрузочная высота платформы 865 мм (с шинами 235/75 R17.5) дает возможность перевозить технику высотой до 3100 мм, а длина платформы 10 645 мм позволяет перевозить две машины за рейс.
Модель ТСП 94183-000030-5Ж00 относится к новым облегченным полуприцепам: ее снаряженная масса составляет 8700 кг, а грузоподъемность – 30 300 кг. В базовую комплектацию включен манометр для контроля осевых нагрузок.
Специально для перевозки высокой техники, до 3200 мм, компания разработала полуприцеп ТСП 94183-0000010-5AL0 с задним заездом с пониженной грузовой платформой. Основная грузовая платформа длиной 7000 мм ниже уровня колес, и ее погрузочная высота составляет всего 540 мм. Высота задней платформы над колесами – 906 мм. Заезд выполняется по приставным алюминиевым аппарелям, которые хранятся в нише над колесной тележкой. При необходимости трапы могут сдвигаться наружу на 250 мм. Таким образом, модель ТСП 94183-0000010-5AL0 сочетает низкую грузовую платформу, как у полуприцепов с фронтальным заездом, с компактностью, доступностью и простотой в эксплуатации полуприцепов с задним заездом.
Снаряженная масса полуприцепа составляет 9900 кг, нагрузка на шины – 27 000 кг, нагрузка на ССУ – 15 600 кг. Масса полуприцепа снижена за счет высокопрочной стали, использованной для несущих конструкций, легких аллюминиевых аппарелей, алюминиевых бортов, комбинированного настила из дерева и стали.
Компания «Meusburger Новтрак» предлагает много интересных решений для перевозок дорожно-строительной техники. Серия полуприцепов с задним заездом ТР-354 грузоподъемностью 40–46 т включает исполнения, как будто специально для этого созданные. Так, исполнение с раздвижной платформой и длинным скошенным задним свесом вкупе с алюминиевыми трапами отлично подойдет для перевозки асфальтоукладчика и катка за один рейс. Или исполнение с нераздвижной платформой длиной 11 000 мм и трапами двойного сложения подойдет для перевозки крупного асфальтоукладчика и тяжелого катка за рейс.
В гамме полуприцепов с фронтальным заездом можно выбрать универсальную 3-осную модель ТР-354 общей грузоподъемностью 52 т. Длина раздвижной платформы 5400–12 800 мм позволяет вместить две машины или такую крупную и высокую машину, как самоходная дробилка. Возможно использование подкатной тележки для повышения грузоподъемности автопоезда. В ходовой части использованы осевые агрегаты BPW грузоподъемностью 12 000 кг на пневматической подвеске с гидравлическим управлением всех трех осей.
Таким образом, перевозка дорожно-строительной техники, какой бы тяжелой и крупной она ни была, не вызовет проблем: на рынке есть масса решений для перевозки как по одной, так и по две и более машин за рейс, а также для перевозки тяжелых и высоких машин, таких как самоходные дробилки и грохоты.