В важном деле нет второстепенного (Часть 1)

Мобильная топливомаслозаправочная техника для строек

Продолжаем серию статей о вспомогательном оборудовании для строек. После материалов о мойках высокого давления, генераторных установках, водоотливных насосах и об оборудовании для прогрева мерзлого грунта представляем вниманию читателей статью о мобильной топливомаслозаправочной технике.

Сокращение простоев оборудования – один из важнейших вопросов при организации работы на строительном объекте и в карьере. Один из аспектов решения этой сложнейшей задачи – снижение затрат времени на заправку техники топливом, маслом и прочими эксплуатационными материалами. Заправку техники, и в том числе тяжелой, а также проведение регулярного техобслуживания в полном объеме непосредственно на строительном объекте позволяют выполнить современные мобильные топливомаслозаправщики. Преимуществом мобильных заправщиков является возможность одновременного обслуживания целых машинных парков, состоящих из техники разных типов, и заправки одновременно различных эксплуатационных жидкостей, а также откачки отработанных материалов.

В настоящее время используется топливомаслозаправочная мобильная техника на шасси грузовых автомобилей и пикапов, шарнирно-сочлененных автомобилей и тракторов, гусеничной техники, на базе полуприцепов и прицепов, а также переносная – на раме, полозьях и в контейнерах.

ЗАО «Пензаспецавтомаш» (г. Пенза) выпускает широкий спектр мобильного оборудования под брендом Benza для заправки топлива и других эксплуатационных материалов.

Контейнерная АЗС мод. «Арктика» изготавливается в стандартном морском или железнодорожном контейнере на 20 или 40 футов. Контейнер полностью утеплен, предусмотрен подогрев дизельного топлива в резервуаре и подогрев всего топливораздаточного оборудования в контейнере. Имеется система автоматической вентиляции. За пределами контейнера не обогреваются только шланг и топливораздаточный пистолет. Дополнительно возможна установка автоматической системы для работы станции без оператора.

Заправочные установки могут быть от простейших, для заправки только бензина или дизтоплива, до многофункциональных комплексов, осуществляющих мойку техники, забор отработавших жидкостей, заправку нового топлива, масел и других эксплуатационных материалов, а также имеющих оборудование для выполнения всех работ по регулярному техобслуживанию машин.

Мобильный заправщик: подбираем то, что нужно

В этой главе мы дадим несколько рекомендаций компаниям, которые подбирают себе мобильный заправщик.

Российские автомобили-топливомаслозаправщики, несмотря на большое количество производителей, все довольно однотипны и представляют собой, как правило, единственную цистерну, разделенную на несколько секций для разных нефтепродуктов, с отделением-шкафом в задней части, в котором располагаются счетно-раздаточные устройства для измерения количества выданных ГСМ и катушки с раздаточными рукавами и с заправочными пистолетами на конце. Дополнительно могут размещаться баки для масел и бункер для пластичных смазок. Для привода оборудования может служить воздушный компрессор, приводимый в действие от двигателя шасси, а в том случае, когда шасси несамоходное – от автономного дизельного или бензинового двигателя. Оборудование может быть закрыто кузовом-КУНГом.

АО «Завод ГРАЗ» (Пензенская область, село Грабово) производит автотопливозаправщики емкостью от 4,9 до 20 м3 на шасси КАМАЗ, МАЗ (в том числе полноприводные модели), ГАЗ (в т. ч. «Газон NEXT») с колесными формулами 4х2, 6х4, 6х6. Цистерны выполняются из нержавеющей стали или зарубежного алюминиевого сплава. ГРАЗ может изготовить автозаправщик по техзаданию заказчика: выбор емкости цистерны, количества отсеков, формы сечения, импортное или отечественное оборудование, нижний или верхний налив емкости; установка системы рекуперации – оборудования для улавливания паров топлива из цистерны и топливораздаточной аппаратуры.

Автотопливозаправщик АТЗ 56215-0000010-40 с цистерной сечения «чемодан» емкостью 15 м3 с четырьмя отсеками на шасси повышенной проходимости КАМАЗ-65111 (6х6) предназначен для транспортировки, хранения и заправки техники светлыми нефтепродуктами. Корпус цистерны выполнен с внутренними ребрами жесткости (волнорезами), которые препятствуют возникновению гидроударов. Узел выдачи топлива машины состоит из оборудования для забора топлива, насоса, заправочного пистолета и счетчика выданного топлива.

Иностранные заправщики оборудованы не в пример богаче и разнообразнее. На платформе автомобиля может быть несколько баков для разных нефтепродуктов, как свежих, так и отработанных, шкаф-отсек с измерительной аппаратурой, заправочными пистолетами (до 12!) и шлангами, намотанными на катушки. Управление работой комплекса может осуществляться электронной системой, через телематическую аппаратуру, связанную с центральным офисом компании – владельца заправщика.

Если у вас нет опыта в приобретении автомобилей-заправщиков, некоторые базовые знания о конструкции автозаправщиков помогут вам правильно подобрать спецтехнику.

Компания «Вектор-ИТ» (г. Екатеринбург) предлагает систему полного контроля перевозки топлива в топливозаправщике, начиная от налива топлива на неф­тебазе и заканчивая выгрузкой в хранилище или заправкой техники заказчика.

В отсеки автоцистерны устанавливаются взрывозащищенные датчики уровня топлива, подключенные к прибору для мониторинга, находящемуся в кабине, который в режиме онлайн по каналу GPRS через антенну ГЛОНАСС/ GPS/ GSM передает данные о фактическом уровне топлива на сервер мониторинга. Опционально возможна установка крышки люка горловины цистерны со встроенным датчиком положения, который зафиксирует время и место открытия/ закрытия люка. В случае установки оборудования на полуприцеп-топливозаправщик прибор для мониторинга помещается в специальный металлический шкаф на шасси полуприцепа. Тарировка датчиков позволяет добиться погрешности при определении уровня топлива в 1–3%.

Предлагается специальное программное обеспечение «Круговой учет топлива», которое позволяет контролировать не только количество выданного топлива, но и сколько топлива попало в хранилище заказчика, при условии, что в емкость хранилища также установлен датчик уровня топлива. Система позволяет идентифицировать выдачу топлива по чип-ключам или смарт-картам. Для этого на топливозаправщик устанавливается считыватель карт. В отчетах системы фиксируется время выдачи топлива, объем выданного топлива и кому это топливо выдано. Погрешность объема при выдаче топлива составляет от 0,25 до 0,5%.

Учтите также, что у производителей автозаправщиков может быть различный подход к конструированию своих машин. Для некоторых каждый такой автомобиль, как правило, эксклюзивный, выполненный полностью по индивидуальному заказу. Другие стараются как-то стандартизировать изготавливаемые машины, чтобы уменьшить стоимость производства, и по­этому они могут несколько ограничивать выбор для заказчика, но при этом оставлять определенные возможности для приспосабливания машины к условиям будущей работы.

Типоразмер заправщика.Начинать следует с выбора типоразмера. Звучит элементарно, но, к сожалению, покупатели мобильных заправщиков слишком часто делают ошибку в этом вопросе.

Вот один пример. Строительная компания узнала, что их конкурент только что приобрел автозаправщик за 4,5 млн руб., и чтобы не отстать от него, немедленно заказала себе такой же, хотя этот автомобиль слишком велик для машинного парка компании и будет у них большую часть времени стоять без работы. Владение грузовым автомобилем большего, чем нужно, типоразмера, приносит убытки, потому что расходы на владение будут не­оправданно велики. Однако точно так же невыгодно эксплуатировать спецавтомобиль слишком малого типоразмера, потому что компания не сможет адекватно обслуживать им свою технику. При выборе автозаправщика следует находить ту самую «золотую середину».

Прежде всего ответьте на вопрос: «Что нам нужно?», выяснив для этого следующие основополагающие аспекты. Какого типа оборудование будет обслуживаться? Какое количество единиц оборудования будет обслуживаться? Какие сервисные работы будут выполняться? Какой объем работ должен выполняться ежедневно (в среднем)? На какой местности (дороги, бездорожье, горы и т. п.) будет работать автозаправщик? Каковы будут климатические условия? Автомобиль будет заправлять только топливо? Должен ли он быть оборудован системой заправки консистентной смазки, емкостями для сбора отработанного масла и других технических жидкостей? На какое время работы топливозаправщика должно хватать запаса топлива, масла и прочих материалов в его емкостях? Каковы требования местного законодательства по обращению с отработанными маслами?

Такой тщательный предварительный анализ не будет лишним. Многие производители заправочных комплексов декларируют «изготовление на заказ», так что вполне можно обсудить с ними вопрос о комплектовании вашего автозаправщика нестандартным оборудованием.

Покупатели иногда имеют заранее сложившееся мнение о том, какое оборудование должно быть у их автозаправщика. Например, некоторые с самого начала настаивают, что им необходим, скажем, автозаправщик с цистерной, вмещающей 7500 л. Но когда производитель выяснит все вопросы, перечисленные выше, что автозаправщик может иметь цистерну вполовину меньше заявленной и соответственно быть вдвое дешевле, если он будет просто один раз в неделю возвращаться с объекта на базу и заправляться.

Машиностроительный завод «ФоксТанк» (FOXTANK, г. Кстово Нижегородской обл.) занимается производством самоходных и прицепных автоцистерн и автотопливозаправщиков с цистернами вместимостью от 1,2 до 45 м3 на шасси отечественного и иностранного производства.

Полуприцеп-цистерна мод. 877721 (ППЦ-СНП-32) цилиндрической формы переменного сечения из стали 09Г2С емкостью 32 м3 с тремя отсеками для светлых нефтепродуктов. Возможно изготовление цистерны из нержавеющей стали AISI 304/316. По заказу возможно изменение вместимости цистерны с шагом 0,5–1 м3, любое количество отсеков, установка топливораздаточной колонки. Насосное оборудование с приводом от гидравлической системы тягача (тягач должен быть гидрофицирован). Верхний налив. Опции – системы рекуперации паров и нижнего налива.

Количество осей – 4. Предлагаются оси BPW, SAF или JOST, по заказу – Mercedes/ ТОНАР/ L1. Первая и четвертая оси подъемные. Подвеска пневматическая (по заказу рессорная). Тормозная система Haldex/Wabco с EBS и RSS (защита от переворачивания). Тормозные механизмы барабанного типа (по заказу дисковые). Возможна установка телематического оборудования. Рекомендуется тягач с колесной формулой 4х2, 6х2, 6х4 российского или зарубежного производства.

Тип кузова. Разрабатывая техзадание на конструкцию автозаправщика, необходимо указать, насколько оборудование машины должно быть закрыто защитными панелями: полностью открыто; полностью скрыто в кузове или закрыт только отсек с заправочными пистолетами и шлангами. Выбор, как правило, зависит от климата, задач и условий работы машины на данном строительном объекте. Покупатели из регионов с более холодным климатом предпочитают закрытые кузова. Также закрытые кузова предпочтительны в случаях, когда машина работает в условиях высокой запыленности воздуха. Автозаправщик с полностью закрытым кузовом похож на автофургон. Кузов полностью закрывает от пыли и погодных воздействий не только емкости для технических жидкостей (за исключением топлива) и все другое оборудование, в нем также имеется чистое, сухое и иногда даже отап­ливаемое помещение для работы специалистов сервиса с ванной для мойки деталей, откидным столиком, ящиками с инструментом и т. д.

Отсек с заправочными пистолетами может находиться сзади с левой стороны (перед задней двухосной тележкой), чтобы уменьшить попадание в отсек пыли, которая обычно поднимается задними колесами. В отсеке с заправочными пистолетами и шлангами может даже поддерживаться избыточное давление, чтобы исключить проникновение пыли.

ЗАО «Автобау» (г. Москва) предлагает обширный ассортимент топливозаправщиков как собственного производства, так и других производителей.

Автоцистерна АТЗ-4668H1-15 от «Автобау» предназначена для транспортировки, хранения и заправки светлых нефтепродуктов. Шасси HINO FM 2626 с двигателем мощностью 260 л.с. и колесной формулой 6х4. Кабина высокая, с одним спальным местом. Вместимость цистерны «чемоданного» сечения из низколегированной стали 09Г2С составляет 15 м3. Количество отсеков 2–4. Налив верхний через алюминиевую крышку горловины. По заказу возможно обустройство нижнего налива и системы рекуперации паров. Насос СВН-80А (500 л/мин) с гидравлическим приводом либо приводом от КОМ через карданный вал. Счетчик ППО-40-06 с фильтром ФЖУ. В задней части цистерны имеется технологический отсек с запираемой дверью.

На другом конце ряда возможных вариантов кузова находится автозаправщик с полностью открытым оборудованием. Обычно это автомобили, у которых все оборудование закреплено болтами на плоской платформе без бортов. Такой тип заправщика, несмотря на то, что он по понятным причинам дешевле других, не слишком распространен, прежде всего потому, что заправочные пистолеты и шланги никак не защищены от загрязнения.

Наиболее популярной конструкцией кузова автозаправщика является, однако, автомобиль, у которого закрыт только задний отсек с раздаточно-измерительным оборудованием.