![ЗАО «Сеспель»](/article/25816-obzor-mobilnoy-tehniki-dlya-perevozki-i-zapravki-topliva-i-masel-privezti-i-razdat-ch-2/000.jpg)
Обзор мобильной техники для перевозки и заправки топлива и масел
Шасси
Наиболее популярна у наших потребителей компоновка «цистерна на автошасси» – без защитного кузова и со «шкафом», в котором размещены раздаточные рукава с пистолетами, мерная аппаратура, фильтры и т. д., просто потому, что такие машины дешевле оборудованных защитным кузовом.
ООО «Завод СпецТехники» (г. Нижний Новгород) выпускает легкий коммерческий автотопливозаправщик на шасси «ГАЗон NEXT», который комплектуется стальной цистерной с лакокрасочным антикоррозионным покрытием. Цистерна вместимостью 1,5 м3 может иметь 1–2 секции по желанию заказчика. Двухсекционные автоцистерны позволяют одновременно перевозить два разных типа ГСМ, например, бензин с разным октановым числом. Бензовоз оснащен узлом раздачи топлива.
«Завод СпецТехники» производит бензовозы и автотопливозаправщики с цистернами эллиптического и «чемоданного» сечения из стали 09Г2С.
Оборудование автотопливомаслозаправщиков по понятным причинам монтируется главным образом на отечественные шасси КАМАЗ, «Урал», ГАЗ, и в том числе полноприводные. Впрочем, достаточно примеров использования и иностранных шасси, чаще всего Volvo, DAF, Scania, Iveco, MAN, Isuzu, Hino, JAC и проч.
![«Бецема»](/article/25816-obzor-mobilnoy-tehniki-dlya-perevozki-i-zapravki-topliva-i-masel-privezti-i-razdat-ch-2/Beczem-1.jpg)
![«Бецема»](/article/25816-obzor-mobilnoy-tehniki-dlya-perevozki-i-zapravki-topliva-i-masel-privezti-i-razdat-ch-2/Benza_2.jpg)
Для нашей страны, где большое место занимает отрасль добычи полезных ископаемых в труднодоступных северных районах, актуальны также топливовозы и топливозаправщики на гусеничных шасси.
![ООО «АЛТАЙТРАНСМАШ-СЕРВИС»](/article/25816-obzor-mobilnoy-tehniki-dlya-perevozki-i-zapravki-topliva-i-masel-privezti-i-razdat-ch-2/Altay-1.jpg)
![ООО «АЛТАЙТРАНСМАШ-СЕРВИС»](/article/25816-obzor-mobilnoy-tehniki-dlya-perevozki-i-zapravki-topliva-i-masel-privezti-i-razdat-ch-2/Altay-2.jpg)
Цистерны большой емкости имеют значительную длину, соответственно их монтируют на шасси с длинной базой. Чтобы нивелировать ухудшение маневренности машины, часто используют шасси с колесной формулой 6х2 и подъемной осью за ведущим мостом. При подъеме «подкатной» оси, которая чаще всего не оснащается механизмом подруливания, улучшается маневренность автомобиля. Для цистерн-полуприцепов большой вместимости используют шасси с 3–4 осями. Чтобы увеличить срок службы шин, некоторые производители предлагают полуприцепы с подъемными осями.
Полуприцепы-цистерны могут иметь рамную конструкцию либо конструкцию с несущей цистерной. У обоих решений есть свои плюсы и минусы. У полуприцепа рамной конструкции цистерна защищается от повреждений рамой. На неровных поверхностях и слабых грунтах жесткая рама повышает способность конструкции сопротивляться скручивающим нагрузкам. В то же время рама ограничивает габариты, а значит, и емкость цистерны. К тому же центр тяжести у рамных полуприцепов-цистерн располагается выше, чем у безрамных, из-за чего маневренность и устойчивость рамных полуприцепов при движении с высокой скоростью и при боковом ветре оказывается хуже, чем у безрамных. Когда несущей является сама цистерна, центр тяжести располагается ниже, нагрузка на ССУ тягача и тележку осей полуприцепа распределяется более эффективно. К тому же для увеличения полезной емкости несущей цистерны без увеличения грузоподъемности шасси ее изготавливают с переменным сечением – как бы с «выемкой» под раму и ССУ тягача.
![ЗАО «Сеспель»](/article/25816-obzor-mobilnoy-tehniki-dlya-perevozki-i-zapravki-topliva-i-masel-privezti-i-razdat-ch-2/Sespel-2.jpg)
Защита несущей цистерны в полуприцепе обеспечивается (в соответствии с ГОСТом) боковыми щитками и противоподкатными брусьями (по бокам и сзади). Однако жесткость безрамной конструкции все же ниже, чем рамной, и эксплуатировать безрамный полуприцеп на неровных поверхностях и слабых грунтах не рекомендуется.
![УСТ](/article/25816-obzor-mobilnoy-tehniki-dlya-perevozki-i-zapravki-topliva-i-masel-privezti-i-razdat-ch-2/UralSpec-1.jpg)
Компания «УралСпецТранс» (УСТ) из Миасса) является одним из крупнейших производителей спецтехники для ГСМ и других технических жидкостей. Полуприцепы-цистерны безрамной конструкции являются собственной разработкой компании: тележка ходовой части крепится к ложементам емкости болтовыми либо сварными соединениями. Такая конструкция позволяет перевозить больше полезного груза при соответствии транспортного средства требованиям по допустимым массе и осевым нагрузкам.
Модельный ряд компании включает в себя емкости на автомобильных шасси, на шасси прицепов и полуприцепов вместимостью от 2 до 40 м3 с количеством отсеков до четырех; на шасси отечественного и иностранного производства; с колесной формулой от 4х2 до 8х8; без спального места и со спальным местом в кабине. Наряду с производством емкостей из низколегированной стали 09Г2С толщиной 4 мм существует возможность изготовления цистерн из нержавеющей стали. Цистерны имеют переменное сечение чемоданной формы. Все швы при изготовлении корпуса цистерны свариваются с двух сторон на современной автоматической линии.
![УСТ](/article/25816-obzor-mobilnoy-tehniki-dlya-perevozki-i-zapravki-topliva-i-masel-privezti-i-razdat-ch-2/UralSpec-2f.jpg)
Дополнительное оборудование
Согласно Постановлению Правительства № 153 от 13.02.2018 г. все транспортные средства категорий N1, N2, N3 (спецтехника для перевозки огнеопасных грузов) должны быть оснащены сертифицированными приборами спутниковой навигации.
![Benza](/article/25816-obzor-mobilnoy-tehniki-dlya-perevozki-i-zapravki-topliva-i-masel-privezti-i-razdat-ch-2/Benza_1.jpg)
ЗАО «Пензаспецавтомаш» (товарная марка Benza, г. Пенза) разрабатывает и выпускает аппаратуру для полного автоматизированного контроля работы автотопливозаправщиков и стационарных АЗС, в том числе телематическую, с беспроводной передачей информации через GSM-канал. Аппаратура Benza позволяет осуществлять постоянный онлайн-контроль за движением топлива на предприятии, обеспечивает возможность работы по чип-ключам, смарт-картам или PIN-коду, архивирует данные и автоматически формирует отчеты.
«Пензаспецавтомаш» выпускает автоматизированные автотопливозаправщики с цистерной круглого сечения, у которых владелец может удаленно контролировать количество топлива, реализовать выдачу топлива потребителю в автоматическом режиме без участия оператора, программировать время заливки и опорожнения цистерны топлива. Вся информация передается на удаленный компьютер при помощи телематической аппаратуры.
![Benza](/article/25816-obzor-mobilnoy-tehniki-dlya-perevozki-i-zapravki-topliva-i-masel-privezti-i-razdat-ch-2/Benza_2.jpg)
Кроме того, многие владельцы подобных транспортных средств хотели бы оснастить их телематическими системами, позволяющими в режиме реального времени контролировать процессы заправки и выдачи ГСМ.
![УЗСТ](/article/25816-obzor-mobilnoy-tehniki-dlya-perevozki-i-zapravki-topliva-i-masel-privezti-i-razdat-ch-2/UZST-1.jpg)
![УЗСТ](/article/25816-obzor-mobilnoy-tehniki-dlya-perevozki-i-zapravki-topliva-i-masel-privezti-i-razdat-ch-2/UZST-2.jpg)
Впрочем, на Крайнем Севере и в других отдаленных районах GPS/ ГЛОНАСС может и не быть, а спутниковая связь обходится довольно дорого, и как вариант можно использовать аппаратуру типа «черный ящик», который устанавливается на машину и архивирует показания датчиков.
Установить систему с датчиками измерения уровня топлива – непростая задача, их существует множество типов с разными принципами работы, у всех свои недостатки и преимущества, при работе возможны помехи, искажающие показания, поэтому желательно обращаться к надежным специализированным компаниям, у которых есть реальные примеры удачной эксплуатации их измерительной аппаратуры, предварительно поговорив с клиентами, уже воспользовавшимися их услугами.
![«Вектор-ИТ»](/article/25816-obzor-mobilnoy-tehniki-dlya-perevozki-i-zapravki-topliva-i-masel-privezti-i-razdat-ch-2/Vector-1.jpg)
Компания «Вектор-ИТ» (г. Екатеринбург) предлагает систему полного контроля перевозки топлива в топливозаправщике от налива на нефтебазе и до выгрузки в хранилище или заправки техники. В отсеки автоцистерны устанавливаются взрывозащищенные датчики уровня топлива, подключенные к прибору, находящемуся в кабине или в металлическом шкафу (в случае прицепа или полуприцепа), который в режиме онлайн по каналу GPRS передает данные на сервер мониторинга. Опционально возможна установка крышки люка горловины цистерны со встроенным датчиком положения, который зафиксирует время и место открытия/ закрытия люка. Погрешность при определении уровня топлива составляет 1–3%.
Программное обеспечение «Круговой учет топлива» позволяет контролировать количество выданного топлива и сколько топлива попало в хранилище заказчика, если в емкость хранилища также установлен датчик уровня топлива. Система позволяет идентифицировать выдачу топлива по чип-ключам или смарт-картам. В отчетах системы фиксируется время выдачи топлива, объем и кому топливо выдано. Погрешность при выдаче топлива составляет 0,25–0,5%.
Добавим, что ГОСТ рекомендует (по желанию заказчика) установку устройства подогрева масла в масляных цистернах, но мало кто из производителей предлагает подобную опцию.
![«Фаворит Сервис»](/article/25816-obzor-mobilnoy-tehniki-dlya-perevozki-i-zapravki-topliva-i-masel-privezti-i-razdat-ch-2/Favor-1.jpg)
![«Фаворит Сервис»](/article/25816-obzor-mobilnoy-tehniki-dlya-perevozki-i-zapravki-topliva-i-masel-privezti-i-razdat-ch-2/Favor-2.jpg)
Автотопливомаслозаправщики, часто с емкостью и аппаратурой для откачки отработанного масла и промывки масляных систем, предлагают ряд предприятий.
![ЭРМЗ](/article/25816-obzor-mobilnoy-tehniki-dlya-perevozki-i-zapravki-topliva-i-masel-privezti-i-razdat-ch-2/ERMZ-2.jpg)