Обзор мобильной техники для перевозки и заправки топлива и масел
Шасси
Наиболее популярна у наших потребителей компоновка «цистерна на автошасси» – без защитного кузова и со «шкафом», в котором размещены раздаточные рукава с пистолетами, мерная аппаратура, фильтры и т. д., просто потому, что такие машины дешевле оборудованных защитным кузовом.
ООО «Завод СпецТехники» (г. Нижний Новгород) выпускает легкий коммерческий автотопливозаправщик на шасси «ГАЗон NEXT», который комплектуется стальной цистерной с лакокрасочным антикоррозионным покрытием. Цистерна вместимостью 1,5 м3 может иметь 1–2 секции по желанию заказчика. Двухсекционные автоцистерны позволяют одновременно перевозить два разных типа ГСМ, например, бензин с разным октановым числом. Бензовоз оснащен узлом раздачи топлива.
«Завод СпецТехники» производит бензовозы и автотопливозаправщики с цистернами эллиптического и «чемоданного» сечения из стали 09Г2С.
Оборудование автотопливомаслозаправщиков по понятным причинам монтируется главным образом на отечественные шасси КАМАЗ, «Урал», ГАЗ, и в том числе полноприводные. Впрочем, достаточно примеров использования и иностранных шасси, чаще всего Volvo, DAF, Scania, Iveco, MAN, Isuzu, Hino, JAC и проч.
Для нашей страны, где большое место занимает отрасль добычи полезных ископаемых в труднодоступных северных районах, актуальны также топливовозы и топливозаправщики на гусеничных шасси.
Цистерны большой емкости имеют значительную длину, соответственно их монтируют на шасси с длинной базой. Чтобы нивелировать ухудшение маневренности машины, часто используют шасси с колесной формулой 6х2 и подъемной осью за ведущим мостом. При подъеме «подкатной» оси, которая чаще всего не оснащается механизмом подруливания, улучшается маневренность автомобиля. Для цистерн-полуприцепов большой вместимости используют шасси с 3–4 осями. Чтобы увеличить срок службы шин, некоторые производители предлагают полуприцепы с подъемными осями.
Полуприцепы-цистерны могут иметь рамную конструкцию либо конструкцию с несущей цистерной. У обоих решений есть свои плюсы и минусы. У полуприцепа рамной конструкции цистерна защищается от повреждений рамой. На неровных поверхностях и слабых грунтах жесткая рама повышает способность конструкции сопротивляться скручивающим нагрузкам. В то же время рама ограничивает габариты, а значит, и емкость цистерны. К тому же центр тяжести у рамных полуприцепов-цистерн располагается выше, чем у безрамных, из-за чего маневренность и устойчивость рамных полуприцепов при движении с высокой скоростью и при боковом ветре оказывается хуже, чем у безрамных. Когда несущей является сама цистерна, центр тяжести располагается ниже, нагрузка на ССУ тягача и тележку осей полуприцепа распределяется более эффективно. К тому же для увеличения полезной емкости несущей цистерны без увеличения грузоподъемности шасси ее изготавливают с переменным сечением – как бы с «выемкой» под раму и ССУ тягача.
Защита несущей цистерны в полуприцепе обеспечивается (в соответствии с ГОСТом) боковыми щитками и противоподкатными брусьями (по бокам и сзади). Однако жесткость безрамной конструкции все же ниже, чем рамной, и эксплуатировать безрамный полуприцеп на неровных поверхностях и слабых грунтах не рекомендуется.
Компания «УралСпецТранс» (УСТ) из Миасса) является одним из крупнейших производителей спецтехники для ГСМ и других технических жидкостей. Полуприцепы-цистерны безрамной конструкции являются собственной разработкой компании: тележка ходовой части крепится к ложементам емкости болтовыми либо сварными соединениями. Такая конструкция позволяет перевозить больше полезного груза при соответствии транспортного средства требованиям по допустимым массе и осевым нагрузкам.
Модельный ряд компании включает в себя емкости на автомобильных шасси, на шасси прицепов и полуприцепов вместимостью от 2 до 40 м3 с количеством отсеков до четырех; на шасси отечественного и иностранного производства; с колесной формулой от 4х2 до 8х8; без спального места и со спальным местом в кабине. Наряду с производством емкостей из низколегированной стали 09Г2С толщиной 4 мм существует возможность изготовления цистерн из нержавеющей стали. Цистерны имеют переменное сечение чемоданной формы. Все швы при изготовлении корпуса цистерны свариваются с двух сторон на современной автоматической линии.
Дополнительное оборудование
Согласно Постановлению Правительства № 153 от 13.02.2018 г. все транспортные средства категорий N1, N2, N3 (спецтехника для перевозки огнеопасных грузов) должны быть оснащены сертифицированными приборами спутниковой навигации.
ЗАО «Пензаспецавтомаш» (товарная марка Benza, г. Пенза) разрабатывает и выпускает аппаратуру для полного автоматизированного контроля работы автотопливозаправщиков и стационарных АЗС, в том числе телематическую, с беспроводной передачей информации через GSM-канал. Аппаратура Benza позволяет осуществлять постоянный онлайн-контроль за движением топлива на предприятии, обеспечивает возможность работы по чип-ключам, смарт-картам или PIN-коду, архивирует данные и автоматически формирует отчеты.
«Пензаспецавтомаш» выпускает автоматизированные автотопливозаправщики с цистерной круглого сечения, у которых владелец может удаленно контролировать количество топлива, реализовать выдачу топлива потребителю в автоматическом режиме без участия оператора, программировать время заливки и опорожнения цистерны топлива. Вся информация передается на удаленный компьютер при помощи телематической аппаратуры.
Кроме того, многие владельцы подобных транспортных средств хотели бы оснастить их телематическими системами, позволяющими в режиме реального времени контролировать процессы заправки и выдачи ГСМ.
Впрочем, на Крайнем Севере и в других отдаленных районах GPS/ ГЛОНАСС может и не быть, а спутниковая связь обходится довольно дорого, и как вариант можно использовать аппаратуру типа «черный ящик», который устанавливается на машину и архивирует показания датчиков.
Установить систему с датчиками измерения уровня топлива – непростая задача, их существует множество типов с разными принципами работы, у всех свои недостатки и преимущества, при работе возможны помехи, искажающие показания, поэтому желательно обращаться к надежным специализированным компаниям, у которых есть реальные примеры удачной эксплуатации их измерительной аппаратуры, предварительно поговорив с клиентами, уже воспользовавшимися их услугами.
Компания «Вектор-ИТ» (г. Екатеринбург) предлагает систему полного контроля перевозки топлива в топливозаправщике от налива на нефтебазе и до выгрузки в хранилище или заправки техники. В отсеки автоцистерны устанавливаются взрывозащищенные датчики уровня топлива, подключенные к прибору, находящемуся в кабине или в металлическом шкафу (в случае прицепа или полуприцепа), который в режиме онлайн по каналу GPRS передает данные на сервер мониторинга. Опционально возможна установка крышки люка горловины цистерны со встроенным датчиком положения, который зафиксирует время и место открытия/ закрытия люка. Погрешность при определении уровня топлива составляет 1–3%.
Программное обеспечение «Круговой учет топлива» позволяет контролировать количество выданного топлива и сколько топлива попало в хранилище заказчика, если в емкость хранилища также установлен датчик уровня топлива. Система позволяет идентифицировать выдачу топлива по чип-ключам или смарт-картам. В отчетах системы фиксируется время выдачи топлива, объем и кому топливо выдано. Погрешность при выдаче топлива составляет 0,25–0,5%.
Добавим, что ГОСТ рекомендует (по желанию заказчика) установку устройства подогрева масла в масляных цистернах, но мало кто из производителей предлагает подобную опцию.
Автотопливомаслозаправщики, часто с емкостью и аппаратурой для откачки отработанного масла и промывки масляных систем, предлагают ряд предприятий.