Зима и современные дворники (Часть 1)

Рекомендации по подготовке и эксплуатации подметально-уборочных машин зимой

Зима, как известно, всегда приходит стремительно и неожиданно, а эксплуатация и обслуживание подметальных машин при неблагоприятных зимних погодных условиях всегда связана с трудностями. В этой статье мы приводим ряд рекомендаций специалистов о том, как увеличить экономическую эффективность подметально-уборочных машин в холодный период и повысить безопасность водителей при движении по обледенелым дорогам.

Подметально-уборочные машины – дорогая техника и нуждается в хорошем техобслуживании. В противном случае она не будет работать в полной мере. Правильно обслуживая подметально-уборочную машину, вы продлеваете срок ее службы и, следовательно, получаете дополнительный доход от ваших капиталовложений.

Кому-то изложенные в статье советы могут показаться элементарными, но как часто водители забывают выполнить эти незамысловатые рекомендации! По­этому мы считаем нелишним еще раз напомнить о правилах техобслуживания в зимнее время. Некоторые рекомендации относятся не только к зимнему периоду, а носят общий характер.

Примечание: при планировании и выполнении работ сезонного техобслуживания в первую очередь следует руководствоваться рекомендациями инструкции по эксплуатации машины, а затем уже советами, приведенными в данной статье.

«ТверьКоммаш»

Тверской завод коммунального машиностроения» (ООО «ТверьКоммаш») предлагает широкую линейку вакуумных подметально-уборочных машин серии ТКМ (дорожные и аэродромные пылесосы) на шасси российских и иностранных производителей с бункерами для смета различной емкости (0,36 до 12м3) и баками для воды (0,14–3,5 м3), с одной или двумя всасывающими шахтами, с односторонним или двусторонним подметанием, с шириной подметания 2400–3400 мм. На машину могут быть установлены зимний отвал или фронтальная щетка, магнитная плита, агрессивная щетка или моющая рейка высокого давления. Привод оборудования может осуществляться от вспомогательного двигателя, от гидростатической трансмиссии, установленной на шасси автомобиля, или от КОМ двигателя автомобиля. Подметально-уборочные машины ТКМ отличаются от аналогов конкурентов низким уровнем шума, самым большим объемом водяных баков в классе (при условии отсутствия автономного двигателя), а также значительным снижением эксплуатационных затрат, затрат на топливо (до 800 тыс. руб. в год) и уменьшенным в два раза выбросом СО2 в атмосферу.

«ТверьКоммаш» также является эксклюзивным дистрибьютором итальянской компании TENAX INTERNATIONAL – производителя 100%-ных электрических вакуумных подметально-уборочных машин компактного класса, которые отвечают самым последним требованиям в области экологической безопасности и майских указов Президента РФ.

На всю продукцию «ТверьКоммаш» дает гарантию в течение одного года с предоставлением запчастей. В регионах есть сервисные центры (в том числе мультибрендовые), обслуживающие технику «ТверьКоммаш». Некоторые модели подметально-уборочных машин «ТверьКоммаш» могут работать без воды и при отрицательных температурах.

«ТверьКоммаш»

Система подачи воды

Система подачи воды играет исключительно важную роль в работе подметально-уборочных машин. Вода служит не только для подавления пыли, но и для смазки: уменьшает износ щеток при трении о дорожную поверхность и сопротивление потоку воздуха от трения частиц мусора и смета о стенки воздуховода, ведущего к бункеру для смета.

ОАО «Мценский завод «Коммаш» (Орловская обл., г. Мценск) производит вакуумные подметально-уборочные машины серии КО-326 на шасси МАЗ и КАМАЗ со спецоборудованием немецкой фирмы BROCK SL 200 с бункерами вместимостью 6 и 7 м3 и водяным баком емкостью 1,2 м3.

Обслуживание техники осуществляют ряд предприятий-партнеров, в том числе и в Белоруссии.

«Мценский завод «Коммаш»

Сливаем воду. Как правило, техника для содержания дорог не хранится в отапливаемых помещениях, поэтому при наступлении холодного периода, когда появляется вероятность понижения температуры воздуха ниже 0 °С, первым делом нужно слить из машин всю воду. В большинстве современных подметально-уборочных машин конструкторы систем подачи воды постарались исключить «нижние точки» и застойные зоны, чтобы вода сливалась полностью и без затруднений.

Слейте воду из водяного бака через сливную пробку или сливные краны, краны оставьте открытыми. Включите водяной насос низкого давления и дайте поработать, пока вся вода не выйдет из системы. Если в насосе останется вода, при замерзании она может разорвать корпус насоса. Не включайте водяной насос высокого давления, если в системе нет воды, но оставьте сливные краны открытыми, иначе могут выйти из строя клапаны и уплотнения водяного насоса высокого давления.

«Мценский завод «Коммаш»

У большинства подметально-уборочных машин удобнее всего слить воду, выкрутив водяной фильтр. Обычно он располагается в самой нижней точке водяного бака на входе в водяной насос. Следует снять корпус водяного фильтра и фильтрующий элемент, перевернуть его и вылить воду. Если не предполагается использовать машину на следующий день, корпус и фильтрующий элемент уберите в кабину – не устанавливайте их обратно на машину. Затем выверните клапаны (для этого может понадобиться поднять кабину), удалите из них воду и вкрутите на место.

Следует убедиться, что вода полностью слита отовсюду. Тщательнее всего нужно проверить самые нижние точки водяной системы подметально-уборочной машины. Лучший способ полностью удалить воду из всех трубопроводов и полостей системы зависит от конструкции конкретной машины, поэтому следует руководствоваться рекомендациями, изложенными в руководстве по эксплуатации данной модели. Помните, что одинаково важно слить воду из бака, трубопроводов и распылительных форсунок системы подачи воды. В противном случае вода может замерзнуть в каком-нибудь месте системы и повредить деталь, которую заполняет. Если есть сжатый воздух, можно осторожно продуть водяную систему. В некоторых современных машинах даже есть специальный штуцер для этого.

«Колуман Рус»

ООО «Колуман Рус» (г. Набережные Челны) предлагает линейку вакуумных подметально-уборочных машин КРС (или KRS) из четырех моделей, предназначенных для очистки дорог, площадей, улиц и тротуаров города. Вместимость бункера в зависимости от модели – от 4 до 8 м3, ширина уборки – 2200 мм. Имеется водяная система пылеподавления. Емкость бака для воды – от 1000 до 1800 л.

Разрежение для всасывания смета создается двумя высокопроизводительными вентиляторами, приводимыми в движение дополнительным дизельным двигателем установки. Выгрузка смета из бункера производится самосвальным способом. Возможна установка оборудования на различные шасси – КАМАЗ, Mercedes-Benz и др.

Предлагается дополнительное оборудование: передняя «агрессивная» щетка с металлическим ворсом; высоконапорный моющий насос; камера заднего вида и система видеоконтроля для лотковых щеток; цифровой сенсорный пульт управления.

Сервисная сеть компании охватывает практически все регионы России, кроме Дальнего Востока.

«Колуман Рус»

Если машина эксплуатируется зимой. Несмотря на то, что подметально-уборочные машины предназначены в основном для летнего содержания дорог, прекращать эксплуатацию этой недешевой техники в зимний период, который в нашей стране занимает существенную часть года, было бы неэкономично. К тому же в холодный период на дорогах и прочих поверхностях накапливается большое количество мусора, грязи и песка, которое придется убирать весной, и если в течение зимы эти загрязнения хотя бы частично убирать – весенняя уборка будет проще и легче. Наиболее совершенные современные подметально-уборочные машины способны работать и в холодные периоды, конечно, с определенными ограничениями и когда позволяет погода.

Kärcher

Известная компания Kärcher кроме прочего оборудования выпускает линейку вакуумных подметально-уборочных машин.

Компактная машина MC 50 Advanced Comfort предназначена для круглогодичной эксплуатации, способна выполнять любые работы – от уборки снега до ухода за газонами. Может оснащаться фронтальными щетками для лета и для зимы, тремя видами снеговых отвалов, шнекороторными отвалами, поливочным оборудованием, аппаратом высокого давления, кузовом для перевозки реагентов, песка, инвентаря, а также разбрасывателем реагентов, соляных растворов и т. д. В машине есть отопитель кабины и кондиционер. Ширина обрабатываемой полосы – 1100–1400 мм, с третьей боковой щеткой – 2000 мм. Скорость вращения боковых щеток регулируется. Есть водяная система пылеподавления. Емкость бункера для смета – 500 л, бака для воды – 165 л. Привод гидростатический. Скорость движения – 20 км/ч.

Универсальная подметально-уборочная машина MC 130, оснащенная двухместной кабиной и бункером до 1000 л, предусматривает экономичный режим eco!effiicency и отлично подходит для круглогодичной эксплуатации.

Обе машины имеют вес до 3,5 т, маневренны, компактны, это дает возможность без проблем использовать их для очистки тротуаров.

Российское представительство Kärcher располагает командой из более чем 50 техников сервисной службы в 12 городах России и гарантирует клиентам техническое обслуживание и ремонт, поставку запчастей и расходных материалов. Предоставляется возможность аренды техники. Специалисты компании регулярно проводят обучение и тренинги. Кроме того, технику Kärcher и ее обслуживание предлагают множество отечественных фирм.

Kärcher

Прежде всего ежедневно перед сменой необходимо убедиться, что погода позволяет использовать воду в машине. Можно, конечно, подметать и без воды – если дорожное покрытие сырое или на нем нет пыли. Однако владельцы подметально-уборочных машин, которые предпочитают подметать без воды, должны учитывать негативное влияние отсутствия воды на износ оборудования. Щетки и другие компоненты будут изнашиваться быстрее, потому что щетки контактируют с песком и другими абразивными частицами, а для перемещения смета требуется прикладывать бóльшие усилия, к тому же частицы с силой бьют по стальным компонентам машины «всухую». Подметание без воды подобно пескоструйной обработке изнашивающихся деталей машины.

Для того чтобы заправить в систему воду, установите на место водяной фильтр, закройте сливные краны, закройте заднюю крышку бункера для смета и опустите бункер в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Водяной фильтр и распылительные форсунки следует проверять ежедневно, чтобы убедиться, что ни фильтр, ни форсунки не засорились. Необходимо сразу же ремонтировать или заменять неисправные компоненты водяной системы, чтобы пылеподавление при работе подметально-уборочной машины выполнялось на должном уровне.

Johnston Sweepers

Английская компания Johnston Sweepers производит широкий ассортимент подметально-уборочных машин: субкомпактных на спецшасси Applied Sweepers, компактных, а также спецнадстроек большей производительности для установки на импортные и российские автомобильное шасси. Возможно изготовление подметально-уборочных машин Johnston по ТЗ заказчика.

Вакуумные подметально-уборочные машины Johnston идеально убирают поверхности как с большим скоплением крупного мусора, так и мелкой пыли, а также бутылок и т. п. Производитель предлагает сменное оборудование для зимнего содержания дорог – плуг и навеску для распределения антигололедных материалов.

Эти машины в России предлагает целый ряд крупных компаний, которые и осуществляют сервисное обслуживание.

Консервация машины на зиму. Если все же погодные условия не позволяют эксплуатировать подметально-уборочную машину в зимний период, после того, как вода слита, рекомендуется снять крышки горловин для заправки водой, уплотнительные кольца-прокладки и сеточки и сложить их в кабине в надежном месте. Залейте в водяную систему немного антифриза: налейте в бак 2–3 л антифриза и включите водяной насос, чтобы антифриз растекся по всей системе. Когда антифриз начнет капать из распылительных форсунок, выключите насос. Пусть антифриз остается в водяной системе, если машина консервируется на зиму.

Johnston Sweepers

Гидравлическая система

Как известно, в холодную погоду гидравлическая жидкость густеет, и скорость вращения щеток, а также выполнения других функций гидравлического оборудования падает. Эту проблему можно решить, заменив гидравлическую жидкость на менее вязкую, рекомендованную производителем машины и гидравлического оборудования. И не забудьте снова заменить гидравлическую жидкость на более вязкую весной.

В зимнее время чаще отказывают электромагнитные клапаны гидросистемы подметально-уборочных машин. Когда подметально-уборочные машины плохо очищают от песчано-соляной смеси, которой посыпают обледеневшие дороги, соль попадает в корпуса электромагнитных клапанов на катушки. В таких условиях следует еженедельно демонтировать электромагнитные клапаны и разбирать их, счищать щеткой соль с катушек и с внутренней поверхности корпуса клапана. Затем смазывать внутренние детали клапана высококачественной пластичной смазкой и собирать его. Смазка будет препятствовать проникновению соли внутрь электромагнитного клапана. Если не смазывать электромагнитные клапаны, они проработают не дольше месяца. Конечно, выполнение этой операции следует поручить специалистам.

«Элеваторсельмаш»

«Саратовский машиностроительный завод «Элеваторсельмаш» выпускает прицепную подметально-уборочную машину элеваторного типа ПУМ-001 «Магистраль», способную убирать все разновидности мусора, песка и гравия. Как заявляет производитель, машина дешевле и в несколько раз эффективнее вакуумно-уборочных машин. Рабочая скорость ПУМ-001 доходит до 25 км/час, минимальная производительность составляет 1 т/мин. ПУМ-001 способна за 1 час работы собрать 15 м3 смёта, в день – до 160 м3 мусора, подмести 52 км улиц при рабочей ширине захвата 3000 мм, эффективно работая 6,5 часов за 8-часовой рабочий день, включая операции по сцепке и расцепке машины с тягачами. Для облегчения сцепки и расцепки машина оборудована гидравлической опорной стойкой.

Машина оборудована автономным двигателем, двойными боковыми щетками и щеткой-роликом, самой широкой из представленных на рынке. Для облегчения уборки плотной грязи машина может быть оборудована разрыхлителем, закрепленным перед щетками с левой или правой стороны. Имеется водяная система пылеподавления, емкость водяных баков – 1150 л.

Компания имеет представительства в 36 регионах, осуществляется гарантийное и послегарантийное обслуживание.

«Элеваторсельмаш»

Вакуумная (воздушная) система

В зимний период необходимо еженедельно осматривать вентилятор вакуумной системы, при необходимости очищать, если потребуется, скребком. Плохо сбалансированная крыльчатка вентилятора может вывести из строя гидромотор, привод вентилятора, монтажную раму, сетку – фильтрующий экран и стенки бункера.

Шторы сопла. При подготовке к зиме также рекомендуется заменить на более тонкую уплотняющую переднюю штору всасывающего сопла вакуумных подметально-уборочных машин. При низких температурах воздуха затвердевшие шторы могут «сгребать» мусор перед собой при движении машины, вместо того, чтобы пропускать мусор под сопло, в которое мусор будет втягиваться. Заднюю штору можно не заменять, так как ее задача не пропускать мусор и подгребать его, чтобы он был втянут в сопло и доставлен в бункер для смета.

«Элеваторсельмаш»

Положение сопла. Распространенная ошибка – неправильная установка положения всасывающего сопла, хотя эта операция, пожалуй, самая важная регулировка в подметально-уборочной машине. Если передняя и задняя пружины подвески сопла натянуты правильно, сопло будет «плыть» над поверхностью дороги, а не волочиться и цепляться за нее. Чтобы производительность сбора мусора была максимальной, а износ шторок сопла минимальным, передняя шторка должна лишь слегка касаться дорожной поверхности, а задняя – подметать весь оставшийся мусор. От того, насколько правильно отрегулировано положение шторок, зависит интенсивность их износа, а также интенсивность износа опорных полозьев сопла, которые при неправильной регулировке могут оставлять следы на дорожном покрытии.

В холодную погоду, когда подметально-уборочную машину не используют, во время длительного хранения всасывающее сопло должно быть приподнято над землей. Если сопло останется прижатым к земле, влага от земли с течением времени станет причиной появления ржавчины. Кроме того, сопло может примерзнуть к земле, если будет достаточно влажно. Так же, как и в случае с бункером, сопло должно «проветриваться».

Опорные полозья. Следует периодически переворачивать полозья задним концом вперед, чтобы их износ был равномерным – это еще один из важнейших моментов правильного обслуживания подметально-уборочной машины, о котором забывают многие владельцы и операторы. К сожалению, опыт эксплуатации показывает, что огромное количество полозьев оказывается полностью изношенными раньше срока, причем только с одного конца.

Чрезмерная вибрация – еще одно из часто встречающихся нареканий владельцев. Нередко причина заключается в ослаблении натяжения ремня вентилятора. Это тоже очень важная операция техобслуживания: натяжение ремней должно выполняться в соответствии с руководством по эксплуатации. Другие возможные причины вибрации: ослабление болтов крепления вентилятора либо нарушение центровки положения ремня. В этом случае износ ремня пойдет очень быстро. В результате ослабления ремня может также разрушиться подшипник вентилятора.

НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin