Автогрейдеры: вчера, сегодня и всегда (Часть 1)
Автогрейдеры стали более универсальными
Автогрейдеры изначально были разработаны для крупномасштабного строительства шоссейных дорог и поддержания в надлежащем состоянии (разравнивания) грунтовых и гравийных дорог, а также для (чистовой, финишной) планировки строительных площадок. Традиционные автогрейдеры отлично выполняют профилирование дорожной поверхности (с наклоном к обочинам) и разравнивание тонких слоев материала, но не очень хорошо справляются с перемещением (бульдозированием) бóльших количеств материала из одной точки в другую.
Однако в результате усовершенствований конструкции в последние годы эти машины стали намного более многофункциональными. Современный автогрейдер уже не просто вспомогательная машина, выполняющая время от времени чистовую планировку поверхностей. Грейдеры всех типов теперь используются для выполнения таких работ, которыми они никогда прежде не занимались. Теперь его можно использовать постоянно: с начального этапа работ для очень точного распределения материалов по строительной площадке и до чистовой планировки на завершающей стадии проекта. Это повышает рентабельность эксплуатации машины.
С каждым днем на отечественном рынке появляется все большее количество автогрейдеров, произведенных в Китае. Постепенно повышается их качество, организация сервиса и доставки запчастей. Соответственно возрастает и спрос на эту технику, она составляет все бóльшую конкуренцию отечественным моделям.
Полноприводный автогрейдер XCMG GR215А на шарнирно-сочлененной раме является универсальной и всепогодной моделью. В его конструкции применены гидравлические компоненты Rexroth, гидромеханическая трансмиссия ZF с электрическим приводом. Двигатель Cummins развивает высокую мощность 153 кВт, оснащен турбонагнетателем. Задний мост укомплектован автоматической блокировкой дифференциала.
Хорошие эксплуатационные качества GR215A обеспечивают его широкое применение в сфере строительства. Машина предназначена для формирования подготовительного слоя при прокладке дорог, устройства отвалов высотой до 1,5 м, гидротехнических сооружений, укрепления откосов и берегов, очистки русел. Автогрейдер используется как самостоятельно, так и в комплексе с другой техникой. Он способен эффективно производить послойную или поверхностную обработку грунта, перемещать сыпучие материалы и в один подход обрабатывать полосу шириной более 3 м. Дополнительно можно установить передний отвал, задний рыхлитель, лазерную или ультразвуковую систему автоматического выравнивания лезвия, кондиционер.
GR215A может использоваться в коммунальной сфере в любое время года при высоких и низких температурах для уборки территории от мусора, снега и льда. Машина оснащена удобной кабиной с системой подогрева и кондиционирования.
Компании могут обслуживать район окружностью более 150 км с помощью всего одного автогрейдера, который способен выполнить все необходимые работы, заменяя несколько других машин. Его можно перевозить на низкорамном прицепе к месту выполнения работ. Благодаря колесному ходу на резиновых пневматических шинах, не повреждающих твердых покрытий, и способности развивать скорость до 50 км/ч автогрейдеры могут передвигаться и своим ходом на довольно большие расстояния без использования тягача с прицепом.
ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» (ЧСДМ), входящее в состав компании «РМ-Терекс», выпускает линейку тяжелых полноприводных автогрейдеров серии ДЗ-98В из двух моделей, отличающихся мощностью двигателя ЯМЗ (169 и 173 кВт) и эксплуатационной массой (20 700 и 20 100 кг), а также типом трансмиссии – механическая и автоматическая гидромеханическая. Машины карьерного класса, неприхотливые в эксплуатации, предназначены для содержания дорог в местах добычи полезных ископаемых, расчистки снежных завалов, выполнения масштабных работ в строительстве.
Автогрейдеры способны развивать скорость до 41 и 36 км/ч в зависимости от модели. Мобильность автогрейдеров повышает в том числе и новая шестигранная кабина, которую легко и удобно монтировать/ демонтировать, что позволяет перевозить автогрейдер в трейлере или автофургоне. Однако специалисты отмечают большую высоту машины с новой кабиной (4260 мм), что не всегда удобно в работе.
Среди опционного оборудования, предлагаемого для грейдеров, автоматические системы нивелирования 2D и 3D, модуль GPS/ ГЛОНАСС, гидросистема с регулированием производительности в зависимости от нагрузки.
Следует заметить, что под видом «новых» часто предлагают отечественные автогрейдеры, восстановленные в кустарных условиях с использованием контрафактных запчастей. Конечно, стоят они дешевле заводских, но и качество таких машин заведомо ниже «оригинала».
Автогрейдеры используют при обустройстве строительных площадок, для разравнивания лесных дорог при лесозаготовке, очистки канав и планировки их стенок, при строительстве дамб, для планировки оснований и подстилающих слоев из грунта и щебня, рыхления и кирковки плотных, слежавшихся материалов при разработке, для планировки склонов и откосов. Возможно, наиболее значительной ошибкой строителей является то, что иногда они забывают о способности автогрейдера перемешивать материал. В процессе перемещения отвал раскачивается, перекатывая материал. Материал перемешивается и становится более однородным, что особенно полезно, если нужно добавлять в него воду или, наоборот, нужно его просушить.
Коммунальные организации используют автогрейдеры для расчистки и уборки снега, ухода и содержания грунтовых и гравийных дорог, прокладки траншей. Автогрейдеры также обычные «действующие лица» на нефтяных месторождениях, где их используют для прокладки дорог и сооружения насыпей для установки буровых вышек. Эти машины используются в горнодобывающих карьерах для разравнивания и содержания технологических дорог и даже в подземных шахтах, где они занимаются содержанием технологических дорог.
Китайская компания SEM вошла в состав Caterpillar в 2005 г. В линейке автогрейдеров SEM три модели, унаследовавшие большинство ответственных компонентов от аналогичных моделей грейдеров CAT 140H/160H. Машины эффективно работают с системами нивелирования Trimble.
Автогрейдер SEM 922 AWD – полноприводная машина массой 16,5–19 т с двигателем мощностью 162 кВт, отличается высокой универсальностью, способна выполнять работы в дорожно-строительной и дорожно-ремонтной, коммунальной и сельскохозяйственной отраслях. Полный привод позволяет использовать грейдер на слабых грунтах. При включении полного привода активируется система синхронизации частоты вращения передних и задних колес. Прочная А-образная тяговая рама обеспечивает большое усилие прижима отвала к грунту во всех положениях. Семипозиционная кулиса перемещения поворотного круга с электрогидравлическим управлением позволяет оператору устанавливать нужное положение отвала из кабины, расширяет досягаемость отвала при формировании откосов. Следует отметить широкий диапазон выноса поворотного круга с автоматическим выбором одного из трех положений.
Модель оснащена мощным грейдерным отвалом из высокоуглеродистой износостойкой стали шириной 4,28 м, высотой 606,5 мм и толщиной 18 мм с тяговым усилием 11,2 т, что позволяет работать с высокой производительностью. Для расширения возможностей грейдера предусмотрено переключение отвала в плавающий режим.
Для грейдеров SEM предлагается широкий выбор навесного оборудования. Возможна установка снежного крыла в качестве третьего бокового отвала. Пять держателей зубьев рыхлителя и девять держателей зубьев кирковщика.
Специалисты, однако, замечают, что эксплуатация автогрейдера стоит недешево и должна выполняться высококвалифицированными операторами. Рекомендуется использовать автогрейдеры для выполнения самых точных и сложных работ по планировке, чтобы окупать высокую зарплату такого оператора и свести к минимуму риск повреждения машины и последующего дорогостоящего ремонта при выполнении тяжелой грубой работы. Малоопытного оператора лучше использовать на управлении прицепным грейдером.
Zoomlion реализует в России линейку автогрейдеров из нескольких моделей. Мод. PY 190D массой 15,4 т с двигателем 140 кВт комплектуется гидромеханической трансмиссией, обеспечивающей шесть передач переднего хода и три заднего, с мостами Meritor с автоматическим самоблокирующим дифференциалом. Машина развивает скорость 40/ 25 км/ч вперед и задним ходом соответственно.
Заметим, что российские специалисты, как правило, довольно высоко оценивают эксплуатационные качества автогрейдеров китайских производителей, а вот американские более сдержанны в оценках. Очевидно, оценка зависит от того, с чем эксперты сравнивают китайскую технику.
Прицепные грейдеры
Кроме автогрейдеров до сих пор используются прицепные грейдеры, в ряде случаев они более экономичны, чем самоходные машины. Прицепной грейдер – идеальная машина для выравнивания и ремонта технологических подъездных дорог на строительных объектах. Они отлично работают в комплексе с машиной, оснащенной навигационным оборудованием GPS/ ГЛОНАСС, и могут буксироваться даже автогрейдером для выполнения финишной планировки поверхности.
Оборудование для ландшафтных и агропромышленных работ занимает особое место среди техники, производимой компанией Bobcat. Компания выпускает навесные грейдеры для компактных погрузчиков, колесных и гусеничных, предназначенные для выравнивания и профилирования материалов, а также для уборки снега. Предлагаются две основные модели: грейдер Bobcat и грейдер «Эконо» Bobcat, вторая отличается более легкой конструкцией и соответственно меньшей массой (625 и 394 кг). Как заявляется, использование грейдера «Эконо» обеспечит владельцам значительную экономию времени и рабочей силы при проведении работ по выравниванию почвенного слоя (борозда, колея, впадина и пр.). Также имеются усиленные варианты грейдеров для тяжелых условий работы. Нож грейдеров имеет легко заменяемую двустороннюю режущую кромку, а также ручную регулировку бокового смещения до 300 мм в каждую сторону. Высокую точность работы (до 5 мм) грейдеров Bobcat обеспечивает опционная система лазерного контроля с датчиками.
В настоящее время грейдеры используются и в сельском хозяйстве. Прицепные грейдеры могут буксироваться сельскохозяйственным трактором. На Западе фермеры используют прицепные грейдеры для разравнивания полей и очистки мелиоративных канав.
Некоторые компании предлагают бульдозерующие прицепные грейдеры, у которых отвалы могут быть большой ширины: до 8,5 м. Такие грейдеры могут буксироваться тракторами. Тракторы большой мощности могут буксировать грейдер с отвалом, бульдозерующим до 17 м3 материала. По сравнению с автогрейдерами буксировка тракторами имеет преимущество в том, что тракторы оснащены колесами большего диаметра или даже гусеницами, за счет чего имеют более высокое сцепление с грунтом, считают некоторые специалисты.
ООО СМУ «ЮСК» («Южстальконструкция») из г. Волгодонска Ростовской области выпускает прицепной грейдер мод. СД-105А под брендо «ЮЖМАШ». Длина отвала – 3660 мм, высота – 640 мм, диапазон углов резания – 28–70°. Управление рабочим органом осуществляется из кабины оператора базового тягача. Подъем/ опускание отвала и боковой вынос тяговой рамы и отвала осуществляется с помощью гидроцилиндров. Поворот отвала происходит с помощью поворотного крана. Агрегатирование с базовыми тягачами осуществляется посредством трехточечного заднего навесного устройства. Допускаемое тяговое усилие для него составляет 100 кН. Его эксплуатационная масса составляет 4 т, а скорость движения не превышает 20 км/ч.
Для строительных компаний это реальный и эффективный способ повысить рентабельность эксплуатации имеющегося оборудования при сравнительно небольших капиталовложениях, а также увеличить остаточную стоимость оборудования на вторичном рынке, если компания решить продать подержанные тракторы с несамоходными грейдерами.
Навесное оборудование
Строительные компании находят возможности всё шире использовать автогрейдеры, заменяя ими другие машины, в частности, за счет установки на них большого числа различных сменных навесных орудий на переднюю, среднюю или заднюю часть машины.
Автогрейдеры «РМ-Терекс» серии ГС – мод. -10.07, -14.02 и -18.05 – это бюджетные грейдеры традиционной конструкции с оптимальной стоимостью владения и улучшенной ремонтопригодностью за счет доступных узлов и агрегатов отечественного производства. Оснащаются они двигателями ММЗ и ЯМЗ, комплектуются автоматической системой нивелирования 2D и 3D с модулем GPS/ ГЛОНАСС. В качестве навесного оборудования к ним предлагаются рыхлители заднего и переднего расположения, поворотный бульдозерный отвал, снегоочистительное оборудование, боковой грейдерный отвал.
На заводе в Брянске компания также производит отечественные автогрейдеры инновационного поколения: серии TG, которая включает в себя четыре модели от среднего до карьерного класса. В конструкции машин применены самые современные технические решения, узлы и агрегаты. Машина оборудована комфортабельной и функциональной кабиной с системой трансформации рулевой колонки, за счет чего ею удобно управлять как сидя, так и стоя.
Кроме переднего бульдозерного отвала, который может, кстати, устанавливаться на устройство параллельного подъема и использоваться для возведения грейдером насыпей, спереди устанавливают, например, кирковщик или цилиндрическую вращающуюся щетку для расчистки технологических дорог на стройплощадке. Теперь, если имеются задние навесные кирковщики и рыхлители, можно уже на ранних этапах работ по обустройству строительного участка использовать самоходные или прицепные грейдеры, заменяя другие землеройные машины. Современный автогрейдер можно оснастить сзади уплотнительным катком, а сбоку наклонным отвалом для очистки канав. В настоящее время выпускается множество разновидностей грейдерных отвалов для выполнения различных работ. А о наиболее оригинальном применении автогрейдера рассказал один из опрошенных нами специалистов: опытный оператор с помощью отвала убирал узкую полосу асфальта, выпиленную швонарезчиком, чтобы установить на тротуар уличный электрический распределительный шкаф.
Завод «Дорожных машин» (Ярославская обл., г. Рыбинск) предлагает шарнирно-сочлененные автогрейдеры среднего класса семейства DM-14. Кроме грейдерного отвала (3660х610 мм) машины комплектуются бульдозерным отвалом длиной 2530 мм и высотой 900 мм, способным опускаться ниже опорной поверхности на 100 мм.
Мод. DM-14.1 укомплектована двигателем ЯМЗ-236М2, механической КП Псковского завода механических приводов (число передач переднего/ заднего хода 6/ 2), мостом Чебоксарского завода силовых агрегатов (или балансирной тележкой Meritor с самоблокирующимся дифференциалом типа No-Spin).
Мод. DM-14.0 отличается тем, что комплектуется двигателем Cummins 6ВТА5,9 (или ЯМЗ-236М2), гидромеханической КП WG-180 (число передач переднего/ заднего хода – 6/ 3) и балансирной тележкой Meritor с самоблокирующимся дифференциалом типа No-Spin.
Кабина цельнометаллическая с защитой ROPS/ FOPS, комфортабельным сиденьем и эргономичной рулевой колонкой, совмещенной с приборной панелью. Предусмотрены предпусковой подогреватель двигателя и мощный отопитель салона кабины с системой вентиляции с раздаточными воздушными соплами, обеспечивающими обдув всех стекол. Бульдозерный отвал усиленной конструкции включен в базовую комплектацию.
Автогрейдеры предназначены для профилирования и планировки поверхности земляного полотна дорог, площадей, возведения насыпей, разравнивания откосов и перемещения грунта, гравия или щебня.
Выбор навесного оборудования бывает настолько широк, что можно не разобраться в этом многообразии. Поэтому рекомендуется проконсультироваться с квалифицированным дилером, который поможет подобрать навесные орудия для конкретных условий, в которых эксплуатируется автогрейдер, учитывая характер работ, тип материала, с которым предстоит работать, наличие свободного пространства для разворота и т. д. Это позволит компании максимально увеличить рентабельность эксплуатации автогрейдера.