Т-85

Российские тракторы для села
Мониторинг технического уровня

А. Бирюков

Для производства новой высокопроизводительной, конкурентоспособной тракторной техники необходимы объективный периодический контроль и комплексная оценка уровня совершенства технических показателей выпускаемых и создаваемых отечественных сельскохозяйственных тракторов (далее тракторов), их соответствия требованиям прогрессивных технологий сельского хозяйства.

При этом целесообразно использовать, в частности, результаты так называемого мониторинга с проверкой достигнутого заводами технического уровня российских тракторов, учитывающего состояние развития аналогичной техники, выпускаемой ведущими производителями из США и Западной Европы.

Отметим, что общие направления развития тракторов в России совпадают с направлениями развития мирового тракторостроения, прежде всего по конструктивно-компоновочным схемам тракторов. Преобладающей (более 90%) в обоих случаях является улучшенная классическая полноприводная компоновка (4К4а) с ограниченным применением нетрадиционных схем – интегральной (4К4б) и шарнирно-сочлененной (4К4б'), а также классической только с задним ведущим мостом (4К2) и гусеничной.

Т-50

Вместе с тем отечественные тракторы по техническому уровню еще уступают зарубежным, в частности:

  • по диапазону используемых в эксплуатации единичных мощностей, который у наиболее распространенных отечественных полноприводных тракторов схемы 4К4а заметно сужен, изменяется в основном от 175 до 265 л.с., тогда как у зарубежных этот диапазон намного шире (от 30 до 356 л.с.);
  • по числу моделей в сериях и числу самих серий – у отечественных тракторов не превышают соответственно 4 и 2, а для зарубежных эти показатели составляют в зависимости от бренда соответственно более 10 и от 4 до 8;
  • по наличию в производстве необходимых типоразмеров тракторов, в том числе колесных схемы 4К4а тяговых классов 2…5 в диапазоне мощности 100…350 л.с., а также схем 4К4б и 4К4б' соответственно в диапазонах мощности 170…340 и 390…525 л.с.;
  • по уровню поставок на зарубежные рынки, в частности на западноевропейский, где представлены только тракторы 4К4б' типа К-744 ЗАО «ПетТЗ».
Зависимость единичных мощностей от количественного состава выпускаемых колесных тракторов 4К4б' в России и фирмой John Deere
Зависимость единичных мощностей от количественного состава гусеничных тракторов, выпускаемых в России и фирмой John Deere
К-744Р1
Зависимость единичных мощностей от количественного состава выпускаемых колесных тракторов 4К4а в России и фирмой John Deere

Видно, что по сравнению с фирмой John Deere тракторные заводы России производят значительно меньше моделей тракторов схемы 4К4а (10 против 31), при этом единичные мощности отечественных тракторов схемы 4К4б' и гусеничных существенно отстают от аналогичных тракторов John Deere.

Основные преимущества на рынке России фирмы дальнего зарубежья имеют в сегментах колесных тракторов средней и высокой мощности, а также гусеничных тракторов высокой мощности. Тем не менее отечественные тракторы остаются востребованными на внутреннем рынке России благодаря более низкой цене и неплохому уровню тягово-сцепных характеристик, универсальности, агротехнических показателей (дорожный просвет, пределы регулирования колеи, углы устойчивости, радиус поворота), максимального давления в гидросистеме, зачастую не уступая по этим показателям зарубежным аналогам. По приспособленности к российским условиям они существенно превосходят технику из дальнего зарубежья, причем они в разы дешевле, особенно в эксплуатации.

Отрасль тракторного машиностроения России еще сохранила высокий научно-производственный потенциал и при благоприятных условиях способна быстро восстановиться, тем более что в последние годы ее значительно реорганизовали с созданием таких крупных структур, как концерн «Тракторные заводы», ОАО «Агромашхолдинг» и ряд других, готовых в полной мере удовлетворить потребности АПК в современных отечественных тракторах.

ЛТЗ-60АБ

Уже сейчас, как показала международная сельскохозяйственная выставка «АГРОСАЛОН-2009», идет разработка образцов новых типоразмеров перспективных, конкурентоспособных тракторов, отвечающих уровню зарубежных аналогов, в том числе колесных 150Т, 210Т, 270Т, создаваемых совместно с корпорацией Same-Deutz-Fahr; Terrion ATM 4200 и 5380, разрабатываемых «АгроТехМаш», и 9450, создаваемых ЗАО «ПетТЗ», а также гусеничных ВТ-150 и 6СТ-315 с прогрессивными резиноармированными гусеницами, разрабатываемых «Агромашхолдингом». Созданию перспективных моделей поможет введение системы мониторинга их технических показателей.

В качестве примера для проведения такого мониторинга ниже взяты только важнейшие, являющиеся базовыми, серийно выпускаемые в 2009 г. на российских заводах модели тракторов Т-50 и Т-85 (ОАО «ВМТЗ»), ЛТЗ-60АБ (ОАО «Липецкий трактор»), ДТ-75Д (ОАО «ВгТЗ»), Т-402А (ОАО «АТЗ»), РТ-М-160 (НПК «Уралвагонзавод»), К-3180АТМ (ЗАО «АгроТехМаш») и К-744Р1 (ЗАО «ПетТЗ») и их представительные зарубежные аналоги. Для сравнения выбрано восемь наиболее важных для потребителей эксплуатационных параметров.

Т-402А

Как видим, ни один из выпускаемых в настоящее время в России тракторов полностью не соответствует уровню зарубежных аналогов и по таким основным показателям, как запас крутящего момента, максимальная скорость, грузоподъемность задней навесной системы, уровень шума в кабине, наличие средств автоматизации.

Технический уровень тракторов характеризуется еще и целым рядом не включенных в таблицу показателей, по которым отечественные тракторы тоже уступают зарубежным, в том числе по применению 4-клапанных двигателей с электронным впрыском топлива, соответствующих нормам Tier III, синхронизированных и бесступенчатых с автоматизированным управлением трансмиссией и др.

Отечественные тракторные заводы активно разрабатывают перспективные образцы, оснащают их узлами, агрегатами и системами прогрессивных конструкций, в которых, хочется надеяться, будут учтены недостатки и недоработки.

К-3180АТМ

Мониторинг технического уровня базовых колесных и гусеничных моделей отечественных тракторов (* отмечены показатели, не соответствующие мировому уровню)

Cхема 4К4а, класс 0,9
Модель Т-50 John Deere 5215 (США)
Мощность, л.с. 45 56
Запас крутящего момента, % 15* 29
Трансмиссия, тип Скользящие шестерни* Синхронизированная
Максимальная скорость, км/ч 23,7* 40
Грузоподъемность НС, кг 1500* 2400
Дорожный просвет, мм 345* 435
Уровень шума в кабине, дБ (А) 80* 78
Средства автоматизации Нет Нет
Пневмопривод тормозов прицепа Есть Есть
Схема 4К4а, класс 1,4
Основные параметры Т-85 Case IH JXU 85
(США)
ЛТЗ-60АБ Fendt 206SA (Германия)
Мощность, л.с. 85 86 57,5 60
Запас крутящего момента, % 30 27 12* 31
Трансмиссия Синхронизи­рованная Синхронизи­рованная Скользящие шестерни* Синхронизи­рованная
Максимальная скорость, км/ч 37,7 40 30* 40
Грузоподъемность НС, кг 3000* 4450 1400* 2750
Дорожный просвет, мм 450 450 540 220
Уровень шума в кабине, дБ(А) 76 75,5 85* 78
Средства автоматизации Нет* Системы CAN bus, диагностики Нет Нет
Пневмопривод тормозов прицепа Есть Есть Есть н. д.
Схемы 4К4а и 4К4б, класс 2…3
Основные параметры 4К4а 4К4б
К-3180 АТМ Case IH Puma 180 РТ-М-160 JCB Fastrac 2155-2WS
Мощность, л.с. 186 182 160 162
Запас крутящего момента, % 30* 45 н. д. 40
Трансмиссия, тип С переключением под нагрузкой С переключением под нагрузкой С переключением под нагрузкой С переключением под нагрузкой
Максимальная скорость, км/ч 50 40 35* 60
Грузоподъемность НС, кг 7500* 8650 5500* 6700
Дорожный просвет, мм 500 435 345* 460
Уровень шума в кабине, дБ (А) 78* 70 80* 74
Средства автоматизации Система диагностики* Электро­гидравлический регулятор НС, системы диагно­стики, разворота, CAN bus Авто­матический регулятор глубины пахоты* Электро­гидравлический регулятор НС, система диагно­стики
Пневмопривод тормозов прицепа Есть Есть Есть Есть
Гусеничные
Основные параметры Класс 3 Класс 4
ДТ-75Д Deutz-Fahr Agroclimber 105 (Германия) Т-402А John Deere 8230T (США)
Мощность, л.с. 95 97 160 235
Запас крутящего момента, % 35 30 40 40
Трансмиссия, тип Скользящие шестерни* Синхрони­зированная Скользящие шестерни* С переключением под нагрузкой
Максимальная скорость, км/ч 11 13 11,9* 30
Грузоподъемность НС, кг 2500 3000 3000* 8600
Дорожный просвет, мм 370 400 371* 450
Уровень шума в кабине, дБ (А) 83 Без кабины 80* 73
Средства автоматизации Нет Нет Нет* Система
CAN bus
(по заказу)
Пневмопривод тормозов прицепа Нет Нет Нет По заказу
Колесные класс 5, схема 4К4б'
Основные параметры К-744Р1 John Deere 9330 (США)
Мощность, л.с. 300 380
Запас крутящего момента, % 24* 38
Трансмиссия, тип С переключением под нагрузкой С переключением
под нагрузкой
Максимальная скорость, км/ч 29* 40
Грузоподъемность НС, кг 8500* 9030
Дорожный просвет, мм 500 н. д.
Уровень шума в кабине, дБ (А) 76,5* 72
Средства автоматизации Система автоматической регулировки НС* Электрогидравлический регулятор НС,
системы диагностики, разворота, автомат. регулирование двигателя
Пневмопривод тормозов прицепа Есть Есть
ДТ-75Д