Российские тракторы для села
Мониторинг технического уровня
Для производства новой высокопроизводительной, конкурентоспособной тракторной техники необходимы объективный периодический контроль и комплексная оценка уровня совершенства технических показателей выпускаемых и создаваемых отечественных сельскохозяйственных тракторов (далее тракторов), их соответствия требованиям прогрессивных технологий сельского хозяйства.
При этом целесообразно использовать, в частности, результаты так называемого мониторинга с проверкой достигнутого заводами технического уровня российских тракторов, учитывающего состояние развития аналогичной техники, выпускаемой ведущими производителями из США и Западной Европы.
Отметим, что общие направления развития тракторов в России совпадают с направлениями развития мирового тракторостроения, прежде всего по конструктивно-компоновочным схемам тракторов. Преобладающей (более 90%) в обоих случаях является улучшенная классическая полноприводная компоновка (4К4а) с ограниченным применением нетрадиционных схем – интегральной (4К4б) и шарнирно-сочлененной (4К4б'), а также классической только с задним ведущим мостом (4К2) и гусеничной.
Вместе с тем отечественные тракторы по техническому уровню еще уступают зарубежным, в частности:
- по диапазону используемых в эксплуатации единичных мощностей, который у наиболее распространенных отечественных полноприводных тракторов схемы 4К4а заметно сужен, изменяется в основном от 175 до 265 л.с., тогда как у зарубежных этот диапазон намного шире (от 30 до 356 л.с.);
- по числу моделей в сериях и числу самих серий – у отечественных тракторов не превышают соответственно 4 и 2, а для зарубежных эти показатели составляют в зависимости от бренда соответственно более 10 и от 4 до 8;
- по наличию в производстве необходимых типоразмеров тракторов, в том числе колесных схемы 4К4а тяговых классов 2…5 в диапазоне мощности 100…350 л.с., а также схем 4К4б и 4К4б' соответственно в диапазонах мощности 170…340 и 390…525 л.с.;
- по уровню поставок на зарубежные рынки, в частности на западноевропейский, где представлены только тракторы 4К4б' типа К-744 ЗАО «ПетТЗ».
Видно, что по сравнению с фирмой John Deere тракторные заводы России производят значительно меньше моделей тракторов схемы 4К4а (10 против 31), при этом единичные мощности отечественных тракторов схемы 4К4б' и гусеничных существенно отстают от аналогичных тракторов John Deere.
Основные преимущества на рынке России фирмы дальнего зарубежья имеют в сегментах колесных тракторов средней и высокой мощности, а также гусеничных тракторов высокой мощности. Тем не менее отечественные тракторы остаются востребованными на внутреннем рынке России благодаря более низкой цене и неплохому уровню тягово-сцепных характеристик, универсальности, агротехнических показателей (дорожный просвет, пределы регулирования колеи, углы устойчивости, радиус поворота), максимального давления в гидросистеме, зачастую не уступая по этим показателям зарубежным аналогам. По приспособленности к российским условиям они существенно превосходят технику из дальнего зарубежья, причем они в разы дешевле, особенно в эксплуатации.
Отрасль тракторного машиностроения России еще сохранила высокий научно-производственный потенциал и при благоприятных условиях способна быстро восстановиться, тем более что в последние годы ее значительно реорганизовали с созданием таких крупных структур, как концерн «Тракторные заводы», ОАО «Агромашхолдинг» и ряд других, готовых в полной мере удовлетворить потребности АПК в современных отечественных тракторах.
Уже сейчас, как показала международная сельскохозяйственная выставка «АГРОСАЛОН-2009», идет разработка образцов новых типоразмеров перспективных, конкурентоспособных тракторов, отвечающих уровню зарубежных аналогов, в том числе колесных 150Т, 210Т, 270Т, создаваемых совместно с корпорацией Same-Deutz-Fahr; Terrion ATM 4200 и 5380, разрабатываемых «АгроТехМаш», и 9450, создаваемых ЗАО «ПетТЗ», а также гусеничных ВТ-150 и 6СТ-315 с прогрессивными резиноармированными гусеницами, разрабатываемых «Агромашхолдингом». Созданию перспективных моделей поможет введение системы мониторинга их технических показателей.
В качестве примера для проведения такого мониторинга ниже взяты только важнейшие, являющиеся базовыми, серийно выпускаемые в 2009 г. на российских заводах модели тракторов Т-50 и Т-85 (ОАО «ВМТЗ»), ЛТЗ-60АБ (ОАО «Липецкий трактор»), ДТ-75Д (ОАО «ВгТЗ»), Т-402А (ОАО «АТЗ»), РТ-М-160 (НПК «Уралвагонзавод»), К-3180АТМ (ЗАО «АгроТехМаш») и К-744Р1 (ЗАО «ПетТЗ») и их представительные зарубежные аналоги. Для сравнения выбрано восемь наиболее важных для потребителей эксплуатационных параметров.
Как видим, ни один из выпускаемых в настоящее время в России тракторов полностью не соответствует уровню зарубежных аналогов и по таким основным показателям, как запас крутящего момента, максимальная скорость, грузоподъемность задней навесной системы, уровень шума в кабине, наличие средств автоматизации.
Технический уровень тракторов характеризуется еще и целым рядом не включенных в таблицу показателей, по которым отечественные тракторы тоже уступают зарубежным, в том числе по применению 4-клапанных двигателей с электронным впрыском топлива, соответствующих нормам Tier III, синхронизированных и бесступенчатых с автоматизированным управлением трансмиссией и др.
Отечественные тракторные заводы активно разрабатывают перспективные образцы, оснащают их узлами, агрегатами и системами прогрессивных конструкций, в которых, хочется надеяться, будут учтены недостатки и недоработки.
Мониторинг технического уровня базовых колесных и гусеничных моделей отечественных тракторов (* отмечены показатели, не соответствующие мировому уровню)
Модель | Т-50 | John Deere 5215 (США) |
---|---|---|
Мощность, л.с. | 45 | 56 |
Запас крутящего момента, % | 15* | 29 |
Трансмиссия, тип | Скользящие шестерни* | Синхронизированная |
Максимальная скорость, км/ч | 23,7* | 40 |
Грузоподъемность НС, кг | 1500* | 2400 |
Дорожный просвет, мм | 345* | 435 |
Уровень шума в кабине, дБ (А) | 80* | 78 |
Средства автоматизации | Нет | Нет |
Пневмопривод тормозов прицепа | Есть | Есть |
Основные параметры | Т-85 | Case IH JXU 85 (США) |
ЛТЗ-60АБ | Fendt 206SA (Германия) |
---|---|---|---|---|
Мощность, л.с. | 85 | 86 | 57,5 | 60 |
Запас крутящего момента, % | 30 | 27 | 12* | 31 |
Трансмиссия | Синхронизированная | Синхронизированная | Скользящие шестерни* | Синхронизированная |
Максимальная скорость, км/ч | 37,7 | 40 | 30* | 40 |
Грузоподъемность НС, кг | 3000* | 4450 | 1400* | 2750 |
Дорожный просвет, мм | 450 | 450 | 540 | 220 |
Уровень шума в кабине, дБ(А) | 76 | 75,5 | 85* | 78 |
Средства автоматизации | Нет* | Системы CAN bus, диагностики | Нет | Нет |
Пневмопривод тормозов прицепа | Есть | Есть | Есть | н. д. |
Основные параметры | 4К4а | 4К4б | ||
---|---|---|---|---|
К-3180 АТМ | Case IH Puma 180 | РТ-М-160 | JCB Fastrac 2155-2WS | |
Мощность, л.с. | 186 | 182 | 160 | 162 |
Запас крутящего момента, % | 30* | 45 | н. д. | 40 |
Трансмиссия, тип | С переключением под нагрузкой | С переключением под нагрузкой | С переключением под нагрузкой | С переключением под нагрузкой |
Максимальная скорость, км/ч | 50 | 40 | 35* | 60 |
Грузоподъемность НС, кг | 7500* | 8650 | 5500* | 6700 |
Дорожный просвет, мм | 500 | 435 | 345* | 460 |
Уровень шума в кабине, дБ (А) | 78* | 70 | 80* | 74 |
Средства автоматизации | Система диагностики* | Электрогидравлический регулятор НС, системы диагностики, разворота, CAN bus | Автоматический регулятор глубины пахоты* | Электрогидравлический регулятор НС, система диагностики |
Пневмопривод тормозов прицепа | Есть | Есть | Есть | Есть |
Основные параметры | Класс 3 | Класс 4 | ||
---|---|---|---|---|
ДТ-75Д | Deutz-Fahr Agroclimber 105 (Германия) | Т-402А | John Deere 8230T (США) | |
Мощность, л.с. | 95 | 97 | 160 | 235 |
Запас крутящего момента, % | 35 | 30 | 40 | 40 |
Трансмиссия, тип | Скользящие шестерни* | Синхронизированная | Скользящие шестерни* | С переключением под нагрузкой |
Максимальная скорость, км/ч | 11 | 13 | 11,9* | 30 |
Грузоподъемность НС, кг | 2500 | 3000 | 3000* | 8600 |
Дорожный просвет, мм | 370 | 400 | 371* | 450 |
Уровень шума в кабине, дБ (А) | 83 | Без кабины | 80* | 73 |
Средства автоматизации | Нет | Нет | Нет* | Система CAN bus (по заказу) |
Пневмопривод тормозов прицепа | Нет | Нет | Нет | По заказу |
Основные параметры | К-744Р1 | John Deere 9330 (США) |
---|---|---|
Мощность, л.с. | 300 | 380 |
Запас крутящего момента, % | 24* | 38 |
Трансмиссия, тип | С переключением под нагрузкой | С переключением под нагрузкой |
Максимальная скорость, км/ч | 29* | 40 |
Грузоподъемность НС, кг | 8500* | 9030 |
Дорожный просвет, мм | 500 | н. д. |
Уровень шума в кабине, дБ (А) | 76,5* | 72 |
Средства автоматизации | Система автоматической регулировки НС* | Электрогидравлический регулятор НС, системы диагностики, разворота, автомат. регулирование двигателя |
Пневмопривод тормозов прицепа | Есть | Есть |