Автогрейдеры в современных условиях
Особенностью российского рынка автогрейдеров длительное время было доминирование продукции двух заводов – «Брянского Арсенала» и Челябинского завода строительных машин. Достоинства отечественных автогрейдеров, такие как цена, привычная конструкция и управление, агрегатная база, а также относительная ремонтопригодность, определяли их конкурентные преимущества в сравнении с импортной продукцией.
Исторически «Брянский Арсенал» выпускал автогрейдеры в диапазоне 9–13 т, то есть в соответствии с советским ГОСТом легкие (9–10 т) и средние (10–13 т). Тяжелые (13–19 и более тонн), точнее, одну тяжелую модель ДЗ-98 выпускает с 1972 г. завод «Челябинские Строительно-Дорожные Машины». В основе предназначенного для тяжелых работ 20-тонного автогрейдера моноблочную раму, причем ее передняя хребтовая часть трубчатого сечения. Под хребтовой рамой подвешивали систему карданов переднего привода. ДЗ-98 был единственным советским автогрейдером с полным механическим приводом, реализовать в то время гидравлический привод практически было невозможно. Машина также получила один самых мощных силовых агрегатов того времени – 8-цилиндровый ЯМЗ-238.
Автогрейдеры западного производства при всех своих технических преимуществах стоили дорого. Машины Volvo были настолько дорогими, что в 2017 г. компания Volvo CE прекратила их производство. В конце 2021 г. дочерняя китайская компания SDLG представила российской общественности автогрейдер G9290 массой 27 т, созданный на основе конструкторских разработок Volvo CE. Эту модель можно было видеть на стенде компании «Русбизнесавто» на выставке «CTT EXPO 2024».
Автогрейдеры Caterpillar, особенно тяжёлой гаммы, были востребованы в горной отрасли. С уходом западных компаний их нишами овладевают китайские партнеры, попутно тесня российские предприятия, в отличие от которых предлагают полный модельный ряд, а в диапазоне 20–75 т эксплуатационной массы им вообще нет конкурентов. Возможно, поэтому российское машиностроение начало проявлять интерес к сегменту автогрейдеров.
Так, на выставке «CTT EXPO 2024» «Петербургский Тракторный Завод» удивлял своим первым автогрейдером К-714 «Кировец» массой 14–16 т, мощностью 200 л.с. и колесной формулой 1х2х3. Как можно понять из технических параметров, грейдер ориентирован на крупные дорожные проекты и горную отрасль. Особенности грейдера: шарнирно-сочлененная рама с кабиной на подмоторной раме, джойстиковое управление, рядный 6-цилиндровый двигатель ЯМЗ 53626, 2-диапазонная автоматизированная гидромеханическая КП с системой быстрого реверса – по 8 передач вперед и назад, подготовка к монтажу системы нивелирования. Комплектация смешанная: двигатель, КП, тандемный мост, гидроцилиндры российского производства, гидроаппаратура китайская. Ряд узлов унифицирован с тракторами «Кировец». Планируется также комплектация с приводным передним мостом, когда найдут гидропривод нужного качества.
Сегодня «Брянский Арсенал» и «ЧСДМ» входят в структуру компании «ОМГ СДМ».
Несмотря на неоднократную смену собственника заводы сохранились, более того, продолжают конструкторские разработки. Сегодня «Брянский Арсенал» выпускает автогрейдеры трех типоразмеров: легкие, средние и тяжелые:
- массой 9–10 т – модель ГС-10.07 с двигателем ММЗ мощностью 142 л.с.;
- массой 14 т – модели ГС-14.02 и АГ-140 с двигателем ЯМЗ-236 мощностью 150 л.с.;
- массой 16–17 т – модели ГС-18.05 и АГ-180 с двигателем ЯМЗ-236М2 мощностью 180 л.с.
Серия АГ сменяет хорошо послужившую серию ГС. Новая серия получила расширенную комплектацию, направленную на облегчение работы грейдериста и повышение производительности. Так, наряду с традиционной механической 6-ступенчатой КП доступна ГМП с шестью передачами вперед и тремя назад. Параллельно на «Брянском Арсенале» идет техническое перевооружение, которое позволит выпускать 500 автогрейдеров в год.
«ЧСДМ» в течение 53 лет выпускает автогрейдер ДЗ-98 во множестве модификаций, касающихся главным образом комплектации двигателями, агрегатами трансмиссии и гидропривода. До недавних пор это были грейдеры с жсткой – моноблочной рамой. На «CTT EXPO 2024» продемонстрировали ДЗ-250А – первый челябинский автогрейдер с шарнирно-сочлененной рамой с поворотом на 20° в каждую сторону. При этом привод переднего моста остался механическим через подвесные карданы. Грейдер также получил ГМП с электрогидравлическим переключением, с шестью передачами вперед и тремя назад и приводом на все мосты. В движение машину приводит двигатель ЯМЗ-236НЕ-5 мощностью 230 л.с.
Весь модельный ряд автогрейдеров UMG соответствует требованиям по локализации и может участвовать в закупочных тендерах госструктур.
Компания XCMG располагает одним из крупнейших в отрасли производств автогрейдеров мощностью до 3000 единиц в год, при этом завод загружен полностью. Завод в Сюйчжоу выпускает порядка 30 моделей автогрейдеров массой до 75 т. Самые крупные модели востребованы рынком Северной Америки, вероятно, сказывается разница в цене с местными изделиями.
В Россию поставляют автогрейдеры в различных комплектациях как с полным приводом, так и без него. Популярностью пользуется модель GR2205AT – полноприводная машина с мощностью 162 кВт, чувствительной к нагрузке гидросистемой и усиленным задним мостом.
История автогрейдеров SDLG, а после ребрендинга LGCE, началась после того, как в 2017 г. материнская компания Volvo CE закрыла производство автогрейдеров и передала конструкторскую документацию дочерней компании SDLG. Разработки Volvo адаптировали к китайским компонентам в интересах обеспечения производства и адекватности цены. Производство запустили на заводе компании в провинции Шаньдун.
Компания «Русбизнесавто», дистрибьютор техники LGCE, предлагает 6 моделей автогрейдеров массой от 13 до 27 т с шарнирно-сочлененной рамой и в основном с колесной формулой 1х2х3, с грейдерным ножом и передним отвалом. Расширенная комплектация включает задний рыхлитель. Машины оснащают двигателями Dalian Deutz и Weichai, гидротрансформаторами FZ и ГМП Hangchi и ZF.
Исключение составляет самая тяжелая модель G9290, с которой и начались поставки автогрейдеров в конце 2021 г. Сегодня, как и тогда, эту модель комплектуют двигателем Volvo SD130 и ГМП Volvo HTE840.
Бренд LiuGong поставляет линейку из 6 моделей с шарнирно-сочлененными рамами и двигателями мощностью от 158 до 260 л.с. Две модели – 4215D и 4260D – поставляют в комплектации с колесными формулами 1х2х3 и 1х3х3.
Особенность в комплектации узлами и агрегатами распространенных брендов для облегчения эксплуатации: двигателями Cummins, ГМП ZF, тандемными мостами Meritor или по заказу NAF, гидроаппаратурой Permco, Bosch Rexroth, Husco и Parker. Модульная конструкция позволяет совмещать китайские и западные компоненты и при необходимости замещать последние. Грейдеры оснащают инновационной пятистоечной кабиной с низким уровнем вибрации, шума, пыли и ультрафиолета. Сокращение количества стоек с 6 до 5 улучшило круговой обзор.
Shantui в числе первых крупных китайских брендов, начавших поставлять автогрейдеры на российский рынок. Сегодня линейку составляют 8 базовых моделей с шарнирно-сочлененной рамой, массой от 11 до 20 т и мощностью от 150 до 270 л.с. Младшие модели комплектуют двигателями Dongfeng-Cummins мощностью от 150 до 217 л.с. На более крупные устанавливают двигатели Weichai. Двигатели агрегатируют с ГМП power shift с электрогидравлическим управлением, ведущие мосты оснащены дифференциалами повышенного трения. Тяжелый 20-тонный автогрейдер SG21 предлагают в комплектации с колесными формулами 1х2х3 и 1х3х3, с системой нивелирования Shantui, а также в габаритном исполнении.
В 2008 г. корпорация Caterpillar приобрела завод SEM в Китае. Технику SEM разрабатывают с использованием методов и технологий Caterpillar, но на китайской агрегатной базе, которая обеспечивает адекватную стоимость продукции.
На российский рынок компания поставляет 4 модели грейдеров массой 14,3 т, 14,7 т, 18,3 т и 19 т, оснащенных двигателями SDEC (Shanghai New Power Automotive Technology Co., Ltd) мощностью 150, 170, 190 и 220 л.с. Двигатели агрегатируют с ГМП Hangchi, аналогами ZF. Три младших модели SEM 915, 917 и 922 поставляют с колесной формулой 1х2х3. Эти модели ориентированы на дорожное строительство. Модель SEM 917 выполнена в дорожном габарите и может эксплуатироваться на дорогах общего пользования. Полным приводом оснащен самый тяжелый грейдер SEM 922 AWD, ориентированный на горную отрасль.
Вышеперечисленными марками не исчерпывается российский рынок автогрейдеров, на котором представлено достаточно много менее известных марок. Рынок переменчив, подвержен экономическому и политическому влиянию, обстановка каждый год меняется радикально, и не сказать, что в лучшую сторону.