Обзор оборудования для уборки снега
Чтобы своевременно и качественно очистить улицы от снега и вывезти его на полигоны или снегоплавильные станции, требуется большое количество техники. В парк машин обычно входят лаповые снегопогрузчики, шнекороторные снегопогрузчики, грейдеры, универсальные комбинированные машины КДМ, кроме того, на тротуарах и во дворах используются мини-погрузчики и тракторы. Менее затратный способ – просто отбрасывать снег за пределы проезжей части с помощью роторных агрегатов – в целях экономии времени и ресурсов применяется только в экстренных ситуациях, так как снег, собранный с дорог, содержит реагенты, которые наносят вред зеленым насаждениям.
Наиболее экологичным способом считается очистка улиц с помощью лапового снегопогрузчика, который хорошо справляется с уборкой снега и скола льда, собранного в валы. При движении вперед оператор погрузчика заводит лопату под снежную кучу или вал, лаповый питатель захватывает снежную массу, которая поступает на скребковый транспортер, а затем в кузов следующей за снегопогрузчиком автомашины. Сегодня в России вряд ли найдется подрядчик, который не использует этот вид техники. Лаповый погрузчик – это простая в эксплуатации машина, которую легко обслуживать.
Современная конструкция этой машины, выпуск которой был налажен в СССР более 70 лет назад, позволяет грузить снег в самосвал, следующий за снегопогрузчиком, через кабину за счет увеличенной длины транспортера. Это дает значительные преимущества в сложной дорожной обстановке. Применение гидравлического привода повышает надежность машины. Кроме того, простые органы управления и оптимальный темп работы лапового снегопогрузчика не требуют от оператора высокой квалификации.
Лаповый погрузчик ДМ09 входит в линейку Завода «Дорожных машин» (г. Рыбинск Ярославской обл.), который производит в основном уплотняющую технику. Из особенностей этой модели можно отметить просторную отапливаемую кабину с хорошим обзором, усиленную раму с подрессоренным передним мостом, твердосплавную рабочую кромку лопаты и передние управляемые колеса. Дополнительная система видеонаблюдения позволяет оператору контролировать зону погрузки снега в кузов самосвала со своего рабочего места. Чтобы не цеплять канализационные люки по ходу движения, лопату можно поднимать отдельно от транспортера. Органы управления включают две педали (переднего и заднего хода), переключатели подъема и опускания лопаты и скребкового транспортера, рычаг управления рабочим оборудованием. Рабочая ширина захвата машины составляет 2640 мм.
Погрузчик ДМ09 с двигателем Д245.9E2 (136 л.с.) производительностью 300 м3/ч может перемещаться со скоростью до 30 км/ч, его рабочая скорость составляет 14 км/ч. При попадании посторонних предметов, что не редкость на дороге, и заклинивании лап питателя или ленты транспортера срабатывает предохранительный клапан гидравлической системы. Таким образом, удается избежать механических повреждений привода. Машина адаптирована к условиям эксплуатации при низких температурах, обладает хорошей проходимостью на заснеженных и обледеневших дорогах за счет полного привода и шин размером 12.00-20. Конструкция транспортера с вылетом 5200 мм позволяет выгружать снег в самосвал на высоте до 4,4 м.
НПО «Плавский» предлагает две модели лаповых погрузчиков СнП-17 и СнП-20. Модели имеют одинаковые характеристики, однако задняя часть транспортера у СнП-20 может поворачиваться. Для улучшения эргономических показателей условий труда оператора, в том числе ночью, погрузчики оснащены комфортабельными кабинами с хорошим обзором, системами отопления и вентиляции. Рулевую колонку с гидроусилителем рулевого механизма можно отрегулировать по высоте. Хорошо организованное рабочее место снижает утомляемость оператора, обеспечивая безопасную работу и высокую производительность. Для освещения в темное время суток используются фары, расположенные на лопате и на кабине.
Рабочее оборудование приводится в действие с помощью электрических тумблеров и джойстика. Скорость хода изменяется нажатием педали. Отличительной особенностью снегопогрузчиков СнП является отключаемый передний мост. Загрузка самосвала любой модели возможна через кабину, по ходу его движения. Таким образом, повышается общая эффективность уборки снега. Максимальная производительность СнП составляет 350 м3/ч, что позволяет загружать снегом самосвал КАМАЗ за время от 2 до 5 минут в зависимости от величины сформированного снежного вала. Основные характеристики: СнП: ширина полосы – 2640 мм, высота выгрузки до 4200 мм, вылет транспортера – 5600 мм. Транспортная скорость – до 30 км/ч, рабочая скорость – до 8 км/ч.
Белорусский «АМКОДОР» мод. А-37 позиционируется как универсальная погрузочная машина, предназначенная для погрузки в транспортные средства свежевыпавшего, уплотненного снега и сколотого льда, предварительно собранного в валы и кучи, а также для других работ с помощью сменных рабочих органов. Этот компактный погрузчик с высокой маневренностью, укомплектованный двигателем Д-243 мощностью 81 л.с., выпускается в двух версиях: шнековой и лаповой, при этом шнековый питатель рекомендуется использовать на рыхлом снегу.
Два ведущих моста с дифференциалом повышенного трения и автоматической блокировкой обеспечивают машине хорошую проходимость. Отключаемый «тракторный» задний мост имеет портальную конструкцию с повышенным дорожным просветом. Максимальная транспортная скорость машины составляет 18 км/ч, а рабочая – 4,8 км/ч. Управление погрузчиком осуществляется с помощью шести рычагов и двух педалей, тормоза и газа. Максимальная производительность машины составляет 300 м3/ч.
Применение фрезерно-роторной или шнеково-роторной навески с бортовым дизельным двигателем при правильной организации работы и наличии квалифицированного персонала позволяет убирать снег с высокой эффективностью. Например, снегоочиститель финской компании Arctic Machine Oy АМ 2500 обеспечивает погрузку в кузов самосвала, который идет следом за погрузчиком или сбоку от него. Для этого погрузочный желоб выпускной трубы поворачивается бесступенчато на 200° и направляет поток в нужную точку. За один час такая установка производительностью 30 м3/мин с рабочей шириной захвата 2700 мм способна загрузить до 40 самосвалов.
Отличительной особенностью снегоочистителя АМ 2500 является отсутствие ротора с лопастями, который обычно считается слабым звеном фрезерно-роторной конструкции. Функции и ротора, и шнека выполняет мощный вал с лопатками особой формы, вращающийся со скоростью 600–650 об/мин внутри короба, который измельчает снежную массу и скол льда до однородного состояния, прессует ее и выбрасывает в выпускную трубу. Подача уплотненного снега обеспечивает более рациональное использование объема кузова самосвала, чем при погрузке ковшом.
Снегоочиститель АМ 2500 работает независимо от машины-носителя. В качестве базовой машины могут использоваться фронтальные погрузчики грузоподъемностью более 4 т. Расход топлива штатного дизельного двигателя Iveco мощностью 129 кВт составляет 25 л/час. Управление функциями снегоуборщика АМ 2500, включая поворот погрузочного желоба, осуществляется из кабины оператора с пульта дистанционного управления. Система привода вала имеет несколько степеней защиты двигателя. Перевод трубы в транспортное положение производится с помощью двух гидроцилиндров. Доступна модификация с увеличенной до 3500 мм шириной захвата с боковыми уширителями.
Моноблочный навесной фрезерно-роторный снегоочиститель D-25 французской компании LARUE с автономным дизельным двигателем Cummins QSB3.3 может быть смонтирован на фронтальный погрузчик с максимальной грузоподъемностью 3150 кг. Установка предназначена для уборки больших масс снега с дорожного полотна и обочин. Она обладает производительностью до 1100 т/час и позволяет в том числе грузить снег в самосвалы для дальнейшего вывоза. Помимо модели D-25 в линейке LARUE представлены 4 модели фрезерно-роторных снегоуборщиков D-35, D-45, D-55 и D-65, производительностью от 1700 до 3000 т/час, 4 модели шнеково-роторных снегоуборщиков D-30, D-40, D-50 и D-60 производительностью от 1800 до 3000 т/час, а также три модели с ротором в качестве рабочего органа, на которых нет ни шнека, ни фрезы, D-77, D-87, D-97, производительностью от 5000 до 8500 т/час.
Все модели оборудованы дизельными двигателями. Снегопогрузчики LARUE на собственном шасси 4х4 с блокировкой дифференциала оборудованы фрезерно-роторными рабочими органами. Модель Т60 производительностью 3000 т/час может отбрасывать снег на расстояние 60 м.
Быстросъемный фрезерно-роторный снегоочиститель Су 2.5 ОМ с механическим приводом Переволоцкого механического завода предназначен для установки на тракторы МТЗ-1221 и МТЗ-1523 с двигателями мощностью 150 л.с. Привод рабочего органа этого агрегата осуществляется от переднего ВОМ трактора. Крутящий момент передается на цепной редуктор, затем на кардан, далее на привод снегоуборщика через специальную защитную муфту. Ширина захвата снегоуборщика составляет 2500 мм, а средняя производительность – 800 т/час. К особенностям данного снегоочистителя можно отнести высокую рабочую скорость (до 19 км/ч). Предусмотрена установка трубы для погрузки в транспортное средство.
Более компактная модель Су 2.1 ОМ с фрезой и ротором имеет односекционный левосторонний отвал. Погрузочный желоб с тремя фиксированными положениями наклона 30, 45 и 60°, вращается на 220° с помощью гидромотора.
Фрезерно-роторный снегоочиститель «Кировец» К-703 МА-ОС Петербургского тракторного завода производительностью 1200 т/час выполнен на базе промышленного трактора Кировец К-703МА, оборудованного механической КПП с ходоуменьшителем. Он предназначен для очистки от снега шоссейных и внутригородских дорог, разбрасывания снежных отвалов, сформированных бульдозерами и плужными снегоочистителями, прокладывания зимних полевых дорог по снежной целине. Изменение угла и направления снежного потока вправо или влево производится с помощью поворотного желоба. Версия с реверсивным пультом управления и бульдозерным отвалом позволяет использовать эту технику в летний период.
Шнековые погрузчики СнП-18 (НПО «Плавский») производительностью 600 м3/час изготавливаются с двухместной кабиной, рассчитанной на доставку одного рабочего. Высокоскоростной ленточный транспортер, по заявлению производителя, увеличивает расстояние выброса снежной массы.
Требования к эксплуатационному состоянию проезжей части дорог и улиц в зимний период не допускают наличия снега на дорожном покрытии. Причем на очистку отводится от трех до четырех часов с момента окончания снегопада и метели. Столь жесткие нормативы требуют от дорожных служб предельной мобилизации и готовности работать в круглосуточном режиме. При выпадении снега на улицы городов выходят сотни единиц специализированной техники. В приоритетном порядке дорожники очищают главные магистрали и маршруты общественного транспорта. Несмотря на ежегодное плановое пополнение парков, снегоуборочной техники, как правило, не хватает, а в пиковые периоды каждая машина ценится буквально на вес золота.