GasSuf 2018

Главная тема: газозаправочная инфраструктура

В конце октября в Сокольниках прошла 16-я ежегодная выставка газобаллонного и газозаправочного оборудования и техники на газомоторном топливе GasSuf. Главной темой стали не автомобили на газомоторном топливе, как в былые годы, а газовые заправки сжатым метаном (АГНКС) и сжиженным метаном (КриоАЗС), оборудование для заправок и оборудование для перевозки сжатого газа.

Выставка заняла тот же зал 4-го павильона КВЦ «Сокольники», но экспозиция была поплотнее – стенды развернули 53 компании из 12 стран мира, 53% участников – зарубежные компании. Отмечу обилие польских и турецких фирм.

Невооруженным глазом был виден прирост числа посетителей. Точный подсчет показал, что выставку посетил 1901 специалист из 67 регионов России, что на 6% больше, чем в 2017 г. Весомым плюсом выставки стал сервис – было где присесть освежиться стаканчиком капучино.

Насыщенная деловая программа сопутствовала всем трем дням выставки – в конференц-зале, можно сказать, яблоку было негде упасть. В деловой программе первого дня приняли участие представители Министерства энергетики РФ. В ходе конференции «Развитие газозаправочной инфраструктуры и транспорта на ГМТ» Министерством энергетики РФ была представлена Концепция подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива» государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики». В числе факторов, тормозящих газификацию транспорта, в подпрограмме указаны такие общеизвестные, как недостаточное количество АГНКС, ограниченная номенклатура производства газомоторных автотранспортных средств, ограниченные возможности перевода существующего парка транспортных средств на газомоторное топливо, высокая стоимость зарубежной газомоторной техники, недостаточное развитие сети сервисных центров по обслуживанию газомоторных транспортных средств, низкая заинтересованность предприятий в переводе транспорта на газомоторное топливо.

Совмещенная колонка «Шельф» для заправки сжатым газом и бензином

Уже который год мы ходим по кругу «нет газомоторной техники – нет газовых заправок; нет газовых заправок – нет газомоторной техники». Чтобы разорвать этот замкнутый рыночный круг, концепция подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива» предлагает сценарий опережающего развития, который предусматривает такие основные направления, как:

  • обеспечение ценового баланса между природным газом и жидким моторным топливом на долгосрочной основе (ориентир – стоимость 1 кг газомоторного топлива не более 1/2 стоимости 1 кг дизельного топлива);
  • финансовая поддержка в виде компенсации части затрат предприятий, осуществляющих инвестиции в строительство объектов газозаправочной инфраструктуры с учетом их перспективной мощности;
  • опережающее строительство газозаправочной инфраструктуры.

Что касается автомобильного транспорта, то предлагают строить инфраструктуру по коридорному и кластерному принципам. Коридорный принцип предполагает строительство КриоАЗС вдоль наиболее загруженных федеральных трасс так, чтобы расстояние между заправками не превышало 400 км. Речь идет о сжиженном метане, наиболее подходящем для магистрального грузового транспорта. Требуемые объемы субсидирования строительства КриоАЗС определяются как 40% от средней стоимости в 150 млн руб., что, по экспертным прогнозам, позволяет компенсировать отрицательные финансовые потоки в первые три года после строительства КриоАЗС и уменьшить сроки окупаемости на 2 года до 7–8 лет.

Кластерный принцип предполагает развивать сеть АГНКС в регионах, имеющих наибольшую численность парка автотранспортных средств и значительные объемы автомобильных перевозок. Требуемые объемы субсидирования определяются как 25% от средней стоимости в 160 млн руб. (для АГНКС мощностью менее 10 млн м3/г), что при цене природного газа в 1/2 от стоимости дизельного топлива позволяет компенсировать отрицательные финансовые потоки в первые три года после строительства АГНКС и уменьшить срок окупаемости проекта до 7 лет.

Дожимные поршневые компрессоры «Шельф»

Таковы основные предложения Концепции подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива», которые помогли бы, наконец, придать ускорение темпам развития газовой инфраструктуры. На начало 2000 г. в России работало чуть больше 200 АГНКС. Сегодня действуют 345 АГНКС, из них 261 принадлежат ОАО «Газпром» и 84 частные. Грубо говоря, за 18 лет построили 145 АГНКС, это по 8 станций в год. Сеть закусочных «Макдоналдс» растет втрое быстрее.

Гостей выставки первой встречала итальянская компания Fornovo Gas, развернувшая большой стенд. Начинавшая в 1968 г. как собственник заправочной станции (АГНКС) на севере Италии, к сегодняшнему дню компания построила сеть из семи АГНКС и производство высокотехнологичных компрессоров для дожатия магистрального газа. Компрессоры разрабатывают, опираясь на собственный опыт эксплуатации АГНКС. Компания предлагает как отдельные компрессорные установки, так и полностью готовые для дожатия газа и заправки автомобилей модульные здания – GASVECTOR, которые подключаются к магистрали любого давления и обеспечивают необходимую производительность. В компрессорах может быть использовано воздушно-водяное или воздушное охлаждение. Fornovo Gas выполняет как проектирование и моделирование компрессорных модулей и контейнеров, так и выполнение эскизных чертежей всей станции в целом.

Во время работы выставки 24 октября состоялось подписание соглашения между ПАО «КАМАЗ» и Fornovo Gas Srl. о сотрудничестве в сфере разработки и производства мобильных автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (МАГНКС). Цель сотрудничества состоит в совместных разработках и производстве МАГНКС. В результате совместной работы КАМАЗ получит компетенции в области разработки и производства высокотехнологичных компрессоров, работающих как по классической, так и по беспоршневой технологии, а также возможность перейти от конструкторских разработок МАГНКС к их производству и реализации на российском рынке. Планируемые производственные мощности – до 50 установок в год. Для итальянской стороны открываются перспективы расширения рынка сбыта. Таким образом, КАМАЗ подключается к делу развития газозаправочной инфраструктуры, и можно надеяться, что этот процесс пойдет быстрее, если не сразу, то в перспективе.

С оборудованием для АГНКС выступила группа компаний «Шельф» из г. Шахты Ростовской области, которая занимается производством оборудования для АЗС, АГЗС, АГНКС, нефтебаз и баз хранения сжиженного газа в течение 19 лет. Предприятия группы компаний «Шельф» выпускают более 90 моделей раздаточных колонок для бензина, дизтоплива, керосина, пропан-бутана, метана, водорода, охлаждающих и омывающих жидкостей, а также более 100 моделей емкостей высокого давления для сжиженного газа, газовозы, бензовозы. Для АГНКС помимо раздаточных колонок выпускают панели приоритетов, аккумуляторы газа, системы осушки, автоматику и компрессоры. Плюс собственная сеть заправочных станций, что позволяет проводить всесторонние испытания новой техники.

Мобильное газовое хранилище компании «Русские цилиндры» и газораспределительный пункт шкафного исполнения

Темой дожимных компрессоров компания занялась в 2006 г., а в 2007 уже был готов первый опытный образец. Создали целую научную лабораторию с 35-ю специалистами, чтобы в течение нескольких лет разработать, испытать и подготовить к серийному производству 19 моделей компрессоров производительностью от 130 до 1000 м3/ч и входным давлением от 0,2 до 12 бар, при этом по максимуму используя комплектующие и сырье российского производства.

Подключение к магистральному газу не единственный вариант, и в каких-то случаях он может быть слишком дорогим либо вообще невозможным. В таких случаях может быть проведена беструбная газификация с помощью привозного компримированного (сжатого) метана. Оборудование для транспортировки, хранения и редуцирования сжатого газа предлагает компания «Русские цилиндры». Компания производит металлокомпозитные баллоны высокого давления вместимостью 400 л газа методом обжима трубы с двух сторон. Из баллонов формируют сборку, или мобильное газовое хранилище в размерах 10, 20, 30- и 40-футовых контейнеров в исполнении High Cube. В сборке баллоны размещаются вертикально и обвязываются между собой запорной арматурой. У потребителя газовое хранилище подключается к редуцирующему устройству, которое снижает давление газа с 250 или 350 бар до 1–3 или любого другого давления, необходимого потребителю. Для размещения хранилища нужна только ровная площадка. Таким образом можно газифицировать зернохранилище, птицефабрику, жилой массив, газовую заправку и любого другого потребителя газа.

Чешская компания Vitkovice Mechanika привезла на выставку контейнер для перевозки сжатого метана или других технических газов под давлением 250 бар и с рабочей температурой от –40 до 65 °С. Контейнер унифицирован с морским в соответствии с ISO 668:1988. Баллоны размещены вертикально и обвязаны запорной арматурой в соответствии с требованиями к безопасности ADR 2013 и TPED-2010-35-ES. С задней стороны контейнер оснащен со­единительной системой, которая позволяет пристыковать второй контейнер. Контейнеры можно ставить друг на друга, создавая таким образом газовое хранилище для снабжения промышленных зон и городских районов.

Контейнер для перевозки сжатого газа компании Vitkovice Mechanika
 

Выставка GasSuf показала, что есть всё для создания разветвленной газозаправочной инфраструктуры: природный газ, оборудование для АГНКС как отечественного, так и зарубежного производства. Не хватает одного небольшого, но важного элемента – стимула. Пока что бизнесу заниматься АГНКС не интересно. Может быть, за год что-нибудь изменится. Об этом мы узнаем на следующей выставке GasSuf, которая пройдет с 22 по 24 октября 2019 г. здесь же, в 4-м павильоне КВЦ «Сокольники», в Москве.

НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin