GASsuf 2017

С 17 по 19 октября в Сокольниках проходила 15-я Международная юбилейная выставка газобаллонного, газозаправочного оборудования и техники на газомоторном топливе.

Организатор выставки – Группа компаний ITE рапортовала о 10%-ной прибавке числа участников: 52 компании из 11 стран, и 13%-ной прибавке посетителей – 1791 человек из 22 стран и 65 регионов России. Общая площадь экспозиции составила около 3000 м2. Организатор также отмечает 13%-ный рост числа посетителей, причем, как особо подчеркивается, 1289 человек из них – потенциальные покупатели.

У входа в павильон гостей выставки встречал 10-метровый городской автобус ДВС-4293 «Вихрь», выставленный ООО «Д.В.С. эко» из подмосковного Ликино-Дулёво, которое с 2002 г. занимается газом на автобусах. Теперь вот решили построить автобус целиком. Это частично низкопольный автобус, с возвышенной площадкой в задней части. В моторном отсеке в заднем свесе продольно установили 6-цилиндровый рядный газовый Cummins L8.9 GE5260, агрегатированный с АКП Allison T280R. Также возможна установка 6-цилиндрового рядного газового двигателя ЯМЗ-53644-40 с АКП ZF Ecolife 6 AP 1200 B. Топливом двигатель снабжают пять полимерных газовых баллонов (тип 4) общим объемом 1175 л. Баллоны частично утоплены в салон, и «багажник» на крыше стал компактнее, что положительно отразилось на эстетическом восприятии автобуса. Дизайн как снаружи, так и внутри симпатичный, возможно, будет еще дорабатываться с целью упрощения и удешевления технологии производства. Автобус прошел сертификацию, о запуске его производства не сообщают.

Автобус ДВС-4293 «Вихрь», представленный ООО «Д.В.С. эко»

Но автобус это не всё, чем удивляла «Д.В.С. эко». Подлинный интерес у гостей выставки вызывал прототип дизеля, конвертированного для работы со сжиженным нефтяным газом (пропан-бутан). Как известно, пропан-бутановая смесь на высоких степенях сжатия, характерных для дизеля, ведет себя непредсказуемо, поэтому для работы на нефтяном газе конвертируют бензиновые двигатели. Но интерес к теме тяжелых двигателей на нефтяном газе есть хотя бы потому, что существует обширная сеть заправок пропан-бутаном, в отличие от метановых заправок.

Дизель, в девичестве КАМАЗ-740, подвергли серьезным переделкам. Основные изменения коснулись головок блока цилиндров: увеличена камера сгорания, вместо дизельных форсунок встроены свечи зажигания. Нефтяной газ – единственное топливо, причем впрыскивается во впускной трубопровод в сжиженном состоянии без предварительного испарения. Кроме форсунок в оригинальную газовую систему входят насос циркуляции газа и электронный блок управления со специальным программным обеспечением. Все остальные компоненты серийные, использующиеся в бензиновых топливных системах или в оборудовании для КПГ.

Дизель, конвертированный ООО «Д.В.С. эко» в  газовый, работающий на сжиженном нефтяном газе

Преимущества предложенного «Д.В.С. эко» двигателя: газовый баллон устанавливается на место топливного бака, сжиженный газ впрыскивается во впускной коллектор, где происходит его интенсивное испарение, что ведет к охлаждению впускного воздуха и лучшему наполнению цилиндров.

Группа «ГАЗ» выставила два образца техники на шасси «ГАЗон NEXT CNG» с двигателем ЯМЗ-534: мусоровоз с задней загрузкой и аварийно-ремонтную мастерскую. Обращаем ваше внимание на то, что это серийные, поступившие в продажу модели. «Техничка» предназначена для ремонта и обслуживания газораспределительных станций и состоит из грузового и пассажирского отсеков. Автомобиль может перевозить бригаду из четырех человек и необходимое оборудование: бензиновый генератор и сварочный инвертор, оборудование для газовой и электрической сварки, газовые и кислородные баллоны. Предусмотрены компактная кухня, система отопления и металлический шкаф для просушки одежды и обуви.

Мобильное газовое хранилище «МОБИГАЗ 6000+»

Кузов мусоровоза с задней загрузкой изготовлен Ряжским авторемонтным заводом. Вместимость кузова – 9,5 м3, грузоподъемность – 2805 кг, вместимость загрузочного бункера – 1,2 м3, кантователь рассчитан на всю линейку металлических и пластиковых евроконтейнеров. Разгрузка кузова производится выталкивающей плитой.

Оба автомобиля оснащены газовым двигателем ЯМЗ-53444 CNG Euro 5 с возможностью доведения до Euro 6. Мощность двигателя – 110 кВт (149,6 л.с.), крутящий момент – 490 Н.м, объем цилиндров – 4,43 л, степень сжатия – 12. Скорость, на которую способны автомобили, – 105 км/ч. В комплект входят 7 цельнометаллических газовых баллонов общим объемом 72 м3: 4 баллона размещены в средней части между рамами шасси и надстройки и 3 баллона встроены в задний свес рамы. Заявленный запас хода составляет 370 км.

Пассажирскую технику Группы «ГАЗ» представлял автобус среднего класса для городских и пригородных перево­зок ПАЗ-320412 CNG, на который устанавливают 4-цилиндровый газовый двигатель ЯМЗ-53414 Euro 5 мощностью 125 кВт (169,9 л.с.) либо 6-цилиндровый газовый Cummins BGe5 195 мощностью 144,66 кВт (196,7 л.с.). Баллонное хозяйство общей емкостью 422 л состоит из шести баллонов по 62 л и одного 50-литрового баллона. Баллоны размещены под несущим кузовом автобуса. Двигатель агрегатируют с 5-ступенчатой МКП ZF S5-42.

Мусоровоз на шасси «ГАЗон NEXT CNG»

«Автопарк №1 «Спецтранс» показал компактный мусоровоз на шасси ISUZU с двигателем, который работает на трех видах топлива: дизельном, метане и пропан-бутане. Переделка штатного дизельного двигателя выполнена самостоятельно. С левого борта установлены баллоны для компримированного метана, с правого – для сжиженного нефтяного газа. Автомобиль был представлен на выставке скорее с целью продемонстрировать возможности предприятия по переоборудованию автопарка, нежели как образец для реальной эксплуатации.

Оборудование для транспортировки и хранения природного и промышленных газов в сжатом состоянии было представлено компанией «Русские цилиндры» из Санкт-Петербурга. Системы транспортировки и хранения представляют собой контейнеры с расположенными внутри вертикально баллонами, которые обвязаны между собой запорной арматурой и трубопроводами. Контейнеры имеют размеры стандартных High Cube морских контейнеров. Системы служат для снабжения газами различных типов автономных объектов (дочерних АГНКС, котельных, промышленных зданий, поселков). На выставке была представлена одна из таких систем – мобильное газовое хранилище «МОБИГАЗ 6000+». Система МГХ «МОБИГАЗ 6000+» выполнена в размерах 20-футового контейнера. Для перевозки автотранспортом контейнер установлен на 3-осный автомобильный полуприцеп. Контейнер вмещает 55 баллонов высокого давления объемом 400 л. Таким образом, «МОБИГАЗ 6000+» может перево­зить, например, 6500 м3 сжатого метана. Компания предлагает целую линейку стандартных грузовых морских 10-, 20-, 30- и 40-футовых контейнеров «МОБИГАЗ» в исполнении HC (High-Cube), которые позволяют выполнять мультимодальные перевозки сжатых газов (метан, гелий, водород, азот, аргон, криптон, неон, углекислый газ, ксенон, воздух, радон) наземным, железнодорожным и водным транспортом без промежуточного перелива при смене вида транспорта.

Аварийно-ремонтная мастерская на  шасси «ГАЗон NEXT CNG»

Компания «Русские цилиндры» также представила новую мобильную газотранспортную систему «ГАЗДОКЕР». Она состоит из нескольких специальных док-контейнеров и док-полуприцепа, способного производить замену пустых контейнеров без вспомогательных грузоподъемных средств или специализированных перегрузочных терминалов. «ГАЗДОКЕР» приезжает на объект, оставляет док-контейнер с заправленными баллонами и забирает контейнер с пустыми. Вместимость баллонной системы – 9100 м3 сжатого метана.

 

Таким образом, выставка GASsuf продемонстрировала нарастающий интерес к газовой теме, вызванный прежде всего общими экономическими проблемами. Вторая проблема, породившая интерес к конвертации дизелей в газовые двигатели, работающие на сжиженном нефтяном газе, это довольно неспешный рост сети заправок КПГ. Помощь в решении этой проблемы могут оказать транспортные решения компании «Русские цилиндры», способные как заместить на время магистральную газовую сеть, так и обеспечивать предприятие сжатыми газами различного назначения.