День клиента ПАЛФИНГЕР СНГ
Перед покупателями автомобильной грузоподъемной спецтехники всегда встает вопрос о выборе между тросовым или шарнирно-сочлененным краном-манипулятором, и, как правило, они принимают решение, в основном опираясь не на технические отличия того или иного вида КМУ, а на собственный опыт и предпочтения. Мероприятие подобного формата – это прекрасный способ донести до конечных потребителей ценную информацию об особенностях эксплуатации и обслуживания двух разных видов краноманипуляторных установок PALFINGER, а также наглядно показать их работу, манипулируя настоящими грузами, с которыми операторы КМУ сталкиваются ежедневно. На «Дне клиента ПАЛФИНГЕР СНГ» в качестве груза была выбрана строительная бытовка.
Тросовый кран-манипулятор INMAN IT 150 в составе бортового автомобиля на шасси КАМАЗ-43118
Автомобиль в составе шасси КАМАЗ-43118 – КМУ INMAN IT 150, предоставленный на мероприятие компанией ООО «Мега Драйв», обладает стальной бортовой платформой размером 6112х2470х730 мм и способен перевозить до 7,7 т полезного груза. Для большинства задач, возлагаемых на вездеходный автомобиль с краном-манипулятором, этого достаточно. И с большинством грузов для этого автомобиля кран-манипулятор INMAN IT 150 справится сам, без посторонней помощи. Этот кран-манипулятор входит в серию тросовых КМУ завода «ИНМАН», которая была запущена в 2013 г. с модели IT 180 с грузовым моментом 18 тм. Презентация следующей модели – IT 150 с грузовым моментом 15 тм состоялась 11 ноября 2014 г. На сегодня IT 150 – самая популярная тросовая КМУ на российском рынке.
Одно из главных преимуществ тросового крана-манипулятора в том, что он может опускать крюковую обойму ниже уровня стояния, а также может поднимать и опускать груз за препятствием, например за стеной. Особенно это относится к INMAN IT 150 с 4-кратной запасовкой и вытекающим из этого запаса тросом, но об этом чуть ниже.
С другой стороны, стрелу тросового крана сложнее разместить, нежели компактно складывающуюся стрелу шарнирной установки, особенно на груженом автомобиле. Вариантов два: над кабиной и над кузовом. На пустом кузове крюковая обойма фиксируется ремнем, а поворотная колонна фиксируется пальцем. С груженым кузовом могут быть варианты. При полной загрузке кузова и невозможности разместить над ним стрелу можно ехать со стрелой в положении «над кабиной».
Рама КМУ зафиксирована на раме шасси четырьмя мощными шпильками с каждой стороны. Для шпилек к раме шасси приварены специальные обоймы, если резьбовое соединение ослабнет, то установка не сдвинется. Тем не менее стоит регулярно проверять затяжку шпилек. Установка компактна и сохраняет полезную длину бортовой платформы.
Шестисекционная стрела, считая коренную секцию, теперь полностью изготавливается на заводе «ИНМАН» из высокопрочной стали. Секции шестигранного сечения с гнутыми верхней и нижней стенками, что достаточно распространено в производстве КМУ. Шестигранный профиль представляет собой нечто среднее между коробчатым и овоидным профилями. Секции выдвигаются размещенным внутри стрелы гидроцилиндром и системой полиспастов, часть которой расположена снаружи, на верхней поверхности стрелы.
Грузоподъемность представленного на мероприятии INMAN IT 150 составляет 6,6 т, но уже на международной выставке bauma СТТ RUSSIA 2018, на стенде компании ООО «СПМ» была представлена обновленная версия данного крана-манипулятора с увеличенной грузоподъемностью более 7 т. Лебедка – самая мощная среди 7-тонных КМУ – позволяет использовать не 6-кратную, а 4-кратную запасовку троса, поэтому троса хватает, чтобы подхватить груз с земли при максимальном 19-метровом выдвижении стрелы. Плюс к этому выше скорость подъема-опускания груза. Лебедка надежная, проверена в течение трех лет, и как утверждал представитель компании, отказов не было.
Лебедка встроена в поворотную колонну, и ее масса не влияет на грузоподъемность крана-манипулятора. Колонна поворачивается на угол 420° гидравлическим реечным механизмом. Таким образом, обеспечивается круговая рабочая зона, и одновременно трубопроводы защищены от ошибки крановщика.
Продумана эргономика установки: создан удобный, безопасный подъем на рабочее место, само рабочее место оснащено удобным креслом, по заказу с подогревом и специальным тентом. Органы управления включают 4-секционный гидрораспределитель с функциями поворота колонны, выдвижения-задвижения стрелы, опускания-поднимания стрелы, опускания-поднимания крюка. Рычаги управления подсоединены непосредственно к секциям гидрораспределителя. На всех КМУ «ИНМАН» используют гидрораспределители шведской фирмы Nordhydraulic, которые хорошо зарекомендовали себя при низких температурах. Кроме того, они не текут и не потеют маслом. Гидрораспределитель обеспечивает плавную работу лебедки, что важно для тросовой грузоподъемной машины.
Такая опция, как пульт дистанционного управления, стоит порядка 300 тыс. руб. Цена высокая, так как используется гидрораспределитель с электроуправлением, который монтируется при сборке крана-манипулятора. Переделывать уже готовый кран слишком затратно.
На приборной панели предусмотрены кнопка аварийного останова, кнопка звукового сигнала, включатель фары, которая установлена здесь же. Система безопасности включает ограничитель грузоподъемности с датчиками давления, ограничитель подъема крюка, ограничитель сматывания каната с барабана лебедки, датчик длины стрелы и указатель угла наклона стрелы. Ограничитель грузоподъемности установлен в защищенном от механических повреждений месте.
Важная особенность КМУ – его основание, точнее поворотные опоры с шириной раздвижения 6,6 м, что позволяет эксплуатировать его на шасси КАМАЗ-43118 без задних опор. Это положительно сказывается на цене автомобиля, на его полезной грузоподъемности и на времени его развертывания-свертывания. Перевернутые вверх опоры не создадут помех и проблем при движении по бездорожью. Кроме того, поворотные опоры не требуют переноса топливного бака, ресиверов, аккумуляторного ящика и т. д., то есть производство быстрее и дешевле. В транспортном положении опоры перевернуты вверх. В конечных положениях – рабочем и транспортном – опора фиксируется механическим стопором. На основании собранных рекомендаций на обновленной версии INMAN IT 150 возможна установка опор с ручным поворотом и пневмоцилиндрами, которые значительно упростят работу оператора. В комплектацию автомобиля входят деревянные подкладки под опоры.
Шарнирно-сочлененный кран-манипулятор PALFINGER PK35000 в составе бортового автомобиля SCANIA (с прицепом)
Вторая КМУ – PK 35000 на базе бортового грузовика SCANIA – присутствовала на мероприятии скорее для демонстрации ресурса техники PALFINGER, так как этому автомобилю исполнилось 22 года. Его владелец, индивидуальный предприниматель Сергей Михаеску, привез этот автомобиль из Европы уже поддержанным и эксплуатировал его очень интенсивно. КМУ PALFINGER РК 35000 отличается внушительным грузовым моментом 35 тм, который позволяет использовать КМУ как полноценный автомобильный кран. Плюс к грузовысотной характеристике полноповоротная колонна и пульт дистанционного управления. КМУ установлена в заднем свесе, чтобы по максимуму использовать полезную грузоподъемность для работы как с бортовой платформой шасси, так и с прицепом.
Таким образом, специалисты ПАЛФИНГЕР СНГ удачно совместили в одном мероприятии новое со старым, взаимно подчеркивавшими достоинства друг друга. Весьма удачным по возможностям и кругу решаемых задач можно назвать сочетание КМУ INMAN IT 150 с вездеходным шасси КАМАЗ-43118.