![](/article/17495-podemno-transportnoe-oborudovanie-dlya-portov-i-terminalov/000.jpg)
Подъемно-транспортное оборудование для портов и терминалов
Так, например, для повышения эффективности портового сервиса компания АО «Первый контейнерный терминал» (ПКТ) (г. Санкт-Петербург) в конце 2017 г. заказала 12 контейнеровозов-погрузчиков CSC 340 Kalmar (бренд принадлежит Cargotec Corporation). ПКТ – это один из крупнейших контейнерных терминалов России. В парке ПКТ уже есть техника этой же марки, в том числе портальные контейнеровозы, ричстакеры, штабелеры порожних контейнеров, вилочные погрузчики и терминальные тягачи.
Благодаря способности обеспечивать высокую скорость операций по обработке грузов, портальные контейнеровозы Kalmar заслужили доверие операторов в терминалах по всему миру. Эта техника характеризуется высокой производительностью и безопасностью. Контейнеровоз Kalmar грузоподъемностью (г/п) 60 т способен одновременно обрабатывать два контейнера и ставить до четырех контейнеров в высоту. Устойчивость обеспечивается с помощью системы, которая управляет скоростью, радиусом поворота, положением захвата контейнеров. Она же замедляет работу машины, если это нужно. Жесткая рама перегружателя без внешних крепежных элементов имеет обтекаемую форму. В просторной эргономичной звукоизолированной кабине оператору обеспечены комфортные условия работы: интуитивно понятный интерфейс системы управления и регулируемое светодиодное освещение. Опционально предусмотрена электрическая регулировка сиденья на 180°.
![Liebherr LHM 420](/article/17495-podemno-transportnoe-oborudovanie-dlya-portov-i-terminalov/Liebherr-1.jpg)
Контейнеровоз может быть подготовлен для работы на автоматизированном терминале. Благодаря модульной конструкции помимо обычного дизель-электрического варианта заказчик имеет возможность получить полностью электрическую версию контейнеровоза Kalmar, где используется электропривод от высокотехнологичной батареи, которую можно заряжать буквально на ходу с помощью станции быстрой зарядки. Процесс занимает от 30 до 180 секунд при мощности 600 кВт. В случае необходимости в состав силовой установки может быть добавлен небольшой дизельный двигатель, позволяющий перемещать машину в пределах территории терминала. Гибридная версия позволяет сэкономить до 40% топлива по сравнению с традиционным дизель-электрическим приводом за счет применения системы рекуперативного торможения.
Перспективным направлением на ближайшие 3–5 лет в компании Kalmar считают также развитие производства автоматизированных тележек для перевозки контейнеров (AGV). Kalmar разработал первый AGV еще в 2007 г., но потом дальнейшее развитие было приостановлено в пользу концепции контейнеровоза-погрузчика. Возвращение на рынок AGV ознаменовалось запуском полностью электрический версии AGV с оптимизированным шасси, улучшенной производительностью и безопасностью. Автономная зарядная станция размещается в 20-футовом контейнере и может обеспечивать восьмичасовую зарядку. Цена AGV составляет 60–70% от цены контейнеровоза. Несмотря на то, что для обслуживания тех же маршрутов потребуется вдвое больше AGV, чем контейнеровозов, более низкие затраты на обслуживание компенсируют дополнительные капиталовложения.
![Konecranes ARTG](/article/17495-podemno-transportnoe-oborudovanie-dlya-portov-i-terminalov/Konecranes-ARTGf.jpg)
Козловые контейнерные краны на пневмоколесном ходу (RTG) производства Konecranes обладают целым рядом преимуществ. Среди них можно выделить возможность наклона спредера за счет грузовой тележки с двумя механизмами подъема, прямой привод механизмов передвижения крана и тележки, активную систему контроля для предотвращения раскачивания и точного позиционирования груза в горизонтальной плоскости, пальцевые соединения в ходовых тележках и в креплении диагональных стяжек. Подъем груза массой 50 т происходит со скоростью 31 м/мин. Кран чувствует себя устойчиво даже на неровном покрытии терминала. Для удобства оператора обеспечен безопасный подъем на кран по жестко закрепленным наклонным лестницам.
В 2017 г. на «Контейнерном терминале Санкт-Петербург» начали работу три новых контейнерных крана Konecranes на пневмоколесном ходу. Новинка от Konecranes – кран BOXHUNTER оснащен кабиной, расположенной на уровне земли. Такая концепция для кранов RTG применена впервые. Традиционное расположение кабины на мосту крана обеспечивает хороший обзор сверху, но с использованием современных технологий видеонаблюдения и лазерного сканирования такое преимущество уже не очевидно. Оператору больше не нужно преодолевать десятки ступеней, чтобы попасть на рабочее место. Он попадает в кабину за считаные минуты, экономя таким образом рабочее время. Большая часть механизмов, отвечающих за ход тележки и подъем груза, также перемещена в нижнюю часть крана. Это сделано для облегчения обслуживания. Инновационная система противовесов позволяет компенсировать массу спредера, что уменьшает нагрузку при каждом подъеме примерно на 25%. Модульная конструкция крана позволяет доставить его на любой контейнерный терминал как обычный груз и быстро смонтировать на территории порта.
![Boxhunter: оператору стало удобнее работать](/article/17495-podemno-transportnoe-oborudovanie-dlya-portov-i-terminalov/Boxhunte1.jpg)
В прошлом году на российском рынке зафиксирован рост экспорта угля. На этом фоне при существующей нехватке портовых мощностей растет интерес стивидоров к высокоэффективному оборудованию для перевалки сыпучих грузов. Чтобы соответствовать требованиям рынка, МТП Усть-Луга добавил в свой парк мобильный портовый кран Liebherr LHM 420 на пневмоколесном ходу с дизель-гидравлическим приводом. Приобретение техники состоялось в рамках модернизации перегрузочного терминала «Юг-2», которая предусматривает строительство трех новых комплексов для перевалки угля, минеральных удобрений и генеральных грузов и позволит увеличить его ежегодную производственную мощность до 20 млн т.
Liebherr LHM 420 разработан для эффективной перевалки сыпучих и штучных грузов. Максимальная грузоподъемность этого универсального крана составляет 124 т, максимальный вылет стрелы – 48 м. Кран поставляется с двумя двойными лебедками максимальной г/п 42 т каждая. Скорость подъема груза – от 0 до 120 м/мин. Полностью поворотные колесные группы ходовой части обеспечивают перемещение машины в любом направлении, передвижение «крабом» или разворот на 360°. Независимая подвеска каждой колесной группы способствует устойчивости и предотвращает перегрузку отдельных колесных групп. Количество колесных групп может меняться в зависимости от требуемой нагрузки на причал. Поставка машины в порт планируется в середине июля 2018 г.
![Портальный кран Liebherr LPS 420 E](/article/17495-podemno-transportnoe-oborudovanie-dlya-portov-i-terminalov/Liebherr-LP.jpg)
Три аналогичных крана Liebherr LPS 420, но на рельсовом портале уже более года эксплуатируются в Новороссийском морском торговом порту. Портальная конструкция крана LPS 420 была спроектирована индивидуально в соответствии с эксплуатационными требованиями ПАО «НМТП» с учетом погодных и климатических условий региона. Также при заказе крана есть возможность задать, например, колею портала, высоту просвета портала, нагрузку на катки и множество других параметров. Для защиты от столкновений на углах портала установлены амортизаторы и оптические датчики. Бесступенчатое изменение скорости во всем диапазоне регулирования и электронное управление ускорением и замедлением хода исключает рывки крана и груза, что в свою очередь уменьшает количество перегрузов и способствует большему сроку службы. Автоматическое регулирование выходной мощности, совмещение рабочих движений позволяет крану одновременно выполнять подъем груза, поворот и изменение вылета.
Кран Liebherr LPS 420 оборудован электросиловой установкой, опционально может быть установлен дизельный двигатель мощностью 750 кВт. В качестве расширения производственной линейки недавно впервые была представлена полностью электрическая версия данного портального крана. Это новейшая разработка группы компаний Liebherr в области электрических портовых кранов. Все основные рабочие функции крана, такие как изменение вылета стрелы, подъем и опускание груза, поворот и перемещение, осуществляются с помощью электроприводов.
![Кран «Аист» производства «СММ»](/article/17495-podemno-transportnoe-oborudovanie-dlya-portov-i-terminalov/01.jpg)
Как и остальные модели ряда LHM/ LPS, кран LPS 420 E доступен в различной комплектации. Он подойдет для работы с насыпными грузами и контейнерами, а также c крупногабаритными и тяжелыми штучными грузами массой до 124 т. Кран комплектуется одной или двумя грузовыми лебедками мощностью 190 кВт каждая и может обрабатывать до 1200 т/ч за 30 рабочих циклов. Основные компоненты электропривода крана оснащены жидкостным охлаждением и снабжены теплообменниками. Система охлаждения замкнутого типа и теплообменник расположены на крыше поворотной платформы, поэтому отсутствует необходимость в системе создания избыточного давления в машинном отделении для предотвращения попадания пыли, что является преимуществом при работе в запыленных условиях. Приводы передвижения крана также оснащены электромоторами. Портальный кран LPS 420 E оптимизирован для сетей с напряжением от 380 до 460 В. Перепады напряжения компенсируются частотным преобразователем с активным фильтром производства Liebherr. Дополнительным преимуществом является возможность использования рекуперированной энергии во время пиковых нагрузок в сети. Компактный аккумулятор обеспечивает высокую емкость накопителя энергии, что позволяет подавать до 200 кВт в течение 15 секунд.
Чтобы повысить интенсивность перевалки угля и других навалочных грузов на территории Мурманского морского торгового порта, было принято решение расширить парк оборудования. Таким образом, к общему количеству поставленных российским потребителям электрических портальных кранов под маркой СММ, которое превышает 100 ед., в конце 2017 г. добавились еще два крана, которые отправились в Мурманск. Краны серии «Аист» с максимальной г/п 32 т при вылете стрелы 20 м и 20 т при вылете 32 м оборудованы современной системой видеонаблюдения с тремя камерами, которая передает данные о работе крана в реальном режиме на портовый сервер. Краны могут использоваться с угольными грейферами емкостью 9 м3. Производитель кранов – российская компания ЗАО «СММ». Она специализируется на проектировании, изготовлении, монтаже и сервисном обслуживании тяжелого грузоподъемного оборудования для портов, транспортных терминалов, верфей и промышленных предприятий.
![Кран серии «Аист» грузоподъемностью 32 т](/article/17495-podemno-transportnoe-oborudovanie-dlya-portov-i-terminalov/02f.jpg)
Новый шаг в развитии линейки продукции ЗАО «СММ» – портальный кран «Витязь» В-14. Грузовой момент у него на 25% выше, чем у предшествующих моделей серии и составляет 2000 тм. Это позволяет обрабатывать 40-футовые контейнеры на вылете стрелы до 40 м с помощью спредера. Два таких крана уже работают в Мурманском порту на терминале «Норникель». Сейчас специалисты компании занимаются разработкой новой концепции мобильного крана, основанной на применении электрических механизмов и приводов, без использования гидравлики. Это будет полностью электрический кран, включая привод, что должно будет, по замыслу разработчиков, повысить его надежность в условиях низких и сверхнизких температур.
«Технорос», еще одна российская компания, специализирующаяся на разработке перевалочного оборудования для портов, предлагает новые модели погрузочной техники. Машины из новых линеек «Зубр» (с шарнирно-сочлененной стрелой) и «Восход» (с прямой однозвенной стрелой) могут работать в крюковом и грейферном режимах. Опорно-поворотное устройство крана «Зубр» производства Rote Erde рассчитано на 6 600 000 циклов. Специализированная погрузочная машина «Кубань» для зерна разработана в ответ на рост спроса на данный вид техники. Машина имеет поворотную стрелу, что позволяет ей осуществлять загрузку на суда водоизмещением до 120 тыс. т на обе стороны причала. Машиной можно управлять из кабины оператора или с переносного пульта. Конвейеры для подачи зерна выполнены закрытыми, точки пересыпа оснащены аспирацией. Производительность машины достигает 1600 т/ч.
![Кран из новой линейки «Зубр»](/article/17495-podemno-transportnoe-oborudovanie-dlya-portov-i-terminalov/03.jpg)
Российские порты находятся вне магистралей мирового контейнерного оборота, тем не менее их комплексное развитие является стратегически важным для экономики страны. Формирование инновационной инфраструктуры морских портов открывает возможности для интеграции в современные транспортные потоки. От решения этой актуальной задачи зависит наращивание объемов внешней торговли, реализация транзитного потенциала России, развитие внутренних перевозок и экономики страны в целом.