Подъемно-транспортное оборудование для портов и терминалов

Состояние мировой экономики стабилизировалось и вернулось в устойчивое положение, причем положительная динамика охватывает все большее количество стран. На фоне увеличения объема торговли портовая отрасль демонстрирует рост грузооборота. Чтобы соответствовать этой тенденции, участникам рынка необходимо развивать инфраструктуру. Судоходные компании заменяют небольшие суда более крупными, так как это способствует повышению грузоподъемности и снижает себестоимость транспортировки. В свою очередь порты и терминалы должны уделять особое внимание улучшению сервиса и совершенствованию технологий обработки грузов.

Так, например, для повышения эффективности портового сервиса компания АО «Первый контейнерный терминал» (ПКТ) (г. Санкт-Петербург) в конце 2017 г. заказала 12 контейнеровозов-погрузчиков CSC 340 Kalmar (бренд принадлежит Cargotec Corporation). ПКТ – это один из крупнейших контейнерных терминалов России. В парке ПКТ уже есть техника этой же марки, в том числе портальные контейнеровозы, ричстакеры, штабелеры порожних контейнеров, вилочные погрузчики и терминальные тягачи.

Благодаря способности обеспечивать высокую скорость операций по обработке грузов, портальные контейнеровозы Kalmar заслужили доверие операторов в терминалах по всему миру. Эта техника характеризуется высокой производительностью и безопасностью. Контейнеровоз Kalmar грузоподъемностью (г/п) 60 т способен одновременно обрабатывать два контейнера и ставить до четырех контейнеров в высоту. Устойчивость обеспечивается с помощью системы, которая управляет скоростью, радиусом поворота, положением захвата контейнеров. Она же замедляет работу машины, если это нужно. Жесткая рама перегружателя без внешних крепежных элементов имеет обтекаемую форму. В просторной эргономичной звукоизолированной кабине оператору обеспечены комфортные условия работы: интуитивно понятный интерфейс системы управления и регулируемое светодиодное освещение. Опционально предусмотрена электрическая регулировка сиденья на 180°.

Liebherr LHM 420

Контейнеровоз может быть подготовлен для работы на автоматизированном терминале. Благодаря модульной конструкции помимо обычного дизель-электрического варианта заказчик имеет возможность получить полностью электрическую версию контейнеровоза Kalmar, где используется электропривод от высокотехнологичной батареи, которую можно заряжать буквально на ходу с помощью станции быстрой зарядки. Процесс занимает от 30 до 180 секунд при мощности 600 кВт. В случае необходимости в состав силовой установки может быть добавлен небольшой дизельный двигатель, позволяющий перемещать машину в пределах территории терминала. Гибридная версия позволяет сэкономить до 40% топлива по сравнению с традиционным дизель-электрическим приводом за счет применения системы рекуперативного торможения.

Перспективным направлением на ближайшие 3–5 лет в компании Kalmar считают также развитие производства автоматизированных тележек для перевозки контейнеров (AGV). Kalmar разработал первый AGV еще в 2007 г., но потом дальнейшее развитие было приостановлено в пользу концепции контейнеровоза-погрузчика. Возвращение на рынок AGV ознаменовалось запуском полностью электрический версии AGV с оптимизированным шасси, улучшенной производительностью и безопасностью. Автономная зарядная станция размещается в 20-футовом контейнере и может обеспечивать восьмичасовую зарядку. Цена AGV составляет 60–70% от цены контейнеровоза. Несмотря на то, что для обслуживания тех же маршрутов потребуется вдвое больше AGV, чем контейнеровозов, более низкие затраты на обслуживание компенсируют дополнительные капиталовложения.

Konecranes ARTG

Козловые контейнерные краны на пневмоколесном ходу (RTG) производства Konecranes обладают целым рядом преимуществ. Среди них можно выделить возможность наклона спредера за счет грузовой тележки с двумя механизмами подъема, прямой привод механизмов передвижения крана и тележки, активную систему контроля для предотвращения раскачивания и точного позиционирования груза в горизонтальной плоскости, пальцевые соединения в ходовых тележках и в креплении диагональных стяжек. Подъем груза массой 50 т происходит со скоростью 31 м/мин. Кран чувствует себя устойчиво даже на неровном покрытии терминала. Для удобства оператора обеспечен безопасный подъем на кран по жестко закрепленным наклонным лестницам.

В 2017 г. на «Контейнерном терминале Санкт-Петербург» начали работу три новых контейнерных крана Konecranes на пневмоколесном ходу. Новинка от Konecranes – кран BOXHUNTER оснащен кабиной, расположенной на уровне земли. Такая концепция для кранов RTG применена впервые. Традиционное расположение кабины на мосту крана обеспечивает хороший обзор сверху, но с использованием современных технологий видеонаблюдения и лазерного сканирования такое преимущество уже не очевидно. Оператору больше не нужно преодолевать десятки ступеней, чтобы попасть на рабочее место. Он попадает в кабину за считаные минуты, экономя таким образом рабочее время. Большая часть механизмов, отвечающих за ход тележки и подъем груза, также перемещена в нижнюю часть крана. Это сделано для облегчения обслуживания. Инновационная система противовесов позволяет компенсировать массу спредера, что уменьшает нагрузку при каждом подъеме примерно на 25%. Модульная конструкция крана позволяет доставить его на любой контейнерный терминал как обычный груз и быстро смонтировать на территории порта.

Boxhunter: оператору стало удобнее работать

В прошлом году на российском рынке зафиксирован рост экспорта угля. На этом фоне при существующей нехватке портовых мощностей растет интерес стивидоров к высокоэффективному оборудованию для перевалки сыпучих грузов. Чтобы соответствовать требованиям рынка, МТП Усть-Луга добавил в свой парк мобильный портовый кран Liebherr LHM 420 на пневмоколесном ходу с дизель-гидравлическим приводом. Приобретение техники состоялось в рамках модернизации перегрузочного терминала «Юг-2», которая предусматривает строительство трех новых комплексов для перевалки угля, минеральных удобрений и генеральных грузов и позволит увеличить его ежегодную производственную мощность до 20 млн т.

Liebherr LHM 420 разработан для эффективной перевалки сыпучих и штучных грузов. Максимальная грузоподъемность этого универсального крана составляет 124 т, максимальный вылет стрелы – 48 м. Кран поставляется с двумя двойными лебедками максимальной г/п 42 т каждая. Скорость подъема груза – от 0 до 120 м/мин. Полностью поворотные колесные группы ходовой части обеспечивают перемещение машины в любом направлении, передвижение «крабом» или разворот на 360°. Независимая подвеска каждой колесной группы способствует устойчивости и предотвращает перегрузку отдельных колесных групп. Количество колесных групп может меняться в зависимости от требуемой нагрузки на причал. Поставка машины в порт планируется в середине июля 2018 г.

Портальный кран Liebherr LPS 420 E

Три аналогичных крана Liebherr LPS 420, но на рельсовом портале уже более года эксплуатируются в Новороссийском морском торговом порту. Портальная конструкция крана LPS 420 была спроектирована индивидуально в соответствии с эксплуатационными требованиями ПАО «НМТП» с учетом погодных и климатических условий региона. Также при заказе крана есть возможность задать, например, колею портала, высоту просвета портала, нагрузку на катки и множество других параметров. Для защиты от столкновений на углах портала установлены амортизаторы и оптические датчики. Бесступенчатое изменение скорости во всем диапазоне регулирования и электронное управление ускорением и замедлением хода исключает рывки крана и груза, что в свою очередь уменьшает количество перегрузов и способствует большему сроку службы. Автоматическое регулирование выходной мощности, совмещение рабочих движений позволяет крану одновременно выполнять подъем груза, поворот и изменение вылета.

Кран Liebherr LPS 420 оборудован электросиловой установкой, опционально может быть установлен дизельный двигатель мощностью 750 кВт. В качестве расширения производственной линейки недавно впервые была представлена полностью электрическая версия данного портального крана. Это новейшая разработка группы компаний Liebherr в области электрических портовых кранов. Все основные рабочие функции крана, такие как изменение вылета стрелы, подъем и опускание груза, поворот и перемещение, осуществляются с помощью электроприводов.

Кран «Аист» производства «СММ»

Как и остальные модели ряда LHM/ LPS, кран LPS 420 E доступен в различной комплектации. Он подойдет для работы с насыпными грузами и контейнерами, а также c крупногабаритными и тяжелыми штучными грузами массой до 124 т. Кран комплектуется одной или двумя грузовыми лебедками мощностью 190 кВт каждая и может обрабатывать до 1200 т/ч за 30 рабочих циклов. Основные компоненты электропривода крана оснащены жидкостным охлаждением и снабжены теплообменниками. Система охлаждения замкнутого типа и теплообменник расположены на крыше поворотной платформы, поэтому отсутствует необходимость в системе создания избыточного давления в машинном отделении для предотвращения попадания пыли, что является преимуществом при работе в запыленных условиях. Приводы передвижения крана также оснащены электромоторами. Портальный кран LPS 420 E оптимизирован для сетей с напряжением от 380 до 460 В. Перепады напряжения компенсируются частотным преобразователем с активным фильтром производства Liebherr. Дополнительным преимуществом является возможность использования рекуперированной энергии во время пиковых нагрузок в сети. Компактный аккумулятор обеспечивает высокую емкость накопителя энергии, что позволяет подавать до 200 кВт в течение 15 секунд.

Чтобы повысить интенсивность перевалки угля и других навалочных грузов на территории Мурманского морского торгового порта, было принято решение расширить парк оборудования. Таким образом, к общему количеству поставленных российским потребителям электрических портальных кранов под маркой СММ, которое превышает 100 ед., в конце 2017 г. добавились еще два крана, которые отправились в Мурманск. Краны серии «Аист» с максимальной г/п 32 т при вылете стрелы 20 м и 20 т при вылете 32 м оборудованы современной системой видеонаблюдения с тремя камерами, которая передает данные о работе крана в реальном режиме на портовый сервер. Краны могут использоваться с угольными грейферами емкостью 9 м3. Производитель кранов – российская компания ЗАО «СММ». Она специализируется на проектировании, изготовлении, монтаже и сервисном обслуживании тяжелого грузоподъемного оборудования для портов, транспортных терминалов, верфей и промышленных предприятий.

Кран серии «Аист» грузоподъемностью 32 т

Новый шаг в развитии линейки продукции ЗАО «СММ» – портальный кран «Витязь» В-14. Грузовой момент у него на 25% выше, чем у предшествующих моделей серии и составляет 2000 тм. Это позволяет обрабатывать 40-футовые контейнеры на вылете стрелы до 40 м с помощью спредера. Два таких крана уже работают в Мурманском порту на терминале «Норникель». Сейчас специалисты компании занимаются разработкой новой концепции мобильного крана, основанной на применении электрических механизмов и приводов, без использования гидравлики. Это будет полностью электрический кран, включая привод, что должно будет, по замыслу разработчиков, повысить его надежность в условиях низких и сверхнизких температур.

«Технорос», еще одна российская компания, специализирующаяся на разработке перевалочного оборудования для портов, предлагает новые модели погрузочной техники. Машины из новых линеек «Зубр» (с шарнирно-сочлененной стрелой) и «Восход» (с прямой однозвенной стрелой) могут работать в крюковом и грейферном режимах. Опорно-поворотное устройство крана «Зубр» производства Rote Erde рассчитано на 6 600 000 циклов. Специализированная погрузочная машина «Кубань» для зерна разработана в ответ на рост спроса на данный вид техники. Машина имеет поворотную стрелу, что позволяет ей осуществлять загрузку на суда водоизмещением до 120 тыс. т на обе стороны причала. Машиной можно управлять из кабины оператора или с переносного пульта. Конвейеры для подачи зерна выполнены закрытыми, точки пересыпа оснащены аспирацией. Производительность машины достигает 1600 т/ч.

Кран из новой линейки «Зубр»
 

Российские порты находятся вне магистралей мирового контейнерного оборота, тем не менее их комплексное развитие является стратегически важным для экономики страны. Формирование инновационной инфраструктуры морских портов открывает возможности для интеграции в современные транспортные потоки. От решения этой актуальной задачи зависит наращивание объемов внешней торговли, реализация транзитного потенциала России, развитие внутренних перевозок и экономики страны в целом.