Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности компании

Советы юристов
Внешнеэкономическая деятельность компании выражается в осуществлении перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуального труда. Такая деятельность определенным образом регулируется государством и предполагает интеграцию экономики государства с мировой экономической системой. И конечно, такая работа предполагает применение набора инструментов бухгалтерского, таможенного и налогового учета и контроля.

Правовой формой реализации этой деятельности служат внешнеторговые контракты, являющиеся специфическим видом договора. Широко используются во внешнеэкономическом обороте транспортные, лизинговые услуги, а также услуги по международному туризму. В качестве примера также можно назвать договоры по экспорту или импорту продукции, договор о строительстве какого-либо объекта на территории иностранного государства. Кроме традиционных видов внешнеэкономической деятельности (обмен товарами, оказание услуг и т. д.) появляются и новые виды, такие как передача высокого качества телефонных, радио- и телевизионных сигналов с помощью спутников и кабелей, купля-продажа программ для электронно-вычислительных машин и баз данных, инновационных технологий.

При решении вопросов об организации внешнеэкономической деятельности компании необходимо опираться на общепризнанные методы правового регулирования международного оборота и определения объема прав и обязанностей субъектов данной экономической сферы.

Основными направлениями регулирования внешнеторговой деятельности являются, с одной стороны, содействие развитию международной торговли, что решается главным образом на международном уровне, с другой стороны – защита торговых интересов государства, субъектом экономической деятельности которого является сторона международного договора.

В настоящее время применяется три уровня регулирования внешнеторговой деятельности: международный, наднациональный и национальный. Международный уровень включает в себя взаимодействие государственных органов по определению порядка и условий осуществления экономической деятельности для тех или иных государств. Такой порядок закрепляется соответствующей конвенцией. Наднациональный уровень регулирования выражается в создании таможенных союзов государствами-участниками. Здесь регулирование осуществляется на основе международных договоров и решений комиссий таможенных союзов. На уровне государства действуют законы, кодексы, постановления правительства, указы президента, а также приказы министерств и ведомств.

Для регулирования внешнеторговой деятельности государства в основном используется тарифный метод. Может быть применен нетарифный метод, также возможны запреты и ограничения для обеспечения защиты граждан или безопасности государства.

Порядок осуществления внешнеторговой деятельности отечественными и иностранными лицами определен Федеральным законом № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»1 от 08.12.2003 г. Согласно ст. 53 этого закона виновные в нарушении правовых норм, контролирующих внешнеторговую деятельность, несут гражданско-правовую, уголовную или административную ответственность. Согласно данным статистики, наибольшее число правонарушений в области внешнеэкономической деятельности связано с нарушением Таможенных правил.

Главой 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях2 предусмотрено 24 состава правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), а также 4 состава преступления предусмотрено Уголовным кодексом РФ.

Для общего понимания можно привести такие правонарушения, как незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки; недекларирование либо недостоверное декларирование товаров; представление недействительных документов при совершении таможенных операций; несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений; несоблюдение таможенной процедуры; нарушение сроков уплаты таможенных платежей. Уголовный кодекс РФ предусматривает такие преступления, как невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей; уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации; совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов; уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.

Однако не стоит заострять внимание на всем спектре запрещенных законодательством деяний. Конечно, никто не застрахован от попадания в ситуации, при которых компания может обвиняться в правонарушениях, обладающих достаточно серьезной степенью общественной опасности и даже в совершении преступлений. Зачастую юридическую часть в организации внешнеэкономической деятельности компании составляет текущая работа по взаимодействию с контролирующими органами.

Так, к примеру, постановлением руководителя таможенного органа общество с ограниченной ответственностью «Витязь-Авто» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник общества обратилась в суд с жалобой об отмене постановления и прекращении производства по делу, полагая возможным применение положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, о малозначительности административного правонарушения, ссылаясь на то, что правонарушение было совершено обществом не вследствие пренебрежительного отношения к своим публично-правовым обязанностям и стремления извлечь выгоду, а в результате человеческого фактора, сопряженного с большим количеством обрабатываемой информации. Также указала, что на момент подачи декларации в таможенный орган на счете ООО «Витязь-Авто» находились денежные средства, покрывающие сумму недоимки, что, по ее мнению, свидетельствует о наличии у общества возможности своевременно оплатить стоимость НДС на один из товаров и отсутствии прямого умысла.

Кроме того, она указала, что в значительной части налог был уплачен обществом своевременно, выявленное нарушение было незамедлительно устранено и не нанесло вреда общественным и государственным интересам. Исследуя собранные по делу доказательства, суд установил, что данные, содержащиеся в отчетных документах общества были скорректированы до составления протокола об административном правонарушении и вынесения обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении. Кроме того, доначисления производились за счет списания со счета общества, на котором имелись авансовые платежи, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих платежей. Также сведения, указанные в декларации на товары, были внесены и представлены декларантом в таможенный орган, в котором была зарегистрирована декларация на товары, в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения указанного решения. Учитывая изложенное, Решением по делу № 12-1377/2016 Петропавловск-Камчатского городского суда постановление таможенного органа о привлечении общества к административной ответственности было отменено, а общество освобождено от административной ответственности3.

Кроме того, в практике нередко встречаются случаи, связанные с возбуждением производств о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в судебном порядке.

Так, главой 13 Таможенного кодекса Таможенного союза4 и главой 17 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»5 предусмотрено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика или его правопреемника. И исходя из обзоров судебной практики по применению норм Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» зачастую возникают случаи, при которых возврат таможенных пошлин, налогов по основаниям отзыва таможенной декларации, восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций производится при подаче соответствующего заявления не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих возврат.

Исходя их вышеприведенных норм, таможенные органы в случае пропуска данного срока возвращают заявления о возврате без рассмотрения. Однако участники внешнеэкономической деятельности обращаются в суды с требованиями обязать таможенный орган возвратить излишне уплаченные или взысканные таможенные платежи. И зачастую такие обращения имеют положительные решения. Следует также отметить положительный опыт обращения в суды к таможенным органам со спорами, связанными с обжалованием решений таможенных органов о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, спорами, связанными с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и (или) их должностных лиц при определении, заявлении и контроле таможенной стоимости, споры о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в связи с корректировкой таможенной стоимости.

Подводя итог, следует отметить, что экономическая и политическая ситуация в мире меняется достаточно динамично, и это обусловливает постоянное изменение нормативных актов, регулирующих внешнеторговую деятельность, в связи с чем профессионалы должны регулярно отслеживать изменения в этом законодательстве. Таким образом, правовое регулирование внешнеэкономической деятельности компании заключается в необходимости своевременного мониторинга действующего законодательства и неукоснительного его соблюдения. Кроме того, нельзя исключить случаи применения всего спектра правовых средств защиты интересов компании.


1Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 16 декабря 2003 г. № 232, в «Российской газете» от 18 декабря 2003 г. № 254, в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2003 г. № 50, ст. 4850.

2Текст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях опубликован в «Российской газете» от 31 декабря 2001 г. № 256, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (ч. I), ст. 1, в «Парламентской газете» от 5 января 2002 г. № 2–5.

3http://www.customs.ru/index.php?catid=36&id=20694&Itemid=2561&option=com_content&view=article

4Текст Кодекса опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 декабря 2010 г. № 50, ст. 6615.

5Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 29 ноября 2010 г. № 269, в «Парламентской газете» от 3 декабря 2010 г. № 63, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. № 48, ст. 6252.