Мусоровозы Farid на шасси с короткой базой годятся для работы в центре

Размер что надо (ч. 2)
Мусоровозы с задней загрузкой полной массой до 16 т

В предыдущем обзоре были представлены мусоровозы с задней загрузкой с большими кузовами. Теперь же поговорим о «середняках», то есть о машинах с кузовами от 6 до 14 м3 на двухосных шасси полной массой до 16 т.

                                   Часть 1          Часть 2

Средние мусоровозы с задней загрузкой конструктивно мало чем отличаются от своих «старших братьев» и фактически представляют собой их уменьшенные копии. Из этого следует их главное качество – аналогичная сила прессования отходов, позволяющая обслуживать сравнительно большое число контейнерных площадок. Малые же размеры означают возможность работать в городских центрах мегаполисов с их большим транспортным потоком, узкими проездами, обилием закрытых дворов с въездами под аркой. С другой стороны, в небольших городах и поселках перевозчику редко требуется мусоровоз с большим кузовом, а полигоны, как правило, находятся неподалеку, так что сбор и вывоз ТБО одной машиной с восьмикубовым кузовом вполне оправдан экономически.

Мусоровоз на современном шасси – залог чистоты городского воздуха

Низкая погрузочная высота также важна для провинции, там, где не проводится предварительный сбор мусора в контейнеры, а жильцы домов выходят к площадке по расписанию. Другой пример эффективного использования средних мусоровозов с задней загрузкой классической формы (не перегружаемых) – это уборка обочин дорог и улиц, не оборудованных тротуарами. Мусор естественного происхождения (опавшие ветки, листва) и человеческого (все, что выбрасывается на ходу из машин) предварительно собирают вручную в пакеты, которые оставляют на обочине. После их грузят или в самосвал, или в свободный от основной работы мусоровоз. Лучше же применять для этого специально занятый средний мусоровоз с задней загрузкой. Во-первых, он меньше создает помех для движения, во-вторых, мусор, собранный с обочины, не содержит специфической гниющей домашней органики, поэтому может отправляться на сортировку в пределах города, а на большие расстояния отходы будут выво­зиться машинами с большими кузовами уже с сортировочной станции. Так можно будет снизить расходы на уборку мусора, заодно организовав переработку стекла и пластика, сжигание бумаги и древесных отходов на МСЗ с получением тепла. Отучить бросать мусор из окна автомобиля все равно не удастся, нет такой страны в мире, где бы этого не делали, разница только в количестве неокультуренных граждан и в частоте уборки за ними.

С наличием шасси для средних мусоровозов классического типа конструкции у нас в стране не все так хорошо, как с шасси для мусоровозов с большими кузовами. Популярные в коммунальной сфере «зилки» и «газики», прямые потомки американских грузовиков конца тридцатых годов прошлого века, – нет, не устарели, они не могут устареть там, где нет развитой инфраструктуры, поэтому еще долго будут необходимы в глубинке. Проблема в том, что для кузова с мощной пресс-камерой и высокой степенью уплотнения они не подходят из-за своей небольшой грузоподъемности. Вот наглядный пример на продукции компании Kobit, которую выпускает у нас Арзамасский завод «Коммаш». Перегружаемый мусоровоз с кузовом объемом 8 м3 устанавливается на шасси КамАЗ-4308 полной массой 11,5 т, а кузов того же объема с классической пресс-камерой уже на КамАЗ-43255 полной массой 15,2 т.

Весь ассортимент отечественных машин фактически замыкается на КамАЗ-43255 и МАЗ-4381, который тоже можно условно причислить к отечественным. Конечно, несколько странно выглядят кузова шириной 2,25 и тем более 1,9 м на «КамАЗе», но что делать – выпускать свои «узкие» шасси высокой грузоподъемности у нас все равно не будут. К тому же для грузовиков марки «КамАЗ» сервис в стране развит широко, а габаритные размеры там, где пробок не бывает, не актуальны. Куда важнее наличие у мусоровоза хорошей «соковыжималки» в заднем свесе, которая позволит одной машиной с кузовом 8–14 м3 и собирать ТБО в городе, и вывозить их на полигон. Ну а для запруженных центров больших городов подойдут только импортные европейские и японские шасси, которые намного компактнее нашего «Газона», а рассчитаны не менее чем на 14 т полной массы. К тому же современные «среднетоннажники» отвечают более высоким экологическим стандартам, а для наших городов с их высокой степенью загазованности этот момент особенно важен. Мусоровозы ведь большую часть времени проводят внутри дворов, в непосредственной близости от жилья.

Мусоровоз с оборудованием Kobit 8 м<sup>3</sup> на шасси КамАЗ-43255 Мусоровоз с оборудованием Kobit 8 м<sup>3</sup> на шасси КамАЗ-43255

Все средние мусоровозы можно условно разделить на три группы. В первой – кузова шириной 2,5 м, компактности добиваются за счет снижения высоты – обычно кузов делают на уровне кабины или чуть выше. Этого достаточно, чтобы проезжать под арки. Кроме того, применяют шасси с короткой базой, с вынесенной вперед, как у автобусов, кабиной, чем обеспечивают увеличение маневренности мусоровоза. Вторая группа – кузова шириной 2,15–2,3 м для крепких «среднетоннажников» аналогичной ширины, и третья: кузова шириной 1,9–2 м, наиболее востребованные в стесненных условиях.

Задумывался ли кто-нибудь, сколько места для проезда оставляет паркующийся во дворе водитель? Да примерно по ширине своей машины ориентируется, оставляя коридор не более 2 м. Не будут ведь ради освобождения тесных дворов от ТБО каждый раз вызывать автоэвакуаторы...

В солнечной Испании не понаслышке знают, что такое работать в толчее бесконечных карнавалов, причем не стоять, как мы, по 6 ч в пробках, где уже не важно, какой размер у мусоровоза, а именно работать. Да и к исторической застройке времен Дон Кихота там отношение не в пример нашему. Неудивительно по­этому, что у компании Ros Roca в модельном ряду мусоровозов с задней загрузкой Olympus существует специальная серия под литерой N (Narrow – узкий), скрывающая под этим названием целую линейку кузовов шириной 2,23 м и с размером загрузочной ванны 1,6 м3. Модели полезным объемом 10,3; 11,3; 12,5; 13,6; 16,0; 18,6 м3 кодируются соответственно: OL-10N; 11N; 12N; 14N; 16N и 19N. Рассчитаны они на установку на шасси полной массой 16–18 т, модель 19N – 26 т. Еще меньше размеры у серии Mini, ширина кузова здесь всего 2 м, загрузочная камера – 1 м3. Четыре варианта объемом 6; 7; 8 и 9,6 м3. Важно отметить, что даже такой «малыш», как 6-кубовый мини-мусоровоз, не что иное, как уменьшенная копия большого мусоровоза серии Olympus, в нем тот же принцип конструкции, наружные цилиндры, высокая степень прессования отходов, бескаркасный кузов из низколегированных сталей. Все это позволяет даже в такие небольшие по объему мусоровозы собирать достаточное количество ТБО.

В соседней Италии что солнца, что районов исторической застройки не меньше, вот и компания Farid наряду с основной своей серией мусоровозов с задней загрузкой Т1 выпускает и «узкую» линейку T1S с шириной кузова 2,15 м, загрузочным бункером 2 м3. Такие мусоровозы сравнительно недавно начали предлагать потребителю в компании «Коминвест-АКМТ», в частности модель T1S-10 с кузовом 10 м3 для шасси полной массой 14 т. А вот мини-мусоровозы классической формы итальянцы не выпускают, ограничиваясь в этом классе перегружаемыми мусоровозами. Но уменьшение ширины – это не единственный способ построить компактный мусоровоз. В тесных центрах европейских городов работают, например, мусоровозы Farid обычной серии Т, шириной 2,5 м, но со сверхкоротким кузовом на специальных шасси.

Компактный мусоровоз Farid-T1S-10 с кузовом объемом 10 м<sup>3</sup>

Большой ассортимент средних мусоровозов с задней загрузкой классического типа предлагает компания «РГ-Техно». Строятся они в основном из кузовов Zoeller серий Mini и Mini XL. Шасси – двухосные, европейские, полной массой от 13 до 16 т. Всего в настоящий момент существует 6 готовых решений, расширение списка зависит непосредственно от потребителей, компания же в этой серии остановила свой выбор на кузовах относительно большого объема: 10–12 м3. Модели РГ-50.9 и РГ-50.11 на шасси Mercedes-Benz Atego 1318 массой 13,5 т и мод. 1523 массой 16 т соответственно. Емкость кузова – 9,5 и 10,8 м3. Ширина кузова РГ-50.9 – 2,15 м, загрузочная ванна емкостью 1,2 м3, эта модель единственная в ряду из серии Mini, у остальных кузовов ширина – 2,3 м, загрузочная ванна – 1,8 м3, серия Mini XL. У модели РГ-7Z на шасси MAN TGM 15.250, 4х2, масса 16 т, кузов 11 м3, у РГ-4Z на шасси Renault Midlum 240.16, 4х2, масса 16 т и РГ-30.12 на шасси Scania P230 HLP, 4х2, масса 16,6 т, кузов 12 м3. Все мусоровозы оборудованы универсальным кантователем для евроконтейнеров SK200. Кроме продукции марки Zoeller в компании «РГ» предлагают оборудование FAUN Variopress, кузов шириной 2,5 м, емкостью 12 м3 также можно отнести к средним мусоровозам. Устанавливается он на шасси Volvo FES полной массой 18 т. Загрузочная камера емкостью 1,8  м3, кантователь для контейнеров модели Zoeller SK356.

Мусоровоз РГ-50.9 с кузовом 9,5 м<sup>3</sup>

Сейчас один из самых компактных мусоровозов с задней загрузкой представляет на нашем рынке группа компаний «БэстТМ». Это мусоровоз серии МБВ 0703 на базе шасси Fuso Canter с шириной кузова 2,135 м, объемом кузова 7,0 м3 и загрузочной ванной 1,0 м3, оборудованный универсальным кантователем для всех типов евроконтейнеров. Мусоровоз способен перевозить более 3 т отходов, имеет оригинальный дизайн. В его стандартную комплектацию помимо всех необходимых штатных опций добавлены: камера заднего вида, цветной монитор, звуковой предупреждающий зуммер работы оборудования.

Мусоровозы МБВ с кузовом 7 и 17 м<sup>3</sup> Мусоровоз МБВ-0703 на шасси Mitsubishi Fuso Canter

В самой автомобильной стране мира, где даже индивидуальное жилье строят вокруг гаража, плохо представляют, что такое узкие европейские улицы, тем не менее спрос на компактные мусоровозы средних размеров там существует. С одной стороны – вездесущий мелкий бизнес. Существование там таких гигантов, как Waste Management™, не означает планомерного уничтожения малого и среднего бизнеса в сфере сбора и вывоза отходов. Ну а небольшие перевозчики смотрят в первую очередь на небольшие мусоровозы. С другой стороны, обслуживая частный сектор, останавливаясь у каждого домовладения, разгружая индивидуальные контейнеры объемом 120–150 л, а подчас загружая мусор вручную, не всегда за смену удастся полностью загрузить мусоровоз с большим кузовом. Или же в конкурентных условиях на каком-либо направлении может просто не оказаться достаточно клиентов для эффективной эксплуатации большого мусоровоза. Мы ведь часто видим, как у нас в один двор едет 20-кубовый мусоровоз одного частного предприятия, а в соседний – такой же большой другого. Вскоре они оба полупустые спешат наперегонки на полигон, распугивая попутных дачников. Не лучше ли в данном случае использовать средние мусоровозы с небольшим кузовом, но стандартной пресс-камерой с высокой степенью уплотнения?

Мусоровоз McNeilus серии M5

В продукции компании McNeilus к средним мусоровозам можно отнести серии MetroPak и M5. От тяжелых мусоровозов серии М2 MetroPak отличается более простым и легким кузовом. Толщина всех его стенок – 3,4 мм, меньше высота кузова (установленный на шасси «КамАЗ» он ненамного выступает над кабиной) и объем пресс-камеры (2 м3 против 2,3 м3). Как и у М2, ширина кузова у серии MetroPak – 2,5 м, материал – сталь марки AR 200, толщина днища пресс-камеры – 6,4 мм. Пресс-плитой управляют гидроцилиндры втяжного типа, и в целом сила уплотнения на 15% меньше, чем у М2. Меньшая степень прессования предъявляет и меньшие требования к конструкции кузова. У MetroPak меньше элементов усилителей, боковые стенки не прокатываются в овальную плоскость, а сгибаются несколько раз с образованием продольных граней, которые в свою очередь играют роль ребер жесткости. Для нашего рынка компания «Мега Драйв» выбрала кузов емкостью 13 м3 с установкой на шасси КамАЗ-43255; при 15,2 т полной массы и собственном весе кузова в 4,5 т на загружаемые ТБО остается около 5 т мусора. Но возможности прессования этого кузова позволяют загружать до 7,5 т мусора, поэтому компания «Мега Драйв» начала осуществлять монтаж кузова емкостью 13 м3 также на шасси КамАЗ-53605 полной массой 18,0 т, тем самым используя возможности этого кузова максимально эффективно.

«Мега Драйв»

Те, кто знаком с мусоровозами компании GeesinkNorba, наверняка найдут общие черты у кузовов этой марки и кузовов McNeilus серии М5. Секрет в том, что когда-то американская фирма выходила на скандинавский рынок, но не прижилась там по причине того, что в Европе слишком строгие требования к тому, чтобы мусоровозы были напичканы разнообразными электронными устройствами. У «американцев» же управление простое и понятное, без лишних кнопок. Кузов М5 бескаркасного типа с гладкими покатыми стенками с прямоугольной рамкой усилителей квадратного сечения по всем его граням. Усилитель передней рамки повторяет округлые очертания кузова, задняя скошена по направлению вперед (примыкает пресс-камера).

Оборудование обеспечивает степень уплотнения 1:6, полный цикл прессования осуществляется за 16 сек., разгрузка кузова занимает не более 13 сек. При емкости кузова 8,4 м3 у М5 приличный загрузочный бункер – 1,9 м3, ширина кузова – 1,9 м, длина (с пресс-камерой) – 5,3 м. На сегодняшний день в компании «Мега Драйв» освоили его установку на шасси КамАЗ-43255, МАЗ-4381, Hino 500. Мусоровоз может быть оборудован несколькими вариантами кантователей для мусорных «евробаков», гидравлической лебедкой для контейнеров большого объема. Стоит отметить, что McNeilus М5, как никакие другие мусоровозы, хорошо подходят для ручной погрузки, и не случайно в США они часто работают необремененными никакими погрузочными устройствами.