Мусоровоз серии Faun VarioPress

Размер что надо
Мусоровозы c задней загрузкой

В последнее время потребность в эффективных мусоровозах только возрастает. Проблема снижения затрат на вывоз ТБО становится актуальней день ото дня. Но эффективность – понятие относительное, ведь для разных условий работы нужен свой размер. Посмотрим, какие готовые решения есть сейчас на нашем рынке и поговорим сначала о больших кузовах объемом от 14 до 24 м3 на тяжелых дорожных шасси.

                                    Часть 1                 Часть 2

Рассматривать будем только мусоровозы с задней загрузкой, этот вид развивается сегодня самыми быстрыми темпами, заменяя работавшие с квадратными советскими баками объемом 0,75 м3 мусоровозы с боковой загрузкой. За счет более высокой степени прессования при одинаковом объеме кузова они позволяют грузить большее количество отходов, а также применять различные способы сбора: контейнеры 0,12–1,1 м3, 8-кубовые «лодочки», большие мусорные пакеты для ручной погрузки. Двухосное шасси КамАЗ-53605 и его аналоги других производителей полной массой до 20 т позволяют ставить кузов объемом до 16 м3. Снаряженная масса у них не превышает 7 т, оставляя на кузов и груз 13–14 т, которые они делят примерно пополам.

Бескаркасные кузова более легкие, они позволяют везти больше полезного груза, но, разумеется, актуально это там, где есть дорожные весы. И не только в отрицательном для перевозчика смысле штрафов за перегруз, но и в положительном, там, где оплата ведется с учетом массы вывезенных отходов. Бытовой мусор – материал неопределенной плотности, но допустимо принимать в расчет, что масса одного кубического метра спрессованных ТБО составляет примерно 500–600 кг, по­этому общая их масса в кузове 16 м3 потянет тонн на 8.

Тяжелые двухосные шасси маневренней и дешевле в эксплуатации, чем трехосные, а по сравнению с такими, как КамАЗ-65115, полная масса которых 25–26 т, перевозят ненамного меньше. По­этому можно признать мусоровозы 14–16 м3 на этих шасси очень удачным сочетанием, и совершенно логично, что такие модели есть в производственной линейке практически у всех производителей, работающих на нашем рынке. Для шасси полной массой 25–26 т подходят кузова объемом 18–20 м3, а для трехосных грузовиков увеличенной грузоподъемности полной массой 33 т возможна установка кузова объемом 21 м3 и более. В последнем случае главное – не переборщить, на длиннобазном шасси при загрузке 33 т легко перегрузить передний мост с вытекающими отсюда затратами на дорогостоящий ремонт и потерями от простоев.

McNeilus в США

Для больших кузовов объемом 24 м3 и свыше требуются шасси 8х4, к тому же практика показывает, что, работая в городской черте, не всегда удается полностью загрузить большой кузов за полсмены. Тогда приходится или везти его на полигон полупустой, или делать всего одну поездку в день. Кузова максимального объема хороши только в двух случаях. В первом случае – на сборе промышленных отходов или сортированных ТБО, где объем груза можно планировать. Во втором – при работе с перегружаемыми мусоровозами малого и среднего размера, которые собирают мусор во дворах, а выгружаются в большой мусоровоз, тот уже, в свою очередь, ходит на полигон два-три раза за смену. Выбор мусоровозов с задней загрузкой на шасси полной массой 20 и более тонн у нас на рынке, можно сказать, огромен. Остановимся на тех из них, которые появились сравнительно недавно, и на тех, что уже успели на рынке освоиться.

Начнем с молодого предприятия, организованного компанией «Мега Драйв», имеющей большой опыт работы с техникой в сфере вывоза и переработки отходов. С недавних пор здесь занимаются монтажом оборудования для сбора и вывоза мусора производства американской компании McNeilus на доступные шасси отечественных и зарубежных марок. США продолжают придерживаться английской системы мер, поэтому объемы их кузовов измеряются в кубических ярдах. Кузов серии М2 длиной (с хвостом) 6,6, шириной 2,6 и высотой 2,8 м предлагает 20 куб. ярдов полезного объема, или 15,3 м3. Для его установки подойдет любое шасси с шириной рамы не менее 760 мм и полезной длиной рамы 4,6 м. Общий вес этого гладкостенного кузова в сборе составляет 6 т, в зависимости от шасси он, таким образом, позволяет перевозить от 8 до 10 т мусора. За один рейс в него можно собрать содержимое до 100 евроконтейнеров объемом 1,1 м3, периодически добавляя туда и крупногабаритные отходы. В реальных условиях работы эта цифра может быть 100 и более контейнеров. Кузова McNeilus славятся во всем мире благодаря высокой силе прессования и крепкому кузову, не зря их зовут «соковыжималка» или «щелкунчик». Но по объективным причинам, просто потому, что 15-кубовый кузов короче, он является самым крепким в линейке мусоровозов McNeilus, и с ним можно безнаказанно делать то, что невозможно для кузовов других производителей. Масса 1 м3 спрессованных ТБО в кузовах McNeilus составляет примерно 650 кг.

Кузов сваривается из устойчивой к истиранию американской стали AR 200, стены и крыша толщиной 3,6 мм, дно – 4,8 мм, днище бункера и контактная (нижняя) часть прессующей плиты – 6,4 мм. «Некруглые» миллиметры, опять же, из-за английской системы измерений. В компании «Мега Драйв» уже освоена установка кузова 15,3 м3 на шасси КамАЗ-53605, Volvo FES, Scania P250LB, Ford Cargo, в ближайшей перспективе – МАЗ-5340В2, Isuzu FSR, Mercedes-Benz Axor 1824L, Hino 500. Таким образом, доступны все основные двухосные шасси полной массой 18–21 т, имеющиеся на нашем рынке. Кузов объемом 25 куб. ярдов (19,1 м3) весит 6,9 т и предлагается на исторически популярных в коммунальном хозяйстве КамАЗ-65115 и МАЗ-6312В9, а также на трехосном шасси Volvo серии FM 6х4 с полной массой 33 т и Scania серии P 6х2, сертифицированном на 29,5 т полной массы. Возможна установка на другие аналогичные шасси с полезной длиной рамы не менее 5,5 м. Однако то же европейское шасси позволяет устанавливать и более объемный кузов на 28 куб. ярдов (21,4 м3), поэтому на предприятии делают акцент именно на эти кузова. Девятнадцатикубовый кузов McNeilus на КамАЗ-65115 позволяет перевозить до 13,5 т отходов, а на Scania – до 14 т. Вряд ли 19 м3 бытовых отходов наберут такую массу, так что, приобретая мусоровоз на современном импортном шасси, выгоднее брать кузов 21,4 м3. Расчетная масса вывозимых отходов будет поменьше, так как этот кузов тяжелей на несколько сот килограммов, но для этого объема вполне достаточная. Она будет еще выше на шасси 6х4 с полной массой 33 т, например Volvo FM, Hino 700, КамАЗ-6520, МАЗ-6312.

Мусоровоз McNeilus на шасси Volvo FES с кузовом 16 м<sup>3</sup> от компании «Мега Драйв» Мусоровоз McNeilus на шасси Volvo FES с кузовом 16 м<sup>3</sup> от компании «Мега Драйв» McNeilus

У всех мусоровозов модели М2 объем загрузочной камеры – 2,3 м3, ширина проема – 2 м, удобное и простое управление краном гидрораспределителя, короткий цикл прессования. Для работы с евроконтейнерами предлагается несколько вариантов опрокидывателей: только для малых пластиковых баков, только для баков 1,1 м3, комбинированный для разных вариантов евроконтейнеров. Кстати, у компании «Мега Драйв» собственное производство оцинкованных контейнеров 1,1 м3 марки Meva (Чехия), расположенное в г. Петушки Владимирской области. Для разгрузки контейнеров большого объема на мусоровозах McNeilus предусмотрена установка гидравлической лебедки, а тем перевозчикам, которые привыкли работать с 8-кубовыми «лодочками», компания предлагает разработанный ее специалистами портальный погрузчик. Все кузова по умолчанию окрашиваются в белый цвет, что является своего рода признаком, указывающим на качество антикоррозийной подготовки и окраски кузовов марки McNeilus. На белом, как известно, дефекты проявляются после первой же зимы. При всех своих достоинствах цена американских мусоровозов ниже, чем их европейских аналогов. На сегодняшний день локализована сварка кузова-накопителя, а в перспективе, с развитием производства, когда не только сварка, сборка, монтаж и окраска, но и лицензионное изготовление кузовных деталей будут осуществляться на собственном производстве компании «Мега Драйв», цена может еще снизиться.

Напротив, старейшим предприятием, наладившим локализованное производство импортных мусоровозов, является группа компаний «РГ Техно» из г. Люберцы Московской обл. Благодаря ему отечественные коммунальщики приобщились к проверенным временем технологиям известных немецких марок Zoeller и Faun, и сегодня эти мусоровозы можно встретить не только в крупных городах, но и в провинции. Кузова Zoeller сваривают по классической каркасной технологии из качественных конструкционных сталей с применением в ответственных местах низкоуглеродистой стали марки Hardox и контролем качества сварного шва. Окраска кузовов проводится в специальной окрасочной камере с предварительной пескоструйной обработкой, что является залогом качества лакокрасочного покрытия. Белый цвет для мусоровозов Zoeller и Faun так же, как и для McNeilus, основной. Гладкостенные кузова задают сейчас определенный тон в мусоровозной моде, и для тех, кого смущает частокол из ребер жесткости на стенках, предусмотрена установка по бокам алюминиевых щитов. Они выполняют не только декоративную, но и практическую функцию – такие кузова легче мыть. Собственное производство РВД служит важным дополнением для выпуска мусоровозов, а большой опыт ремонта гидравлического оборудования и свой склад гидравлических комплектующих позволяют эффективно проводить гарантийное сервисное обслуживание.

Мусоровоз zoeller с лебедкой для разгрузки больших контейнеров Мусоровоз серии Faun VarioPress

Сегодня «РГ Техно» выпускает большое число сертифицированных моделей мусоровозов с задней загрузкой с оборудованием Zoeller и, кроме того, предлагает несколько машин компании Faun. На двухосных шасси до 21 т полной массой здесь устанавливают кузова 16 и 17 м3, с загрузочным бункером 1,8 м3, серии Zoeller Medium XL-S с универсальным загрузочным устройством для евроконтейнеров SK-200, позволяющим грузить мусор и вручную. На эти модели загружают от 7 до 8 т отходов или примерно 100 евроконтейнеров объемом 1,1 м3.

Универсальный кантователь SK-200 мусоровоза Zoeller

ЗАО «Коминвест-АКМТ» – известный отечественный поставщик различной специальной техники, в том числе и мусоровозов с задней загрузкой марки Farid. Это предприятие первым адаптировало современные итальянские мусоровозы к отечественным шасси ОАО «КАМАЗ», сделав их доступней для наших коммунальщиков, и сегодня, в первую очередь с помощью своих моделей серии Т1, продолжает обновлять устаревший парк машин для сбора и вывоза мусора. Кузова мусоровозов Farid изготавливаются по бескаркасной технологии из итальянской стали Fe510, боковые стенки выполняются из цельного листа, наружное расположение цилиндров пресс-камеры позволяет развивать высокое усилие прессования 6:1. На двухосное шасси КамАЗ-53605 и аналоги полной массой 18–21 т устанавливается кузов объемом 17 м3, с загрузочным бункером 2,0 м3, модель Т1МН-17. У него универсальный кантователь для евроконтейнеров, простое управление, также удобен для ручной загрузки.

Мусоровоз Farid на двухосном шасси

Для популярного коммунального шасси КамАЗ-65115 и его аналога МАЗ-6303 предусмотрен кузов объемом 19 м3, с бункером 2,8 м3, стандартным опрокидывателем для евробаков и портальным погрузчиком, модель Т1М-19. Полная масса мусоровоза – 25 т. На грузовые шасси повышенной грузоподъемности в ЗАО «Коминвест-АКМТ» устанавливают кузова объемом 23 (T1SM-23), а то и 25 (T1SM-25) м3! Доступен монтаж на КамАЗ-6520, МАЗ-6312, импортные шасси 6х4 и 6х2 полной массой от 26 до 33 т. Два варианта пресс-камеры с загрузочным бункером на 2,8 м3: с портальным погрузчиком и без него. Самый большой кузов объемом 27 м3 (T1SM-27) требует уже 4-осного шасси, в Европе обычно применяют модели с колесной формулой 8х2 до 32 т полной массы, они маневренны и нет риска перегрузить оси. Самые большие мусоровозы Farid целесообразно эксплуатировать в сочетании с перегружаемыми мусоровозами.

Среди большого ассортимента специальных машин компании ISP Group особого внимания заслуживают мусоровозы с задней загрузкой испанской компании Ros Roca серии Olympus для шасси полной массой 18 и более тонн. Их кузова производят по бескаркасной технологии из стали марок Domex 700, Weldox 700 и Hardox 400. Как и у всех других мусоровозов, упомянутых в этом обзоре, пресс-плита «испанцев» приводится в действие наружными цилиндрами, обеспечивая высокую степень уплотнения. Оригинальная форма загрузочного бункера обеспечивает самый короткий задний свес среди аналогов. Из широкой гаммы испанских мусоровозов для нашего рынка в ISP Group выбрали серию W (Wide) с шириной кузова 2,53 м. Для двухосных шасси полной массой 18–21 т предлагают модели OL14W и OL16W объемом соответственно 14 и 16 м3, с загрузочной ванной 1,6 м3. Требования к колесной базе шасси: 3,5–3,6 м для кузова 14 м3, 3,8–3,9 м для кузова 16 м3. На трехосные грузовики полной массой 26–33 т устанавливаются кузова объемом 19, 20, 21, 23 м3 с бункером для загрузки объемом 2,2 м3. Для них соответственно имеются требования к колесной базе шасси: 3,3–3,4; 3,5; 3,8–4,0; 4,1–4,2 м. Самый большой кузов объемом 27 м3 и с ванной 2,2 м3 устанавливается на 4-осное шасси с базой 3,16 м.

Много турецких компаний предлагают на нашем рынке современные мусоровозы с задней загрузкой с высокой степенью прессования ТБО. Партнер одной из них – компания «Тверькоммаш» сертифицировала и выпускает на шасси КамАЗ-65115 полной массой 25 200 кг машину с кузовом 18 м3, загрузочным бункером 1,5 м3, с индексом ТКМ-420.

Оборудование Hyva на шасси МАЗ от завода «Москоммаш» Кузов объемом 16 м<sup>3</sup> марки Hyva для двухосного шасси полной массой 18–21 т

Знаменитая во всем мире благодаря своему гидравлическому оборудованию голландская компания Hyva с помощью своего партнера – завода «Мос­коммаш» – предлагает оригинальный бескаркасный кузов объемом 16 м3 с бункером 1,5 м3. Модель HRC-15 устанавливается на двухосные шасси МАЗ-5340А5 и Scania P250LB и позволяет перевозить до 7 т отходов.