Экскаватор любит ласку – чистку и смазку
Смазка узлов и механизмов экскаваторов и других тяжелых карьерных машин
Колесные шарнирно-сочлененные самосвалы
Всё по-взрослому
Телескопические и прочие компактные подъемные краны
Канадская легенда о дорожном грузовике
История марки Hayes
Тягово-сцепные характеристики гусеничных бульдозеров
Нетривиальные вопросы
Зарубежные гусеничные гиганты для лесозаготовок
Обзор машины харвестерного типа
Аккумуляторы «залежались»
Спад на рынке АКБ
Диметиловый эфир (ч.4)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Земноводный автобус
Экскурсионные «амфибусы» голландской компании Dutch Amfibious Transport Vehicles BV (DATV)
Земная составляющая лунной программы
ЗИЛ-135Ш – транспортер-тяжеловоз для транспортировки крупногабаритных блоков ракетоносителей
Кому нужны эти КМУ?
Обзор российского рынка кранов-манипуляторов
 9
Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т

Что нас ждет? (ч. 1)

Утвержден Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств»

П. Бурьянов, к.т.н.

Этой публикацией наш журнал начинает новую серию статей, где мы поясним отдельные положения данного регламента, о том, какие документы отменят с его вступлением в силу и какие еще запланированы в этой связи изменения в законодательстве.

23 сентября 2010 г. вступает в силу Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» (далее – Регламент), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720 и опубликованный в «Российской газете» 23 сентября 2009 г. № 178.

До вступления в силу данного Регламента осталось около девяти месяцев. Казалось бы, это много, и читатели вправе задать вопрос: «А зачем вообще вы нам про это говорите сейчас, ведь впереди еще столько времени?», а на самом деле сроки поджимают, и вот почему. Регламент носит судьбоносный характер для всей автомобильной общественности. В нем тесно переплелись практически все сферы «жизни» автомобиля, от проектирования и изготовления до выпуска в обращение и всего цикла эксплуатации. Единственное, что не вошло в данный Регламент, это утилизация автомобиля. Огромное количество базовых действующих документов отменят.

Сам Регламент – это книга, со всеми приложениями объемом около пятисот страниц, прочитать которую само по себе не просто, а понять и разложить для себя всё по полочкам займет не один день. Каждый месяц мы будем публиковать статью, посвященную одному из разделов Регламента и событиям, которые происходят в связи с его введением.

    Россия живет не в вакууме, а тесно сотрудничает с другими странами и имеет перед ними ряд обязательств по этой теме, которые отражены в следующих международных договорах и соглашениях:
  • «Соглашение  о  принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/ или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний» (Женевское Соглашение 1958 г.);
  • «Соглашение о введении глобальных технических правил для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/ или использованы на колесных транспортных средствах» (Глобальное Соглашение 1998 г.);
  • «Соглашение о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров» (Венское Соглашение 1997 г.);
  • «Конвенция о дорожном движении» 1968 г. и «Европейское Соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожном движении» 1971 г.;
  • «Европейское Соглашение 1957 г. о международной дорожной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ);
  • «Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок» (Европейское Соглашение 1970 г. о перевозке скоропортящихся грузов – СПС).
    Эти договоры и соглашения подписаны нашей страной и должны выполняться в рамках взятых обязательств. Все российское законодательство построено с учетом этих документов. К основополагающим документам следует отнести:
  • Федеральный  закон  от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
  • Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
  • Федеральный  закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
  • Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

И следующим по статусу после всех указанных международных договоров и соглашений, а также федерального законодательства РФ следует обсуждаемый сегодня Регламент, который стал своего рода логическим продолжением «Системы сертификации механических транспортных средств и прицепов», которая берет свое начало с 1993 г., с утверждения тогда еще Госстандартом России, а ныне Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии «Системы сертификации механических транспортных средств и прицепов».

В Регламенте безопасность транспортного средства (ТС) делят на две основные составляющие – безопасность конструктивную и эксплуатационную. Регламент обусловливает показатели конструктивной безопасности, которые закладываются при проектировании. Показатели конструктивной безопасности проверяются при сертификации перед выпуском серийного ТС в обращение. О сертификации в Регламенте сказано немало, и этому будут посвящены отдельные разделы. Кроме серийного производства в Регламенте существует понятие «единичное изготовление». При эксплуатации Регламент предусматривает контроль за обеспечением надлежащего технического состояния, проверяя техническое состояние транспортного средства. В Регламенте прописано и понятие изменения конструкции ТС в процессе эксплуатации, а также отражены процедуры подтверждения соответствия компонентов ТС. О каждом из этих элементов будет отдельная статья.

Структурно Регламент состоит из пяти разделов (общие положения, требования безопасности, оценка соответствия, государственный контроль (надзор), переходные положения) и 19 приложений.

    С вступлением в силу Регламента утратят силу или значительно изменятся следующие правила и процедуры:
  • Правила по проведению работ в системе сертификации механических  транспортных средств и прицепов;
  • Правила проведения Государственного  технического осмотра ТС;
  • Порядок внесения изменений в конструкцию ТС;
  • Порядок оценки соответствия единичных ТС.

Значит, нас ждет целый ряд новых подзаконных актов, так или иначе связанных с вопросами, затронутыми в Регламенте. Уже сейчас ведется работа по разработке и новых ГОСТов, так как из них следует удалить все обязательные требования безопасности, вошедшие в Регламент, и оставить только те пункты, которые не содержат в себе требований безопасности.

К этому надо добавить и документы, которые сейчас разрабатываются для реализации Регламента. Так, например, в Регламенте приведены лишь требования безопасности, а методики испытаний отсутствуют, и их надо утверждать отдельным постановлением Правительства. Методик пока нет, но они обязательно должны появиться. Журнал «Основные Средства» будет информировать своих читателей.

ПРАКТИКА И СОВЕТЫ ИЗ ОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ТРАНСПОРТ Безопасность
П. Бурьянов, к.т.н. Основные Средства 01'2010 12 мая 2010

Комментарии (0)

Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com