Что нас ждет? (ч. 5)

Утвержден Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств»

Бурьянов П., канд. техн. наук, зам. руководителя «САМТ-Фонда»
 
 
 
 
 
 
 

(Окончание. Начало см. «ОС» № 1, 2, 5, 7, 2010 г.)

Мы уже рассказывали читателям о вступающем в силу 21 сентября 2010 г. специальном техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств» (далее – Регламент). В первой из этой серии статей была описана цель создания Регламента, основные нормативные документы, послужившие к его созданию, и его место в законодательной иерархии. Далее мы подробно описали структуру и область применения Регламента, процедуры подтверждения соответствия типов транспортных средств (шасси), особенности оценки соответствия транспортных средств (ТС), находящихся в эксплуатации. Таким образом, мы рассказали обо всех этапах жизненного цикла транспортного средства, которые предусмотрены в Регламенте.

Осталось рассказать еще об одном объекте подтверждения соответствия и предусмотренной для этого процедуре – это оценка соответствия типов компонентов ТС перед их выпуском в обращение.

Что такое компоненты транспортного средства? Регламент дает следующую дефиницию: «Компоненты транспортного средства – составные части конструкции транспортного средства». Естественно, что под это определение можно подвести абсолютно любую деталь, агрегат, узел, крепежный элемент и т. п., поэтому для конкретизации того, что именно считать компонентом, разработано Приложение № 1, раздел второй которого «Компоненты транспортных средств» дает полный и исчерпывающий перечень компонентов ТС, которые являются объектами технического регулирования. То есть если в данном перечне есть какая-то продукция, то она подлежит подтверждению соответствия. Если ее там нет, то данная продукция подтверждению соответствия не подлежит. Для удобства в данном перечне напротив каждого компонента указаны коды ОКП, к которым он относится.

Оценка соответствия компонентов не проводится для бывших в употреблении компонентов, а также для восстановленных, за исключением восстановленных шин. Перечень требований к типам компонентов ТС приведен в Приложении № 9 Регламента. Помимо технических требований в данном перечне имеется и возможная схема сертификации или декларирования. Описание этих схем приведено в Приложении № 19 Регламента.

Заявитель сам вправе выбрать схему сертификации из тех, что приведены в данном перечне, применительно к его продукции.

Как и в случае с транспортными средствами, в качестве заявителя может выступать либо изготовитель компонентов, либо его уполномоченный представитель, действующий от его имени. Однако в случае подтверждения соответствия партии компонентов, изготавливаемых за пределами Российской Федерации, заявителем может быть ее импортер. В этом случае предоставления полномочий от изготовителя не требуется.

Важным моментом является то, что изготовитель ТС или шасси имеет право на получение сертификата соответствия на оригинальные и поставляемые официальными поставщиками изготовителя транспортного средства (шасси) компоненты на основании положительных результатов оценки соответствия ТС (шасси). На компоненты, поставляемые в качестве сменных (запасных) частей для послепродажного обслуживания сертифицированного ранее ТС, возможно оформление сертификата на основании ранее выданного Одобрения типа транспортного средства или Одобрения типа шасси.

Важным условием оформления такого сертификата является наличие письма изготовителя ТС, подтверждающего, что изготовитель компонентов, поставляемых в качестве запасных частей, является поставщиком комплектующих для транспортных средств (шасси), либо декларации изготовителя компонентов, или декларации изготовителя компонентов, или его официального дилера о поставке их на сборочные производства транспортного средства (шасси), на которое выдано Одобрение типа транспортного средства (Одобрение типа шасси).

Это последняя процедура, которая предусмотрена Регламентом.

Что еще есть в Регламенте важного? Это два раздела – государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического Регламента и Переходные положения.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением установленных настоящим техническим Регламентом требований к находящимся в обращении транспортным средствам (шасси) и их компонентам осуществляет Росстандарт.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением установленных настоящим техническим Регламентом требований к находящимся в эксплуатации транспортным средствам на территории РФ осуществляет МВД РФ.

Выпущенные в обращение транспортные средства (шасси) или их компоненты считаются не соответствующими требованиям настоящего технического Регламента, если хотя бы одна характеристика, в отношении которой установлены требования, не соответствует этим требованиям или если конструктивные параметры не соответствуют зафиксированным в Одобрении типа транспортного средства (Одобрении типа шасси) или сертификате соответствия, или декларации о соответствии.

В случае выявления несоответствий Росстандарт уведомляет об этом изготовителя, заявителя и орган по сертификации, которые должны принять необходимые меры для устранения выявленных недостатков. В случае если Росстандарт сочтет принятые меры недостаточными, он может в судебном порядке потребовать отзыва конкретной партии транспортных средств (компонентов).

Переходные положения. Одобрения типа транспортного средства и сертификаты соответствия, оформленные в отношении транспортных средств и их компонентов до 21.09.2010 г., сохраняют свое действие до истечения срока, на который они были выданы.