Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.2)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
 1
Получение кубовидного щебня на отечественном оборудовании
Обзор дробилок отечественного производства
Преимущества горизонтально направленного бурения
Как снизить расходы при проведении земляных работ?
Мини-экскаваторы Kubota
 1
Экскаватор «среднего» класса. Что это?
Подход импортных производителей к классификации экскаваторов
Буровое оборудование для открытых горных работ
Обзор буровых станков
 1
Тяжелый металл (ч. 1)
Обзор рынка бульдозеров
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.3)
Восстановление шин
Обзор способов продлить ресурс шины
Курьер для опасного груза
Бензовозы
Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков
 4
Жизнь после жизни
Восстановление и утилизация автомобильных шин

Что нас ждет? (ч. 3)

Утвержден Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств»

П. Бурьянов, к.т.н.
Рис.1.
Рис.2.

Мы уже рассказывали о цели создания регламента «О безопасности колесных транспортных средств» (далее – Регламент), основных нормативных документах, положенных в его основу, и его месте в законодательной иерархии, подробно описали его структуру и область применения. В этой статье мы рассмотрим основные элементы Регламента.

(Продолжение. Начало см. в № 1, 2 «ОС», 2010 г.)

    Напомним, что Регламент распространяется на транспортные средства (ТС) и их компоненты. В нем приведены формы подтверждения соответствия с описанием необходимых процедур. С этой точки зрения в Регламенте ТС можно условно классифицировать следующим образом:
  • тип ТС. Подпадает под процедуру одобрения типа транспортного средства и применяется при выпуске в обращение, т. е. касается только новых ТС;
  • единичные ТС (заявляемые в индивидуальном порядке для подтверждения соответствия) при выпуске в обращение (новые и б/у). Подпадают под процедуру технической экспертизы конструкции;
  • единичные ТС (заявляемые в индивидуальном порядке для подтверждения соответствия), находящиеся в эксплуатации в неизменном виде. Проверка технического состояния;
  • единичные ТС (заявляемые в индивидуальном порядке для подтверждения соответствия), находящиеся в эксплуатации в случае внесения изменений в конструкцию ТС. Подпадают под процедуру технической экспертизы конструкции.

Основным из перечисленных видов проверки и объектов проверки, конечно, являются новые ТС. В настоящий момент все новые ТС подлежат процедуре одобрения типа ТС, которая регламентируется Правилами по проведению работ в системе сертификации механических ТС и прицепов (далее – Правила), утвержденными постановлением Госстандарта от 01.04.98 г. № 19 и зарегистрированными Минюстом 15.05.98 г. № 1522, введены в действие с 01.10.98 г., с Изменением № 1, утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.12.07 г. № 3453 (зарегистрировано Минюстом 20.12.07 г. № 10776).

Оценка соответствия типов ТС (шасси) осуществляется перед выпуском их в обращение и проводится в форме одобрения типа. Цель оценки соответствия – удостовериться в том, что представленные заявителем образцы транспортного средства (шасси) относятся к типу, заявленному для проведения оценки соответствия.

Оценка соответствия типов ТС в форме одобрения типа ТС осуществляется по алгоритму, приведенному на рис. 1, в следующем порядке:

1) в орган по сертификации подается заявка, в которой указываются наименование заявителя, его реквизиты, тип ТС, сведения о ранее выданных Одобрениях типа транспортного средства (далее – заявка). В отношении типа ТС может быть подана только одна заявка в один орган по сертификации;

2) орган по сертификации рассматривает в течение 15 дней представленные заявителем документы, принимает решение и заключает с заявителем договор на выполнение работ по оценке соответствия;

3) в аккредитованной в установленном порядке испытательной лаборатории проводят идентификацию представленных образцов ТС (шасси), их сертификационные испытания и оформляют протоколы, к каждому из которых прилагается составленное изготовителем и заверенное технической службой или аккредитованной испытательной лабораторией техническое описание;

4) орган по сертификации проверяет заявку и прилагаемые к ней документы, подтверждающие выполнение требований, установленных Регламентом в отношении типов ТС (шасси). Отсутствие документов, подтверждающих соответствие продукции какому-либо из указанных требований в отношении этой продукции, не препятствует подаче заявки и учитывается органом по сертификации при принятии решения;

5) орган по сертификации выдает сертификаты соответствия ТС отдельным требованиям;

6) орган по сертификации документально подтверждает применение изготовителем ТС методов производства и контроля, позволяющих обеспечить соответствие предназначенной для выпуска в обращение на территории Российской Федерации продукции требованиям настоящего технического Регламента;

7) орган по сертификации готовит заключение о возможности оформления Одобрения типа ТС (одобрения типа шасси) на основании выполнения подпунктов 3…5 данного порядка;

8) орган по сертификации оформляет Одобрение типа ТС (одобрение типа шасси);

9) назначенная в установленном порядке компетентная организация, выполняющая функции технического секретариата административного органа Российской Федерации в соответствии с Соглашением 1958 г. (далее – технический секретариат), проверяет правильность оформления Одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси);

10) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии рассматривает и утверждает Одобрение типа транспортного средства (одобрение типа шасси);

11) орган по сертификации осуществляет контроль за соответствием ТС требованиям настоящего технического Регламента в период действия Одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси).

    Следующей по значимости и массовости является оценка соответствия единичных ТС перед их выпуском в обращение (алгоритм приведен на рис. 2). Осуществляется после идентификации каждого транспортного средства в формах технической экспертизы конструкции ТС и его испытаний при необходимости. Проводится только в отношении полнокомплектных ТС. К таковым относятся:
  • подвергшиеся «тюнингу» до выпуска в обращение;
  • являющиеся результатом индивидуального технического творчества;
  • ввозимые в РФ в индивидуальном порядке;
  • выпускаемые в обращение из числа ранее поставленных по гособоронзаказу.

При этом техническая экспертиза конструкции ТС основывается на визуальном контроле соответствия требованиям технического Регламента.

В тех случаях, когда визуальный контроль не позволяет сделать заключение о соответствии или несоответствии ТС требованиям технического Регламента, проводятся измерения и (или) испытания.

(Продолжение следует)


Регламент специально для разграничения применяемых процедур вводит два понятия:

«выпуск в обращение» – переход ТС (шасси) или его компонентов от производства к обращению, а в отношении импортируемых ТС (шасси) и их компонентов – дата оформления документов, разрешающих их эксплуатацию на территории Российской Федерации;

«выпускаемые в обращение ТС (шасси)» – не находившиеся ранее в эксплуатации на территории РФ, изготовленные в РФ в условиях серийного производства и (или) в единичных экземплярах, или ввозимые на срок более чем 6 месяцев на территорию РФ ТС (шасси) независимо от объема ввозимой партии и даты выпуска, каковой является дата оформления паспорта транспортного средства (паспорта шасси ТС).

Вместе с тем сейчас на этапе рассмотрения замечаний и поправок к данному документу рассматривается и такая трактовка: «выпуск в обращение» – оформление регистрационного документа, разрешающего свободное обращение конкретного транспортного средства (шасси) или конкретной партии компонентов на территории РФ.


Изготовитель – лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси) или его компонентов с намерением выпуска их в обращение для реализации либо собственного пользования.

Заявителем при проведении одобрения типа изготавливаемых в Российской Федерации ТС (шасси) может быть зарегистрированный в соответствии с законодательством РФ и являющийся ее резидентом изготовитель, которому в установленном порядке был присвоен международный идентификационный код изготовителя транспортного средства, или представитель изготовителя, действующий от его имени.

Заявителем при проведении одобрения типа импортируемых в Российскую Федерацию ТС (шасси) может быть только представитель иностранного изготовителя, соответствующий критериям, предусмотренным п. 21 настоящего технического Регламента.

ПРАКТИКА И СОВЕТЫ ИЗ ОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ТРАНСПОРТ Безопасность
П. Бурьянов, к.т.н. Основные Средства 05'2010 7 мая 2010

Комментарии (0)