Что нас ждет? (ч. 3)

Утвержден Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств»

П. Бурьянов, к.т.н.
Рис.1.
Рис.2.

Мы уже рассказывали о цели создания регламента «О безопасности колесных транспортных средств» (далее – Регламент), основных нормативных документах, положенных в его основу, и его месте в законодательной иерархии, подробно описали его структуру и область применения. В этой статье мы рассмотрим основные элементы Регламента.

(Продолжение. Начало см. в № 1, 2 «ОС», 2010 г.)

    Напомним, что Регламент распространяется на транспортные средства (ТС) и их компоненты. В нем приведены формы подтверждения соответствия с описанием необходимых процедур. С этой точки зрения в Регламенте ТС можно условно классифицировать следующим образом:
  • тип ТС. Подпадает под процедуру одобрения типа транспортного средства и применяется при выпуске в обращение, т. е. касается только новых ТС;
  • единичные ТС (заявляемые в индивидуальном порядке для подтверждения соответствия) при выпуске в обращение (новые и б/у). Подпадают под процедуру технической экспертизы конструкции;
  • единичные ТС (заявляемые в индивидуальном порядке для подтверждения соответствия), находящиеся в эксплуатации в неизменном виде. Проверка технического состояния;
  • единичные ТС (заявляемые в индивидуальном порядке для подтверждения соответствия), находящиеся в эксплуатации в случае внесения изменений в конструкцию ТС. Подпадают под процедуру технической экспертизы конструкции.

Основным из перечисленных видов проверки и объектов проверки, конечно, являются новые ТС. В настоящий момент все новые ТС подлежат процедуре одобрения типа ТС, которая регламентируется Правилами по проведению работ в системе сертификации механических ТС и прицепов (далее – Правила), утвержденными постановлением Госстандарта от 01.04.98 г. № 19 и зарегистрированными Минюстом 15.05.98 г. № 1522, введены в действие с 01.10.98 г., с Изменением № 1, утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.12.07 г. № 3453 (зарегистрировано Минюстом 20.12.07 г. № 10776).

Оценка соответствия типов ТС (шасси) осуществляется перед выпуском их в обращение и проводится в форме одобрения типа. Цель оценки соответствия – удостовериться в том, что представленные заявителем образцы транспортного средства (шасси) относятся к типу, заявленному для проведения оценки соответствия.

Оценка соответствия типов ТС в форме одобрения типа ТС осуществляется по алгоритму, приведенному на рис. 1, в следующем порядке:

1) в орган по сертификации подается заявка, в которой указываются наименование заявителя, его реквизиты, тип ТС, сведения о ранее выданных Одобрениях типа транспортного средства (далее – заявка). В отношении типа ТС может быть подана только одна заявка в один орган по сертификации;

2) орган по сертификации рассматривает в течение 15 дней представленные заявителем документы, принимает решение и заключает с заявителем договор на выполнение работ по оценке соответствия;

3) в аккредитованной в установленном порядке испытательной лаборатории проводят идентификацию представленных образцов ТС (шасси), их сертификационные испытания и оформляют протоколы, к каждому из которых прилагается составленное изготовителем и заверенное технической службой или аккредитованной испытательной лабораторией техническое описание;

4) орган по сертификации проверяет заявку и прилагаемые к ней документы, подтверждающие выполнение требований, установленных Регламентом в отношении типов ТС (шасси). Отсутствие документов, подтверждающих соответствие продукции какому-либо из указанных требований в отношении этой продукции, не препятствует подаче заявки и учитывается органом по сертификации при принятии решения;

5) орган по сертификации выдает сертификаты соответствия ТС отдельным требованиям;

6) орган по сертификации документально подтверждает применение изготовителем ТС методов производства и контроля, позволяющих обеспечить соответствие предназначенной для выпуска в обращение на территории Российской Федерации продукции требованиям настоящего технического Регламента;

7) орган по сертификации готовит заключение о возможности оформления Одобрения типа ТС (одобрения типа шасси) на основании выполнения подпунктов 3…5 данного порядка;

8) орган по сертификации оформляет Одобрение типа ТС (одобрение типа шасси);

9) назначенная в установленном порядке компетентная организация, выполняющая функции технического секретариата административного органа Российской Федерации в соответствии с Соглашением 1958 г. (далее – технический секретариат), проверяет правильность оформления Одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси);

10) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии рассматривает и утверждает Одобрение типа транспортного средства (одобрение типа шасси);

11) орган по сертификации осуществляет контроль за соответствием ТС требованиям настоящего технического Регламента в период действия Одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси).

    Следующей по значимости и массовости является оценка соответствия единичных ТС перед их выпуском в обращение (алгоритм приведен на рис. 2). Осуществляется после идентификации каждого транспортного средства в формах технической экспертизы конструкции ТС и его испытаний при необходимости. Проводится только в отношении полнокомплектных ТС. К таковым относятся:
  • подвергшиеся «тюнингу» до выпуска в обращение;
  • являющиеся результатом индивидуального технического творчества;
  • ввозимые в РФ в индивидуальном порядке;
  • выпускаемые в обращение из числа ранее поставленных по гособоронзаказу.

При этом техническая экспертиза конструкции ТС основывается на визуальном контроле соответствия требованиям технического Регламента.

В тех случаях, когда визуальный контроль не позволяет сделать заключение о соответствии или несоответствии ТС требованиям технического Регламента, проводятся измерения и (или) испытания.

(Продолжение следует)


Регламент специально для разграничения применяемых процедур вводит два понятия:

«выпуск в обращение» – переход ТС (шасси) или его компонентов от производства к обращению, а в отношении импортируемых ТС (шасси) и их компонентов – дата оформления документов, разрешающих их эксплуатацию на территории Российской Федерации;

«выпускаемые в обращение ТС (шасси)» – не находившиеся ранее в эксплуатации на территории РФ, изготовленные в РФ в условиях серийного производства и (или) в единичных экземплярах, или ввозимые на срок более чем 6 месяцев на территорию РФ ТС (шасси) независимо от объема ввозимой партии и даты выпуска, каковой является дата оформления паспорта транспортного средства (паспорта шасси ТС).

Вместе с тем сейчас на этапе рассмотрения замечаний и поправок к данному документу рассматривается и такая трактовка: «выпуск в обращение» – оформление регистрационного документа, разрешающего свободное обращение конкретного транспортного средства (шасси) или конкретной партии компонентов на территории РФ.


Изготовитель – лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси) или его компонентов с намерением выпуска их в обращение для реализации либо собственного пользования.

Заявителем при проведении одобрения типа изготавливаемых в Российской Федерации ТС (шасси) может быть зарегистрированный в соответствии с законодательством РФ и являющийся ее резидентом изготовитель, которому в установленном порядке был присвоен международный идентификационный код изготовителя транспортного средства, или представитель изготовителя, действующий от его имени.

Заявителем при проведении одобрения типа импортируемых в Российскую Федерацию ТС (шасси) может быть только представитель иностранного изготовителя, соответствующий критериям, предусмотренным п. 21 настоящего технического Регламента.