«Ивановец»: возрождение

«ИМЗ АВТОКРАН» наращивает производство
6 декабря 2018 г. на Ивановском машиностроительном заводе «Автокран» прошла презентация проекта «Ивановец да Палех», призванная сообщить миру о возрождении знаменитой российской марки автокранов и возвращении «Ивановца» на рынок. Это вдвойне замечательно с учетом того, что в следующем году исполняется 65 лет со дня выхода первого автокрана с конвейера Ивановского завода. Мастера намного более знаменитого ивановского промысла – Палехской лаковой миниатюры – изобразили на крановых стрелах «Птицу Феникс» как символ возрождения. Может, не просто совпадение, что палехские художественные мастерские называются «Возрождение».

Возрождение завода началось с мая 2017 г., когда акционерами нового юрлица – ООО «ИМЗ АВТОКРАН» стали новые собственники. Это Игорь Николаевич Кульган, хорошо известный нам по «Группе ГАЗ». Второй акционер даже более известен в автомобильной и строительной отрасли – это Эрик Эберхардсон. Третий акционер – Рубен Абелович Аганбегян – финансист, инвестиционный банкир и топ-менеджер. В 2017 г. завод выпустил 367 автокранов, что составило 17,35% рынка. 78% производства пришлось на 25-тонные, 17% – на 16-тонные, остальное на 35- и 40-тонные краны. Все краны шли с овоидными стрелами. Это позволило к концу года рассчитаться с долгами по зарплате.

Акционеры в полном составе: Рубен Аганбегян, Игорь Кульган и Эрик Эберхардсон

Программа действий

Таким образом, с мая 2018 г. «ИМЗ АВТОКРАН» работает в новом составе, наращивает производство, активно набирает персонал и строит амбициозные планы. Ежедневно на местных телеканалах идет реклама о приеме людей. В ноябре 2018 г. приняли порядка 50 человек, за пять дней декабря приняли 21 человека. 70% набора идет из сотрудников, которые раньше работали на заводе. Сейчас на заводе работает уже 1000 человек, включая административный персонал.

2018 год акционеры закончат с объемом производства в 375 ед. автокранов. Программа 2019 г. предусматривает выпуск 779 ед., и в случае реализации этого плана «Ивановец» займет 36% рынка. В программу также входят запуск новых моделей, экспорт и некрановая продукция.

13-й сборочный цех. Сборка нижней рамы

В течение 2018 г. выпускали серийные 16, 25, 35- и 40-тонные краны. 35-тонный кран представляет собой облегченный 40-тонный. Городские краны «Бульдог» пользуются спросом, хоть и небольшим – выпускают примерно по 5 единиц в месяц. Завершен проект, и скоро будет представлен автокран на газобаллонном шасси, уникальный по ряду характеристик. Сейчас прорабатывается проект 32-тонного крана, который закроет разрыв в модельном ряду. И… в 2019 г. будет 50-тонный кран на автомобильном шасси. Заводское конструкторское бюро восстановлено, люди полны энтузиазма, так что «Ивановцу» будет чем нас удивить.

Шасси в основном, 75%, КАМАЗ, остальные – «Урал». С появлением «Урал NEXT» интерес к автомобилям из Миасса значительно вырос. МАЗ утратил былые позиции из-за проблем со снабжением запчастями и сервисом. Сегодня заказы на шасси МАЗ единичны. Что касается палехской раскраски, то с ней будут выходить образцы новой продукции. Для серийных кранов раскраску будут предлагать как опцию.

13-й сборочный цех. Подготовка стрелы к монтажу

Следующий важный пункт программы 2019 г. – это экспорт. Узок российский рынок, и если в 2013 г. рынок составлял более 5000 автокранов, то в 2017 г. – 2170 ед., в 2018 г. рост рынка составил всего 4%, в 2019 г. в лучшем случае рынок сохранит емкость, но вероятнее всего, он будет снижаться из-за общего ухудшения экономического фона. В этих условиях экспорт приобретает жизненно важное значение. «Мы с делегацией Ивановской области посетили Узбекистан, – рассказывает генеральный директор «ИМЗ АВТО­КРАН Игорь Кульган. – И как следствие этого визита, мы 5–10 единиц техники ежемесячно поставляем в эту республику. Мы рассматриваем Узбекистан как ворота в страны Средней Азии и Афганистан. Это только начало, думаю, объем будет расти, даже рассматриваем возможность локальной сборки, о чем просит узбекская сторона. Традиционно у нас есть еще страны бывшего Советского Союза: Армения, Молдова. Молдова в декабре купила две единицы. Белоруссия покупает немного, мы ведем диалог с Минским автомобильным заводом, чтобы глобально войти на эту территорию. Дальнего зарубежья пока не так много, как хотелось бы, но имея в составе акционеров г-на Эберхардсона, человека международного масштаба, и то, что он получил право создавать сеть Volvo в Африке, мы получаем возможность войти на африканский континент «на плечах» Volvo. Дальнее зарубежье – это вопрос того, чья сервисная сеть, чья элементная база шасси. Нам самим создавать сервисно-сбытовую сеть неразумно, дорого и сложно. Поэтому внимательно смотрим на страны, где исторически присутствовали «Урал» и КАМАЗ, иногда МАЗ. А более сложные, привлекательные рынки – это страны Африки, Филиппины, Индонезия, и с г-ном Эберхардсоном у нас может появиться возможность осваивать страны, где присутствует сервисная сеть шасси Volvo».

Сегодня производственные мощности завода загружены на 10–30%. Мощность производства овоидных стрел – 5000 ед. в год, когда весь рынок составляет 2100 ед. Поэтому важным пунктом программы становится дозагрузка производственных мощностей заказами, близкими к профилю предприятия. «Это все, что связано с различными шасси, со стрелами, например телескопический погрузчик и ряд других изделий, которые сейчас только импортируются, – поясняет Игорь Кульган. – Наша стратегия – в течение ближайших трех лет получать 50% доходов от некрановой продукции». Импортозамещение – это хороший, емкий и стратегически важный резерв, хотя и труднореализуемый.

Производство овоидных стрел

Программа не предусматривает возвращения на рынок КМУ, по крайней мере, пока. Этот сегмент плотно занят, и кроме того, чтобы на него вернуться, нужно решить проблему уголовного дела, возбужденного против прежней администрации по поводу сорванного оборонзаказа. Дело не закрыто, и перспектив пока не видно. А вернуть благосклонность оборонного ведомства необходимо на фоне такого низкого рынка. Для этого зарегистрировали новое юридическое лицо без иностранных граждан в составе учредителей. На новое юрлицо получают необходимые для работы с Министерством обороны лицензии.

Прежний «АВТОКРАН» славился бедственным положением с запчастями, сервисом и ремонтом. «Удивляюсь такому отношению, – говорит Игорь Кульган. – Запчасти – самый высокорентабельный продукт. Мы уделяем им первостепенное внимание. Запчасти – это маржинальность, восприятие качества сервиса и восприятие марки в целом. Мы даже намерены ввести такое положение, чтобы наиболее важные, востребованные позиции не могли переводиться из запчастей в производство, чтобы они всегда были в наличии, были доступны заказчику. Это важно».

13-й сборочный цех. Участок подготовки шасси
 

Таким образом, сегодня у «ИМЗ АВТОКРАН» есть акционеры, имеющие реальный, взвешенный план развития, есть большой опыт работы в машиностроении, есть энтузиазм, которым они заразили сотрудников завода. Пожелаем успеха новому коллективу и ждем интересных новинок на ближайшей выставке Строительной Техники и Технологий.