Испытательная площадка

Завод мобильных кранов XCMG

Компания XCMG – один из крупнейших поставщиков на мировой рынок мобильных кранов грузоподъемностью до 1600 т. В Сюйчжоу компания выстроила масштабный производственно-конструкторский комплекс, который продолжает развивать и расширять. Здесь разрабатывают и выпускают все типы кранов на колесном ходу: на специальных шасси автомобильного типа, на стандартных автомобильных шасси, а также короткобазные краны.

Продукция XCMG занимает половину рынка мобильных кранов Китая, и ее поставляют в 191 страну мира. В число крупнейших рынков входят Россия и Индонезия. В Бразилии построен завод, который собирает мобильные краны, погрузчики и другую технику из машинокомплектов для южноамериканского региона.

Самый большой мобильный кран грузоподъемностью 1600 т

Краткая историческая справка

У входа посетителя встречает автомобильный кран Q51, сборку которого начали в Сюйчжоу в 1963 г. Кран грузоподъемностью 5 т на шасси Jiefang (ЗИС-150) выпускали огромными тиражами и успешно эксплуатировали вплоть до 1980-х годов. Кран выполнил свою задачу, но он скорее был средством механизации погрузочно-разгрузочных работ, нежели строительным краном, а масштабное гражданское и промышленное строительство требовало мобильных кранов с лучшими грузовысотными характеристиками, и в 1976 г. завод начал производство гидравлического автокрана QY16 на полноприводном специальном шасси.

В марте 1989 г. заводы экскаваторов, автокранов, погрузчиков и научно-исследовательский институт объединили в первую в строительном машиностроении промышленную группу – XCMG Group, а в 1990 г. завод автокранов приступил к производству самого мощного в азиатском регионе внедорожного крана грузоподъемностью 160 т.

В 1990-е годы компания XCMG разрабатывала конструкцию, системы управления, технологию производства мобильных кранов – исключительно собственными силами, создавая оригинальные, защищенные патентами во многих странах конструкторские решения и системы.

Короткобазный кран XCR70_E грузоподъемностью 70 т с 45-метровой стрелой

Производство

Сегодня в производственно-конструкторском комплексе работают около 6000 сотрудников. В сезон продаж, который приходится на весну и лето, завод работает на полную мощность в три смены. Так, после локдауна в 2021 г. продавали по 4000 автокранов в месяц, а по итогам года продажи достигли 30 тысяч. Очевидна необходимость в увеличении площади комплекса которая, включая цеха, заводоуправление, институт краностроения, испытательные площадки, мойки и стоянки готовой продукции, составляет 1 млн м2. С этой целью приобретена дополнительная, примыкающая к основной территория.

Производство включает цех крановых стрел, цеха кранов грузоподъемностью от 12 до 80 т на автомобильных и специальных шасси автомобильного типа, цеха кранов грузоподъемностью от 80 до 300 т, цеха кранов грузоподъемностью от 300 до 1600 т и цех короткобазных кранов.

Опоры стрелы на линии сварки поворотных платформ

Минимальный такт сборочной линии – 25 минут для крана грузоподъемностью до 80 т, для кранов большего размера такт соответственно увеличивается. Для автомобильных кранов используют стандартные шасси XCMG. Для всех остальных моделей завод строит шасси автомобильного типа с числом осей от 2 до 10.

Краны оснащают телескопическими стрелами овоидного профиля. Стрела – главный элемент подъемного крана, поперечный овоидный профиль обеспечивает ей превосходные грузовысотные характеристики, необходимую жесткость при изгибе и скручивании и минимальную собственную массу. Полукороба секций стрелы формируют методом многократного гиба на мощных прессах. Затем полукороба сваривают друг с другом сварочными роботами, приваривают остальные конструктивные элементы, очищают, окрашивают и вместе с другими компонентами передают на сборочную линию. Компания XCMG сама производит гидроцилиндры, центральный коллектор, соединяющий гидросистемы шасси и поворотной платформы, а также системы управления, кабины шасси и крановой установки.

Сваренные металлоконструкции проходят очистку и окраску. Краны окрашивают в фирменный желтый цвет либо по желанию заказчика в любой другой цвет.

Линия роботизированной сварки поворотных платформ

Локализация кранов составляет от 90 до 100% в зависимости от региона назначения и пожеланий заказчика. Стальной прокат поступает с шанхайского металлургического комбината «Баошань», для производства стрел также используют шведскую высокопрочную сталь. Китайская металлургия не стоит на месте, разрабатывает и запускает в производство высокопрочные и другие марки стали с особыми свойствами и сегодня способна полностью заместить импорт. Но для комфорта зарубежных заказчиков в конструкции и комплектации крана могут использоваться импортные материалы, двигатели, агрегаты трансмиссии и гидропривода.

Как и для других заводов XCMG, для производства мобильных кранов характерен высокий уровень автоматизации и роботизации. Производственные посты компьютеризированы и включены в интеллектуальную производственную систему, контролирующую темп производства, уровень качества, обеспечение материалами и комплектующими. Таким образом, администрация может контролировать весь процесс, выявлять узкие места и совершенствовать технологию. Контроль качества проводят специальные сотрудники.

Собранные краны проходят программу статических и динамических испытаний на специальных испытательных площадках на территории комплекса. Статические испытания проводят с 25%-ным превышением номинальной грузоподъемности, динамические – с 10%-ным.

Сборка крана грузоподъемностью 1200 т для испытаний

Модельный ряд

Завод выпускает краны нескольких серий. Краны современных серий ХСТ и ХСА поставляют на российский рынок. Дорожные краны серии ХСТ грузоподъемностью от 25 до 130 т монтируют на 3, 4 и 5-осные шасси автомобильного типа с интегрированной опорно-ходовой рамой и оснащают стрелой длиной до 61 м и решетчатым гуськом. Некоторые модели, такие как XCT25L4_S, XCT25L5_S, XCT30_S и XCT70_S, выполнены в разрешенных ПДД габаритных размерах. Также в габарите выполнены 3-осные полноприводные краны грузоподъемностью 25 т.

Серия дорожных кранов ХСА грузоподъемностью от 60 до 1600 т представляет собой передовую грузоподъемную технику на многоосных шасси с интегрированной опорно-ходовой рамой, независимой гидропневматической подвеской, выдвижными опорами, обеспечивающими надежный опорный контур, мощным двигателем, автоматической трансмиссией и комфортабельной кабиной. На поворотной платформе установлена многосекционная стрела овоидного сечения. В зависимости от грузоподъемности крана решетчатый гусек, полный комплект противовесов и другое оборудование могут перевозиться отдельно. Крановые установки большой грузоподъемности оснащают собственным двигателем и Y-образной оттяжкой для увеличения грузоподъемности и жесткости стрелы, особенно при работе с гуськом.

Динамическое испытание крана грузоподъемностью 72 т

Серия короткобазных кранов XCR представлена моделями грузоподъемностью от 30 до 120 т с телескопическими стрелами овоидного сечения длиной от 35 до 50 м. Короткобазные краны востребованы на стесненных строительных и промышленных площадках, во многих случаях заменяя гусеничный кран аналогичной грузоподъемности, так как могут двигаться с грузом на крюке, работать в безопорной конфигурации, при этом оставаясь более мобильными.

Также продолжают пользоваться спросом, в основном на внутреннем рынке, дорожные краны предшествующей серии QY благодаря более доступной цене.

Это далеко не полный перечень выпускаемой заводом мобильных кранов продукции, тем более, что на 2024 г. запланирован вывод на международный рынок новой серии кранов.

Гибридный кран XCT25EV грузоподъемностью 25 т

Экологичные краны

Из-за атмосферно-климатических особенностей Китай подвержен туманно-смоговым явлениям, порожденным высокой влажностью, пылью и промышленно-печным дымом, которые не рассеиваются, а накапливаются в нижних слоях атмосферы. Эти явления особенно характерны для холодного времени года. Последние десятилетия правительство КНР уделяет особое внимание альтернативным источникам энергии, что дает ощутимые результаты: сегодня Китай лидирует в сегменте техники на электрическом приводе. Речь идет не только об электроскутерах и электромобилях, но и о тяжелых машинах – грузовиках, экскаваторах, погрузчиках, крановой технике.

Не остается в стороне и завод автокранов XCMG, который в течение многих лет успешно разрабатывает и выпускает крановую технику с гибридным приводом. Гибридные краны грузоподъемностью от 25 до 60 т строят на базе дизельных моделей и оснащают мощным электромотором для гидропривода, дизель-генератором и литий-ионной аккумуляторной батареей емкостью до 115 кВт.ч. Кран может работать в трех режимах: от дизельного двигателя, от аккумуляторных батарей и от внешней сети. Гибридные и электрические краны отличаются белой окраской с черно-голубыми вставками.

Стенд электросистемы 25-тонного дорожного крана для  обучения электриков

Учебный комбинат

Находящийся на территории завода учебный комбинат чрезвычайно важен для обеспечения эксплуатации такой сложной техники, как краны. Ежегодно здесь проходят обучение, переобучение и повышение квалификации более 2000 операторов кранов, сервисных инженеров и механиков с применением прогрессивных методов, а именно тренажеров и виртуальной реальности. Проводят обучение 14 опытных инструкторов.

Компанией разработаны тренажеры на весь модельный ряд кранов – несколько моделей, повторяющих органы управления крановой установкой. Програм­мное обеспечение единое для всех моделей тренажеров и переведено на языки всех стран, куда поставляют краны XCMG, в том числе на русский. Программы начинаются с базовых операций: выставление крана на опоры, работа с основной стрелой, работа с гуськом. Постепенно задания осложняются сменой погоды и времени суток, порывами ветра. Программа также включает игровые задания: налить вино в бокал, провезти груз по змейке, положить яйцо в подставку при боковом ветре.

Тренажер для обучения операторов

Для начального обучения сервисных инженеров и механиков разработали систему виртуальной реальности. Сейчас разработана программа для крана грузоподъемностью 1200 т, на который поступило максимальное количество запросов. Программа симулирует 30 основных ошибок подъема стрелы, лебедки, суперлифта, гуська, поворота платформы. Используя очки виртуальной реальности и джойстики, слушатель должен найти неисправное устройство, из-за которой возникла та или иная ошибка.

В помощь электрикам разработаны традиционные стенды электросистемы дорожного 25-тонного крана и внедорожного крана большой грузоподъемности, на которые также поступило больше всего запросов. На стенде имитируется неисправность, источник которой слушатель должен найти. Предусмотрены три уровня сложности. Стенды выглядят достаточно традиционно, тем не менее демонстрируют высокую эффективность обучения.

Система виртуальной реальности для обучения сервисных инженеров и механиков
 

Сегодня завод мобильных кранов XCMG – одно из крупнейших предприятий в этой отрасли, поставляющее на внутренний и международный рынок конкурентоспособную продукцию. Для российского рынка завод XCMG имеет особое значение, так как осталось не так много источников мобильных кранов грузоподъемностью более 50 т. Также важна доступность запасных частей, сервиса и обучения, которые обеспечивает официальный дистрибьютор – компания «СюйГун Ру» и ее дилеры.

Проектно-конструкторский корпус на территории завода мобильных кранов XCMG
компании из статьи
компании по теме статьи
компании из статьи
компании по теме статьи