Система B-SET подведена под балку крана

Демонтаж козлового суперкрана из прошлого

В 2021 г. ООО «ОКБ «Спецтяжпроект» (входит в ГК «Спецтяжавтотранс») выполнило уникальный проект по демонтажу козлового суперкрана на Балаковской АЭС. Уникальность проекта в том, что кран высотой 80 м и весом около 1000 т почти 30 лет простоял без движения, придя в аварийное состояние и грозя обрушением.

Предыстория крана

Огромный козловой кран высотой с 25-этажный дом участвовал в строительстве одной из крупнейших в Советском Союзе Балаковской АЭС в Саратовской области. На строительстве, начатом в 1980 г., использовали поточный метод: бригады, закончив работы на одном энергоблоке, переходили на следующий. Вместе с другой техникой от блока к блоку переставляли и козловой кран грузоподъемностью 380 т, который подавал конструкции для поярусного монтажа защитной оболочки, а затем купола энергоблока.

Демонтаж опоры крана

Первый блок АЭС запустили 28 декабря 1985 г., четвертый – 12 мая 1993 г. В 1992 г. остановили строительство пятого и шестого энергоблоков АЭС, и кран так и остался стоять на рельсовых путях у пятого энергоблока, постепенно ветшая. Предполагалось, что строительство будет продолжено после экологической экспертизы, чему до сих пор не было суждено случиться. Так балаковский кран стал достопримечательностью, без которой не обходилась ни одна фотография – настолько это сооружение возвышалось над окружающим индустриальным ландшафтом, поражая неуместностью и неэстетичным видом.

Использование опоры для придания конструкции поперечной устойчивости

Аварийная ситуация

За 30 лет коррозия из-за осадков и птичьего помета, толстым слоем покрывшим мостовую балку как снаружи, так и внутри, настолько подточила конструкцию, сварные швы и резьбовые соединения, что кран стал представлять опасность. Стихийное ли, управляемое ли обрушение было недопустимо из-за близости ядерных энергоблоков – любое сейсмическое воздействие влекло аварийную остановку реакторов АЭС. Поэтому требовалось демонтировать кран со всей возможной деликатностью. Кроме того, сборщики металлолома сняли с крана всё, что не было приварено, сделав невозможным даже теоретически передвижение крана по путям подальше от энергоблоков. Снять мостовую балку при помощи тяжелых гусеничных кранов не представлялось возможным из-за большой массы и длины балки и ее непредсказуемых деформаций.

Отрыв балки от основных опор

Таким образом, разборка этого гостя из прошлого стала представлять нетривиальную инженерную задачу, требовавшую безотлагательного решения. И эту задачу поставили перед ООО «ОКБ «Спецтяжпроект», которое объединило усилия с АО «АтомЭнергоРемонт».

Процесс демонтажа балки крана

Домкрат – сила

Специалисты «Спецтяжпроекта» располагают обширным опытом работы с крупногабаритными тяжеловесными и сверхтяжеловесными объектами, а также парком техники и специального оборудования для подъема и перемещения такого рода объектов, в том числе подъемно-транспортной системой B-SET грузоподъемностью 1600 т. Систему неоднократно применяли для подъема в монтажное положение и позиционирования атомного и нефтехимического колонного оборудования на фундамент.

Модульная самоподъемная система B-SET представляет собой универсальную конструкцию, способную, кроме того, поднимать и опускать тяжелые конструкции подобно домкрату. Роботы по демонтажу начались в июле 2021 г.

Балка крана на земле

Специалисты использовали B-SET как подпорку для верхней балки: так была повышена устойчивость конструкции в целом. Это позволило демонтировать суперкран небольшими элементами. Срезанная часть укосины крана была использована для дополнительной фиксации конструкции.

После этого специалисты отсоединили верхнюю балку – крепления со временем подверглись коррозии, пришлось резать сами опоры – и опустили балку на землю. Спуск занял два дня.

Полный демонтаж крана занял полтора месяца, и специалистам, работавшим наверху, пришлось несладко.

Демонтаж опоры крана

Работы проводили в самое знойное время: внизу, на земле температура доходила до 32–34 °С. Наверху же, в замкнутом пространстве металлоконструкций, был настоящий филиал преисподней, усугублявшийся невыносимым зловонием птичьего помета – за 30 лет на полу балки накопился слой органических удобрений толщиной 20–30 см. Из-за жары использовали тропический график – работы вели с 4:00 до 13:00, затем сиеста и при необходимости вторая смена с 18:00 до 22:00. Особенно тяжелым был подъем на 80-метровую высоту по лестнице в спецодежде и со снаряжением. После спуска балки дело пошло веселее – частями срезали опоры крана, поддерживая их 350-тонным гусеничным краном.

Финальная стадия – демонтаж опоры крана
 

Таким образом, был устранен опасный объект, нежеланная достопримечательность Балаково. Работы с кранами, а также работы по резке и демонтажу выполняли специалисты «БалаковоАтомЭнергоРемонта». ОКБ «Спецтяжпроект» отвечало за разработку всего проекта.

компании по теме статьи
компании по теме статьи