17.11.2016

«Уралвагонзавод» представил стратегию развития до 2025 года

НПК «Уралвагонзавод» меняет стратегию ведения бизнеса. В рамках диверсификации структуры госкорпорации к 2025 году будет создан бронетанковый холдинг международного уровня. Консолидированный объем выручки УВЗ приблизится к 300 миллиардам рублей, а прибыль – к 25 миллиардам. При этом компания распродаст часть своих активов и сконцентрируется на основном производстве. Для построения эффективной структуры управления УВЗ также сокращает должности директоров на местах и в 2017 году передаст руководство активами управляющей компании. Несмотря на приоритет в производстве танков и другой бронетанковой техники, УВЗ рассчитывает довести выпуск гражданской продукции своими предприятиями до 50% в общем объеме выручки.

АО «НПК «Уралвагонзавод» (100% акций в собственности Росимущества) презентовало стратегию развития до 2025 года. Утверждение основного для предприятий группы документа состоится на заседании совета директоров корпорации 22 ноября. Стратегия подразумевает создание диверсифицированного интегрированного холдинга, который в равной степени будет специализироваться на выпуске как гражданской, так и военной продукции. За счет реализации намерений компания рассчитывает ежегодно продавать свою продукцию почти на 300 миллиардов рублей, при этом размер чистой прибыли составит 24,5 миллиарда рублей, а рентабельность по ней вырастет на 6-8%.

Как отметил гендиректор УВЗ Олег Сиенко, в настоящее время руководство корпорации полностью выполнило указ президента России от 2007 года, сформировав НПК из разрозненных активов и стабилизировав финположение на входящих в объединение предприятий. «Сегодня это единый организм с высоким уровнем внутренней кооперации, в котором синхронизированы производственные процессы, финансово-экономическая и кадровая политика, инвестиции, снабжение и сбыт. На этом пути возникали трудности, были отдельные ошибки, но, несмотря на ухудшение конъюнктуры рынка гражданской продукции, резкое падение спроса на грузовые вагоны и внесение корпорации в санкционные списки, задача по построению бронетанкового государственного холдинга успешно выполнена», – описал текущее положение дел на УВЗ руководитель госхолдинга.

При консолидации бизнеса на балансе УВЗ оказалось большое количество непрофильных активов как социального, так и промышленного толка. Согласно разработанной стратегии, УВЗ избавится от всех непрофильных активов до 2018 года. При этом госкорпорация планирует сделать ставку на внутреннюю кооперацию. Доля внутригрупповых закупок составит 30% от общего количества.

«Уходить от непрофильных активов – это верное решение. Нужно уходить от советского прошлого, когда создавали целые города-предприятия. Тогда это было оправдано, страна в послевоенный период находилась в патовом состоянии. На предприятиях создавали свои садики, санатории, базы технического обслуживания, доходило до того, что даже были свои магазины. Но сейчас этот балласт тормозит развитие и эффективное построение бизнеса. Ни о какой конкурентоспособности на внешнем рынке речи идти не может, да и на внутреннем тоже», – считает военный эксперт, главред журнала «Арсенал отечества» Владимир Мураховский.

Для управления всеми предприятиями корпорации будет создана единая управляющая компания. Юридический статус она получит уже в 2017 году, ей будет передана функция единоличного исполнительного органа, который, в том числе, будет курировать финансирование предприятий группы, их стратегическое и инвестиционное развитие. В УК выделят 9 подразделений, которые будут вести существующие и новые бизнес-направления. На них полностью переложат ответственность за финансовые результаты предприятий компании. За счет централизации управленческих функций УВЗ рассчитывает сократить расходы на соответствующий персонал с 4% до 3,5%.

«Заводы не пострадают из-за того, что лишатся менеджеров на местах. Задача управляющей компании – обеспечить загрузку предприятий, а задача заводов – выполнение производственных и инвестиционных планов. Они наоборот выиграют от того, что у них будет гарантированная загрузка, будут ясны перспективы развития», – считает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.

По словам директора по стратегическому развитию УВЗ Дмитрия Школьного, корпорация в числе первых игроков оборонно-промышленного комплекса отреагировала на радикально изменившуюся внешнюю среду и разработала стратегию, предусматривающую автономное развитие и диверсификацию продукции с увеличением доли гражданского сегмента до 50% к 2025 году.

В части производства гражданской продукции компания не планирует концентрироваться только на железнодорожных вагонах. УВЗ рассчитывает к 2025 году производить 80% всех трамваев, выпускаемых на территории России (основной актив по производству трамваев – «Уралтрансмаш»). Кроме того, предприятие надеется восстановить вторую позицию на рынке гусеничных бульдозеров, выпуском которых в настоящее время занимается «ЧТЗ-Уралтрак» (Челябинск).

«Они планируют создать полноценный бронетанковый холдинг мирового уровня. Это спокойно коррелируется с задачей по гражданской продукции. Военное производство – высокотехнологичное, там сконцентрированы все передовые достижения и в оборудовании, и в материалах. Грех не использовать этот потенциал в производстве гражданской продукции, тем более что работа зачастую пересекается», – считает Виктор Мураховский. По его словам, примеры эффективной работы крупных промобъединений в выпуске гражданской и оборонной продукции широко распространены. Например, корпорация «Боинг» преуспела в обоих направлениях.

Мария Шароглазова, «Правда УрФО»