16.11.2016
Выставка автомобилей «IVECO-AMT», подготовленных к отправке потребителям

22-я годовщина создания компании «ИВЕКО-АМТ»

Визит представителей отраслевой специализированной прессы на завод «ИВЕКО-АМТ» в Миассе планировался на торжественное 20-летие предприятия. Но жизнь, как обычно, внесла свои коррективы, и делегация журналистов оказалась на заводе только в канун его 22-летия. Но посещение от этого нисколько не стало менее интересным.

Компания возникла 5 декабря 1994 г. как совместное предприятие АО «УралАЗ» и Iveco S.p.A и называлась тогда ООО «ИВЕКО-УРАЛАЗ». Знаменательно то, что сразу же было принято решение организовать не «отверточную сборку», а полноценное производство автомобилей европейского класса, и выпускать не копии итальянских грузовиков, а модернизированные автомобили, максимально соответствующие условиям эксплуатации в России - на Севере и в Сибири.

Сейчас, по прошествии 22 лет совершенно очевидно, что идея — приспосабливать грузовики Iveco к специфическим требованиям российских потребителей и условиям эксплуатации в России, была абсолютно верной и стала основой успеха компании «ИВЕКО-АМТ». Оригинальные автомобили «Урал-Траккер» должны были комплектоваться шасси Trakker грузоподъемностью 24 т, двигателем мощностью 370 л.с. и кабинами серии TurboTech.

Одной из целей организации совместного предприятия было получение «УралАЗом» новых западных технологий автомобилестроения, и эта была достигнута. Нельзя не отдать должного компании Iveco, она много сделала для создания современных производственных мощностей в Миассе. Были переданы мощные прессы Erfurt с усилием до 1000 т и 725 штампов для производства деталей кабины, оборудование для сварки кабин. Линия окраски кабин впервые в грузовом автомобилестроении России была оснащена установкой катафорезного грунтования. Из работавших в мире на тот момент 63 подобных установок миасская занимала третье место по производительности. В целом объем поступившего из Европы оборудования сопоставим с тем, что был перевезен в Миасс во время войны при эвакуации завода ЗИЛ.

Производство было успешно запущено и в конце марта 1997 г. состоялась презентация первой опытно-промышленной партии автомобилей «Урал-Траккер». Однако тяжелая экономическая обстановка в стране, а также снижение ввозных пошлин на новые грузовики при высоких пошлинах на ввоз компонентов, не способствовали развитию молодого перспективного предприятия, у потенциальных покупателей просто не было денег, а руководство по-старинке ждало от правительства помощи в получении заказов. Стало ясно — предприятие не выживет, если не поменять стратегию деятельности.

Директор "ИВЕКО-АМТ" Владимир Новик

В 1998 г. директором становится 35-летний Владимир Новик, возглавлявший до этого группу разработчиков, проектировавших «Урал-Траккер». Молодой руководитель предложил ряд новых подходов: во-первых, все топ-менеджеры предприятия стали активно ездить по компаниям, работающим на Крайнем Севере, Сибири и Дальнем Востоке, рассказывая о достоинствах грузовиков «Урал-Траккер», благодаря этому появились первые заказы от лесозаготовителей Дальнего Востока и нефтяников Западной Сибири. Во-вторых, Новик предложил отказаться от сборки одинаковых автомобилей в утвержденной комплектации, как делалось на всех автозаводах СССР, а вместо этого создавать на базе IVECO Trakker специальные конфигурации с учетом индивидуальных требований каждого заказчика, чтобы автомобиль максимально соответствовал его задачам и условиям эксплуатации — в нефтегазовой, лесозаготовительной, строительной и других отраслях.

Для этого усиливались мосты, ужесточалась подвеска. Для работы в условиях Крайнего Севера на грузовики начинают устанавливать системы обогрева двигателя, аккумуляторных батарей и топливозаборника. Грузовики «Урал-Траккер» фактически стали специализированным продуктом, удачно заняли нишу, работать в которой крупным производителям не выгодно. Список опций, которые предприятие предлагает заказчикам, продолжает расширяться до сих пор.

В 2001 г. правопреемник «УралАЗа» Автомобильный завод «Урал» вошел в состав холдинга «РусПромАвто». С этого момента ООО «ИВЕКО-УРАЛАЗ», и АЗ «Урал» начинают развиваться независимо друг от друга.

В 2004 г. в работу запускается новый сварочный цех, в нем была освоена сборка более комфортных и современных кабин новой серии Stralis, на которые производство перешло в 2005 г. Благодаря этому облик автомобилей «ИВЕКО-УРАЛАЗ» стал соответствовать внешнему виду грузовиков Iveco, выпускаемых в Европе.

В 2006 г. запущена линия по сварке самосвальных кузовов и других надстроек, поскольку предприятие не устраивало качество самосвальных платформ от сторонних изготовителей. В новом кузове удалось довести прогреваемую поверхность до 67 % площади пола. Новая самосвальная платформа блестяще зарекомендовала себя в эксплуатации в северных условиях.

7 апреля 2009 г. ООО «ИВЕКО-УРАЛАЗ» получило современное название ООО «ИВЕКО-АМТ». Ребрендинг был необходим, чтобы у потребителей не складывалось ложного впечатления, что грузовики предприятия — это «тот же «Урал», только с итальянской кабиной». Теперь наименование прямо указывало основу, на которой созданы автомобили, а аббревиатура АМТ означает «Автомобили-Миасс-Турин». В том же году налажено производство площадок-надстроек для перевозки лесного сортимента, а также платформ-контейнеровозов.

Усилия заводчан привели к тому, что к 2009 году потребители регионах Сибири и Дальнего Востока, которым были нужны автомобили 6х6, в основном стали приобретать грузовики «ИВЕКО-АМТ».

27 июня 2011 г. состоялась церемония открытия нового автосборочного корпуса АСЦ-2 площадью 12 000 м2. Благодаря расширению производственных площадей, дополнительно в 2011 г. было освоено новое направление — сборка магистральных грузовиков Iveco Stralis. В 2012 г. к ним добавилось производство среднетоннажных автомобилей Iveco Eurocargo. Запуск новых технологических мощностей позволил ООО «ИВЕКО-АМТ» расширить на освободившихся площадях АСЦ-1 производство различных надстроек — самосвальных кузовов, контейнеровозных платформ, сортиментовозных, трубоплетевозных площадок и другого оборудования.За последние годы предприятие прошло полное техническое перевооружение. Объем инвестиций в модернизацию производства ООО «ИВЕКО-АМТ» превысил 1 млрд руб.

Нынешнее производство и модельный ряд

В настоящее время производство автомобилей на «IVECO-AMT» ведётся по полному циклу, начиная с разработки конструкторской документации. Все автомобили создаются по требованиям и под технологии конкретных заказчиков, все приспособлены для работы в тяжелых дорожных и эксплуатационных условиях. Более 80% автомобилей выпускается на базе Trakker, остальные — Eurocargo, периодически выпускаются магистральные грузовики на базе Stralis.

План завода и площади отдельных цехов

Шасси изготовливаются начиная с рамы, это очень удобно для установки надстроек — рама может быть идеально подготовлена под монтаж спецоборудования. В 2014 г. был введен в строй листогибочный пресс с усилием 880 т, на котором могут изготавливаться детали длинной до 8,2 м и толщиной до 20 мм.

В конструкции автомобилей «ИВЕКО-АМТ» устанавливаются усиленные передние мосты Kessler и Raba грузоподъемностью (г/п) 10 т, Raba г/п 11,5 т, различные варианты раздаточных коробок, в том числе ZF с отключаемым передним мостом, автоматические коробки передач Allison, реактивные тяги повышенной мощности с усиленными резинометаллическими шарнирами, различная ошиновка, дополнительные защитные детали, буксирные приспособления и другие опции.

По мере развития компании производственные площади увеличились более, чем в 10 раз: с 30 тыс м2 в 2000 г. до 393 тыс м2 в 2016 г.

Кабины и спецнадстройки свариваются и окрашиваются. В 2014 г. сдан в эксплуатацию новый цех сборки, сварки и окраски кабин из комплектов CKD (мелкоузловая сборка из отдельных деталей). Мощность — 3000 кабин в год при работе в одну смену. На линии сборки имеется 2 стапеля для кабин Trakker и один стапель — для сборки кабин Eurocargo. В цехе установлена единственная в России современная линия окраски кабин с применением технологии катафорезного грунтования, благодаря которой осуществляется антикоррозийная обработка кабин. Используются импортные материалы. Линия катафорезного грунтования построена фирмой из Словении SOP International, технология полностью автоматизирована, мощность 5000 кабин в год, позволяет выполнять обработку любых деталей, проходящих по размерам, не только кабин. Благодаря применению новой технологии антикоррозийной обработки срок гарантии от сквозной коррозии смогли увеличить с 6 до 12 лет.

Линия катафорезаОкрасочная камераОкрасочная камераСборочная линия

Технические специалисты Iveco раз в 1,5-2,0 года проводят аудит технологий изготовления и сборки автомобилей на заводе «ИВЕКО-АМТ».

Мощность участка изготовления надстроек — 1000 самосвальных кузовов в год. Здесь установлены гильотинные ножницы, способные резать металл толщиной от 1,0 до 20 мм, имеется установка лазерной резки. Сварка металлоконструкций в среде защитного газа выполняется итальянскими полуавтоматами.

Участок изготовления надстроек

Кроме самосвальных на участке изготавливают надстройки сортиментовозные, контейнеровозные, трубоплетевозные, и под седло седельного тягача, пожарные надстройки и т. д. Устанавливают цистерны, мусоровозы. Благодаря этому автомобили получаются дешевле, чем у конкурентов. Всего на шасси автомобилей «ИВЕКО-АМТ» монтируются более 400 вариантов различной спецтехники.

Монтаж надстройки сортиментовоза

Производственные мощности рассчитаны на выпуск 5000 автомобилей в год (при работе в две смены). В настоящее время производственные мощности завода загружены всего на 15% от полной мощности.

Нужно заметить, что продукция «ИВЕКО-АМТ» - не массовая, нишевая, что имеет для предприятия свои преимущества и недостатки. Очевидно, что масштабов выпуска в сотни тысяч единиц предприятие достигнуть не может в силу ограничегнного спроса на его специфическую продукцию Для того, чтобы обеспечить рост и расширение выпуска заводчане идут путем увеличения ассортимента производственной линейки. В составе модельного ряда 2016 года автомобили «IVECO-AMT» с дизельными, газодизельными и чисто газовыми (сжатый метан) двигателями.

На базе грузовиков среднего класса Eurocargo выпускаются автомобили с колесными формулами 4х2, 4х4, 6х4, 6х6. Из автомобилей Eurocargo 4х4 путем добавления моста и раздаточной коробки изготавливают автомобили с колесной формулой 6х6, а из Eurocargo 4х2 делают 6х4. Модельный ряд спецтехники на базе полноприводных шасси IVECO-AMT Eurocargo 4х4 и 6х6 за последние годы значительно расширился, потребителям реализовано несколько десятков различных вариантов спецтехники: вахтовые автобусы, мастерские, буровые установки, дорожные машины, экскаваторы.

Автомастерская IVECО-AMT 473920 на шасси Eurocargo (4х4)

Нефтяные компании заказывают самые мощные в мире пожарные машины с насосами производительностью 100 и 150 л/сек, выполняющие на нефтеперекачивающих станциях функции пожаротушения и охлаждения резервуаров. Ввиду сложности техзадания только завод «ИВЕКО-АМТ» взялся выполнить все требования заказчика и изготовить такие машины. Пожарная машина может одновременно подавать и воду, и пену, сзади имеется 5 патрубков для закачки жидкости из других емкостей или водоема. Машина способна работать при отрицательных температурах до -55ºС. Такие машины уже успешно эксплуатируются во многих регионах.

Сборка пожарных машинСборка пожарных машинСборка пожарных машин

Пожарная цистерна АЦ6,0-100 (Trakker) 6х6, разработанная в полном соответствии с требованиями ОАО «АК «Транснефть». Вместимость цистерны для воды составляет 6000 л, вместимость с баком пенообразователя 1000 л, подача насоса составляет 80-120л/с, дальность струи лафетного ствола составляет 80м.

Пожарная цистерна АЦ6,0-100 (Trakker) 6х6

По заказу МЧС заводом создан уникальный автомобиль с реверсивным движением — так называемый «Тяни-толкай» с возможностью управления из двух кабин, предназначенный для работы в туннелях, где нет возможности развернуться. При реализации этой конструкции инженерам «ИВЕКО-АМТ» пришлось решить немало хитроумных технических задач.

"Тяни-толкай" для МЧС

Интересной разработкой является экскаватор-планировщик IVECO-AMT 493920 на шасси Eurocargo с колёсной формулой 6х6 в газодизельным исполнении. Впервые на шасси установлена экскаваторная надстройка фирмы «Святовит» (Беларусь), это современная модель экскаватора с ковшом ёмкостью 0,63 м3 и глубиной копания до 6,8 м. Аналогов такого автомобиля в настоящее время нет. Шасси Iveco Eurocargo в трёхосном исполнении полной массой 21 т и с оригинальной подвеской,изготавливаются только на «ИВЕКО-АМТ», что значительно расширяет его монтажные возможности. Есть еще и вариант с пневмоподвеской. Установка комбинированной системы питания двигателя позволяет замещать до 40% дизельного топлива метаном, тем самым увеличивая пробег автомобиля без дозаправки и значительно сокращая расходы на ГСМ. Емкость бака под дизтопливо составляет 285 л.

Экскаватор-планировщик IVECO-AMT 493920

Также собираются развозные фургоны Eurocargo с двигателем на сжатом газе, разработанные Iveco.

На базе грузовиков тяжелого класса Trakker выпускаются автомобили с колесными формулами 4х2, 4х4, 6х6, 6х4. Оригинальные автомобили Trakker 6х4 и 6х6 имеют полную массу до 41 т. Но на «ИВЕКО-АМТ» по требованию заказчика эту допустимую полную массу могут увеличить. Также в гамме есть 4-осные автомобили Trakker массой до 50 т (8х4, 8х6, 8х8), а новейшие разработки «ИВЕКО-АМТ» — 5-осные Trakker 10х10 полной массой до 65,5 т с передними осями Raba г/п 11,5 т, специально разработанными для этого автомобиля. Вся центральная рама является новой разработкой и имеет габаритную ширину 2,5 м.

Седельный тягач IVECO-AMT 633910 (6х6) предназначен для работы в составе автопоезда полной массой 97т. На нём установлены усиленный передний мост, раздаточная коробка ZF с функцией отключения переднего моста, кабина с высокой крышей с  двумя спальными местами.

Седельный тягач IVECO-AMT 633910 (6х6)

Большегрузный седельный тягач IVECO-AMT 733910 (8х8) предназначен для работы в составе автопоезда полной массой до 130 т. На нём установлены двигатель мощностью 450 л.с., односкатная ошиновка 16R20, седельно-сцепное устройство фирмы “JOST 38 G” (трёхстепеннное). По заказу клиента, крупной российской нефтегазовой компании, на него будут смонтированы АКПП , кабина со спальным местом и другие опции северного исполнения для работы в Якутии.

Большегрузный седельный тягач IVECO-AMT 733910 (8х8)

Для нефтегазового сектора требуется сложное, дорогое и тяжелое оборудование массой до 30-45 т, например, мощная колтюбинговая установка. «ИВЕКО-АМТ» — один из немногих, если не единственный в России завод, который может предоставить соответствующие таким требованиям шасси с колесной формулой 8х8 или 10х10, со специфической конфигурацией рамы и с двигателем мощностью 560 л.с.

Однако, с целью экономии руководство компании приняло решение сократить ассортимент, в основном сосредоточившись на наиболее востребованных сегментах и моделях: автомобилях с колесными формулами 6х6 и 8х8, с подготовкой для эксплуатации в тяжелых условиях.

Все варианты колесных формул показаны в таблице.

Варианты колесных формул

Оригинальная разработка «ИВЕКО-АМТ»: автомобили с подкатной осью BPW. Они созданы специально для спецустановок нефтегазовой промышленности, подкатная ось позволяет повысить грузоподъемность и ограничить нагрузку на ось. Еще одна разработка — полноприводный автомобиль с осью Iveco на пневмоподвеске, которая позволяет регулировать нагрузку на данную ось в зависимости от массы установленной надстройки.

Используются двигатели Евро-5 мощностью 410 л.с. и Евро-4 мощностью 420 л.с. для полноприводных автомобилей. В настоящее время самый мощный в линейке «ИВЕКО-АМТ» двигатель имеет мощность 450 л.с. Однако по требованиям потребителей идет проработка возможности использования более мощных двигателей - до 560 л.с.

Используются кабины: «короткая», «длинная» - с 1 спальным местом и с высокой крышей и 2-мя спальниками.

Автомобили сходят с конвейера «ИВЕКО-АМТ» подготовленные к условиям эксплуатации при как минимум -45 ºС, по требованию может быть -50 ºС или -55 ºС и даже -60 ºС. Специалистами «ИВЕКО-АМТ» разработан топливозаборник с обогревом, система забора воздуха из подкапотного пространства, благодаря которой в двигатель поступает более чистый и теплый воздух.

Таким образом, найти среди выпускаемых автомобилей два одинаковых, особенно для разных заказчиков — практически невозможно.

Газовый автомобиль — единственное решение, которое может заменить дизельный двигатель во всех сферах использования. Поэтому развитие темы газомоторной техники является актуальным направлением деятельности предприятия. 14 декабря 2013 г. ООО «ИВЕКО-АМТ» подписан меморандум с ООО «Газпром – газомоторное топливо» о разработке и производстве метановой техники.

В апреле 2014 г. начато производство автомобилей с двигателями Cursor 13, работающими на сжатом метане. Двигатель Cursor 13 на сжатом газе мощностью 412 л.с. для а-лей Trakker был разработан совместно Iveco и «ИВЕКО-АМТ». Развивает высокий крутящий момент 2025 Нм, что немаловажно для спецтехники.

Автомобили с газодизельным двигателем — экскаватор-планировщик, самосвал на шасси Trakker, и вахтовка на Eurocargo были в опытной эксплуатации и получили хорошие отзывы. В обычных условиях эксплуатации питание идет 50/50 газ и дизель, электронная система управления регулирует соотношение в зависимости от нагрузки, ниже 50% доля дизтоплива не опускается, при более тяжелых нагрузках доля дизтоплива возрастает, т.к. изначально двигатель не газовый и рассчитан на тепловые нагрузки от сгорания дизтоплива. При увеличении доли газа повышается температурный режим и двигатель может не выдержать, перегреться.

Самосвал IVECO-AMT 653900 (6х6) на базе Trakker – это «представитель» крупной партии самосвалов из 30 штук, которые будут работать на строительстве нефтепроводов в Восточной Сибири. Кроме газодизельного двигателя особенностями этого самосвала являются усиленный передний мост (10 т), раздаточная коробка с отключаемым передним мостом, двускатная ошиновка 12R24. Самосвальный кузов «ИВЕКО-АМТ» имеет объём 16 м3 и усиленную систему обогрева для северных широт.

Самосвал IVECO-AMT 653900 (6х6) на базе Trakker

На выставке впервые представлен седельный тягач IVECO-AMT 633911 (6х4) CNG с двигателем, работающем на сжатом газе - метане. Двигатель Cursor13 был «переведён» на газовое топливо компанией ООО «Технологии 1604» (г. Екатеринбург). Работу двигателя обеспечивают 10 баллонов, объём заправляемого газа составляет 287,5 м3. Расход КПГ на 100 км 35-53 м3. Мощность двигателя 412 л.с., крутящий момент при 1100-1500 об./мин. - 2025Нм. Двигатель прошёл испытания на стенде, теперь тягач должен пройти эксплуатационные испытания в Сибири.

Седельный тягач IVECO-AMT 633911 (6х4) CNG

В настоящее время разработан новый газовый двигатель на базе Cursor с новыми деталями поршневой группы и крышками цилиндров для 3-осного шасси. Прототип уже создан и прошел ходовые испытания - десятки тысяч километров, теперь его отдают на опытную эксплуатацию в алмазодобывающую компанию, чтобы проверить в самых тяжелых условиях. Планируется примерно с середины 2017 г. уже брать заказы на серийные машины с чисто газовым двигателем.

С 2015 года на ООО «ИВЕКО-АМТ» возобновлено производство прицепов, в частности, прицепы-контейнеровозы, а также сортиментовозы под маркой «АМТ», предназначенные для перевозки лесного сортимента двух пачек длиной по 4 м, и рассчитанные для работы в составе автопоезда с сортиметовозом IVECO-AMT 633920.

 

На сегодняшний день совместных предприятий российских компаний с иностранными в стране почти не осталось, заводы стали либо полной собственностью иностранных фирм, либо превратились в независимые российские предприятия. «ИВЕКО-АМТ» - одно из немногих предприятий, еще оставшихся в совместном владении, и не собирается менять свой статус.

По итогам 2016 г. планируется реализовать 391 автомобиль, что на 34% больше, чем в 2015 г. (357 ед.) В последние месяцы средний объем выпуска достигал 50-60 шт/мес., причем преимущественно автомобили тяжелой гаммы Trakker 6x6 — самосвалы, сортиметовозы, а также среднетоннажные спецшасси Eurocargo 4x4.

В 2017 г. компании-партнеры Iveco и «ИВЕКО-АМТ» прогнозируют некоторое оживление рынка грузовиков в России и планируют в сумме продать 1500-1600 единиц техники, а к 2018 г. надеются вернуться к уровню продаж 2014 г.

Как сказал директор «IVECO-AMT» Владимир Новик: «Мы умеем создавать не просто грузовики, а автомобили, которые становятся неотъемлемой частью технологий, используемых нашими клиентами — только поэтому предприятие еще существует в нынешних сверхсложных условиях».

Текст и фото: Станислав Протасов