03.05.2023

«Парад «Побед» на ВДНХ

28 апреля в преддверии празднования 78-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне в Музее Гаража особого назначения ФСО России на ВДНХ в павильоне №53 открылась выставка ретроавтомобилей «Парад «Побед».

В экспозиции представлено 12 автомобилей семейства ГАЗ М-20 «Победа». Здесь есть машины, которых больше нигде не увидишь, по-настоящему уникальные экспонаты. Вот, например, «Победа» пикап. Воссоздан с точностью до последнего винтика. Единственное, чего не было у машин в то время, так это зеркал. Но такое реставраторам можно простить. Остальное в пикапе безупречно. Восстановление стоило огромного труда команде реставраторов. «От этой машины ничего родного не осталось, кроме как задняя часть, калитка и некая оснастка. Конечно, под реставрацию был приобретен «донор». Но все технические решения, которые вы видите в задней части, воссозданы по крупицам», – рассказал владелец реставрационной мастерской «Ретрорембаза» Юрий Гагельстром. А над другой машиной реставраторам еще только предстоит поработать. Всего же на выставке девять «Побед» в различных модификациях. Каждая уникальна по-своему.

Представлен автомобиль 1957 года, первый в мире седан-вездеход с несущим кузовом ГАЗ-М72. У него корпус от «Победы», а ходовая часть и трансмиссия от ГАЗ-69. Дорожный просвет – 360 мм. Впервые в СССР здесь применили омыватель лобового стекла. «Машина создавалась по распоряжению Никиты Хрущёва, который в период освоения целины хотел посадить председателей колхозов, партсельхозактив на более комфортабельный, нежели армейский джип, автомобиль: непродуваемый, теплый и при этом обладающий такой же проходимостью», – рассказал куратор выставки Иван Падерин. Официально М-72 не считается «Победой», марка «Победа» ему так и не была присвоена, но в истории этого автомобиля он остался навсегда.

Внук конструктора А. ЛипгартаИрина Липгарт, дочь легендарного конструктораИрина Липгарт, дочь легендарного конструктораПервый выезд ГАЗ-Торпедо из ворот Горьковского автозавода в 1951 годуПобеды выезжают из ворот заводаСпикер мероприятия Илья Сорокин

«Победа» – символ, отштампованный в металле. И благодаря таким людям, как коллекционеры и реставраторы, машины сохраняются. Посетите также смогут узнать историю создания и развития этой модели. Уникальные автомобили были восстановлены и находятся в отличной сохранности благодаря кропотливому труду энтузиастов-поисковиков, историков и мастеров-реставраторов горьковской марки. На стендах новой экспозиции рассказывается о трудовом подвиге автозаводцев во время Великой Отечественной Войны. Посетители познакомятся с тем, как на Заводе им. В. М. Молотова был разработан гражданский автомобиль несмотря на то, что предприятие было практически стерто с лица земли в июне 1943 г. Сразу после разгрома немцев под Сталинградом в феврале 1943 г., уже через день на ГАЗе возобновилась разработка легкового автомобиля на послевоенную перспективу.

Здесь же представлены материалы о первых закрытых показах опытных образцов ГАЗ М-20 в Кремле, Первые два опытных образца были сделаны вручную и предъявлены в Кремле, политбюро во главе со Сталиным за пять дней до парада Победы».

Узнают посетители выставки и о легендарной гоночной команде «Торпедо-ГАЗ», не знавшей себе равных на скоростных трассах в 1950-е годы. Команда выступала на экспериментальных спортивных «Победах». Средняя скорость, показанная в кольцевой гонке, 136 км/ч. Оригинал был сконструирован в экспериментальном цехе автозавода для гонщиков команды «Торпедо-ГАЗ». В 56-м году в гонке на первенство СССР экипаж занял четвертое место. Оригинальных машин не осталось, это реплика, которая была воссоздана по чертежам.

Пассажирская «Победа» 1957 года на момент изготовления была самой быстрой моделью марки ГАЗ, развивала максимальную скорость 130 км/ч. Сейчас этот автомобиль находится в стадии реставрации. Процесс не быстрый. Машину восстанавливают уже шесть лет. Все детали будут оригинальными или выполненными по старым чертежам.

Главный герой новой экспозиции - автомобиль ГАЗ М-20 «Победа» стал «машиной-эпохой», символом Великой Победы и достижением отечественного автомобилестроения. Автомобили «Победа» выпускались не так долго: с 1946 по 58-й год. Всего было выпущено 241 497 машин, включая кабриолеты и такси.

В открытии выставки приняли участие Ирина и Андрей Липгарты – дочь и внук Андрея Александровича Липгарта, главного конструктора Горьковского завода, создателя легендарной «Победы».

Дочь А. А. Липгарта как будто на несколько мгновений вернулась в детство. «Победа» – это подружка моего детства», – вспоминала она, «Когда отец приезжал с работы на обед, мы, дети, маленькие мои подружки, обязательно бежали к машине, можно сказать, облизывали ее, гладили. Папин водитель катал детвору по двору. Машины тогда были большой редкостью. А «Победа» – она уютная. Там было так хорошо. Очень было удобно ездить на «Победе», стоя сзади между первым и вторым сидением и держась за спинку переднего сидения».

Выставка будет открыта до 21 мая 2023 г.