Уверенность в российской экономике
Интервью с генеральным директором ООО «Либхерр-Русланд» Николаем Романовичем фон Зеела
В 1970 г. заключен первый контракт на поставку 50 автомобильных кранов. В 1972 г. в Москве открылось представительство Liebherr, а в 1977 г. получен крупный заказ на строительную технику – 333 автомобильных крана для газовой и нефтяной промышленности СССР. Вплоть до начала 1990-х гг. Советский Союз продолжалзакупки строительной техники Liebherr.
Дальнейшее развитие сотрудничества пришлось на постсоветскую эпоху. В 2000 г. в России было создано ООО «Либхерр-Русланд». Это предприятие является дочерней компанией Liebherr-International AG. Благодаря плодотворному сотрудничеству с российскими клиентами за последние 20 лет техника марки Liebherr смогла занять передовые позиции на рынке.
Многие годы российскую «дочку» возглавляет бессменный руководитель Николай Романович фон Зеела. В преддверии 20-летия дочерней компании мы встретились генеральным директором ООО «Либхерр-Русланд» и задали ему несколько вопросов.
В 2010–2011 гг. Россия была для концерна экспортным рынком номер один, но и сегодня, учитывая непростую экономическую ситуацию, Россия входит в четверку главных рынков для Liebherr, причем с существенным потенциалом роста. Так, зафиксировано существенное увеличение продаж в департаментах строительного и горнодобывающего оборудования. Разумеется, российская экономика ощутила на себе последствия кризиса. Это сказалось и на российском рынке специальной техники. Санкции также повлияли на структуру рынка. Но есть много новых крупных инфраструктурных проектов, где заказчикам требуется мощная и производительная техника, и в этом мы помогаем своим партнерам.
Liebherr работает в России с 1965 г. В ту пору у компании было представительство в Москве. В эпоху новой России, после 1990-х гг., возникла необходимость работать по новым правилам, поэтому в 2000 г. создали ООО «Либхерр-Русланд». Задачей компании является поставка техники заказчикам, сервис и обслуживание. Основной акцент в работе сделан на оперативный качественный сервис и на присутствие в местах эксплуатации техники – это порты, карьеры, предприятия лесной промышленности, строительные организации и т. д. Поэтому мы делаем все, чтобы запасные части всегда были на местах, а специалисты были готовы к работе. В нашей компании работают специалисты высокого уровня, которые проходят обучение, и это является залогом и объяснением нашего успеха.
Хотя работать в такой стране как Россия, задача не из легких. Суровые климатические условия, огромные расстояния, зачастую отсутствие дорог в местах эксплуатации техники – все это предъявляет особые требования к работе сервисных инженеров.
За годы своей работы компания «Либхерр-Русланд» значительно выросла. Когда мы начинали в 2000 г., было всего 13 человек, а сегодня уже 1400 сотрудников. А если взять все бизнес-подразделения Liebherr, которые представлены в России: «Либхерр-Русланд», отвечающий за сбыт и сервис техники; «Либхерр-Нижний Новгород», выпускающий строительную технику и металлоконструкции для нее; «Либхерр-Аэроспейс», специализирующийся на производстве компонентов для авиационной техники; Liebherr Financial Services, лизинговая компания – в совокупности Liebherr имеет в России более 2000 сотрудников.
Реализация компанией крупных инвестиционных проектов в России позволила повысить эффективность работы: сделать технику ближе к заказчикам, обеспечить бесперебойную поставку запчастей и расходных материалов, организовать качественный сервис и ремонт машин. В 2010 г. создан ремонтно-складской комплекс в Подмосковье, в 2014-м – в Хабаровске, в 2017-м – в Кемеровской области. Одним из самых крупных инвестиционных проектов за последние десять лет стало строительство производственных корпусов в Нижегородской области – общий объем инвестиций превысил 220 млн евро. Один завод на этой площадке производит башенные краны и металлоконструкции для землеройных машин, второй специализируется на производстве компонентов авиационных систем управления. Также здесь размещен центр по промышленному восстановлению ключевых компонентов строительной техники – гидроцилиндров и дизельных двигателей.
Во всем мире в Liebherr работают 47 тысяч сотрудников. У российских предприятий Liebherr есть две особенности, которые кардинально отличают их от всех остальных подразделений, расположенных в разных частях света. Во-первых, мы самая женственная компания – в штате 36% девушек. Во-вторых, мы очень молодая компания – средний возраст сотрудников 30 лет. Мы поддерживаем тесную связь с университетами, сотрудничаем с ними, отбираем хорошие кадры и обучаем их уже в соответствии со спецификой нашей компании. Активно работаем с МАДИ в Москве, с СибАДИ в Омске и с Кемеровским политехническим университетом. Летом принимаем студентов на практику. Часть из них впоследствии остается у нас, и мы ими очень довольны.
Опытные специалисты тоже приветствуются в компании, но главная кузница кадров – это молодежь из университетов, которая проходит у нас обучение.
Мы работаем в полном соответствии с законодательством РФ. Специфика работы отдельных сотрудников может быть такой, что нельзя обойтись без сверхурочных часов и без работы в выходные. Все переработки компенсируются в виде выплат или отгулов.
И так, и так. Я лично глубоко уверен, что нематериальный способ мотивации действует намного сильнее.
Мы работаем в условиях огромной страны. В то время, когда наш самый большой филиал в Хабаровске заканчивает рабочий день, в Москве он только начинается. В этом проблема коммуникации. Сплоченности компании придается очень большое значение. Поэтому регулярно проводятся мероприятия, где собираются сотрудники со всей страны, и в течение нескольких дней проводятся совещания и различные форматы общения, чтобы крепло именно это ощущение: быть в одной команде и преследовать одну цель.
Кажется, Сэм Уолтон (руководитель Walmart) говорил: «Я трачу на своих сотрудников 70% своего времени, а должен тратить 80% или 90%». И это очень правильные слова, потому что хороший управленец должен понять, что он не может все делать сам. Руководителю нужно уметь делегировать полномочия подчиненным, потому что, если не делегировать, когда-то наступит момент, когда роста не будет. Еще руководитель должен рано вставать – раньше сотрудников. Быть грамотным. Вежливым в обращении с сотрудниками. Справедливым. Быть образцовым примером. Лично я не понимаю руководителей, которые считают: пусть они работают, а я приду на работу в 11 часов». Главный успех руководителя – это успех его сотрудников.
У каждого бизнес-направления есть своя дирекция, которая возглавляет несколько заводов определенного профиля. Например, если взять горную технику, то есть три завода, которые возглавляют четыре человека: один отвечает за финансы, второй за конструкцию, третий за сбыт, четвертый за производство. У каждого есть четкая инструкция: как, где, какое решение и кто может принимать. Но чаще всего это коллегиальное решение. Если решение стратегического характера, инвестиции, например, то нужно одобрение семьи Либхерр.
Конечно. Более того, это особенность нашей компании, что мы сразу даже совсем молодым сотрудникам даем определенную самостоятельность. Когда мы берем 20–25-летнего продавца, он получает право подписи и может подписать контракт на несколько миллионов евро, если будут соблюдены все условия, которые прописаны в инструкции. Право на принятие решения – это тоже некая децентрализация, без которой не будет дальнейшего роста. Москва не может всё решать. Если в Хабаровске наш сотрудник обсуждает с заказчиком вопрос и говорит: я должен позвонить сейчас в Москву, но Москва еще не проснулась, – это не работает.
Основополагающим принципом нашей работы является успех наших заказчиков. Эффективная работа предприятий возможна только в условиях бесперебойной работы техники, и мы стараемся гарантировать это. Поэтому постоянно развиваем сервисную инфраструктуру, обеспечивая моментальное реагирование на проблемы и оптимальную схему снабжения запчастями. Так, в ближайшее время планируем открытие новых ремонтно-складских комплексов в Магадане, Братске и Владивостоке. Спрос на технику в этих регионах растет, и мы продолжаем стабильно развивать нашу инфраструктуру в России.