29.09.2017

Автобус с собственным именем

12 лет каждодневной эксплуатации и 2 000 000 км пробега — солидный послужной список для рейсового автобуса, достижение, достойное торжества. Именно на такое мероприятие в Автоколонну № 1417 (г. Коломна) пригласила 27 сентября представителей прессы компания ООО «ЕвоБус Русслэнд», партнер компании «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС».

Юбиляр — поистине уникальный автобус Setra S417GT-HD, имеющий собственное имя «Русский князь» и служащий в Автоколонне № 1417 на регулярных маршрутах. Впрочем, расскажем по порядку.

Наталья Жукова, руководитель отдела продаж автобусов компании «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС»: «К 2004 г. компания Daimler поставила в Россию более 1000 подержанных автобусов Mercedes, но новых автобусов Setra еще не поставляли и этот важный шаг был сделан руководством Автоколонны № 1417 г. Коломны. Автобусы были приобретены не в качестве представительского транспорта, а как маршрутные, для перевозки простых пассажиров. В 2004 г.компанией ООО «ЕвоБус Русслэнд» - представительством завода-изготовителя ЕвоБус ГмбХ были переданы первые 5 автобусов, а затем – в 2005 г. сегодняшний «именинник».

Одометр автобуса, на котором заканчивается отсчет 2-го миллиона километров пробега

Николай Николаевич Сиделев, легендарный директор Автоколонны № 1417 до 2016 г.: «Разве можно было представить себе лет 15 назад, что в заурядном филиале ГУПа на регулярные маршруты, которые мы сами создавали (например, маршрута Рязань-Москва не было, люди ездили только на электричках) выйдут самые дорогие автобусы в мире, т. е. самые качественные, безопасные, комфортные, удобные, с самыми низкими эксплуатационными затратами, потому что эти автобусы изначально созданы, чтобы надежно и безотказно работать». И мы сделали такой революционный шаг, сломали сложившиеся стереотипы – 17 июля 2004 г. выпустили на маршруты первых 5 автобусов Setra. Тогда каждый такой автобус был приобретен за 360 тыс. евро. На первых автобусах Setra отрабатывались принципы качественного сервиса подобных автобусов высокого класса, которых до того не существовало.

Наталья Жукова, руководитель отдела продаж автобусов компании «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС»
Николай Николаевич Сиделев, директор Автоколонны № 1417 до 2016 г.

Удачная идея сделать из обычного, хоть и высококлассного, автобуса уникальное именное транспортное средство пришла в голову Н. Н. Сиделева. Это сейчас нас не удивишь картинами на самолетах, вагонах метро. А в 2007 году идея была абсолютно инновационной. Три художника-специалиста по аэрографии трудились полтора месяца и изобразили на бортах автобуса исторические сюжеты из времен князя Дмитрия Донского — ведь именно в Коломне этот славный военачальник собирал войска для битвы на Куликовом поле, с которой, можно сказать, началось возрождение российской государственности. На картине запечатлены лица реальных людей, самих живописцев и современных жителей Коломны, показавшиеся художникам подходящими по типажу, в том числе простых рабочих Автоколонны №1417 и даже местного бомжа — лицо которого попало, не поверите - в стан святых на картине!

На картине запечатлены лица реальных людей, самих живописцев и современных жителей Коломны

Автобус получил собственное имя «Русский князь» и стал яркой визитной карточкой маршрутов Автоколонны № 1417 и всего города Коломны. «Русский князь» изначально приобретался именно для регулярных рейсовых перевозок пассажиров. Автобусы Setra во главе с «Князем» действительно стали в то время образцом невиданного прежде класса комфортности: имеющие плавный ход, с мягкими удобными сиденьями, со стюардессами, работающими туалетами, климатическими установками, с показом кинофильмов в пути. Сегодня это становится стандартом для всех автоперевозок, если хозяева не грешат «сверхэкономией».

Работники Автоколонны № 1417 показывают свои лица на картинеРаботники Автоколонны № 1417 показывают свои лица на картине

Одна красноречивая деталь: когда выбирали комплектацию автобуса «Русский князь» из трех предлагаемых вариантов были выбраны самые дорогие сиденья, стоившие тогда порядка 10 тыс. евро за комплект из 54 шт. Эти сиденья отличались более качественной и износостойкой тканью обивки, качественным наполнителем, имели более прочную и надежную конструкцию. И их выбрали из того расчета, что автобус будет эксплуатироваться не менее 8 лет и перевезет за этот период около 200 000 пассажиров. Сейчас все эти расчетные показатели далеко перекрыты, пассажиров перевезен уже более 600 тысяч, но сиденья по-прежнему в удовлетворительном состоянии и хорошо служат пассажирам. А ведь специалистам известно: замена сидений в салоне или хотя бы обивки на них — очень дорогостоящее мероприятие, к тому же автобус выключается из работы месяца на полтора.

Сиденья за 12 лет несколько поизносились, но еще пригодны для использованияСиденья за 12 лет несколько поизносились, но еще пригодны для использования

За время эксплуатации «Русский князь» использовался даже в качестве экскурсионного для поездок в страны Европы – он побывал с туристами в Польше, Венгрии, Германии. На дорогах Евросоюза с нашими высокопрофессиональными водителями автобус выглядел очень достойно. На целую неделю он стал для туристов буквально «вторым домом» - уютным, комфортным, удобным, в котором есть все для жизни – кухня, туалет. Целые дни они проводили в мягких креслах и даже по прошествии недели не чувствовали усталости после такой дальней дороги.

В качестве подарка к «круглой дате» компания ООО «ЕвоБус Русслэнд» провела техобслуживание автобуса, осмотр и диагностику его агрегатов. До сих пор на автобусе оригинальный двигатель, мосты и другие основные агрегаты. Двигатель прошел два текущих ремонта. Конечно, есть ряд замечаний по техсостоянию – рулевых тяг, реактивных штанг и др. Необходимо вложить в техобслуживание некоторые средства. И если обслуживание будет выполнено в необходимом объеме, несмотря на то, что из-за нехватки средств в последние год-полтора машине уделялось недостаточное внимание, в целом состояние ее хорошее и еще миллион километров она, видимо, пройдет.

Двигатель автобуса

Дотошные журналисты обнаружили немного ржавчины на борту автобуса. Но это как раз то «исключение, которое только подтверждает правило» - у обычных рейсовых автобусов бюджетного класса, если они доживают до такого возраста, не найдешь места, не затронутого ржавчиной.

В связи с празднованием 12-летия успешной эксплуатации «Русского князя» руководством Автоколонны № 1417 была затронута тема лоббируемого некоторыми законодателями запрета эксплуатации пассажирских автобусов «старше» 10 лет: «В связи с празднованием 12-летия успешной эксплуатации «Русского князя» выступающими была затронута тема лоббируемого некоторыми законодателями запрета эксплуатации пассажирских автобусов «старше» 10 лет: «Нельзя все автобусы «стричь под одну гребенку»: мы знаем массу примеров, когда автобусы некоторых марок не выдерживают 10 лет эксплуатации, а вот наш «виновник торжества» интенсивно работает на российских дорогах уже 13-й год и проработает еще ряд лет».

Следы ржавчины на борту автобуса

К сожалению, сейчас, при современных законах, реализовать подобный «Русскому князю» проект уже невозможно. Теперь директора пассажирских транспортных автопредприятий не могут самостоятельно принимать решения о закупках автобусов – все подобные сделки централизованы, проводятся через тендеры, цель которых – закупить наиболее дешевую технику и запчасти к ней. А самая дешевая – не всегда самая лучшая, тем более, что условия работы у каждого автопредприятия отличаются, а подобная централизация закупок этого не учитывает.

Мы, журналисты, приглашенные на торжество, тоже могли познакомиться с условиями «на борту» - хозяева любезно дали нам возможность совершить часовую автобусную прогулку по древней Коломне с остановками в живописных местах на фотосессию.

«Русский князь» на улицах Коломны«Русский князь» на улицах Коломны«Русский князь» на улицах Коломны