
Российский импорт дорожно-строительной техники в 2016 г.
Просматривая соотношения импорта в 2016 и 2015 гг. по всем позициям, отметим важный факт: общий объем ввоза остался без изменения. Незначительный прирост на 0,29% говорит о том, что падение на рынке остановилось, а положительный тренд, который наблюдался во второй половине 2016 г., дает повод с большим оптимизмом смотреть на итоги 2017 г. За 2016 г. по всем позициям в Россию была ввезена техника, собранная в 26 странах мира.
Главным поставщиком машин на отечественный рынок спецтехники остается Китай, его доля в 2016 г. составила практически 30%, а преимущество перед ближайшей страной-конкурентом в рейтинге является двукратным. При этом общий объем импорта изменился на 1% в сторону роста относительно показателей 2015 г. Основными видами техники являются компактные и средние погрузчики, а также бульдозеры среднего класса. Значительно снизился импорт спецтехники, произведенной в Японии. Падение поставок составило 37%, что не лучшим образом отразилось и на доле, которая сократилась с 24,2% в 2015 г. до 15,3% в 2016-м. Главная причина – падение поставок подержанной техники, доля которой в технике японской сборки всегда была значительной. Основные изменения пришлись на сегмент гидравлических мини-экскаваторов. Далее уже со значительным отставанием расположилась техника, выпущенная в Великобритании, Германии и Южной Корее, прирост показателей которых в сравниваемых периодах составил 22,7; 9,3 и 32% соответственно.

Более подробно остановимся на основных позициях ввоза строительных машин. Наиболее емким по итогам 2016 г. стал рынок импортных погрузчиков среднего класса. Прирост показателей в рассматриваемых периодах составил 8,5%. Преимущество азиатских производителей (Китай, Япония и Южная Корея) в данном сегменте продолжает оставаться подавляющим. Совокупная доля данных стран по итогам 2016 г. составила 94%. На протяжении второго года лидирующей маркой является XCMG, прирост ввоза которой составил 27,2%. Продолжилось падение импортных поставок SDLG – крупнейшего на протяжении нескольких лет поставщика средних колесных погрузчиков. В рассматриваемом периоде ввоз сократился еще на 20%. Всего в Россию было ввезено 59 различных марок погрузчиков среднего класса.
Вид техники, ед. | 2015 г. | 2016 г. |
---|---|---|
Средний колесный погрузчик | 1902 | 2063 |
Телескопический погрузчик | 981 | 1315 |
Экскаватор-погрузчик | 988 | 819 |
Мини-погрузчик с бортовым поворотом | 611 | 752 |
Средний гидравлический экскаватор | 580 | 647 |
Средний гусеничный бульдозер | 623 | 528 |
Гидравлический мини-экскаватор | 972 | 513 |
Компактный колесный погрузчик | 606 | 507 |
Асфальтовый тандемный вибрационный каток | 361 | 385 |
Тяжелый гидравлический экскаватор | 305 | 334 |
Грунтовый вибрационный каток | 181 | 285 |
Тяжелый гусеничный бульдозер | 105 | 187 |
Асфальтоукладчик | 178 | 168 |
Автогрейдер | 104 | 149 |
Колесный гидравлический экскаватор | 155 | 129 |
Гусеничный/ колесный перегружатель | 153 | 119 |
Малый гидравлический экскаватор | 163 | 95 |
Большие горные гидравлические экскаваторы | 37 | 71 |
Мини-погрузчик повышенной проходимости | 24 | 70 |
Гусеничные краны свыше 60 т | 33 | 67 |
Дорожные фрезы | 67 | 63 |
Пневмоколесный каток | 27 | 55 |
Малый гусеничный бульдозер | 86 | 50 |
Башенный кран | 109 | 40 |
Трубоукладчик | 67 | 30 |
Тяжелый колесный погрузчик | 25 | 29 |
Самым динамично развивающимся сегментом, а по объемам импорта вышедшим на вторую позицию, является рынок телескопических погрузчиков. По итогам 2016 г. показатели ввоза увеличились на 34%. Ведущими поставщиками, как и в более ранние периоды являются JCB и Manitou. Отметим, что с 2015 г. британский производитель спецтехники начал значительно укреплять свои позиции и продолжил это в 2016 г., когда доля увеличилась до 52%, а темпы прироста составили 45,5%. Основной конкурент JCB в данном сегменте – марка Manitou продемонстрировала 30%-ный рост, однако отставание от лидера увеличилось. Выделим еще двух участников рынка Dieci и Bobcat, объемы импорта которых увеличились на 13,3 и 64,8% соответственно.
Импорт экскаваторов-погрузчиков сократился в сравниваемых периодах на 17,1%. Несмотря на это объемы ввоза в натуральном выражении позволили выйти сегменту на третью позицию. Как и в случае с телескопическими погрузчиками, основным игроком является JCB. Британский производитель сумел импортировать в 2016 г. на 12% техники больше, чем годом ранее. При этом практически все остальные игроки либо закончили год без изменений, либо сократили свои объемы, как в случае с Volvo, импорт экскаваторов-погрузчиков которых упал на 40,8%. Из крупных игроков Hidromek и MST практически приостановили поставки, а под маркой Terex не было ввезено ни одной машины.

Весьма неплохо обстоят дела в сегменте мини-погрузчиков с бортовым поворотом. После продолжительного падения объемы импорта начали постепенный рост, составивший по итогам 2016 г. 23%. На 36,7% выросли показатели Bobcat – крупнейшего игрока на этом рынке. В 8,5 раз увеличились поставки Mustang, что позволило американскому производителю уверенно занять вторую позицию в рейтинге по итогам 2016 г. Крупнейший представитель Китая на российском рынке мини-погрузчиков с бортовым поворотом Lonking опустился на четвертую позицию, сократив показатели ввоза сразу на 42%, что негативным образом сказалось и на доле марки, которая упала до 4,4%.
В завершение хотелось бы отметить технику, импорт которой показал худшие и лучшие показатели. К первым со знаком «минус» отнесем импорт башенных кранов (–63,3%), трубоукладчиков (–55,2%), гидравлических мини-экскаваторов (–47,2%), малых гусеничных бульдозеров (–41,9%) и малых гидравлических экскаваторов (–41,7%). Положительная динамика в сравниваемых периодах 2016 и 2015 гг. наблюдалась сразу в 14 сегментах. Наибольший рост показали мини-погрузчики повышенной проходимости (+191,7%), пневмоколесные катки (+103,7), а также гусеничные краны грузоподъемностью свыше 60 т (+103%).
В целом ситуация в импортном сегменте отечественного рынка спецтехники начинает налаживаться. Наряду с относительно стабильным курсом рубля, который начал укрепляться, одним из главных событий минувшего года является введение утилизационного сбора. Итоги года свидетельствуют о том, что заданных целей законодатели отчасти достигли. Как следует из заявления, основная причина введения данного сбора – сокращение ввоза и обращения в нашей стране подержанной техники и как следствие – переход на более высокий качественный уровень. И это действительно работает – цена на подержанную технику стала выше, что в итоге сократило спрос на подержанные машины. Особенно это заметно в таких сегментах, как мини-экскаваторы или мини-бульдозеры, где доля «бэушной» техники высока, а после введения утилизационного сбора произошли значительные сокращения импорта. Кроме того, при выборе техники покупатель все больше акцентирует свое внимание не только на уровне цен, но и на стоимости владения, что позволит в будущем уделять внимание и экологической составляющей, а это, несомненно, является ключевым фактором развития большинства промышленных рынков.
