Панелевозы компании «Уралавтоприцеп»
Их трудно чем-либо заменить

Обзор российского рынка панелевозов

Панелевозы – это грузовые транспортные средства, предназначенные для перевозки ограниченного ассортимента строительных изделий: бетонных перекрытий, панелей, балок, колонн, ригелей и некоторых других видов крупногабаритных ЖБИ. Наименование «железобетонные строительные изделия» включает в себя относительно небольшой перечень «обслуживаемых» панелевозами бетонных компонентов, но для доставки отдельных видов ЖБИ требуются полуприцепы специальной конструкции, заменить которые практически невозможно.

Челябинские панелевозы знакомы всей стране

Так сложилось, что значительная часть предприятий, поставляющих на рынок России панелевозы, сосредоточена в Челябинске и области. Прежде всего это ПАО «Уралавтоприцеп». Несмотря на то, что производство современных панелевозов на заводе развернулось с 2009 г., сегодня в ассортименте предприятия уже 5 моделей наиболее востребованных конструкций, необходимых при перевозке крупногабаритных железобетонных изделий и строительных конструкций. Двух- и трехосными панелевозами хребтового типа «Уралавтоприцепа» можно за один рейс доставить плиты общей массой от 22,7 до 36 т! А кассетный 2-осный панелевоз с рессорно-балансирной подвеской и полезной длиной 8,5 м используется для транспортировки бетонных панелей и плит массой до 25 т.

Панелевозы ЧМЗАП 948450 можно превратить в грузовую площадку, оперативно демонтировав надстройку

Интерес покупателей к полуприцепам ЧМЗАП вызывается, с одной стороны, тем, что в ходе их эксплуатации поломки случаются крайне редко, да и то при несоблюдении условий технического обслуживания. Даже при возникновении сверхнормативных перегрузок панелевозы проявляют высокую надежность, а затраты на их обслуживание минимальны. А с другой стороны, популярность панелевозов семейства ЧМЗАП-938532 объясняется тем, что их конструкция универсальна: путем достаточно простой и быстрой трансформации панелевоз становится грузовым полуприцепом, который может перевозить строительную технику, упакованные материалы и любые неделимые негабаритные тяжеловесные грузы.

Панелевозы, не один год курсирующие во всех уголках нашей страны, производит челябинская «Группа Компаний МАС». Основой ГК является «Челябинский завод прицепной техники», также в ГК МАС входят машиностроительные предприятия ООО «Уралдормаш», ООО «Спецмашприцеп» и ООО «Автоспецсервис». Сегодня «Группа МАС» предлагает 9 моделей панелевозов, предназначенных для транспортировки стеновых панелей, перегородок, плит и других габаритных строительных элементов в вертикальном или крутонаклонном положении. Три модели хребтовых панелевозов рассчитаны на загрузку плитами массой до 34 т, ширина панелей может достигать 3,2 м. В кассетных панелевозах, а их предлагается 4 модели, также можно перевозить плиты высотой до 3,2 м и общей массой от 16 до 36 т. Панелевоз наклонного типа используется в случаях, когда необходимо транспортировать плиты высотой до 4 м и длиной 7,3 м. Для того чтобы «вписаться» в допустимую ПДД высоту, детали необходимо транспортировать с большим наклоном.

Панелевоз наклонного типа используется в случаях, когда необходимо транспортировать плиты высотой до 4 м и длиной 7,3 м

В конструкцию универсального трала-панеле­воза 935911-2 включена съемная ферма с двумя погрузочными площадками, с ее помощью можно перевозить четное число панелей и плит общей массой до 40 т. Но при необходимости ферма достаточно легко демонтируется, и панелевоз становится грузовой площадкой, на которую можно помещать строительное оборудование, негабаритные ЖБИ, поддоны с фасованными стройматериалами и т. д.

В 1998 г. несколько производственных и сервисных компаний Челябинска объединились для создания комплекса предприятий, которые бы занялись выпуском недорогой, но надежной и доступной прицепной техники, адаптированной для эксплуатации на территории РФ и стран СНГ. Новое объединение ПП «Техноdom» свою продукцию – прицепы и полуприцепы – стало обозначать маркой Texoms.

«Техноdom» предлагает 2 модели панелевозов Texoms хребтового типа г/п 16 и 25 т

Сегодня «Техноdom» в том числе предлагает и две модели панелевозов Texoms хребтового, или шатрового, типа. Полуприцепы рассчитаны на перевозку строительных плит с габаритами 7,5х3 м, одноосная модель имеет грузоподъемность (г/п) 16 т, а 2-осная – 25 т. В подвеске используются рессорно-балансирные осевые агрегаты ЧМЗАП, но производитель готов оперативно «корректировать» конструкцию, если это необходимо заказчику: менять тип подвески, увеличивать либо уменьшать длину платформы, устанавливать сцепные шкворни ∅50,8 или 89 мм и т. д.

Крупный производитель спецтехники из Челябинской области компания «УралСпецТранс» в своих производственных корпусах освоила выпуск высококачественных цистерн, контейнерных площадок, бортовых прицепов и полуприцепов, роспусков, тралов-тяжеловозов и других металлоконструкций. Изготовленные надстройки тут же, на предприятии, монтируются на различные грузовые шасси либо комплектуются тягачами в основном отечественного и китайского производства.

Предприятие предлагает сегодня две 2-осные модели панелевозов хребтового типа, рассчитанные на перевозку плит массой 22,7 и 25 т соответственно. Современные модели оснащаются зависимой рессорной подвеской BPW, в полуприцепах применяются тормозная система Wabco и опорные стойки Simol, поступающие из Италии. Надежная электропроводка приобретается во французской компании Vignal, а шкворни Jost – эталон качества для всего мира. По желанию заказчика специалисты «УралСпецТранса» готовы выполнить окраску полуприцепа в любые цвета, в том числе и с нанесением фирменного логотипа.

Для транспортировки бетонных панелей в составе автопоезда минские конструкторы разработали полуприцеп МАЗ-998500-010-01

Панелевозы из Белоруссии, Чувашии и Санкт-Петербурга – среди лучших в стране

Бренд МАЗ известен далеко за пределами родной Беларуси, под этой маркой с конвейера завода сходят седельные тягачи, бортовые автомобили, шасси под установку различного спецоборудования, многочисленные виды прицепов и полуприцепов. Для транспортировки бетонных панелей в составе автопоезда минские конструкторы разработали полуприцеп МАЗ-998500-010-01.

Панелевозы собирают на заводе «Могилёвтрансмаш», являющийся с 2005 г. филиалом ОАО «МАЗ». Более 20 лет назад «Могилёвтрансмаш» освоил выпуск панелевозов мод. У-230, сегодня же МАЗ предлагает современную 2-осную модель хребтового панелевоза на рессорной подвеске, которая при снаряженной массе в 7,57 т может транспортировать конструкции в 24,75 т. Все детали конструкции, включая оси и опорные устройства, белорусского производства, что, безусловно, позволяет устанавливать на панелевоз вполне конкурентную цену.

Однако и мод. У-230 оказалась не забыта. Сегодня эту 2-осную модель хребтового панелевоза под наименованием -949620 г/п 22 т успешно поставляет на рынок страны компания «Атлант» из чувашского города Канаш. Предприятие предлагает нашим строителям одноосные хребтовые панелевозы г/п до 12,3 т, а также 2-осные, рассчитанные на г/п до 20 т. Эти панелевозы обеспечивают подвоз бетонных плит с размерами до 7,5х3,6 м. Покупателям предлагаются в «Атланте» и более мощные панелевозы – 3-осные 12-скатные полуприцепы, рассчитанные на г/п до 34 т.

Панелевоз шатрового типа МТМ-998501 производства «Могилёвтрансмаш»

Полуприцеп оригинальной конструкции со съемной площадкой для перевозки стеновых панелей в наклонном положении г/п 16,8 т, сконструированный инженерами «Атланта», довольно редко можно встретить на наших дорогах, хотя в отдельных случаях, когда, например, надо доставить плиты перекрытия шириной до 4 м без нарушения ПДД, без них не обойтись.

Конструкторы из ООО «Атлант» освоили также выпуск кассетных панелевозов различных видов. В подобных панелевозах панели располагаются вертикально, что обеспечивает их максимальную сохранность. Такие панелевозы более универсальны, чем хребтовые, поскольку их можно использовать для перевозки различных изделий и грузов. К тому же в кассетных панелевозах доставляют как четное, так и нечетное число панелей, причем панели могут иметь различную массу. В хребтовых же должна выдерживаться симметричная нагрузка, а для перевозки нечетного числа панелей устанавливаться специальные противовесы. Среди предлагаемых «Атлантом» кассетных полуприцепов есть легкая одноосная мод. УПП-1207 г/п до 12,23 т, три модели 2-осных панелевозов с низкой высотой загрузки г/п до 24 т. В 2-осных панелевозах можно транспортировать ж/б панели с габаритами 9х3 м. Большой объем работ был проделан конструкторами предприятия для создания низкорамных кассетных панелевозов г/п до 38 т. Трехосные полуприцепы способны транспортировать 11-метровые бетонные плиты высотой до 3 м.

Трехосные полуприцепы ООО «Атлант» могут транспортировать 11-метровые бетонные плиты высотой до 3 м

Для повышения эксплуатационной надежности ходовой части полуприцепов заказчику предлагаются как отечественные, так и импортные осевые агрегаты: BPW, SAF, Gigant, L1 и т. д. Более того, мод. 949730 при г/п в 38 т может перевозить панели с габаритами 12х3 м, а для значительного повышения маневренных качеств полуприцеп оснащают системой TRIDEC, главным элементом которой является устройство принудительного управления транспортным средством HF-E. Система HF-E, обеспечивающая автоматический поворот одной или двух осей полуприцепа во время маневрирования, облегчает проезд узких улиц и улучшает эксплуатацию автопоезда при перевозке тяжелых грузов, особенно если они длинномерные или очень высокие.

Немногим более 10 лет производит прицепную технику предприятие «АСТ-Канаш» из Чувашии. На современном оборудовании изготавливаются автовозы, тралы для транспортировки дорожной и с/х техники, роспуски для работы с лесоматериалами, раздвижные площадки, используемые для доставки балок большой длины, опор ЛЭП. Молодое предприятие выпускает впечатляющий ассортимент полуприцепов для транспортировки бетонных панелей. Покупателям предлагается более десятка базовых моделей одно-, двух- и трехосных панелевозов всех типов – хребтовых, кассетных и полуприцепов для перевозки в наклонном положении негабаритных панелей и плит перекрытия с г/п от 12,5 до 34 т. Причем активно действующий конструкторский отдел компании постоянно разрабатывает новые модели и модернизирует прежние разработки. Эксплуатационные характеристики панелевозов базовой конструкции также меняются в зависимости от комплектации дополнительным оборудованием и от типа используемого тягача.

Вот яркий пример: кроме кассетных панелевозов классической конструкции недавно был создан панелевоз мод. 949163-3L, оснащенный механизмом внутренней загрузки, позволяющим перевозить сборные железобетонные конструкции на сменных палетах.

«АСТ-Кангаш» предлагает более десятка базовых моделей одно-, двух- и трехосных панелевозов всех типов

Интерес специалистов вызывают также конструкторские решения, демонстрируемые в панелевозе 949165-02, являющемся низкорамной площадкой, на базе которой покупателям предлагается целых три различных схемы загрузки с использованием двух видов взаимозаменяемых съемных надстроек, крепящихся к площадке фитингами. Одна надстройка является конструкцией с наклонной площадкой, вторая – хребтовым панелевозом с вертикально расположенной фермой. Благодаря такому суперуниверсальному решению, приобретая панелевоз 949165-02, покупатель получает возможность перевозить ж/б либо деревянные панели и плиты, а также при демонтаже надстройки, сантехкабины, шахты лифтов и другие ж/б конструкции в пределах габарита и г/п полуприцепа, а это 24 т.

Свою прицепную технику специалисты «АСТ-Канаш» комплектуют осями Gigant, BPW, SAF, тормозными системами Wabco, опорными устройствами Jost и Haakon. В сцепных устройствах применяются поставляемые из Германии комплекты опор Safholland и шкворни 2'' JOST. Лакокрасочные покрытия производятся с использованием материалов финской компании Teknos. А электрооборудование приобретается в известных европейских компаниях Vignal (Франция) и Ermax (Германия).

Более двух десятков лет действует в Санкт-Петербурге завод «Рострак», а в 2006 г. руководством ООО «Рострак» было решено начать собственное производство прицепной техники и самосвальных кузовов. Предприятие выпускает несколько базовых 2- и 3-осных моделей низкорамных кассетных и рамных полуприцепов-панелевозов, предназначенных для транспортировки строительных и сэндвич-панелей. Погрузочная высота полуприцепов – 0,8–0,95 м. Заказчикам предлагается на выбор комплектация полуприцепов осями BPW, Gigant, Meritor. Большинство панелевозов имеют г/п 25 т, а три модели – 30 т. Для надежного крепежа при перевозке панелей используются встраиваемые контейнерные фитинги.

Специальные приспособления надежно фиксируют перевозимые панели в панелевозах компании Langendorf Flatliner

А от Бельгии все же отстаем?

Казалось бы, выбрать модель нужных габаритов, грузоподъемности и снаряженной массы среди панелевозов, предлагаемых российскими производителями, вполне возможно, да и цена отечественной продукции заметно отличается от импортных предложений. И тем не менее бельгийская компания Faymonville, выпускающая гамму полуприцепов из 16 видов, с 2007 г. уверенно занимает свою нишу на нашем рынке, что, в общем-то, логично: 90% продукции компания экспортирует по всему миру.

В 1977 г. на заводе компании начался серийный выпуск кассетных саморазгружаемых полуприцепов-панелевозов модели Prefamax. Транспортируемые бетонные панели предварительно устанавливаются в вертикальном положении в специальный стапель, причем количество плит в стапеле может быть и нечетным. Основным недостатком классических кассетных панелевозов является значительная погрузочная высота, однако в Prefamax эта проблема решена: полуприцеп, управляемый водителем-оператором, при загрузке/ выгрузке стапеля опускается вниз, обеспечивая погрузочную высоту всего 280 мм. В транспортном же положении стапель с плитами поднимается таким образом, что дорожный просвет достигает 280  мм. Длина грузовой платформы Prefamax – 10,2 м, а полезная г/п – 33 т. Разработана также и облегченная модель Prefamax Light. Ее снаряженная масса составляет 8,5 т, что на 2 т меньше веса стандартного полуприцепа. Использование полуприцепа Prefamax Light экономически целесообразно при внутризаводских перевозках, поскольку оптимизирует внутреннюю

Панелевозы Faymonville без помощи ПТУ загружают стапели с бетонными панелями
 

Подавляющая часть габаритных грузоперевозок в стране, по данным статистики, обслуживает интересы строительной отрасли, поэтому производство транспортных средств для доставки таких грузов во многом ориентировано на нужды этой отрасли. В этом смысле наглядным подтверждением тому является успешно развивающееся производство панелевозов. Как мы видим, выбор панелевозов российского производства велик, но в то же время на рынке активно предлагают свою продукцию и европейские бренды – Faymonville, Langendorf, которые привлекают нашего покупателя новыми технологиями и высоким качеством. Время требует и от российских производителей подобного подхода.

компании по теме статьи
компании по теме статьи