Транспортные средства для перевозки крупногабаритных тяжеловесных грузов: итоги 2023 и прогноз на 2024 год
Круглый стол специалистов отрасли
В беседе приняли участие: Сергей Коновалов, коммерческий директор ООО ПКФ «Политранс», производителя полуприцепной техники; Владислав Понкратов, директор по продажам ООО ПКФ «Ютерборг», производителя полуприцепной техники; Вадим Мельников, руководитель направления тралов и цистерн ООО «Глобал Трак Сейлс».
С. Коновалов, «Политранс»: Объем выпущенной в 2023 году техники «Политранс» превысил 1000 единиц, рост по отношению к 2022 году составил 25%. В плане снабжения запчастями и комплектующими перебоев не было – мы отработали все цепочки поставок. Конструкторский отдел внес нужные корректировки с учетом смены поставщиков тех или иных узлов и агрегатов.
Особое внимание продолжаем уделять кадрам. Так, «Политранс» стал одним из инициаторов создания образовательно-производственного кластера по отрасли «Машиностроение» на базе Южноуральского энергетического техникума. Компания заинтересована в развитии его инфраструктуры и материально-технической базы с тем, чтобы растить специалистов для завода. Для сотрудников предприятия – а это уже более 650 человек! – действует большая социальная программа: от добровольного медицинского страхования и стимулирующих выплат до организации и поддержки спортивной команды завода.
Активно поддерживаем и поощряем рационализаторские предложения сотрудников, направленные на улучшение производственных процессов. На протяжении последних трех лет мы интенсивно обновляем и модернизируем производственное оборудование: запущены линии лазерной и роботизированной плазменной резки металла, значительно увеличен парк станков с ЧПУ, участок термической обработки, введена в строй новая окрасочная камера. Вместе с техперевооружением на заводе реализуется стратегия «Зелёное машиностроение», которая предполагает поэтапную смену внутреннего дизайна в цехах с особым вниманием к эргономике рабочих мест и процессов, экологичности всего производства в целом.
В. Понкратов, «Ютерборг»: 2023 год начался весьма нестандартно: если мы привыкли к определенной сезонности и всегда к ней готовились, то в ушедшем году все перевернулось с ног на голову. Объемы производства, естественно, растут. С кадрами ситуация никак не поменялась, так же сложно, как и в прежние годы. Сервисное обслуживание улучшается, развиваем новые направления.
В. Мельников, «Глобал Трак Сейлс»: Продажи в 2023 году были достаточно хорошими – объем продаж вырос на 43% по сравнению с 2022 годом. Старт производства техники под торговой маркой GTS начался во второй половине 2023 года, и за это время было выпущено около 100 единиц низкорамных тралов Iron Master. Тралы GTS оснащают комплектующими от мировых лидеров в своих областях: тормозными системами Knorr-Bremse и Wabco, осевыми агрегатами SAF европейского производства.
С. Коновалов, «Политранс»: В прошлом году была разработана и выведена на рынок линейка полуприцепов под китайские тягачи Sitrak и Shacman с сохранением габаритной длины автопоезда 20 м и максимально длинной грузовой платформой. Поступили в продажу 4-осные полуприцепы из «легкой» серии «Политранс» 94184-053 нераздвижной и 94184-089 раздвижной конструкции, разработанные совместно с перевозчиками, в которых учтены все современные требования для перевозки грузов в РФ: прочная рама, разнесенные оси с механизмом подъема, увеличенное количество точек увязки груза, увеличенная погрузочная площадка для размещения груза, легкие приставные алюминиевые трапы.
В. Понкратов, «Ютерборг»: Нашу продукцию мы улучшаем каждый день, вносим множество невидимых для заказчика доработок. Для нас самое важное – выпуск качественного продукта.
В. Мельников, «Глобал Трак Сейлс»: Во второй половине 2023 года мы предложили нашим заказчикам тралы для перевозки тяжелых негабаритных грузов, начиная с простых 3-осных моделей и заканчивая сложными раздвижными моделями с числом осей до 6. Также GTS один из немногих европейских производителей, кто несет полную гарантию на свои полуприцепы.
С. Коновалов, «Политранс»: 2023 год стал рекордным в целом по рынку прицепной техники – более 43 000 единиц. Для сравнения: в 2022 году на рынке было около 28 000 единиц техники. По нашим оценкам, рынок прицепной техники будет развиваться и в текущем 2024 году. И полуприцепы для перевозки тяжеловесных грузов будут одним из сегментов, который покажет существенный рост.
В. Понкратов, «Ютерборг»: Предположительно 2024 год будет возвращать нас к обычной формуле «спрос равен предложению». Пока же множество факторов влияют на отложенный спрос, прежде всего высокая ключевая ставка.
В. Мельников, «Глобал Трак Сейлс»: Сегодня сохраняется высокий спрос на технику для перевозки крупногабаритных тяжеловесных грузов. Идет строительство новых объектов, дорог, восстановление новых территорий, что говорит о высоком спросе на технику и в 2024 году.
С. Коновалов, «Политранс»: Такие проекты нужны, они могут стать драйвером развития прицепного машиностроения. У заказчиков появится потребность в поставке дополнительных объемов серийной прицепной техники – низкорамных и высокорамных полуприцепов. Кроме этого, может потребоваться разработка специализированных полуприцепов с характеристиками под конкретные грузы и задачи.
В. Понкратов, «Ютерборг»: Чем больше крупных проектов, тем лучше! Потребность в нашей продукции сегодня растет во всех отраслях, и конечно, такие проекты стимулируют рост, развитие.
В. Мельников, «Глобал Трак Сейлс»: Все оборудование в нефтегазовой отрасли является тяжеловесным и габаритным, поэтому перевозка данного оборудования – это и есть задача для тралов GTS Iron Master. Следуя из этого, очень большое значение для направления тралов будут иметь данные крупные проекты.
С. Коновалов, «Политранс»: Мы постоянно ведем разработку новой техники и модернизацию уже имеющихся моделей техники. В этом году мы будем выводить на рынок новую модель универсального контейнеровозного полуприцепа в 4-осном исполнении. Рама данного полуприцепа будет изготовлена с применением высокопрочной стали, оснащена усиленной подвеской, дисковыми тормозами.
В. Понкратов, «Ютерборг»: Конечно, разработки ведутся каждый день! Как будут готовые модели – мы их анонсируем, но с уверенностью скажу, что это интересные и выгодные проекты.
В Мел.ьников, «Глобал Трак Сейлс»: В 2024 году наше внимание направлено на тяжелые модели, которые смогут перевозить от 100 тонн и будут иметь 8 осей и более. Также уделим внимание высоким грузам, погрузка которых осуществляется через переднюю часть низкорамного трала с минимальной высотой погрузки (Прим. ред.: полуприцепы с фронтальным заездом).
С. Коновалов, «Политранс»: Ветроэнергетика, безусловно, нам интересна. Развитие этого направления затрагивает большое число специализированных отраслей, и прицепная техника одна из них. Кроме разработки специализированных полуприцепов для перевозки длиномерных неделимых грузов (лопастей, например) с длиной раздвижения более 20 метров, востребованы будут и основные виды тяжеловозных полуприцепов грузоподьемностью более 50 т. «Политранс» уже имеет опыт разработки и производства таких полуприцепов как с раздвижной рамой, так и полуприцепов грузоподъемностью до 100 т.
В. Понкратов, «Ютерборг»: Поставок для ветроэнергетики у нас пока не было, но направление достаточно интересное, хотя не особо популярное, поэтому и спрос на подобного рода полуприцепы весьма низок.
В. Мельников, «Глобал Трак Сейлс»: На сегодняшний день торговая марка GTS не поставляет технику для ветроэнергетики, так как спрос в данном направлении не такой высокий. Но производственная база GTS обладает всем необходимым, чтобы начать выпуск таких полуприцепов при условии, что рынок проявит достаточный интерес.