Тара под светлое
Бензовозы

Перевозка светлых нефтепродуктов, и в частности бензина, дизельного топлива, приносит транспортной компании неплохую, а главное, стабильную прибыль. Продолжаем разговор о выборе бензовоза для обеспечения потребностей собственного парка техники и для доставки горючего клиентам.

 Бензовозы-автопоезда, собранные из грузовиков и прицепов, существенно облегчают работу логистам

В доставке горючего транспортной компании для построения оптимальной логистической цепочки важно иметь, что называется, возможность для маневра. Под этим часто понимается не только наличие у перевозчика достаточного количества клиентов, потребность в горючем которых имеет разную величину, но и различных по типу и объему транспортных средств. Однако иногда важно, чтобы транспортник имел возможность резкого увеличения или, напротив, уменьшения тоннажа. Здесь лучшим вариантом решения задачи является применение автопоездов-бензовозов в составе автоцистерны и прицепа. В отличие от тягачей с цистернами-полуприцепами составные автопоезда имеют одно неоспоримое пре­имущество, а именно возможность отстегнуть или, напротив, прицепить «хвост» и тем самым получить выигрыш в маневренности, эксплуатационных затратах либо объеме перевозимых нефтепродуктов.

Судите сами, доставить топ­ливо на расположенную в городской черте АЗС практически всегда удобнее грузовиком-одиночкой. Такой бензовоз без особого труда совершит маневры в условиях плотного дорожного трафика и проедет по заставленным припаркованными машинами улочкам. При этом для перевозки больших объемов топлива автопоезду равных нет. Еще один плюс составного автопоезда кроется в возможности оставить прицеп с горючим на территории компании – заказчика перевозки. В этом случае емкость на шасси послужит своеобразной АЗС или пунктом временного хранения нефтепродуктов. Для владельца прицепа его простой окажется оплаченным – пробега нет, а прибыль идет!

Цистерна «чемоданного» сечения обеспечивает низкое положение центра тяжести и хорошую устойчивость бензовоза

Из минусов составных автопоездов отметим более высокие требования к водителям, которые ими управляют. Не секрет, что по управляемости, устойчивости и, чего греха таить, без­опасности перевозок седельный тягач с полуприцепом намного выгоднее, чем грузовик с прицепом. Ситуацию несколько исправляют современные системы стабилизации, предотвращения опрокидывания и, разумеется, ставшая уже обязательной ABS. Однако, как показывает практика, российские дороги и дорожный климат, увы, сильно уменьшают их значение и влияние на безопасность перевозок.

В качестве примера прицепа-бензовоза может служить «Сеспель» 860200, который предназначен для перевозки светлых нефтепродуктов. Емкость цистерны, изготовленной из низколегированной стали 09Г2С, равна 15 м3. В весовом выражении количество перевозимых нефтепродуктов равно 12 900 кг (при плотности 0,86 т/м3). Благодаря овальному сечению прицеп имеет достаточно низко расположенный центр тяжести, что положительно сказывается на устойчивости транспортного средства при совершении им маневров на крейсерских скоростях. Таковым, например, может являться резкое перестроение или объезд внезапно возникшего препятствия. В зависимости от пожеланий заказчика и его потребностей цистерна может быть разделена на два или три отсека. В каждом из них можно будет перевозить определенный сорт нефтепродукта, не допуская их смешивания между собой.

Бензовоз на двухосном шасси отечественного производства недорог, обладает отменной маневренностью и экономичностью

Снаряженная масса прицепа составляет 4800 кг, а полная – 17 700 кг. При этом распределение нагрузки по осям таково: 8750 кг на переднюю и 8850 кг на заднюю ось соответственно. Примечательно, что с таким весом нарушить ограничения осевой нагрузки достаточно сложно. По этой причине бензовоз может перевозить топливо и по дорогам, имеющим небольшую несущую нагрузку. Учитывая сложные дорожные условия, в которых будет эксплуатироваться техника, инженеры оснастили прицеп пневматической подвеской BPW, причем в усиленном исполнении HeavyDuty. Само собой разумеется, тормозные механизмы осей барабанные. Они лучше защищены от грязи и, следовательно, более адаптированы для работы в сложных дорожных и климатических условиях. Тормозная система Wabco, тип 2S/2M с электронной системой торможения EBS и противоопрокидывания RSS.

Данная компания является лидером в сегменте, и на ее компонентах строятся тормоза многих грузовиков, автобусов, прицепов. Ошиновка осей прицепа производится покрышками распространенной размерностью 385/65 R22,5. В качестве поставщиков шин могут выступать различные производители, но сегодня, когда стоимость валюты безудержно идет вверх, стоит обратить внимание на продукцию отечественных шинников, например покрышки Cordiant Professional TR-1. Колеса собираются на стальных дисках размерностью 11,75х22.5.

Интересные автоцистерны для бензовозов предлагает ЗАО «КАПРИ». Автоцистерны могут быть изготовлены на базе автошасси Scania, Mersedes, КамАЗ. Корпус цистерны, изготовленный из стали 09Г2С или из алюминиевого сплава, имеет «чемоданную» форму, что обеспечивает низкий центр тяжести транспортного средства и значительно повышает его устойчивость. В зависимости от технических характеристик автошасси цистерны могут иметь объем от 15 до 20 м3.

«КАПРИ»

Еще одним вариантом 15-кубового прицепа-бензовоза, который предназначен как для транспортировки, так и для кратковременного хранения светлых нефтепродуктов плотностью не более 0,83 т/м3, является цистерна ПЦ-86531 предприятия «ГРАЗ». Поперечное сечение цистерны имеет «чемоданное сечение». Сам же корпус, изготовленный из стали 09Г2С, имеет внутреннее усиление ребрами жесткости специальной плоско-вогнутой формы. Данные элементы не только упрочняют конструкцию, но и гасят удары нефтепродуктов в процессе их перевозки. Конструкция цистерны предусматривает наличие в ней двух изолированных отсеков. Снаряженная масса прицепа равна 7100 кг, а полная составляет 20 000 кг. Развесовка по осям – 10 000 кг на каждую. Примечательно, что в качестве шасси прицепа конструкторы использовали ходовую часть МАЗ–83781-1011. А в качестве тягачей рекомендуются грузовики МАЗ-6303А5, МАЗ-6303А8.

Шасси импортных грузовиков следует подбирать с учетом соблюдения одномарочности парка

Для перевозки прицепов-цистерн требуются специально оборудованные транспортные средства, соответствующие требованиям по пожаровзрывобез­опасности, предъявляемым при перевозке грузов 3-го класса опасности (бензин), поэтому простой бортовой автомобиль для этих целей не подходит.

Если перевозка топлива предполагает преодоление участков дорог с плохим покрытием или грунтовок, то имеет смысл рассмотреть вариант АТЗ «Энергомаш» АЦ-22, который базируется на полноприводном шасси КамАЗ-6522 (6х6). Смонтированная на его раме цистерна модели АЦ-22-6522 изготовлена из стали Ст3СП и имеет «чемоданное сечение». В зависимости от требований заказчика емкость может быть разделена на два или три отдельных изолированных отсека. Полная масса транспортного средства составляет 32 960 кг. Еще один вариант полноприводного «наливника» – АТЗ 56142-45, созданный на базе полноприводного автомобиля КамАЗ-43118 (6х6) с цистерной вместимостью 11 м3. Емкость, изготовленная из низколегированной стали 09Г2С, имеет два изолированных отсека. Использованное инженерами ГРАЗа в качестве ходовой части вездеходное шасси с односкатной ошиновкой позволяет доставлять горючее даже на удаленные от дорог общего пользования объекты.

Легкие бензовозы малой кубатуры оперативно доставят горючее для спецтехники, работающей на стройкахЛегкие бензовозы малой кубатуры оперативно доставят горючее для спецтехники, работающей на стройках

Если рассматривать автозаправщики на шасси дорожных машин, то внимания заслуживает АТЗ АЦ-465236-17 на шасси МАЗ-6312В5 с колесной формулой 6х4. Данная автоцистерна вместимостью 17 м3 изготавливается из низколегированной стали 09Г2С и может иметь два-три изолированных отсека в зависимости от требований заказчика.

Разумеется, при выборе шасси тягача-бензовоза необходимо исходить из принципа одномарочности парка. Например, если ваш парк состоит преимущественно из автомобилей марки Ford, то достаточно привлекательным вариантом будет являться АТЗ  46681F-17, созданный на шасси Ford Cargo 2532 HRS от компании «Автобау». Данная автоцистерна предназначена для транспортировки, временного хранения и дозированной заправки светлыми нефтепродуктами (бензин и дизельное топливо) плотностью не более 860 кг/м3. Вместимость цистерны, изготовленной из низколегированной стали марки 09Г2С, составляет 17 м3. При этом емкость в зависимости от требований заказчика может быть разделена на два, три или четыре изолированных отсека, что позволяет за один рейс перевозить разные виды топлива.

Чем больше секций цистерны, тем больше сортов горючего можно перевезти за один рейс

В качестве альтернативы ему можно рассмотреть АТЗ-17 на шасси грузовика Volvo FM11 с колесной формулой 6х2. Задняя ось данного автотопливозаправщика подвесная. Ее применение позволяет при полной загрузке транспортного средства снизить нагрузку на ось и ходовую часть автомобиля, а при порожних рейсах уменьшить износ резины. На шасси шведского грузовика смонтирована стальная цистерна, имеющая эллиптическое сечение, полезной емкостью 17 м3, которая разделена на три секции.